Статья 31. Суд
Комментарий к статье 31
1. Статья 31 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК) закрепляет общее предназначение, государственно-правовой статус суда в системе уголовно-процессуальных отношений. Суд является одним из основных участников уголовного процесса, посредством уголовного судопроизводства осуществляющим правосудие по уголовным делам и реализующим иные функции, возложенные на него законодателем (об иных функциях суда см. комментарий к ст. 32 УПК).
Правосудие по уголовным делам осуществляется судами общей юрисдикции — Верховным Судом Республики Беларусь, областными (Минским городским) судами, районными (городскими) судами, а также действующими до 1 июля 2014 г. военными судами (Белорусским военным судом и межгарнизонными военными судами).
В зависимости от процессуального порядка рассмотрения и разрешения уголовных дел и иных материалов выделяют суды первой инстанции (суд, правомочный вынести по уголовному делу приговор, определение или постановление), суды кассационной (второй) инстанции (суд, рассматривающий уголовное дело по жалобе или протесту стороны на приговор, определение или постановление суда первой инстанции, не вступившие в законную силу), суды надзорной инстанции (суд, рассматривающий в порядке надзора уголовное дело по протесту управомоченных лиц на приговор, определение или постановление суда первой или кассационной инстанции, вступившие в законную силу).
2. Уголовные дела, иные материалы рассматриваются и разрешаются судом не произвольно, а с соблюдением установленных процедурных правил, направленных на обеспечение законности и обоснованности принимаемых судом промежуточных и итоговых решений. Данные правила содержатся в ряде положений УПК (гл. 16, 32 — 40, 42, 43 и др.). Нарушение судом правовой процедуры является основанием для постановки вопроса об отмене либо изменении судебных постановлений.
3. Уголовные дела, иные материалы рассматриваются судом на основе:
— соблюдения подсудности уголовных дел (институт подсудности уголовных дел регламентирован главой 32 УПК и направлен на установление правил, определяющих, какой именно суд вправе и обязан рассмотреть и разрешить конкретное уголовное дело в качестве суда первой инстанции (см. комментарий к гл. 32 УПК));
— формирования законного, независимого, компетентного и беспристрастного состава суда.
В качестве судей могут выступать только лица, назначенные (избранные) на должность судьи в состав данного суда в установленном законодательством порядке для осуществления обязанностей судьи на профессиональной основе. В качестве народных заседателей могут выступать только лица, привлекаемые в состав данного суда в установленном законодательством порядке и случаях для участия в деятельности суда по осуществлению правосудия. Судьи и народные заседатели вправе рассматривать уголовные дела и иные материалы, подсудные лишь данному суду.
Независимость и компетентность судей и народных заседателей обеспечивается установленными законодательными актами порядком их назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебных постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей и народных заседателей, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов.
Беспристрастность судей и народных заседателей обеспечивается в каждом конкретном случае индивидуально. Состав суда не должен быть прямо, лично или косвенно заинтересован в итоге рассматриваемого дела. Гарантией беспристрастности суда является институт отвода судей и народных заседателей;
— отвода судей. Институт отвода судей и народных заседателей закреплен в ст. 77 — 80 УПК и призван обеспечить объективность и беспристрастность рассмотрения уголовного дела посредством отстранения от рассмотрения и разрешения уголовных дел имеющих прямую, личную или косвенную заинтересованность в исходе дела судей и народных заседателей (см. комментарий к ст. 77 — 80 УПК);
— отделения функции осуществления правосудия от функций обвинения и защиты. На суд возложена функция осуществления правосудия. Функции же обвинения и защиты реализуются другими участниками уголовно-процессуальной деятельности — стороной защиты и стороной обвинения. Суд лишь создает необходимые условия для осуществления предоставленных сторонам прав и выполнения ими процессуальных обязанностей (см. комментарий к ст. 24 УПК).
Статья 32. Состав суда
Комментарий к статье 32
1. В частях 1 — 3 комментируемой статьи определяется состав суда первой инстанции при рассмотрении и разрешении уголовных дел и иных материалов. Состав суда может быть либо единоличным (один профессиональный судья), либо коллегиальным (один профессиональный судья и два народных заседателя). Уголовные дела и материалы, подлежащие рассмотрению единолично судьей, не могут быть рассмотрены коллегиальным составом суда. Уголовные дела и материалы, подлежащие рассмотрению коллегиальным составом суда, не могут быть рассмотрены единолично судьей.
2. В части 2 комментируемой статьи приведен закрытый перечень категорий уголовных дел и иных материалов, рассмотрение и разрешение которых осуществляет судья единолично. В соответствии с ним судья единолично:
— разрешает вопросы, связанные с назначением и подготовкой судебного разбирательства (см. комментарий к гл. 33 УПК);
— рассматривает уголовные дела о преступлениях, за которые максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает десяти лет лишения свободы. Здесь следует иметь в виду, что если деяния обвиняемого квалифицируется по нескольким статьям (частям статьи) Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) либо же в качестве обвиняемых привлекается несколько лиц, то вопрос о составе суда решается с учетом статьи (части статьи) УК, предусматривающей наибольшее максимальное наказание в виде лишения свободы.
Если в ходе судебного разбирательства по уголовному делу, рассматриваемому судьей единолично, государственным обвинителем будет предъявлено лицу новое обвинение, квалифицируемое по статье УК, санкция которой предусматривает свыше десяти лет лишения свободы, уголовное дело должно быть передано на рассмотрение коллегиального состава суда.
Уголовные дела, преступления по которым совершены несовершеннолетними лицами, независимо от санкции уголовного закона всегда рассматриваются коллегиальным составом суда;
— разрешает вопросы, связанные с исполнением приговора (см. комментарий к гл. 41 УПК).
3. В части 3 комментируемой статьи приведен закрытый перечень категорий уголовных дел, рассмотрение и разрешение которых осуществляется коллегиальным составом суда. К ним относятся, во-первых, преступления, за которые уголовным законом предусматриваются наказание свыше десяти лет лишения свободы или смертная казнь. При переквалификации деяния обвиняемых лиц на статью уголовного закона, санкция которой предусматривает наказание, не превышающее десяти лет лишения свободы, передача уголовного дела на рассмотрение единолично судье не требуется.
Во-вторых, к ним относятся преступления несовершеннолетних. При этом следует учитывать, что предписания части 3 комментируемой статьи действуют и в отношении взрослых обвиняемых, проходящих по одному и тому же уголовному делу с несовершеннолетними лицами. Вне зависимости от вида и размера санкции уголовного закона, вменяемого взрослым обвиняемым, в отношении их уголовное дело рассматривается коллегиальным составом суда.
4. В части 4 комментируемой статьи определяются составы судов кассационной и надзорной инстанции. Рассмотрение уголовных дел в кассационной инстанции осуществляется в составе трех профессиональных судей, один из которых является председательствующим (см. комментарий к ст. 379 УПК), в надзорной инстанции — в составе не менее трех профессиональных судей (см. комментарий к ст. 407 УПК).
Статья 33. Полномочия суда
Комментарий к статье 33
1. Комментируемая статья носит общеправовой характер и устанавливает компетенцию единоличного и коллегиального составов суда на судебных и досудебных стадиях уголовного процесса. В дальнейшем каждое (за некоторым исключением) из полномочий суда, перечисленных в рассматриваемой норме, находит свою подробную детализацию в соответствующих главах и разделах уголовно-процессуального закона.
2. На судебных стадиях уголовного процесса суд (в коллегиальном составе либо единолично) осуществляет подготовку и назначение судебного разбирательства (см. комментарий к гл. 33 УПК), рассматривает уголовные дела по первой инстанции (см. комментарии к гл. 34 — 38 УПК), рассматривает уголовные дела в кассационном порядке и в порядке надзора, а также при производстве по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам (см. комментарии к гл. 39 — 43 УПК); рассматривает уголовные дела с применением к лицу принудительных мер безопасности и лечения (см. комментарий к гл. 46 УПК), обращает приговоры к исполнению и разрешает вопросы, связанные с исполнением приговора, а также снятием судимости (см. комментарий к гл. 41 УПК).
3. На досудебных стадиях уголовного процесса суд в лице профессионального судьи рассматривает жалобы на действия и решения органа уголовного преследования (см. комментарий к гл. 16 УПК), выносит постановления о применении мер пресечения (см. комментарий к ст. 144 УПК), выносит постановления по уголовным делам, находящимся в его производстве, о помещении лица в организацию здравоохранения для проведения судебно-психиатрической экспертизы (см. комментарий к ст. 235 УПК).
4. В соответствии с частями 3 и 4 комментируемой статьи суд в коллегиальном составе вправе вынести частное определение (судья единолично — частное постановление) в случае выявления нарушений законности при производстве предварительного расследования или при рассмотрении дела нижестоящим судом. В частном определении (постановлении) содержатся требования об устранении причин и условий, способствующих нарушениям законности, привлечении к установленной законодательством ответственности должностных лиц, допустивших данные нарушения.
Частное определение (постановление) направляется для рассмотрения соответствующему начальнику следственного подразделения, начальнику органа дознания, председателю суда и подлежит обязательному рассмотрению в срок не позднее месяца со дня поступления к ним. О принятых мерах в этот же срок в письменной форме сообщается суду (судье).
5. Частное определение (постановление) по усмотрению суда может быть вынесено и по другим основаниям (к примеру, для внесения предложения о поощрении должностных лиц органов уголовного преследования и граждан, содействующих правоохранительным органам в обнаружении, раскрытии и расследовании преступлений, предложения администрации учреждения по месту работы обвиняемых лиц об устранении причин и условий, способствующих нарушениям законности и т.п.).