Статьи 263 — 266 УПК РБ. Постатейный комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь. Часть II. Досудебное производство. Раздел VIII. Предварительное расследование. Глава 31. Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему для направления в суд

Статья 263. Вопросы, подлежащие разрешению прокурором по уголовному делу, поступившему для направления в суд

Получив от следователя уголовное дело с постановлением о передаче дела прокурору для направления в суд, прокурор или его заместитель обязаны проверить:

1) имело ли место деяние, вмененное обвиняемому, и имеется ли в этом деянии состав преступления;

2) нет ли в деле обстоятельств, влекущих его прекращение;

2-1) заявлено ли обвиняемым ходатайство об освобождении его от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 88-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь;

3) обосновано ли предъявленное обвинение имеющимися в уголовном деле доказательствами;

4) предъявлено ли обвинение по всем установленным и указанным в уголовном деле общественно опасным деяниям обвиняемого;

5) привлечены ли в качестве обвиняемых все лица, изобличенные в совершении преступления;

6) правильно ли квалифицированы общественно опасные деяния обвиняемого;

7) правильно ли применена мера пресечения и нет ли в деле оснований для ее изменения либо отмены;

8) приняты ли меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества;

9) выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и приняты ли меры к их устранению;

10) произведено ли исследование обстоятельств уголовного дела всесторонне, полно и объективно;

11) составлено ли постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд в соответствии с требованиями настоящего Кодекса;

12) не допущены ли при производстве предварительного расследования нарушения уголовно-процессуального закона.

Комментарий к статье 263

1. Проверка широкого круга вопросов, изложенных в комментируемой статье, по поступившему от следователя уголовному делу является неотъемлемым элементом процессуальной деятельности прокурора по осуществлению надзора за качеством предварительного следствия, позволяющим решить, имеются ли основания для направления дела в суд, или следует принять какое-либо иное решение, предусмотренное ст. 264 УПК.

Предметом проверки является не только выяснение всесторонности, полноты, объективности проведенного предварительного следствия, но и установление отсутствия нарушений уголовного и уголовно-процессуального законов во время предварительного следствия по делу. Проверка должна осуществляться путем изучения материалов уголовного дела в полном объеме, а не ограничиваться рамками представленной следователем справки о результатах проведенного по делу предварительного следствия.

2. Формулируя вопросы, подлежащие проверке, законодатель, используя логическую последовательность в порядке их изложения, обязывает прокурора или его заместителя установить наличие общественно опасного деяния, вмененного обвиняемому, которое должно содержать в себе совокупность юридически значимых признаков состава преступления.

3. В ходе проверки материалов уголовного дела прокурор или его заместитель обязаны выяснить отсутствие в нем обстоятельств, являющихся основаниями прекращения производства по делу, предусмотренными ст. 250 УПК, как в целом, так и в отношении отдельных обвиняемых (об основаниях прекращения предварительного следствия и уголовного преследования см. ст. 250 УПК).

4. В том случае, если в ходе проверки будет установлено, что следователь не выяснил у обвиняемого, заявлено ли им ходатайство об освобождении его от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 88-1 УК, или будет установлено, что такое ходатайство в деле имеется, однако не дан ответ в предусмотренном законом порядке (см. Указ Президента Республики Беларусь от 03.12.1994 N 250 «Об утверждении Положения о порядке осуществления в Республике Беларусь помилования осужденных, освобождения от уголовной ответственности лиц, способствовавших раскрытию и устранению последствий преступлений»), прокурор или его заместитель обязаны возвратить дело для производства дополнительно предварительного расследования. Следователь обязан заранее уведомлять прокурора или его заместителя о поступившем ходатайстве от обвиняемого об освобождении от уголовной ответственности по ст. 88-1 УК, а также ставить вопрос перед соответствующим прокурором или его заместителем, начальником следственного подразделения или лицом, исполняющим его обязанности, о продлении сроков предварительного следствия и содержания обвиняемого под стражей до момента принятия решения Главой государства по ходатайству обвиняемого. Подробнее о порядке освобождения лица от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 88-1 УК, см. ч. 1-1 ст. 30 УПК и комментарий к ст. 30 УПК.

5. Анализ материалов уголовного дела должен убедить прокурора или его заместителя в том, что предъявленное обвинение основано не на предположениях, а на собранных по делу доказательствах, совокупность которых устанавливает наличие общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, указывает на совершение преступления конкретным лицом и приводит к обоснованному убеждению в его виновности. Собранные доказательств должны быть достаточными, чтобы у прокурора или его заместителя не возникло сомнений относительно доказанности предъявленного по делу обвинения органом, проводившим предварительное следствие. При изучении уголовного дела прокурору или его заместителю следует тщательно проверять допустимость полученных доказательств, поскольку они будут использоваться в судебном заседании для доказательства виновности лица. Если в процессе проверки будут выявлены доказательства, полученные с нарушением порядка, установленного УПК (ч. 3 ст. 8 УПК), то прокурор должен возвратить дело следователю со своими письменными указаниями для производства дополнительно предварительного расследования или предъявления нового обвинения.

6. В процессе проверки должно быть установлено, какие общественно опасные деяния совершены обвиняемым, доказано ли их совершение и предъявлено ли обвинение по всем деяниям в полном объеме, в связи с чем прокурор или его заместитель обязаны полученные доказательства о наличии совершенных преступных деяний по делу сопоставить с содержанием вынесенного постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, в котором эти преступные деяния должны быть изложены в соответствии с требованиями ст. 241 УПК.

7. Ознакомление с собранными по уголовному делу доказательствами позволяет надзирающему прокурору либо его заместителю разрешить вопрос о том, привлечены ли в качестве обвиняемых все лица, изобличенные в совершении общественно опасного деяния. Если к уголовной ответственности в качестве обвиняемых не все лица привлечены, то прокурор или его заместитель обязаны в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 264 УПК возвратить уголовное дело следователю для производства дополнительно предварительного расследования со своими письменными указаниями.

8. Одним из важнейших вопросов при проверке уголовного дела является определение правильности квалификации общественно опасного деяния обвиняемого. Прокурор или его заместитель обязаны выяснить, правильно ли дана органом предварительного следствия уголовно-правовая оценка содеянного, какой статьей уголовного закона предусмотрено совершенное преступление. В связи с этим они должны уяснить содержание признаков состава преступления, предусмотренного статьей УК, по которой органом предварительного следствия квалифицировано общественно опасное деяние обвиняемого, сделать правильный выбор подлежащей применению статьи УК.

9. Выяснение правильности применения меры пресечения обязывает прокурора или его заместителя при изучении материалов уголовного дела оценить совокупность доказательств, подтверждающих или опровергающих обстоятельства, изложенные в ст. 117 УПК.

Если в процессе проверки уголовного дела прокурор или его заместитель устанавливают, что нет необходимости в дальнейшем применять к обвиняемому меру пресечения (например, отпали основания ее применения, когда принимается решение о прекращении производства по уголовному делу) или возникла необходимость в ее изменении на более строгую или более мягкую с учетом обстоятельств дела (например, изменение квалификации деяний обвиняемого с применением закона о менее тяжком преступлении), то они принимают решение, руководствуясь ч. 4 ст. 119 УПК.

10. В процессе производства по уголовному делу орган дознания и следователь обязаны выполнить требования ст. 156 УПК. В связи с этим надзирающий прокурор или его заместитель при изучении материалов дела обязаны установить, какие меры приняты следователем, органом дознания по выявлению имущества, на которое может быть наложен арест, наложен ли арест на выявленное имущество, обеспечена ли сохранность данного имущества. При непринятии мер органами предварительного расследования по обеспечению предъявленного гражданского иска или возможной конфискации имущества прокурор или его заместитель в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 264 УПК должны возвратить уголовное дело со своими письменными указаниями для производства дополнительно предварительного расследования.

11. Требования о выявлении причин и условий, способствовавших совершению преступления, предусмотренные ст. 90 УПК, и принятие мер по их устранению в соответствии со ст. 199 УПК обязывают прокурора или его заместителя провести проверку материалов уголовного дела и выяснить, выполнены ли они следователем и лицом, производившим дознание (см. комментарий к ст. 199 УПК). Невыполнение следователем, лицом, производящим дознание, требований ст. 90 УПК о выявлении причин и условий, способствовавших совершению преступления, является основанием для возвращения прокурором или его заместителем уголовного дела следователю для производства дополнительно предварительного расследования.

12. Прокурор или его заместитель обязаны изучить все материалы уголовного дела для того, чтобы выяснить, установлены ли органом предварительного следствия все обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, предусмотренные ст. 89 УПК. В связи с этим они призваны выяснить, изучены ли все признаки, характеризующие общественно опасное деяние (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения); собраны ли все уличающие и оправдывающие обвиняемого доказательства; подтверждаются ли достаточными и достоверными доказательствами другие обстоятельства, входящие в предмет доказывания по уголовному делу, для его правильного разрешения; соблюдены ли беспристрастность, непредвзятость в процессе расследования уголовного дела.

13. Постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд, вынесенное следователем, должно быть проверено надзирающим прокурором или его заместителем на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к нему, которые изложены в ч. 2, 3 ст. 260 УПК.

Из смысла ст. 260 УПК следует, что в постановлении о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд следователем не излагаются анализ и результаты оценки доказательств виновности обвиняемого (обвиняемых), а также не приводятся доказательства, свидетельствующие о полноте, всесторонности и объективности проведенного предварительного расследования. Эта доказательственная информация излагается в справке о результатах проведенного по делу предварительного расследования, поэтому при отсутствии справки прокурор или его заместитель возвращают уголовное дело для производства дополнительно предварительного расследования, заключающегося в производстве процессуальных действий по составлению указанной справки.

Следователь также должен вместе с уголовным делом направить прокурору или его заместителю справку, предусмотренную ст. 261 УПК, и список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание. Если указанные процессуальные документы отсутствуют либо составлены не в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, прокурор или его заместитель возвращают уголовное дело для производства дополнительно предварительного расследования. В соответствии с ч. 2 ст. 265 УПК прокурор или его заместитель вправе лично изменить список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание.

14. По уголовному делу, наряду с указанными в комментируемой статье вопросами, прокурор или его заместитель проверяют, допущены ли следователем, лицом, производящим дознание, нарушения уголовно-процессуального закона как при собирании доказательств, так и при совершении различных процессуальных действий, которые не только затрагивают права участников уголовного процесса (права на защиту, на пользование услугами переводчика, на ознакомление с уголовным делом и т.п.), но и касаются отдельных процессуальных решений (о законности возбуждения уголовного дела, задержания подозреваемого, правильности соединения или выделения уголовного дела и т.п.).

По смыслу ч. 2, 3 ст. 8 УПК все допущенные нарушения закона влекут признание решений следователя, лица, производящего дознание, не имеющими юридической силы. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 388 УПК основаниями к отмене или изменению приговора являются существенные нарушения уголовно-процессуального закона, которые указаны в ст. 391 УПК и п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 27.09.2007 N 12 «О практике применения судами норм Уголовно-процессуального кодекса, регулирующих кассационное производство». Эти нарушения лишают участников уголовного процесса возможности реализовать свои права или создают препятствия для всестороннего, полного, объективного производства по уголовному делу. Существенные нарушения уголовно-процессуального закона могут быть допущены и при производстве предварительного расследования (например, осуществление производства по делу без участия защитника, в то время как его участие обязательно (ст. 45 УПК), либо необеспечение участия переводчика, когда лицо не владеет или недостаточно владеет языком, на котором ведется уголовный процесс, и т.д.). При их выявлении прокурор или его заместитель возвращают уголовное дело следователю для производства дополнительно предварительного расследования со своими письменными указаниями. Вместе с тем при выявлении некоторых нарушений прокурор или его заместитель могут устранить их лично и направить уголовное дело в суд (например, прокурор или его заместитель вправе исключить отдельные пункты обвинения, изменить квалификацию деяний обвиняемого с применением закона о менее тяжком преступлении, прекратить уголовное преследование в отношении отдельных обвиняемых). Прокурор или его заместитель, руководствуясь ст. 40 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 N 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь», вправе вынести постановление о возбуждении дисциплинарного производства или применить иные меры реагирования к следователю, лицу, производящему дознание, допустившим нарушения уголовно-процессуального закона.

15. После изучения уголовного дела и проверки перечисленных в комментируемой статье вопросов прокурор или его заместитель принимают по нему одно из решений, предусмотренных ч. 1 ст. 264 УПК.

Статья 264. Решение прокурора по уголовному делу, поступившему для направления в суд

1. Прокурор или его заместитель, если иное не предусмотрено частью 2 настоящей статьи, обязаны по поступившему к ним уголовному делу в срок не более пяти суток, а по сложным и многоэпизодным уголовным делам — не более пятнадцати суток принять одно из следующих решений:

  1. направить уголовное дело в суд, согласившись с постановлением следователя. При этом прокурор или его заместитель вправе исключить своим постановлением отдельные пункты обвинения, изменить квалификацию деяний обвиняемого с применением закона о менее тяжком преступлении, прекратить уголовное преследование в отношении отдельных обвиняемых;
  2. прекратить предварительное расследование уголовного дела в отношении всех обвиняемых и в полном объеме по основаниям, предусмотренным статьей 250 настоящего Кодекса;
  3. возвратить уголовное дело следователю со своими письменными указаниями для производства дополнительно предварительного расследования, а также для предъявления нового обвинения в случае необходимости его дополнения, изменения на более тяжкое или на существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от первоначального обвинения либо для составления нового постановления, если составленное по делу не соответствует требованиям статьи 260 настоящего Кодекса. О возвращении уголовного дела следователю прокурором или его заместителем выносится постановление.

2. В случае заявления обвиняемым ходатайства об освобождении его от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 88-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь, прокурор или его заместитель принимают решение по уголовному делу после рассмотрения в установленном порядке данного ходатайства. По итогам рассмотрения ходатайства прокурор или его заместитель направляют уголовное дело в суд в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи либо прекращают предварительное расследование по уголовному делу в соответствии с частью 1-1 статьи 30 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 264

1. Проверка прокурором или его заместителем поступившего уголовного дела должна быть закончена в срок не более пяти, а по сложным и многоэпизодным уголовным делам — не более пятнадцати суток. Исключение составляют случаи, когда обвиняемые заявляют ходатайства об освобождении их от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 88-1 УК. Поскольку такие ходатайства рассматриваются в особом порядке в течение продолжительного срока, прокурор или его заместитель принимают решение по уголовному делу после рассмотрения таких ходатайств в установленном порядке.

В соответствии с ч. 3 ст. 158 УПК установленный в ч. 1 комментируемой статьи срок исчисляется с ноля часов следующих суток, наступивших после поступления уголовного дела прокурору или его заместителю. Этот срок продлению не подлежит. При большом объеме уголовного дела надзирающий прокурор или его заместитель могут не в полном объеме ознакомиться с его содержанием в отведенное время. Однако они наделены полномочиями по ознакомлению с делом в процессе предварительного расследования (см. п. 1 ч. 5 ст. 34 УПК), которые должны реализовывать. Целесообразно, чтобы материалы уголовного дела по возможности одновременно изучались не только прокурором или его заместителем, принимающими по нему решение, но и прокурорским работником, который в последующем по поручению прокурора будет участвовать по данному делу в судебном заседании в качестве государственного обвинителя.

Если обвиняемый находится под стражей, а срок содержания под стражей истекает, то прокурор или его заместитель в соответствии с ч. 16 ст. 127 УПК вправе своим постановлением продлить срок содержания под стражей на время проверки уголовного дела, но не более чем на пять или пятнадцать суток. Этот срок продлению не подлежит. Если же предусмотренный ч. 1 ст. 127 УПК срок содержания обвиняемого под стражей продолжительностью два месяца либо срок, на который в ходе предварительного расследования было продлено содержание под стражей, не истек к моменту получения прокурором или его заместителем уголовного дела и составляет более пяти суток, то прокурор или его заместитель не продлевают срок содержания обвиняемого под стражей. В случае когда этот срок составляет менее пяти суток, то прокурор или его заместитель продлевают срок содержания обвиняемого под стражей на оставшееся время содержания под стражей до пяти суток в том случае, если не успевают в срок менее пяти суток проверить уголовное дело и принять по нему решение. При этом прокурор или его заместитель должны направить уголовное дело в суд до истечения срока содержания обвиняемого под стражей, поскольку согласно ч. 13 ст. 127 УПК по направленному прокурором в суд уголовному делу продление срока содержания обвиняемого под стражей осуществляется судом, в производстве которого находится уголовное дело.

Согласно ч. 16 ст. 127 УПК в случае заявления обвиняемым ходатайства об освобождении его от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 88-1 УК, срок содержания обвиняемого под стражей по делу, поступившему для направления в суд, продлевается прокурором или его заместителем на время, необходимое для рассмотрения в установленном порядке данного ходатайства. Поскольку заранее не известно, к какому сроку будет рассмотрено это ходатайство, прокурор или его заместитель могут продлевать срок содержания обвиняемого под стражей неоднократно до окончания рассмотрения ходатайства.

2. Установив при проверке уголовного дела, что все вопросы, перечисленные в ст. 263 УПК, надлежащим образом в ходе предварительного расследования разрешены, а постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд и приложения к нему соответствуют предъявляемым требованиям, прокурор или его заместитель, согласившись с постановлением следователя, направляют уголовное дело в суд. Принимая такое решение, надзирающий прокурор или его заместитель признают, что расследование проведено качественно, а имеющихся в деле доказательств достаточно для поддержания обвинения в судебном заседании. При этом прокурор или его заместитель вправе изменить объем обвинения в сторону его уменьшения, квалификацию деяний обвиняемого с применением уголовного закона о менее тяжком преступлении, а также прекратить уголовное преследование в отношении отдельных обвиняемых. Основаниями для этого могут быть:

  • отсутствие в материалах уголовного дела доказательств, подтверждающих какой-либо эпизод или несколько эпизодов из всех вмененных лицу действий (бездействия);
  • отсутствие доказательств о квалифицирующих признаках общественно опасного деяния, которые относят его к той или иной категории преступлений (ст. 12 УК);
  • наличие в материалах уголовного дела основания, предусмотренного в ч. 2 ст. 250 УПК, позволяющего принять решение о прекращении уголовного преследования в отношении отдельных обвиняемых.

3. Решения об уменьшении объема обвинения, т.е. исключении каких-либо составов преступлений, а также об изменении юридической формулировки обвинения с переквалификацией деяния на преступление меньшей тяжести, исключении квалифицирующих признаков, о прекращении уголовного преследования в отношении отдельных обвиняемых оформляются отдельным постановлением, либо эти решения излагаются в постановлении прокурора или его заместителя о направлении уголовного дела в суд по подсудности. Если прокурором или его заместителем было прекращено в отношении обвиняемого уголовное преследование, то в соответствии с ч. 1 ст. 252 УПК об этом должны быть уведомлены лица, указанные в ч. 1 ст. 252 УПК. По просьбе этих лиц им вручается копия постановления. Согласно ч. 2 ст. 266 УПК при изменении объема обвинения или квалификации общественно опасных деяний обвиняемому, а также потерпевшему направляются копии постановления. По смыслу п. 1 ч. 1 ст. 48 УПК о данных решениях должен быть уведомлен и защитник обвиняемого.

4. Что касается решения о прекращении предварительного расследования, то стоит отметить, что по мнению автора, предварительное расследование уголовного дела не может быть прекращено прокурором или его заместителем, если оно было уже закончено следователем и с делом были ознакомлены участники процесса, указанные в ст. 255 УПК. Поэтому в данном случае следует вести речь не о прекращении предварительного расследования уголовного дела, а о прекращении прокурором или его заместителем производства по уголовному делу.

Прокурор или его заместитель могут прекратить производство по уголовному делу только по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 29, ч. 1 и 1-1 ст. 30 УПК. По основанию, предусмотренному ч. 2 ст. 250 УПК, они производство по уголовному делу не прекращают, а прекращают уголовное преследование в отношении обвиняемого.

5. Если имеются обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу, предусмотренные п. 3, 4 ч. 1 ст. 29 УПК, то прокурор или его заместитель прекращают производство по делу только с согласия обвиняемого, а по основаниям, предусмотренным п. 1 — 3 ч. 1 ст. 30 УПК, по которым лицо может быть освобождено от уголовной ответственности, — и потерпевшего. При отсутствии согласия указанных лиц прокурор или его заместитель обязаны направить уголовное дело в суд для рассмотрения его по существу. Принимая решение о прекращении производства по делу, прокурор или его заместитель выносят мотивированное постановление, руководствуясь ст. 251 УПК, и выполняют действия, предусмотренные ст. 252 УПК.

6. В случаях, когда предварительное расследование проведено с нарушением требований ст. 18 УПК о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств уголовного дела, не приняты меры по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества, не выяснено, заявлено ли обвиняемым ходатайство об освобождении от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 88-1 УК, или данное ходатайство заявлено, однако не разрешен вопрос в установленном законом порядке, прокурор или его заместитель возвращают поступившее уголовное дело для направления в суд следователю для производства дополнительно предварительного расследования со своими письменными указаниями, какие процессуальные действия необходимо произвести и какие принять решения по делу.

Решение о возвращении уголовного дела для предъявления нового обвинения принимается прокурором или его заместителем в тех случаях, когда:

  • предварительное расследование проведено полно, однако допущены ошибки при квалификации общественно опасного действия обвиняемого;
  • в качестве обвиняемых не привлечены все лица, изобличенные в совершении преступления;
  • обвинение не предъявлено по всем общественно опасным деяниям, совершенным обвиняемым;
  • в уголовном деле отсутствуют доказательства, обосновывающие предъявленное обвинение.

Если постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд не соответствует требованиям ст. 260 УПК, прокурор или его заместитель возвращают дело следователю для производства дополнительно предварительного расследования.

7. Под производством дополнительно предварительного расследования необходимо понимать действия и решения следователя, направленные на устранение недостатков, выявленных прокурором или его заместителем в ходе проверки уголовного дела.

8. Уголовное дело может быть возвращено следователю для производства дополнительно предварительного расследования в целях устранения таких выявленных недостатков, как:

  • неполное установление подлежащих доказыванию обстоятельств, изложенных в ст. 89 УПК;
  • невыполнение требований ст. 90 УПК об установлении причин и условий, способствовавших совершению преступления;
  • допущение нарушений процессуального закона при проведении следственных и иных процессуальных действий, вследствие чего доказательства признаются не имеющими юридической силы, либо допущение существенных нарушений прав участников уголовного процесса (например, необеспечение участия защитника в случаях, предусмотренных ст. 45 УПК, переводчика, законного представителя и т.д.).

Основанием для возвращения уголовного дела для производства дополнительно предварительного расследования являются также такие обстоятельства, как:

  • непривлечение в качестве обвиняемого лица, изобличенного в совершении преступления в соучастии с лицами, привлеченными по делу в качестве обвиняемых;
  • непринятие органом предварительного расследования мер обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества.

9. Объем первоначального обвинения при возвращении прокурором или его заместителем уголовного дела для производства дополнительно предварительного расследования видоизменяется следователем путем его дополнения, изменения на более тяжкое или на существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от первоначального.

Дополнение обвинения имеет место в случаях:

  • вменения в вину обвиняемому новых эпизодов преступной деятельности, которые могут повлечь изменение юридической формулировки и правовой квалификации деяния (лицо привлекается в качестве обвиняемого за совершение аналогичного преступления) или не влекут таких изменений (новый эпизод в продолжаемом преступлении);
  • вменения в вину обвиняемому новых преступлений: повторность (ст. 41 УК); совокупность (ст. 42 УК).

Изменение обвинения связано всегда с ранее предъявленным обвинением и имеет место в случаях, когда предъявленное обвинение видоизменяется (т.е. при возникновении необходимости корректировки отдельных элементов — фабулы (фактических обстоятельств), юридической формулировки или правовой квалификации):

  • на более тяжкое;
  • существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от первоначального;
  • более легкое.

К существенно отличающимся по фактическим обстоятельствам от первоначального обвинениям необходимо отнести:

  • обвинения, изменяющие квалификацию преступления (согласно разъяснению п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.09.2001 N 9 «О приговоре суда» «существенно отличающимся от первоначального по фактическим обстоятельствам считается такое обвинение, которое связано с вменением другого преступления, изменением формулировки обвинения, нарушающими право обвиняемого на защиту»);
  • обвинения, в которых изменяются фактические обстоятельства совершенного преступления (место, время, способ), но не изменяются юридические формулировки и правовая квалификация преступления.

10. При несогласии с указаниями прокурора по поступившему уголовному делу для производства дополнительно предварительного расследования о дополнении обвинения, изменении на более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от первоначального обвинения следователь, не исполняя их и руководствуясь ч. 4 ст. 36 УПК, направляет уголовное дело со своими письменными возражениями вышестоящему прокурору.

11. Прокурор или его заместитель, возвращая уголовное дело следователю, дают свои указания в самом постановлении или составляют отдельные письменные указания, прилагаемые к постановлению, в которых должно быть указано, по каким основаниям уголовное дело им возвращается, какие обстоятельства необходимо установить при производстве дополнительно предварительного расследования и какие следственные и иные процессуальные действия при этом следует выполнить для их установления, какие дополнения или изменения необходимо внести в первоначальное обвинение, либо содержать указание о необходимости составления нового постановления о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд, поскольку составленное по делу постановление не соответствует требованиям ст. 260 УПК.

В постановлении о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд следователем не излагаются анализ и результаты оценки доказательств о виновности обвиняемого (обвиняемых), а также не приводятся доказательства, свидетельствующие о всесторонности, полноте и объективности проведенного предварительного расследования. Эта доказательственная информация излагается в справке о результатах проведенного по делу предварительного расследования, поэтому отсутствие справки, а также других приложений к указанному постановлению, предусмотренных ст. 261, 262 УПК, либо их неполнота дают основание прокурору или его заместителю возвратить уголовное дело для производства дополнительно предварительного расследования с целью составления указанных приложений, если они не были составлены, или для их пересоставления.

При повторном представлении следователем уголовного дела для направления в суд прокурор или его заместитель должны убедиться в исполнении ранее данных ими указаний.

12. При возвращении уголовного дела следователю по основаниям, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 264 УПК, прокурор или его заместитель принимают также решения о продлении срока содержания обвиняемого под стражей в пределах одного месяца в соответствии с ч. 15 ст. 127 УПК, если этот срок истек.

По смыслу закона прокурор или его заместитель вправе продлить срок содержания обвиняемого под стражей на любой срок в пределах одного месяца.

Следователь, получив от прокурора или его заместителя уголовное дело для производства дополнительно предварительного расследования, руководствуясь ч. 2 ст. 183 УПК, выносит постановление о принятии уголовного дела к своему производству и незамедлительно приступает к предварительному следствию. В соответствии с ч. 5 ст. 190 УПК предварительное следствие им производится в срок до одного месяца со дня принятия дела к своему производству.

Дальнейшее продление срока содержания обвиняемого под стражей согласно ч. 15 ст. 127 УПК производится с учетом всего времени пребывания обвиняемого под стражей в пределах и порядке, установленных ч. 2, 3 и 4 ст. 127 УПК. В соответствии с ч. 5 ст. 190 УПК дальнейшее продление срока производства предварительного следствия в ходе выполнения следователем указаний прокурора или его заместителя производится на общих основаниях в порядке, предусмотренном ст. 190 УПК. При этом учитывается и срок, ранее затраченный на производство по уголовному делу.

Прокурор или его заместитель при возвращении дела для производства дополнительно предварительного расследования не вправе устанавливать срок производства предварительного следствия в пределах одного месяца со дня принятия следователем дела к своему производству. Они продлевают только срок содержания обвиняемого под стражей в пределах до одного месяца в случаях, когда к моменту передачи дела прокурору для направления в суд предусмотренный соответственно ч. 1 ст. 127, ч. 1 ст. 190 УПК срок содержания под стражей, а также срок предварительного следствия истек. Когда же срок содержания под стражей к моменту передачи дела прокурору для направления в суд не истек и, по мнению прокурора или его заместителя, оставшегося срока предварительного следствия будет достаточно, чтобы выполнить те действия, которые они перечислили в своем письменном указании, то в данном случае нет необходимости устанавливать новый срок содержания под стражей. В этом случае следователь вправе продолжить предварительное расследование и выполнить указания прокурора или его заместителя. Если указания прокурора или его заместителя выполнить в месячный срок не представляется возможным или срок содержания под стражей истекает, то следователь выносит мотивированное постановление о возбуждении ходатайства перед прокурором, начальником следственного подразделения или их заместителями о продлении срока предварительного следствия и срока содержания обвиняемого под стражей.

13. По смыслу процессуального закона все решения (о возвращении уголовного дела для производства дополнительно предварительного расследования, о продлении срока содержания обвиняемого под стражей) прокурор или его заместитель могут изложить в резолютивной части одного постановления либо вынести отдельные постановления.

14. В случае принятия решения Главой государства об удовлетворении ходатайства обвиняемого об освобождении от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 88-1 УК, прокурор или его заместитель прекращают производство по уголовному делу в соответствии с ч. 1-1 ст. 30 УПК (см. комментарий к ст. 30 УПК). При отказе в удовлетворении ходатайства прокурор или его заместитель в соответствии с п. 1 ч. 1 комментируемой статьи направляют уголовное дело в суд.

Статья 265. Изменение прокурором меры пресечения и списка лиц, подлежащих вызову в судебное заседание

1. По уголовному делу, поступившему с постановлением о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд, прокурор или его заместитель вправе своим постановлением отменить или изменить ранее примененную меру пресечения либо применить меру пресечения, если она не была применена ранее. В случае отмены, изменения или применения меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста прокурор или его заместитель руководствуются правилами, предусмотренными статьями 125 и 126 настоящего Кодекса.

2. Прокурор или его заместитель вправе также изменить список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание.

Комментарий к статье 265

1. По смыслу ч. 1 комментируемой статьи прокурор или его заместитель вправе своим постановлением отменить, изменить или применить любую меру пресечения, предусмотренную ч. 2 ст. 116 УПК, при наличии к тому оснований в соответствии с правилами, установленными ст. 119 — 126 УПК.

2. Постановление прокурора или его заместителя об отмене, изменении или применении меры пресечения должно быть мотивированным. В постановлении указываются:

  • время и место его вынесения;
  • кем, в отношении кого и по какому уголовному делу оно составлено;
  • краткая фабула и уголовно-правовая квалификация совершенного общественно опасного деяния;
  • основания и иные обстоятельства, свидетельствующие о необходимости отмены, изменения либо применения конкретной меры пресечения, со ссылкой на статьи УПК, регламентирующие решение данного вопроса;
  • решение об отмене, изменении или применении меры пресечения.

Согласно требованиям ч. 3 ст. 119 УПК прокурор или его заместитель обязаны объявить свое постановление обвиняемому и разъяснить ему порядок обжалования постановления вышестоящему прокурору, предусмотренный ст. 139 УПК, а также вручить ему копию постановления. Формой объявления обвиняемому постановления может быть личное вручение ему прокурором или его заместителем копии постановления с отметкой об этом на постановлении, удостоверенной подписью обвиняемого, либо прокурор или его заместитель направляют обвиняемому в соответствии с ч. 2 ст. 266 УПК копию постановления. Поэтому в резолютивной части постановления, наряду с изложением решения об отмене, изменении или применении меры пресечения, должно быть указано о разъяснении обвиняемому, что он вправе обжаловать постановление вышестоящему прокурору, а также о вручении (направлении) ему копии постановления.

В соответствии с п. 5 и 15 ч. 1 ст. 48 УПК защитник обвиняемого также имеет право знакомиться с постановлением о применении меры пресечения и получать его копию. По смыслу процессуального закона это право защитника распространяется также и на случаи изменения и отмены мер пресечения. Поэтому в резолютивной части постановления об отмене, изменении или применении меры пресечения должно быть также указано об уведомлении защитника об этом. Согласно п. 15 ч. 1 ст. 57 УПК законный представитель обвиняемого также уведомляется о применении, изменении и отмене меры пресечения и имеет право по его просьбе бесплатно получить копию постановления.

3. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 43 УПК с момента ознакомления с постановлением о применении меры пресечения либо с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого, обвиняемый имеет право получить письменное уведомление о своих правах. Когда процессуальный статус лица уже определен, а следователем, лицом, производящим дознание, все права обвиняемого разъяснены при предъявлении обвинения и ему вручена копия протокола разъяснения прав, прокурору и его заместителю нет необходимости повторно письменно уведомлять его о правах.

4. Под изменением списка лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, необходимо понимать основанные на анализе доказательств уголовного дела действия прокурора или его заместителя по корректировке состава участников процесса, представленных следователем, лицом, производящим дознание, для участия в судебном заседании, путем исключения некоторых из них из их состава или дополнения в этот состав других участников процесса с целью обеспечения всестороннего, полного, объективного исследования обстоятельств дела в судебном заседании.

5. Прокурор или его заместитель осуществляют корректировку списка лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, путем его изменения, дополнения в случаях, когда:

  • следователь, лицо, производящее дознание, в справке о результатах проведенного предварительного расследования оперируют показаниями участника процесса, однако не включают его в список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание;
  • следователь, лицо, производящее дознание, в список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, не включили защитника, законного представителя, представителя, участвующих в деле;
  • прокурор или его заместитель, изучив материалы уголовного дела, руководствуясь своим внутренним убеждением, принимают решение о корректировке списка лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, в связи с неверной оценкой следователем, лицом, производящим дознание, имеющихся в деле доказательств;
  • поступило ходатайство обвиняемого о допуске к участию в деле адвоката в качестве защитника; ходатайство потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика о допуске к участию в деле представителя.

6. Корректировка списка лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, осуществляется прокурором или его заместителем путем исключения из его состава конкретного лица, замены одного участника процесса другим, включения в список нового участника процесса. Принимая эти решения, прокурор или его заместитель основываются на своем внутреннем убеждении, сформированном по результатам оценки доказательств, имеющихся в уголовном деле.

7. Список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, может быть скорректирован прокурором или его заместителем в части, касающейся стороны обвинения. При этом в список могут быть включены как свидетели, так и специалисты, эксперты и другие участники, так как прокурору как представителю стороны обвинения виднее, какие доказательства надо использовать в судебном заседании. Прокурор или его заместитель могут также в полном объеме изменить список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, но только со стороны обвинения. Они не вправе изменять список лиц со стороны защиты, однако могут включить в него ранее не включенных участников процесса, которые в ходе предварительного расследования давали показания, оправдывающие обвиняемого, или влияющие на снижение степени его вины, или смягчающие его ответственность.

8. Решение прокурора или его заместителя об изменении списка лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, должно быть отражено в резолютивной части постановления о направлении уголовного дела в суд. Прокурор или его заместитель составляют новый список и приобщают его к уголовному делу, которое направляется в суд.

Статья 266. Направление прокурором уголовного дела в суд

1. Прокурор или его заместитель, согласившись с постановлением следователя, немедленно своим постановлением направляют уголовное дело в суд по подсудности и уведомляют об этом обвиняемого, его защитника и законного представителя, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, разъяснив при этом, что в дальнейшем всякие ходатайства и жалобы по делу направляются непосредственно в суд.

2. Копию постановления следователя о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд прокурор или его заместитель вместе с уведомлением направляют обвиняемому и потерпевшему с переводом на их родной язык или на другой язык, которым они владеют. Если прокурором или его заместителем были изменены объем обвинения или квалификация общественно опасного деяния либо применена, изменена или отменена мера пресечения, указанным лицам направляются копии соответствующих постановлений.

3. Вместе с уголовным делом в суд направляются постановление следователя о передаче дела прокурору для направления в суд и список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание.

4. В случае, если предварительное расследование уголовного дела или руководство следственной группой осуществлялись прокурором, то после выполнения требований статей 255 — 259 настоящего Кодекса прокурор немедленно своим постановлением направляет уголовное дело в суд по подсудности с соблюдением требований, указанных в части 1 настоящей статьи. К постановлению прилагается список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание.

Комментарий к статье 266

1. В соответствии с ч. 1 ст. 264 УПК решение прокурором или его заместителем по поступившему уголовному делу для направления в суд должно быть принято в срок не более пяти суток, а по сложным и многоэпизодным уголовным делам — не более пятнадцати суток. Однако, если прокурор или его заместитель в первые или на следующие сутки выяснили все вопросы, предусмотренные ст. 263 УПК, они обязаны немедленно направить уголовное дело в суд, которому подсудно данное уголовное дело. Принимая решение о направлении уголовного дела в суд, прокурор или его заместитель руководствуются правилами подсудности, предусмотренными ст. 267 — 272 УПК.

2. Постановление, вынесенное прокурором или его заместителем, о направлении уголовного дела в суд по подсудности должно содержать следующие данные:

  • кем окончено уголовное дело;
  • по обвинению кого и в совершении каких преступлений;
  • обоснованность принятия по нему решения следователем;
  • отсутствие оснований для производства дополнительно предварительного расследования или прекращения по делу производства;
  • какими нормами УПК руководствуются прокурор или его заместитель, принимая по нему решение.

В резолютивной части постановления должны быть изложены решения:

  • о направлении в конкретный суд по подсудности уголовного дела с указанием его номера, а также постановления следователя, о передаче дела прокурору для направления в суд и списка лиц, подлежащих вызову в судебное заседание;
  • об уведомлении участников уголовного процесса, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи, о направлении дела в суд и разъяснении им права о направлении ходатайств и жалоб по делу непосредственно в суд;
  • о направлении обвиняемому и потерпевшему копии постановления следователя о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд;
  • об уведомлении администрации следственного изолятора о направлении дела в суд, если обвиняемый содержится под стражей.

Если прокурором или его заместителем были изменены объем обвинения или квалификация общественно опасного деяния либо применена, изменена или отменена мера пресечения, то в резолютивной части этого постановления указывается также о направлении обвиняемому и потерпевшему копий постановлений об этих решениях.

3. По смыслу ч. 1 и 2 комментируемой статьи прокурор или его заместитель направляют обвиняемому, его защитнику и законному представителю, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям письменные уведомления о направлении уголовного дела в суд. В уведомлении указывается, кому оно направляется и адрес, о чем уведомляется лицо; разъясняется, что в дальнейшем всякие ходатайства и жалобы по делу лицу следует направлять непосредственно в суд. Уведомление подписывается прокурором или его заместителем с указанием даты его направления. Если обвиняемый содержится под стражей, уведомление адресуется начальнику следственного изолятора для вручения обвиняемому.

4. До направления уголовного дела в суд прокурор или его заместитель в пределах пятисуточного (пятнадцатисуточного) срока могут рассмотреть ходатайства и жалобы участников процесса, если в установленный срок разрешение их возможно (например, в случае заявления ходатайства о допуске в качестве защитника адвоката). Если же заявлено ходатайство о допуске в качестве защитника близкого родственника или законного представителя обвиняемого, то такое ходатайство должно быть направлено с уголовным делом в суд. В случаях когда ходатайство или жалоба поступили прокурору или его заместителю, а уголовное дело уже направлено в суд, то прокурор или его заместитель направляют их в суд. Когда ходатайства и жалобы имеют отношение к всесторонности, полноте и объективности исследования обстоятельств уголовного дела, прокурор или его заместитель возвращают дело следователю или органу дознания со своими письменными указаниями для производства дополнительно предварительного расследования.

5. Обвиняемому и потерпевшему вместе с уведомлением направляется также копия постановления следователя о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд. Копии этого постановления следователь направляет прокурору или его заместителю вместе с уголовным делом по числу обвиняемых и потерпевших. Если обвиняемый или потерпевший не владеют или недостаточно владеют языком, на котором ведется производство по уголовному делу, то в соответствии с ч. 3 ст. 21 УПК копии постановления должны быть переведены на их родной язык или язык, которым они владеют. В случаях, когда эти постановления не были переведены на другой язык, прокурор или его заместитель вправе возвратить дело следователю для производства дополнительно предварительного расследования либо лично организовать их перевод, если он возможен в срок, указанный в ч. 1 ст. 264 УПК.

О том, что обвиняемый и потерпевший не владеют или недостаточно владеют языком, на котором ведется производство по делу, прокурор или его заместитель делают вывод из протоколов следственных и других процессуальных действий, а также из поступивших ходатайств, жалоб обвиняемых и потерпевших.

Прокурор или его заместитель также направляют обвиняемому и потерпевшему копии постановлений об изменении объема обвинения, квалификации общественно опасного деяния, о применении, изменении или отмене меры пресечения, если эти решения ими принимались. Согласно ч. 3 ст. 119 УПК прокурор или его заместитель вправе лично объявить обвиняемому постановление о применении, изменении, отмене меры пресечения, разъяснить ему порядок его обжалования вышестоящему прокурору, предусмотренный ст. 139 УПК, и вручить ему копию постановления, что должно быть удостоверено подписями обвиняемого и прокурора или его заместителя.

6. После принятия решения о направлении уголовного дела в суд прокурор или его заместитель составляют сопроводительное письмо. В нем указываются:

  • в какой суд и в соответствии с какой статьей УПК направляется уголовное дело, его номер;
  • фамилия, имя, отчество обвиняемого;
  • в совершении какого преступления (преступлений) он обвиняется;
  • вид примененной в отношении его меры пресечения.

В сопроводительном письме в качестве приложения указываются:

  • уголовное дело и его номер, количество томов дела и листов дела в каждом томе;
  • постановление следователя, органа дознания о передаче дела прокурору для направления в суд;
  • список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание;
  • вещественные доказательства по делу;
  • копия письма, направляемая начальнику следственного изолятора о перечислении обвиняемого за судом (письменное сообщение начальнику места предварительного заключения о необходимости перечислить обвиняемого за тем органом, которому направляется дело).

7. Справка о результатах проведенного по делу предварительного расследования, составляемая следователем в соответствии с требованиями ст. 262 УПК, в суд не направляется и остается у прокурора. Впоследствии справка используется государственным обвинителем для подготовки к поддержанию обвинения в судебном разбирательстве.

8. По смыслу ч. 4 комментируемой статьи под термином «прокурор» имеется в виду также и заместитель прокурора. В соответствии с ч. 1 ст. 185 УПК решение о поручении предварительного расследования по уголовному делу группе следователей (следственной группе) могут принять прокурор, его заместитель или начальник следственного подразделения. Они же могут принять уголовное дело к своему производству и лично произвести предварительное расследование по делу, а также осуществить руководство следственной группой. В таких случаях прокурор или его заместитель, пользуясь полномочиями следователя, при окончании предварительного расследования выполняют требования ст. 255 — 259 УПК. При этом по смыслу закона они должны выполнить также требования ст. 261 и 262 УПК: составить справку, предусмотренную ст. 261 УПК, а также справку о результатах проведенного по делу предварительного расследования и список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание. После этого они своим постановлением немедленно направляют уголовное дело в суд по подсудности с соблюдением требований, указанных в ч. 1 комментируемой статьи. К постановлению прилагается список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание. Справка о результатах проведенного по делу предварительного расследования остается у прокурора или его заместителя и может быть использована ими или другим прокурорским работником, назначенным государственным обвинителем, для подготовки к поддержанию обвинения, а также в судебном заседании при разбирательстве уголовного дела.