Статья 7. Задачи уголовного процесса
Комментарий к статье 7
В ст. 7 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК) названы задачи уголовного процесса. Содержание данных задач отражает демократическую и общесоциальную направленность уголовного процесса, исходит из основополагающих норм Конституции Республики Беларусь в сфере защиты прав человека, его свобод и законных интересов, интересов общества и государства. Поскольку они составляют основу принципов уголовного процесса, их комментарий является составной частью комментария каждого из нижеприведенных принципов.
Статья 8. Законность в уголовном процессе
Комментарий к статье 8
1. В статьях 8 — 25 УПК раскрывается содержание принципов уголовного процесса. Слово «принцип» означает главную идею, ключевую мысль или руководящее положение, которые должны быть применимы, использованы или соблюдены в определенной сфере человеческой деятельности. Применительно к уголовному процессу принципы определяют направленность уголовно-процессуального законодательства. Это руководящие положения, идеи, определяющие демократическое построение уголовного процесса и нашедшие отражение в нормах права.
Особенности принципов уголовного процесса состоят в том, что они:
- имеют основополагающее значение для уголовного производства;
- выражены в нормах права;
- являются общепроцессуальными и относятся в целом ко всем стадиям уголовного процесса или, по крайней мере, к стадии судебного разбирательства;
- имеют самостоятельное содержание, не дублирующее содержание других принципов.
2. Принцип законности является общеправовым принципом и находит отражение во всех без исключения отраслях законодательства. Законность в уголовном процессе означает, прежде всего, приоритет УПК над другими актами законодательства, регулирующими вопросы уголовного процесса, а также обязательность (т.е. неукоснительное соблюдение и исполнение) норм УПК всеми участниками правоотношений (судом, органом уголовного преследования, государственными органами, учреждениями, негосударственными организациями, должностными лицами, гражданами).
3. Нарушение закона в уголовном процессе является наказуемым и влечет ответственность в соответствии с законодательством. Вмешательство в разрешение судебных дел или производство предварительного расследования, вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта, привлечение в качестве обвиняемого заведомо невиновного, принуждение к даче показаний, фальсификация доказательств, заведомо незаконные задержание или заключение под стражу, производство заведомо незаконного обыска влекут уголовную ответственность (ст. 390, 392 — 395, 397, 398 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК)). При этом решения, принятые в результате нарушения закона при производстве по материалам и уголовному делу, признаются не имеющими юридической силы.
4. Нарушение порядка получения доказательств, предусмотренного УПК, означает их ничтожность. Такие доказательства не обладают юридической силой и являются недопустимыми в соответствии с ч. 4 ст. 105 УПК. На этом основании они не могут быть положены в основу обвинения и являться основанием для постановления приговора.
Статья 9. Осуществление правосудия только судом
Комментарий к статье 9
1. Согласно ч. 1 ст. 109 Конституции Республики Беларусь судебная власть принадлежит судам. Основной формой проявления судебной власти является отправление правосудия, т.е. разрешение уголовного дела в соответствии с уголовно-процессуальным законом. Понятие суда, суда первой, кассационной (второй), надзорной инстанций предусмотрено соответственно п. 42 — 45 ст. 6 УПК.
2. Осуществление правосудия является исключительной компетенцией судебных органов. Никакой иной орган не может принимать на себя функции отправления правосудия. Также на суд не может быть возложено выполнение процессуальных функций, не согласующихся с его статусом как органа правосудия. При этом исходя из содержания ч. 4 ст. 109 Конституции Республики Беларусь не допускается образование чрезвычайных судов. Чрезвычайным судом является особый судебный орган, создаваемый в исключительных случаях (война, чрезвычайное положение, революция и пр.). Деятельность такого суда имеет карательный характер, не связана с установленным законодательством порядком судопроизводства, предполагает рассмотрение дел в закрытых заседаниях с вынесением решения, не подлежащего обжалованию. Запрет на создание чрезвычайных судов означает, что даже в условиях исключительных обстоятельств правосудие осуществляется по общим правилам, предусмотренным УПК, судами республики.
3. Признать лицо от имени государства виновным в совершении преступления и назначить ему наказание вправе только суд и только в соответствии с законом. В данном случае норма ч. 2 ст. 9 УПК воспроизводит элементы института презумпции невиновности, закрепленного в ст. 26 Конституции Республики Беларусь и ст. 16 УПК.
Статья 10. Обеспечение защиты прав и свобод граждан
Комментарий к статье 10
1. На орган, ведущий уголовный процесс, возложена обязанность по обеспечению защиты прав и свобод участников уголовного процесса. Для лиц, участвующих в уголовном процессе, создаются необходимые условия для защиты их прав и свобод. В случае если они заявили законные требования, то должны быть приняты меры по удовлетворению таких требований.
2. Не допускается ограничение прав и свобод участников уголовного процесса, за исключением случаев, предусмотренных УПК. При этом законом установлен запрет на понуждение лица к исполнению обязанностей, не предусмотренных УПК, либо к отказу от своих прав. Принуждение к даче показаний влечет уголовную ответственность согласно ст. 394 УК. Перечень лиц, которые не подлежат допросу в качестве свидетелей, регламентирован ч. 2 ст. 60 УПК.
3. В случае причинения преступлением вреда орган, ведущий уголовный процесс, принимает меры к обеспечению гражданского иска. Порядок предъявления гражданского иска предусмотрен гл. 17 УПК. Согласно ч. 1 ст. 156 УПК при наличии достаточных данных о причинении вреда преступным деянием органы уголовного преследования обязаны принять меры по обеспечению гражданского иска. В соответствии с п. 8 ст. 263 УПК перед направлением уголовного дела в суд прокурор или его заместитель обязаны проверить, приняты ли меры обеспечения гражданского иска. Исходя из содержания ст. 284 УПК в случае непринятия органом уголовного преследования мер обеспечения гражданского иска судья обязывает его принять такие меры. В целях защиты прав граждан, юридических лиц, государственных или общественных интересов гражданский иск в уголовном процессе вправе предъявить прокурор.
4. Порядок производства по возмещению вреда, причиненного лицу незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс, определен в гл. 48 УПК. Вопросы ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов уголовного преследования и суда, также регламентированы в ст. 939 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
5. Меры по обеспечению безопасности участников уголовного процесса предусмотрены гл. 8 УПК.
Статья 11. Неприкосновенность личности
Комментарий к статье 11
1. Неприкосновенность личности — это конституционная гарантия свободы гражданина, его прав и законных интересов в соответствии со ст. 25 Конституции Республики Беларусь. Принцип неприкосновенности личности основывается также на положениях ст. 9 Международного пакта Организации Объединенных Наций «О гражданских и политических правах» (принят в г. Нью-Йорке 16.12.1966) (далее — Международный пакт).
2. Принцип неприкосновенности личности состоит в запрете на ограничение личной свободы гражданина. Гражданин может быть задержан, заключен под стражу либо иным образом ограничен в личной свободе не иначе чем в случаях, предусмотренных УПК. Основания и порядок задержания предусмотрены в гл. 12 УПК; меры заключения в виде заключения под стражу или домашнего ареста — в гл. 13 УПК; помещения подозреваемого или обвиняемого в государственную организацию здравоохранения для проведения экспертизы — в ст. 235 УПК.
3. Лицо, которое незаконно задержано, содержится под стражей или иным образом незаконно ограничено в свободе, подлежит немедленному освобождению органом, ведущим уголовный процесс. В соответствии с ч. 3 ст. 35 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 N 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением лиц, незаконно содержащихся под стражей.
4. Участники уголовного процесса не могут подвергаться насилию, пыткам, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Защита жизни и здоровья задержанного и заключенного под стражу лица обеспечивается особыми правилами его размещения, организации питания, медицинского обслуживания, установленными Законом Республики Беларусь от 16.06.2003 N 215-З «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» (далее — Закон о содержании под стражей) и Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания органов внутренних дел, утвержденными постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 20.10.2003 N 234. Согласно ст. 11 Закона о содержании под стражей в случае возникновения угрозы для жизни и здоровья лица, содержащегося под стражей, либо угрозы совершения против него преступления со стороны иных лиц сотрудники мест содержания под стражей незамедлительно принимают меры по обеспечению его личной безопасности.
5. Заведомо незаконные задержание или заключение под стражу влечет уголовную ответственность согласно ст. 397 УК.
6. Вред, причиненный гражданину в результате незаконного задержания, содержания под стражей и домашнего ареста, помещения в психиатрический стационар, возмещается государством в полном объеме в порядке, предусмотренном гл. 48 УПК.
Статья 12. Уважение чести и достоинства личности
Комментарий к статье 12
- Согласно преамбуле Международного пакта признание достоинства, присущего всем членам человеческого сообщества, является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. В связи с этим в уголовном процессе запрещены действия или решения, унижающие честь и достоинство участников уголовного процесса либо представляющие опасность их жизни и здоровью. Унижающими честь и достоинство личности являются действия, сопряженные с насилием, угрозами, оскорбительными высказываниями, пытками.
- Положения ст. 12 УПК направлены, прежде всего, на защиту чести и достоинства личности от должностных лиц, наделенных в уголовном процессе властными полномочиями. Источниками данной нормы являются положения ст. 7 Международного пакта; ст. 5 Всеобщей декларации прав человека (принята в г. Нью-Йорке 10.12.1948) (далее — Всеобщая декларация прав человека); ст. 25, 28, ч. 2 ст. 60 Конституции Республики Беларусь.
- УПК закреплены определенные гарантии охраны чести и достоинства личности при производстве следственных действий. Например, согласно ч. 3 ст. 211 УПК личный обыск проводится лицом того же пола, что и обыскиваемый, с участием специалистов и понятых того же пола. Аналогичные требования закон предъявляет и при проведении освидетельствования (ч. 4 ст. 206 УПК).
- Вред, причиненный незаконными действиями должностных лиц органа, ведущего уголовный процесс, подлежит возмещению исходя из оснований и в порядке, предусмотренных гл. 48 УПК.
- Принуждение к даче показаний, сопряженное с применением насилия, издевательств или пыток, влечет уголовную ответственность согласно ст. 394 УК.
Статья 13. Охрана личной жизни
Комментарий к статье 13
1. В статье 13 УПК закреплен принцип охраны личной жизни, основу которого составляют положения ст. 28 Конституции Республики Беларусь о праве гражданина на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь (в том числе от посягательства на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на честь и достоинство). Данный принцип также воспроизводит норму ст. 17 Международного пакта о недопустимости произвольного вмешательства в личную или семейную жизнь человека.
2. Ограничение права на охрану личной жизни допускается только в случаях и в порядке, предусмотренных УПК. При этом вторжение в сферу личной жизни должно быть обоснованным, осуществляться согласно мотивированному постановлению соответствующего должностного лица органа уголовного преследования, быть санкционировано прокурором, его заместителем либо осуществлено по постановлению Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности.
3. Основания и алгоритм проведения обыска, выемки, наложения ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивания и записи переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, иных переговоров установлены в гл. 24 УПК.
4. Во время судебного разбирательства в открытом судебном заседании должно исключаться разглашение сведений об интимных сторонах жизни тех или иных лиц, а также оглашение переписки личного характера. Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23.12.1999 N 14 «О повышении культуры судебной деятельности и улучшении организации судебных процессов» выяснение сведений о личности, о роде занятий потерпевших, свидетелей, характере взаимоотношений с обвиняемым производится только в пределах, допускаемых процессуальным законодательством, а в сферу личной жизни граждан можно вторгаться лишь тогда, когда это необходимо для выяснения существенных обстоятельств дела, входящих в предмет доказывания.
В случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 23 УПК, разбирательство уголовного дела проводится в закрытом судебном заседании.
5. Данные предварительного следствия или дознания не подлежат разглашению. Согласно ч. 1 ст. 198 УПК они могут быть преданы гласности только с разрешения следователя, производящего дознание лица, — в том объеме, в каком ими будет признано это возможным, и если разглашенные сведения не причинят вреда интересам предварительного расследования, правам и законным интересам участников уголовного процесса. Разглашение данных дознания, предварительного следствия или закрытого судебного заседания влечет уголовную ответственность согласно ст. 407 УК.
Статья 14. Неприкосновенность жилища и иных законных владений
Комментарий к статье 14
- В ст. 14 УПК закреплен принцип неприкосновенности жилища и иных законных владений. В ней воспроизводится гарантия, предусмотренная ст. 29 Конституции Республики Беларусь, о запрете на вход в жилище или иное законное владение гражданина без законного на то основания и против его воли.
- Содержание понятий жилища и законного владения раскрывается в п. 6 и 7 ст. 6 УПК.
- Законом установлен специальный порядок принятия решения о производстве следственных действий, сопряженных со вторжением в жилище и иные законные владения. Например, осмотр жилища и иного законного владения проводится только с согласия собственника или проживающих в нем совершеннолетних лиц либо по постановлению следователя, органа дознания с санкции прокурора или его заместителя. Согласно ч. 1 ст. 210 УПК постановление о проведении обыска должно быть санкционировано прокурором или его заместителем. Исключение составляют случаи проведения обыска по постановлению Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности.
- В случае если необходимость в проведении следственного действия не терпит отлагательства, оно может быть проведено без санкции прокурора, но с последующим направлением ему в течение 24 часов сообщения о проведенном следственном действии (ч. 7 ст. 204, ч. 3 ст. 210 УПК).
- Нарушение неприкосновенности жилища и иных законных владений граждан, а также производство заведомо незаконного обыска влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 202 и 398 УК.
Статья 15. Публичность уголовного процесса
Комментарий к статье 15
1. Публичность уголовного процесса означает, что государство обеспечивает гражданам защиту от преступлений. В связи с этим норма ст. 15 УПК созвучна с положениями ч. 2 ст. 24 Конституции Республики Беларусь.
2. На государственные органы, должностных лиц, уполномоченных осуществлять уголовное преследование, законом возложена обязанность принимать меры по выявлению преступлений и лиц, их совершивших, возбуждению уголовного производства, привлечению к ответственности виновных, созданию условий для вынесения законного, обоснованного и справедливого судебного решения по делу. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела перечислены в ст. 166 и 167 УПК. Согласно ч. 1 ст. 175 УПК при наличии поводов и оснований орган дознания, следователь, прокурор выносят постановление о возбуждении уголовного дела.
3. УПК предусмотрены некоторые исключения из данного принципа. Это касается дел частного и частно-публичного обвинения, по которым начало уголовного процесса возможно исключительно по письменному заявлению лица, пострадавшего от преступления, либо его законного представителя, а также представителя юридического лица, деловая репутация которого пострадала от преступления. Перечень преступлений, по которым возможно производство по делам частного и частно-публичного обвинения, предусмотрен ст. 26 УПК. В ряде случаев закон предоставляет прокурору право возбудить уголовное дело при отсутствии заявления лица, пострадавшего от преступления, если они затрагивают существенные интересы государства и общества или совершены в отношении лица, находящегося в служебной или иной зависимости от обвиняемого либо по иным причинам не способного самостоятельно защищать свои права и законные интересы.
Статья 16. Презумпция невиновности
Комментарий к статье 16
1. В ст. 16 УПК закреплен один из основных принципов уголовного процесса — презумпция невиновности. Его основу составляют положения п. 1 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, п. 2 ст. 14 Международного пакта, ст. 26 Конституции Республики Беларусь. Данный принцип является универсальным, поскольку распространяет свое действие на все стадии уголовного процесса.
2. Сущность презумпции невиновности состоит в предотвращении необоснованного обвинения и осуждения. Виновность гражданина в совершенном преступлении должна быть доказана и установлена только вступившим в законную силу приговором суда. До этого момента лицо, обвиняемое в совершении преступления, считается невиновным и не обязано доказывать свою невиновность. Обвинение до тех пор нельзя считать доказанным, пока орган, ведущий уголовный процесс, не опровергнет факты, оправдывающие обвиняемого.
Презумпция невиновности представляет собой элемент системы сдержек и противовесов в системе участников уголовного процесса. Отсутствие такого принципа в условиях отношений между органом уголовного преследования и обвиняемым, основанных на власти и подчинении, наделяло бы последнего обязанностью доказывать свою непричастность к преступлению, что обвиняемый может сделать далеко не всегда.
3. Обязанность доказывания вины обвиняемого возлагается законом на орган уголовного преследования. Эта обязанность не может быть возложена на обвиняемого. На обвиняемом обязанность доказывания не лежит даже в случае признания себя виновным в совершении преступления. В данном случае должностное лицо органа, ведущего уголовный процесс, обязано проверить достоверность признания обвиняемого на основе доказательств, собранных по уголовному делу. Однако освобождение обвиняемого от обязанности доказывать свою невиновность не лишает его права участвовать в доказывании по уголовному делу.
Обвиняемый вправе отказаться от доказывания независимо от того, осуществляется ли оно при обнаружении, процессуальном закреплении, представлении, исследовании или оценке доказательств. При этом молчание обвиняемого не может приниматься за признание им своей вины. В такой ситуации недопустимыми являются любые формы принуждения обвиняемого к даче показаний. Обвиняемый не обязан представлять имеющиеся в его распоряжении доказательства органу, ведущему уголовный процесс, если только такой орган не использует свое право на принудительное изъятие доказательств (например, посредством обыска либо выемки). Принуждение к даче показаний влечет уголовную ответственность согласно ст. 394 УК.
4. Правило о толковании сомнений в пользу обвиняемого означает, что ни одно сомнительное обстоятельство или доказательство не может быть положено в основу обвинительных выводов органа, ведущего уголовный процесс. Сомнение в виновности обвиняемого может быть направлено как в отношении одного доказательства, так и в отношении нескольких доказательств. Всякое сомнение в виновности обвиняемого, к какому бы элементу состава преступления оно не относилось, влечет признание обвиняемого невиновным при условии, что исчерпаны все возможности для собирания дополнительных доказательств, способных устранить это сомнение. Неустранимыми являются такие сомнения, когда доказательства, собранные по делу, не позволяют сделать однозначный вывод о виновности либо невиновности обвиняемого. При этом средства сбора дополнительных доказательств исчерпаны (например, в начале расследования по делу имелись определенные упущения в работе следственных органов, из-за которых не удалось обнаружить необходимые доказательства).
Вместе с тем вынесение обвинительного приговора не исключается при наличии сомнений в отдельных доказательствах, а также в том случае, когда сомнительное доказательство является избыточным, а обвинение подтверждается другими доказательствами.
Статья 17. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту
Комментарий к статье 17
1. Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому права на защиту исходит из общих положений ст. 62 Конституции Республики Беларусь. Такое право является универсальным, поскольку не относится к какой-либо конкретной стадии уголовного процесса. Право на защиту относится к числу общепризнанных принципов международного права и рассматривается как необходимое условие справедливого судебного разбирательства (п. 1 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека; п. 3 ст. 14 Международного пакта).
2. Под правом на защиту понимается совокупность предоставленных подозреваемому, обвиняемому процессуальных прав для опровержения возникшего подозрения или предъявленного обвинения. Орган, ведущий уголовный процесс, обязан разъяснить лицу его право на защиту, а также обеспечить возможность реализации такого права. Согласно п. 5 ч. 2 ст. 41 и п. 4 ч. 2 ст. 43 УПК подозреваемому и обвиняемому предоставлено право на получение юридической консультации адвоката до начала первого допроса за счет средств местного бюджета в случае задержания или применения меры пресечения в виде заключения под стражу.
3. Подозреваемый, обвиняемый реализуют свое право на защиту лично или посредством привлечения защитника. В качестве защитников в уголовном процессе участвуют адвокаты. Однако при рассмотрении дела в суде защитником может являться один из близких родственников либо законных представителей обвиняемого. Для этого обвиняемый заявляет ходатайство, на основании которого суд принимает соответствующее определение (постановление). Осуществление права на защиту с помощью защитника (особенно адвоката) обеспечивает более высокий уровень защиты, в связи с чем участие защитника является обязательным в случаях, предусмотренных ст. 45 УПК. Закон не ограничивает количество защитников у подозреваемого, обвиняемого.
4. Подозреваемый, обвиняемый вправе отказаться от защитника в любой момент производства по материалам или уголовному делу. Основания отказа от защитника регламентированы ст. 47 УПК. Вместе с тем закон не допускает отказ от защитника в связи с отсутствием средств для оплаты его услуг или в случае, когда такой отказ является вынужденным. Осуществляя защиту самостоятельно, лицо может представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать объяснения, участвовать в допросах других обвиняемых, потерпевших, свидетелей и экспертов в суде, подавать жалобы на действия и решения органа, ведущего уголовный процесс.
5. Рассмотрение уголовного дела без участия защитника, когда его участие является обязательным, рассматривается как существенное нарушение уголовно-процессуального закона и согласно п. 4 ч. 2 ст. 391 УПК влечет безусловную отмену приговора суда. По вопросу участия защитника в уголовном процессе см. постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24.09.2009 N 7 «Об обеспечении права на защиту в уголовном процессе» (далее — постановление N 7). В соответствии с ч. 2 п. 3 указанного постановления нарушение требований закона об участии защитника в производстве по уголовному делу является нарушением права на защиту. На этом основании показания, данные подозреваемым, обвиняемым в отсутствие защитника, не имеют юридической силы, признаются недопустимыми доказательствами и не могут быть положены в основу обвинения.
6. Особенности возмещения расходов по оплате труда защитника определены в ч. 8 и 9 ст. 46 УПК.
Статья 18. Всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств уголовного дела
Комментарий к статье 18
1. Статьей 18 УПК предусмотрены гарантии всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела.
2. Всесторонность предполагает выяснение всех юридически значимых обстоятельств по делу, выдвижение и проверку всех объективно возможных версий, изучение как уличающих, так и оправдывающих подозреваемого, обвиняемого обстоятельств. Уличающими являются обстоятельства, которые подтверждают совершение лицом преступления, а также обстоятельства, которые отягчают наказание. Оправдывающие обстоятельства — это обстоятельства, полностью или частично исключающие уголовную ответственность лица, позволяющие признать лицо заслуживающим снисхождения, смягчающие его ответственность. Основной задачей всестороннего исследования обстоятельств уголовного дела является предотвращение односторонности следствия.
3. Полное рассмотрение обстоятельств дела предполагает исследование всей совокупности обстоятельств, подлежащих доказыванию (события преступления, виновности обвиняемого в совершении преступления, характера и размера вреда, причиненного преступлением). При этом согласно ст. 90 УПК на органы уголовного преследования возложена обязанность выявления причин и условий, способствовавших совершению преступления. Перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу (в т.ч. о преступлении, совершенном несовершеннолетним), предусмотрен ст. 89 УПК.
4. Объективное исследование обстоятельств уголовного дела означает беспристрастное и непредвзятое отношение органа уголовного преследования в ходе доказывания и принятия соответствующего процессуального решения. В случае установления заинтересованности должностных лиц органа уголовного преследования либо судьи в исходе дела они подлежат отводу в порядке, установленном ст. 77 — 82 УПК.
5. Нарушение принципа всесторонности, полноты, объективности в исследовании обстоятельств уголовного дела влечет определенные процессуальные последствия: возврат прокурором уголовного дела следователю для производства дополнительно предварительного расследования, постановление оправдательного приговора, отмену или изменение приговора при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке.
6. Принуждение к даче показаний путем применения угрозы, шантажа, насилия или совершения иных незаконных действий влечет уголовную ответственность согласно ст. 394 УК.
Статья 19. Оценка доказательств по внутреннему убеждению
Комментарий к статье 19
1. Принцип оценки доказательств по внутреннему убеждению является условием обеспечения независимости судей, органа уголовного преследования при принятии ими решения по уголовному делу. Внутреннее убеждение представляет собой уверенность лиц, принимающих уголовно-процессуальные решения, относительно допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, а также тех выводов, которые следуют из этих доказательств. Этот принцип означает, что закон заранее не определяет преимущество какого-либо доказательства (будь это признание обвиняемым своей вины либо заключение эксперта). Оценка согласно внутреннему убеждению означает, что лицо не зависит от оценок, которые дали доказательствам иные лица. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы и подлежат оценке лишь в их совокупности.
2. Оценка доказательств по внутреннему убеждению предполагает оценку всех доказательств, в том числе показаний обвиняемого, признающего себя виновным. Данные доказательства могут быть положены в основу обвинения только при условии их подтверждения всей совокупностью доказательств. Это также относится к оценке значения заключений экспертов. Вместе с тем внутреннее убеждение не должно быть произвольным. Оно должно иметь в своей основе совокупность достоверных и допустимых доказательств, имеющихся в деле. Поэтому согласно ч. 1 ст. 360 УПК в описательно-мотивировочной части приговора приводятся доказательства, на которых основаны выводы суда о виновности обвиняемого, и мотивы, по которым суд отверг другие доказательства.
Статья 20. Равенство граждан перед законом и равенство защиты их прав и законных интересов
Комментарий к статье 20
1. Статья 20 УПК воспроизводит содержание ст. 22 Конституции Республики Беларусь о равенстве всех перед законом и о праве без какой-либо дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Если ограничение прав и свобод личности и может допускаться, то согласно ч. 1 ст. 23 Основного Закона только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
2. Граждане равны перед законом независимо от их социальной, языковой, расовой, национальной, половой, государственной принадлежности, происхождения, имущественного положения, отношения к религии, образования, должностного положения, места рождения и места жительства, рода и характера занятий, политической принадлежности, принадлежности к общественным объединениям и пр.
3. Ни одно лицо не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону. Исключение из данного правила составляет предусмотренный УПК порядок производства по материалам и уголовному делу в отношении отдельных категорий должностных лиц, указанных в главе 49 УПК (лица, включенные в кадровый реестр Главы государства; депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь; депутаты местных Советов депутатов; судьи; народные заседатели; прокуроры, начальники следственного подразделения, следователи). При этом согласно п. 1 ч. 1 ст. 269 УПК уголовные дела о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами государства, депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и судьями, подсудны Верховному Суду Республики Беларусь. Однако нормативное закрепление таких изъятий обусловлено необходимостью обеспечения независимости деятельности таких лиц, предотвращения незаконного вмешательства в их деятельность посредством уголовного преследования по заведомо надуманным основаниям.
4. При производстве по материалам и уголовному делу лицу гарантируется право на получение юридической помощи. О составляющих права на защиту см. комментарий к ст. 17 УПК.
Статья 21. Язык, на котором ведется производство по материалам и уголовному делу
Комментарий к статье 21
1. Статья 21 УПК определяет язык, на котором ведется уголовный процесс. Указанная норма исходит из основополагающих положений ст. 17 Конституции Республики Беларусь, согласно которой государственными языками являются белорусский и русский. Принцип языка, на котором ведется производство по материалам и уголовному делу, реализуется на всех стадиях производства по делу.
2. В случае если лицо не владеет или недостаточно владеет языком, на котором ведется уголовный процесс, то оно вправе бесплатно пользоваться услугами переводчика. Порядок привлечения к участию переводчика установлен ст. 201 УПК. В такой ситуации согласно ч. 3 ст. 163 УПК процессуальные издержки, связанные с участием в производстве по уголовному делу переводчика, принимаются на счет государства. При этом лицо может на родном языке или на языке, которым оно владеет, выступать в суде, устно или письменно делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, подавать жалобы, знакомиться с уголовным делом. Если обвиняемый не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу и на котором изложен приговор, при провозглашении приговора ему обеспечивается устный перевод на его родной язык или на другой язык, которым он владеет (ч. 2 ст. 365 УПК).
3. Владение языком предполагает свободное объяснение на нем. Недостаточно владеющим языком, на котором ведется уголовный процесс, является лицо, которое хотя и понимает этот язык, но не может на нем свободно общаться либо читать или писать. Положения комментируемой статьи в части предоставления переводчика распространяются также на немых, глухих и глухонемых лиц, которым необходимо обеспечивать помощь сурдопереводчика (ч. 1 ст. 63 УПК).
4. Орган, ведущий уголовный процесс, обязан не только разъяснить, но и обеспечить участникам уголовного процесса, не владеющим либо недостаточно владеющим языком, на котором ведется уголовный процесс, соблюдение права, предусмотренного ч. 2 ст. 21 УПК. При производстве процессуальных действий необходимо выяснить, владеет ли участник уголовного процесса языком, на котором ведется уголовный процесс. Это должно найти отражение в соответствующих процессуальных документах посредством удостоверения подписью такого лица. Если подозреваемый, обвиняемый не владеют языком судопроизводства, то в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 45 УПК обязательным является участие защитника.
5. Переводчиком может быть любое лицо, свободно владеющее языком, на котором ведется уголовный процесс. При этом участники уголовного процесса не вправе принимать на себя обязанности переводчика, даже если они и владеют необходимыми для перевода языками. Иначе проведенные процессуальные действия будут признаны недействительными. Закон не устанавливает обязательность наличия у лица филологического образования или специальности переводчика. Однако в случае обнаружения некомпетентности переводчика согласно ч. 1 ст. 84 УПК он не может принимать участие в производстве по уголовному делу. В такой ситуации переводчику может быть заявлен отвод.
6. Право на пользование услугами переводчика распространяется на всех участников уголовного процесса как со стороны защиты, так и со стороны обвинения, а также иных участников. Подозреваемому, обвиняемому и другим участникам уголовного процесса (в т.ч. потерпевшему согласно ч. 2 ст. 266, ст. 283 УПК) процессуальные документы, копию которых они вправе получить исходя из норм УПК, вручаются в переводе на их родной язык или другой язык, на котором они владеют. К таким документам можно отнести: копии постановления о привлечении в качестве обвиняемого; постановления следователя о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд; постановления о назначении судебного разбирательства; протокола обыска, выемки; постановления о мере пресечения в отношении обвиняемого и пр.
7. Недопустимо ограничение прав подозреваемого, обвиняемого, их законных представителей, защитников, обусловленное незнанием ими языка, на котором ведется уголовный процесс. При этом согласно ч. 1 п. 9 постановления N 7 необеспечение указанным лицам права совершать юридически значимые действия на родном языке или на языке, которым они владеют, или невручение подозреваемому, обвиняемому обязательных для вручения им процессуальных документов в переводе на их родной язык или на язык, которым они владеют, является существенным нарушением норм УПК.
Статья 22. Независимость судей и подчинение их только закону
Комментарий к статье 22
1. Независимость судей означает недопустимость воздействия в какой-либо форме на состав суда с целью вынесения определенного решения. При осуществлении правосудия судьи не зависят от государственных органов и организаций, иных юридических лиц независимо от формы собственности, рассматривают уголовные дела и выносят приговоры по ним в соответствии с законодательством и своим внутренним убеждением. Принцип независимости судей реализуется на всех стадиях рассмотрения уголовного дела (кассационной, надзорной (второй) инстанции, по вновь открывшимся обстоятельствам).
Положения ст. 22 УПК следует толковать расширительно, подразумевая независимость и подчинение закону не только судей, но и народных заседателей на период осуществления ими полномочий в суде.
2. Закон запрещает любое вмешательство в деятельность судьи либо народного заседателя с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению уголовного дела или добиться вынесения незаконного приговора. Вмешательство в разрешение судебных дел, а также оскорбление, насилие или угроза в отношении судьи или народного заседателя, совершенные в связи с осуществлением судьей или народным заседателем правосудия, влекут уголовную ответственность в соответствии со ст. 388 — 391 УК.
3. Законодательством предусмотрены гарантии независимости судей и народных заседателей. Согласно ч. 2 ст. 85 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (далее — КССС) независимость судей и народных заседателей обеспечивается установленным порядком их назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, регламентированной законодательством процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебных постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей и народных заседателей, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов.
4. Гарантии неприкосновенности судьи и народного заседателя предусмотрены ст. 87 КССС. Судьи и народный заседатель (в период исполнения ими своих обязанностей в суде) обладают юрисдикционным иммунитетом от уголовного преследования, особенности которого предусмотрены гл. 49 УПК. Возбуждение уголовного дела в отношении судьи или народного заседателя осуществляется только по решению должностных лиц, указанных в ст. 468-2 УПК, и предусматривает необходимость получения предварительного согласия.
Законом Республики Беларусь от 13.12.1999 N 340-З «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудников органа государственной охраны» установлены меры безопасности, применяемые для обеспечения защиты жизни и здоровья судьи и народного заседателя (их близких), сохранности их имущества. При этом жизнь и здоровье защищаемых лиц подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета.
5. Ряд социально-правовых гарантий судей предусмотрены Законом Республики Беларусь от 14.06.2003 N 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь», Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 N 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений», Указом Президента Республики Беларусь от 03.04.2008 N 195 «О некоторых социально-правовых гарантиях для военнослужащих, судей и прокурорских работников», Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 N 286 «О создании специального служебного жилищного фонда».
6. Материальное обеспечение народных заседателей регламентировано ст. 138 КССС.
Статья 23. Гласность судебного разбирательства
Комментарий к статье 23
1. Гласность судебного разбирательства предполагает рассмотрение уголовных дел в открытых судебных заседаниях и предоставление гражданам, достигшим шестнадцатилетнего возраста (обвиняемым, потерпевшим или свидетелям по уголовному делу — в возрасте до 16 лет), возможности присутствовать в судебном процессе. Согласно ч. 6 ст. 287 УПК присутствующие в открытом судебном заседании вправе вести письменную и магнитофонную записи.
Посредством принципа гласности обеспечивается воспитательное и предупредительное воздействие уголовного процесса. Осуществляется общая превенция в отношении индивидуально-неопределенного круга лиц. Для рассмотрения наиболее актуальных и социально значимых дел уголовное дело может быть рассмотрено в выездном судебном заседании. Однако соблюдение принципа гласности не должно приводить к вмешательству в судебную деятельность, поскольку суды при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.
2. Согласно содержанию ч. 1 ст. 287 УПК обязанность по обеспечению открытого судебного разбирательства уголовных дел возлагается на суд. Вместе с тем законом предусмотрена возможность рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании в случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 23 УПК. При наличии соответствующего основания суд выносит мотивированное определение, а судья — постановление. Рассмотрение уголовного дела в закрытом судебном заседании проводится как по инициативе суда, так и по ходатайству участников процесса. Вопрос о необходимости проведения закрытого судебного процесса может быть решен при назначении и подготовке судебного разбирательства (согласно п. 6 ч. 2 ст. 281 УПК), а также в самом судебном заседании. При этом в зависимости от обстоятельств дела суд вправе рассмотреть все уголовное дело в закрытом заседании или произвести таким образом лишь некоторые процессуальные действия (например, допрос обвиняемого, свидетеля, оглашение показаний несовершеннолетнего и пр.).
3. Закрытое судебное заседание проходит с соблюдением всех правил уголовного судопроизводства. В случае рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании публично оглашается только резолютивная часть приговора, определения (постановления) суда. Разглашение данных закрытого судебного заседания без разрешения суда влечет ответственность в соответствии со ст. 407 УК (в случае, если лицо было предупреждено судом о недопустимости разглашения).
4. В целях правильного и единообразного применения судами законодательства, регламентирующего вопросы гласности судебного разбирательства, Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь принято постановление от 20.12.2013 N 11 «Об обеспечении гласности при осуществлении правосудия и о распространении информации о деятельности судов».
Статья 24. Осуществление правосудия на основе состязательности и равенства сторон
Комментарий к статье 24
1. Принцип состязательности сторон рассматривается в качестве одного из основополагающих принципов уголовного процесса и условия справедливого правосудия (п. 1 ст. 14 Международного пакта). Состязательность сторон означает разделение функций обвинения и защиты с возложением их на разных субъектов, а также наделение их равными правами в осуществлении своих функций. При этом на суд возлагается исключительно функция правосудия: он не вправе принимать на себя осуществление ни обвинительной функции, ни функции защиты.
Состязательность в уголовном процессе позволяет отойти от инквизиционного (сугубо обвинительного) процесса. Суд не может по собственной инициативе осуществлять деятельность, составляющую содержание уголовного преследования. Для достижения баланса процессуальных интересов участников уголовного процесса требуется разделение их процессуальных функций. Подобная модель разделения функций исключает перевес процессуального статуса органов уголовного преследования над статусом обвиняемого. У стороны обвинения и стороны защиты равные возможности по участию в процессе доказывания. Полноценная реализация противоположных функций уголовного преследования и защиты возможна только тогда, когда носители этих функций наделены равными правами по участию в сборе, представлении и исследовании доказательств, заявлению ходатайств.
2. Правило об осуществлении уголовного преследования только стороной обвинения означает не только прекращение преследования в случае отказа стороны обвинения от обвинения, но и обязательное участие стороны обвинения в судебном разбирательстве (за исключением случаев неучастия государственного обвинителя при рассмотрении уголовного дела в суде согласно ч. 2 ст. 455 УПК).
3. В обязанность суда входит обеспечение справедливого и беспристрастного разрешения спора, создание необходимых условий для осуществления сторонами их процессуальных прав и обязанностей на основе полного равенства. Суд предоставляет сторонам обвинения и защиты равные возможности для отстаивания своих позиций и не может принимать на себя выполнение их процессуальных функций. Отсутствие у суда права возбуждать уголовное дело и предъявлять обвинение означает, что полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью либо в соответствующей его части.
4. Состязательность не исключает право суда в рамках предъявленного обвиняемому обвинения истребовать и исследовать по собственной инициативе дополнительные доказательства, необходимые для проверки доводов сторон для правильного разрешения дела. В соответствии со ст. 103, 330, 334 — 337 УПК при необходимости суд вправе задавать вопросы допрашиваемым, назначать экспертизу, производить следственные действия. Это означает, что закон предоставляет суду право проявлять инициативу в собирании доказательств.
Вместе с тем согласно п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.09.2002 N 6 «О некоторых вопросах применения уголовно-процессуального закона в суде первой инстанции» суд обязан создать сторонам необходимые условия для осуществления предоставленных им прав и выполнения процессуальных обязанностей, оказывать по их ходатайству содействие в представлении доказательств, обеспечивать справедливое и беспристрастное разрешение дела на основе неукоснительного соблюдения требований закона об отделении функции осуществления правосудия от функций обвинения и защиты.
Статья 25. Прокурорский надзор в уголовном процессе
Комментарий к статье 25
- Прокурорский надзор осуществляется на всех стадиях уголовного процесса и призван обеспечить безусловное, точное и единообразное исполнение законов нижестоящими прокурорами, а также иными субъектами уголовного процесса. Осуществляя свои полномочия по надзору за исполнением законов на стадиях досудебного производства, прокурор независим и подчиняется только закону.
- Общие положения о прокурорском надзоре в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания, надзора за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении предусмотрены ст. 30 — 33 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 N 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь». Основные полномочия прокурора в рамках осуществления надзора за соблюдением законности при производстве предварительного следствия и дознания регламентированы ч. 5 ст. 34 УПК. При этом прокурор наделен также иными полномочиями, предусмотренными ст. 130, 131, ч. 1 ст. 132, ч. 1 ст. 145, ч. 6 ст. 149, ст. 154, ч. 4 ст. 257, ч. 4 ст. 420 УПК. Составляющие надзора прокурора за законностью возбуждения уголовного дела определены ст. 179 УПК. Полномочия прокурора на стадии судебного разбирательства уголовного дела установлены ч. 6 ст. 34 УПК.
- Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, необоснованный отказ в приеме которых может быть обжалован прокурору согласно ч. 2 ст. 172 УПК. При осуществлении надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания прокурор проводит проверки законности решений (действий), принимаемых органами уголовного преследования в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания.
- При осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений по уголовным делам прокурор пользуется полномочиями, предусмотренными ст. 404, 405, 409, 410 УПК. Осуществляя надзор за исполнением судебных решений, прокурор вправе опротестовать постановление судебного исполнителя, а также действия (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа в суд, при котором состоит судебный исполнитель (ч. 1 ст. 479 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь).
- В случае выявления нарушений закона на любой стадии уголовного процесса прокурор обязан своевременно реагировать на такие нарушения.