Статьи 356 — 361 УК РБ. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь. Особенная часть. Раздел XIII. Преступления против государства и порядка осуществления власти и управления. Глава 32. Преступления против государства

Статья 356. Измена государству

Комментарий к статье 356

1. Измена государству занимает особое место среди преступлений против государства и в условиях даже самых демократических политических режимов влечет строгую уголовную ответственность. В социально-правовом смысле измена представляет собой особый акт предательства гражданином интересов своего государства в сферах, обеспечивающих (гарантирующих) состояние защищенности национальных интересов от внешних и внутренних угроз.

В понимании национальных интересов и состояния их защищенности от внешних угроз в контексте квалификационной оценки изменнических действий следует исходить из такой совокупности национальных потребностей, интересов и деяний государства, которые направлены на реализацию, сохранение сбалансированных интересов личности (человека, гражданина), общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права, свободы, высокое качество жизни граждан и на этой основе независимость, территориальную целостность, суверенитет и устойчивое развитие белорусского общества и национальной государственности.

2. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления, таким образом, являются отношения национальной безопасности Республики Беларусь, т.е. отношения, обеспечивающие состояние защищенности национальных интересов, а равно человека (гражданина), общества и государства от внешних и внутренних угроз.

В комплексном виде национальная безопасность — это обеспечиваемая государством гарантированность и защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства от внешних и внутренних угроз, а именно государственной независимости, территориальной целостности (неприкосновенности), национального суверенитета, конституционного строя как базовых компонентов сохранения и развития общепризнанных социальных стандартов свободы и высокого уровня качества жизни человека, гражданина в рамках соответствующего государства.

Внешне обеспечительный аспект национальной безопасности в контексте измены государству не ограничивается системой сохранения государственных секретов, хотя это ее основной компонент, и передача таких сведений-секретов иностранному государству может нанести колоссальный ущерб и суверенитету государства, и его национальной (политической, экономической, научно-технологической, социальной и военно-оборонной) безопасности. Конечно, сохранение внешнего контекста национальной безопасности в первую очередь определяется обеспечением невмешательства извне относительно изменения или свержения конституционного строя и территориальной неприкосновенности государства в его сношениях с другими государствами. Отмеченные наиболее важные сферы жизнедеятельности государства в области обеспечения национальной безопасности взаимосвязаны и, можно сказать, определяют статус внешней и внутренней безопасности любого государства в системе мирового сообщества государств <1>.

<1> О системе официальных взглядов на сущность деятельности Республики Беларусь по обеспечению национальных интересов и состояния их защищенности от внешних и внутренних угроз, о понятии, содержании и системе национальной безопасности см. Концепцию национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденную Указом Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 N 575.

Ответ на вопрос о том, какому из указанных компонентов национальной безопасности наносится наибольший вред при совершении изменнических действий, зависит от конкретных форм их проявления, составляющих объективную сторону анализируемого преступления.

3. Объективная сторона измены государству может выражаться в четырех формах изменнических действий:

  • в форме выдачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям государственных секретов Республики Беларусь (а равно приравненных к ним сведений);
  • в форме шпионажа;
  • в форме перехода на сторону врага во время войны или вооруженного конфликта;
  • в форме оказания иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении деятельности, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь.

4. Измена государству в форме выдачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям государственных секретов состоит в передаче иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям таких сведений лицом, которому они были доверены по службе, работе или стали известны иным путем, не связанным с их предварительным собиранием или похищением. Сведения, составляющие государственные секреты, могут стать достоянием лица случайно (например, лицо стало свидетелем разговора двух специалистов, обсуждавших технический проект, сведения о котором составляют государственные секреты).

5. Предметом выдачи являются государственные секреты Республики Беларусь, а равно сведения, составляющие государственные секреты других государств, переданные Республике Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 19.07.2010 N 170-З «О государственных секретах» (далее — Закон о госсекретах) государственные секреты составляют охраняемые сведения, разглашение или утрата которых могут повлечь тяжкие последствия или причинить существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь (ст. 16).

Перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственным секретам, приведен в ст. 14 Закона о госсекретах. К государственным секретам могут быть отнесены сведения в области политики: о стратегии и тактике внешней политики и внешнеэкономической деятельности, экспорте и импорте вооружения и военной техники, содержании и объемах экономического сотрудничества с иностранными государствами в военное время; в области экономики и финансов: о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, технологиях изготовления системы защиты, применяемой при производстве денежных знаков, бланков ценных бумаг и других документов; в области науки и техники, а также сведения, касающиеся военной сферы, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, информационного и иного обеспечения национальной безопасности.

6. Сведения, относимые к государственным секретам, включаются в специальные перечни. Отнесение сведений к государственным секретам осуществляется посредством определения сведений, которые подлежат защите в соответствии с Законом о госсекретах и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Перечень государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 N 68 «О некоторых вопросах в сфере государственных секретов». Государственные органы и иные организации, наделенные полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, в сфере своей деятельности разрабатывают и утверждают перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

Государственные секреты подразделяются на две категории: государственную тайну и служебную тайну (ст. 16 Закона о госсекретах). Для государственных секретов в зависимости от тяжести последствий, которые могут наступить, размера вреда, который может быть причинен в результате их разглашения или утраты, ст. 17 Закона о госсекретах устанавливаются следующие степени секретности:

  • для государственной тайны — «Особой важности», «Совершенно секретно»;
  • для служебной тайны — «Секретно».

7. При выдаче сведений, составляющих государственные секреты, их передача может осуществляться различными способами (почтой, по факсу, письмом, лично вручаться представителю иностранного государства и иностранной организации и т.д.) по собственной инициативе или под принуждением. При передаче сведений международной либо иностранной организации или их представителям для наличия состава измены государству не имеет значения характер деятельности организации (является ли она частной, общественной или правительственной), ее местонахождение, имеется ли ее представительство на территории Республики Беларусь или в какой-либо другой стране и т.п.

Измена государству в форме выдачи государственных секретов является оконченным преступлением с момента фактической передачи сведений, составляющих государственную тайну, указанным адресатам.

8. Измена государству в форме шпионажа означает передачу, похищение, собирание или хранение с целью передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственные секреты Республики Беларусь, а равно сведений, составляющих государственные секреты других государств, переданных Республике Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства (см. также комментарий к ст. 358 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК)).

Предметом измены государству в форме шпионажа выступают сведения, составляющие государственные секреты Республики Беларусь, а равно государственные секреты иных государств, которые были переданы Республике Беларусь в установленном порядке.

Изменнические действия в форме шпионажа может совершать лицо, которое предварительно собирало или похитило государственные секреты, потом хранило их с целью передачи, а затем передало иностранному государству. Совершает измену государству и тот, кто был уличен только в передаче заведомо шпионских сведений, добытых другим лицом путем собирания или похищения государственных секретов, равно как и тот, кто только собирал, похитил или хранил такие сведения в целях передачи иностранному государству, а собственно передачу осуществило другое лицо.

Изменнические действия в виде передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям шпионских сведений (собранных, похищенных, хранящихся с целью передачи государственных секретов) лицом, которое должно было совершить только эти действия, образуют оконченное преступление с момента передачи государственных секретов иностранному адресату. В отношении других изменнических действий шпионского характера преступление признается оконченным с момента фактического начала их совершения независимо от того, насколько успешными и продолжительными были эти действия.

9. Измена государству в форме перехода на сторону врага может быть совершена во время нахождения Республики Беларусь в состоянии войны или вооруженного конфликта с другим государством, которое и именуется врагом. Переход на сторону врага означает любое (техническое, организационное, материальное, военное, в том числе идеологическое) содействие военному противнику со стороны гражданина Республики Беларусь в достижении успеха в войне или вооруженном конфликте против собственного государства. Переход на сторону врага может выражаться в непосредственном (физическом) переходе в стан противника (вступление в его вооруженные или иные формирования, участие в боевых действиях, проведение агитационной работы на оккупированной врагом территории в целях ослабить сопротивление населения и т.п.). Переход на сторону врага возможен без открытого перехода в стан противника и без вступления с ним в контакт. Так, к переходу на сторону врага должны относиться любые действия, направленные на ослабление военной, экономической мощи Республики Беларусь в осуществлении оборонительных мероприятий государства (в частности, подача сигналов противнику, проведение диверсионной и иной работы на неоккупированной территории и т.п.). Преступление является оконченным с момента совершения любых действий, направленных на оказание содействия противнику, либо с момента установления контакта с противником для оказания ему содействия.

10. Измена государству в форме иного оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении деятельности, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, предполагает установление коммуникативных отношений гражданина Республики Беларусь с представителями иностранного государства, международной либо иностранной организации и оказание им помощи в осуществлении деятельности, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь.

Эта форма изменнических действий имеет собирательный и многоплановый характер проявления. Однако, несмотря на весьма оценочную формулировку изменнического деяния — «оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении деятельности, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь», оно должно фиксироваться вполне определенно и конкретно. Здесь более всего важно четко определяться с составом враждебных (в ущерб национальной безопасности Республики Беларусь) действий, которые проводит то или иное государство, международная либо иностранная организация в отношении Республики Беларусь, в тесной и конкретной связи с теми действиями гражданина Республики Беларусь, которые являются оказанием им в этом помощи — изменой государству. В частности, гражданин Республики Беларусь по собственной инициативе или по заданию представителя иностранного государства, международной либо иностранной организации собирает, похищает различного рода сведения, не относящиеся к государственным секретам, с последующей их передачей для использования в ущерб национальной безопасности Республики Беларусь.

Измена государству в форме оказания иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации в проведении деятельности, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, является, как правило, открытым содействием (помощью) тем государствам, иностранным либо международным организациям, которые проводят заведомо враждебную политику по отношению к Республике Беларусь.

Гражданин Республики в этом случае своим содействием становится на сторону враждебных Республике Беларусь государств и организаций. Что касается самого содействия (помощи), то оно может выражаться в различных деяниях (от информационно-пропагандистских до совершения конкретных преступлений против государства), с момента совершения которых с учетом их характера, содержания и направленности измена государству в данной форме признается оконченным преступлением. Вместе с тем не следует рассматривать как измену государству действия граждан Республики Беларусь, протестующих против проводимой официальными властями внутренней и внешней политики, в том числе посредством обращения к другим государствам, международным либо иностранным организациям, с тем чтобы они повлияли на ее изменение допустимыми мерами международно-правового и дипломатического воздействия.

Изменой государству в форме оказания иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации в проведении деятельности, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, является и агентурная деятельность гражданина Республики Беларусь, завербованного на конфиденциальной основе в качестве внутреннего агента для проведения агентурной работы в ущерб национальной безопасности Республики Беларусь(о понятии и содержании агентурной деятельности см. комментарий к ст. 358-1 УК).

Измена государству в форме оказания иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации в проведении деятельности во вред национальной безопасности Республики Беларусь посредством агентурной деятельности является оконченным преступлением с момента вхождения (включения) гражданина Республики Беларусь в систему агентурного сотрудничества специальных служб, органов безопасности, разведывательных органов иностранного государства, а равно международных либо иностранных организаций, осуществляющих такую деятельность в отношении Республики Беларусь.

С учетом заведомой направленности агентурной деятельности на конфронтацию отношений между государствами сам факт вхождения гражданина Республики Беларусь в систему агентурного сотрудничества является существенным изменническим деянием, содействующим иностранному государству, международной либо иностранной организации в проведении и организации целенаправленной деятельности во вред национальной безопасности Республики Беларусь.

11. В рамках правовых конструкций деяний, выражающих измену государству, совершение гражданином Республики Беларусь других деяний, предусмотренных в качестве самостоятельных преступлений против государства, должно квалифицироваться по совокупности совершенных преступлений — как измена государству и соответствующее (другое) преступление против государства.

12. Субъективная сторона измены государству характеризуется только прямым умыслом. Виновный сознает общественно опасный характер указанных изменнических действий и, в частности, то, что эти действия причиняют ущерб внешней безопасности Республики Беларусь, и желает совершить эти действия. Для измены государству не требуется наличия специальной направленности умысла — желания нанести ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, необходимо лишь осознание того, что эти действия способны по своему характеру нанести такой ущерб.

Мотивы измены государству могут быть самыми разнообразными, а именно: корысть, националистические побуждения, месть, ненависть к политической системе и конституционному строю Республики Беларусь, в том числе несогласие с проводимой государством внутренней и внешней политикой.

13. Субъектом измены государству может быть только гражданин Республики Беларусь, достигший к моменту совершения преступления шестнадцати лет. Соучастниками же данного преступления (кроме соисполнительства) могут быть иностранные граждане и лица без гражданства.

14. Примечанием к ст. 356 УК устанавливается, что гражданин Республики Беларусь, совершивший изменнические действия в любой форме, освобождается от уголовной ответственности, если он добровольно и своевременно заявил государственным органам о совершенных им изменнических действиях, прекратил деятельность в ущерб национальной безопасности Республики Беларусь и оказал содействие в предотвращении вредных последствий.

Статья 357. Заговор или иные действия, совершенные с целью захвата государственной власти

Комментарий к статье 357

1. Комментируемая статья предусматривает ответственность за два самостоятельных преступления, такие как заговор или иные действия, совершенные с целью захвата или удержания власти неконституционным путем (ч. 1 ст. 357 УК), и захват или удержание власти неконституционным путем (ч. 2 ст. 357 УК).

Эти преступления могут проявляться в последовательном их совершении: заговор или иные действия в конечном итоге реализуются в захвате или удержании власти неконституционным путем. Однако заговор или иные действия с целью захвата власти или ее удержания могут быть не реализованы. В этом случае фактически содеянное образует оконченное преступление (ч. 1 ст. 357 УК).

В свою очередь, захват власти или ее удержание неконституционным путем могут быть осуществлены при отсутствии предварительного заговора на совершение таких действий.

2. Непосредственным объектом указанных преступных деяний являются конституционные основы государственной власти, единственным источником которой является народ (политическая безопасность). Народ формирует государственную власть на основе установленных Конституцией Республики Беларусь правовых процедур, определяющих легитимность и временные рамки осуществления сформированной властью своих полномочий. Любой способ приобретения, сохранения и удержания власти вне конституционных норм или процедур, конституционных сроков ее осуществления либо сопряженный с их нарушением (фальсификацией выборов) является преступлением независимо от мотивов совершения таких действий.

3. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 357 УК, выражается в заговоре или иных действиях, совершенных с целью захвата или удержания государственной власти неконституционным путем.

Заговор применительно к комментируемой статье — это тайное соглашение двух или более лиц о захвате власти или ее удержании неконституционным путем. Преступление является оконченным с момента достижения соглашения между лицами о совершении (подготовке и осуществлении) указанных действий. Участниками заговора могут быть лица как обладающие властью на законных основаниях и ставящие цель ее удержать неконституционным путем, так и не обладающие какой-либо государственной властью.

Под иными действиями, совершенными с целью захвата или удержания государственной власти неконституционным путем, имеются в виду действия как обладающего, так и не обладающего государственной властью лица, не состоящего в заговоре с кем бы то ни было относительно захвата или удержания государственной власти неконституционным путем, но своими действиями заведомо способствовавшего осуществлению этой цели.

4. Захват власти может выражаться: в отстранении от власти законно избранных лиц и возведении на их место других (как непосредственно участвующих в захвате власти, так и иных лиц); перераспределении конституционных полномочий органов государственной власти; роспуске и отстранении от исполнения обязанностей законно избранных органов; установлении единоличной власти одного лица на основе узурпации властных полномочий и т.п.

5. Удержание власти означает воспрепятствование проведению или непроведение конституционных процедур по формированию системы власти, отказ от передачи власти после истечения срока законных полномочий прежней власти. Это может выражаться в затягивании и неназначении даты выборов в предусмотренные Конституцией Республики Беларусь или Избирательным кодексом Республики Беларусь сроки, в отказе лиц, осуществляющих власть, передать полномочия законно избранной власти и т.д.

Захват или удержание власти могут касаться одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной) или всех одновременно, осуществляться на уровне центральных или региональных органов власти.

6. Захват или удержание власти должны осуществляться неконституционным путем. Неконституционный путь формирования государственной власти — понятие многогранное, но достаточно определенное.

Конституционный путь организации государственной власти предполагает ее формирование на основе строгого соблюдения установленных Конституцией Республики Беларусь, избирательными законами процедур и полномочий соответствующих государственных органов и высших должностных лиц на принятие соответствующих решений относительно назначения и проведения выборов, распределения функций власти, обеспечения свободного волеизъявления народа на избрание своих представителей в формируемые институты (органы) государственной власти.

Неконституционным во всех случаях является насильственный способ формирования или удержания власти, который может выражаться в физическом устранении лиц, законно осуществляющих властные полномочия, их принудительной изоляции, блокировании работы представительных или иных органов власти (изоляция депутатов, недопущение в здание парламента, угроза физической расправы и т.д.).

Неконституционным является и такой способ формирования (установления) или удержания власти, который не основан на конституционных процедурах ее формирования, переизбрания и перераспределения полномочий либо основан на фальсификации итогов выборов или решений о назначении на должность.

7. Часть 2 ст. 357 УК устанавливает ответственность за фактический акт захвата или удержания государственной власти неконституционным путем. Учинение таких действий на основе предварительного заговора полностью охватывается ч. 2 ст. 357 УК и дополнительной квалификации по ч. 1 указанной статьи не требует.

8. Субъективная сторона рассматриваемых преступлений характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что участвует в заговоре с целью захвата (либо захватывает) или удержания (либо удерживает) государственной власти неконституционным путем, и желает совершить эти действия. Мотивы совершения данного преступления не влияют на квалификацию и могут быть различными.

9. Субъектом преступления может быть любое лицо (гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее шестнадцати лет.

Если рассматриваемые преступные действия совершает гражданин Республики Беларусь в рамках выполнения агентурного задания или содействия иностранному государству, международной или иностранной организации в проведении деятельности в ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, содеянное квалифицируется по совокупности преступлений как измена государству (ст. 356 УК) и как заговор или иные действия, совершенные с целью захвата государственной власти (ст. 357 УК).

10. Часть 3 ст. 357 УК устанавливает повышенную ответственность за захват или удержание государственной власти, повлекшие гибель людей либо сопряженные с убийством.

Под гибелью людей понимается причинение смерти нескольким (двум или более) лицам в ходе насильственного захвата или удержания власти. Под потерпевшими в этом случае имеются в виду лица (в том числе представители власти), устранение которых не было целью лиц, осуществлявших захват власти, но которые стали жертвами насилия, в том числе вследствие неосторожных действий.

Под убийством в соответствии с ч. 3 ст. 357 УК следует понимать умышленное лишение жизни представителя законной власти или иных лиц с целью захвата власти или ее удержания.

11. В примечании к ст. 357 УК сформулирована поощрительная норма, позволяющая избежать уголовной ответственности участнику заговора или иному лицу, уже совершившему какие-либо действия с целью захвата или удержания государственной власти неконституционным путем (ч. 1 ст. 357 УК), если они своевременно (до осуществления акта захвата или удерживания власти неконституционным путем) добровольно заявили о преступлении государственным органам и активно способствовали его выявлению.

Статья 358. Шпионаж

Комментарий к статье 358

1. Непосредственным объектом шпионажа, как и измены государству в форме шпионажа, является национальная безопасность Республики Беларусь. Опасность шпионажа заключается в том, что это преступление направлено на завладение другими государствами сведениями, которые отнесены в Республике Беларусь к государственным секретам (см. п. 5 и 6 комментария к ст. 356 УК) в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь (политической, экономической, научно-технологической, информационной, социальной и т.д.) от внешних угроз.

Предметом шпионажа наравне со сведениями, отнесенными к государственным секретам Республики Беларусь, являются сведения, составляющие государственные секреты других государств, переданные Республике Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

2. Ни при каких обстоятельствах не могут быть предметом шпионской деятельности сведения, не относящиеся к государственным секретам. Такого рода сведения могут носить самый различный характер (например, сведения об ответственных должностных лицах, их личностные характеристики, показатели экономического характера в различных отраслях производства, схемы крупных железнодорожных узлов, пробы почвы, воды в определенной местности и др.). Такие сведения собираются, как правило, для разработки стратегических планов деятельности в политическом, экономическом, научно-техническом и ином противоборстве государственных социальных систем. Если такие сведения собираются негражданами Республики Беларусь по заданию представителей иностранных государств либо по собственной инициативе для последующего их использования в ущерб национальным интересам Республики Беларусь, то такие действия квалифицируются как агентурная деятельность (см. комментарий к ст. 358-1 УК).

3. Если гражданин Республики Беларусь собирал сведения, не относящиеся к государственным секретам, в целях их передачи иностранному государству или их представителям (независимо от того, делал он это по собственной инициативе или по поручению извне), то в зависимости от характера этих сведений, степени влияния внутренней сохранности сведений на состояние безопасности соответствующих систем деятельности государства, от того, собирались и (или) передавались эти сведения в рамках агентурной деятельности или в качестве информационного сотрудничества, наконец, в зависимости от того, передавались эти сведения государству, которое заведомо проводит политику в ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, содеянное может квалифицироваться как измена государству в форме иного оказания помощи иностранному государству в проведении деятельности в ущерб национальной безопасности (ст. 356 УК).

4. Объективная сторона шпионажа выражается в совершении любого из указанных в комментируемой статье действий: передаче, а равно похищении, собирании или хранении в целях передачи иностранному государству, международной или иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственные секреты Республики Беларусь или государственные секреты других государств, переданные Республике Беларусь.

При этом передача государственных секретов иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям, равно как и хранение государственных секретов с целью передачи указанным адресатам, являются шпионскими по характеру действиями, если сведения об этих государственных секретах предварительно собирались или похищались с целью передачи. Поэтому шпионаж как оконченное преступление совершает всякий, кто передает такие сведения иностранному государству, либо тот, кто их собирает, похищает либо хранит с целью передачи.

Объективную сторону шпионажа образует совершение любого из указанных действий независимо от того, кто совершал предыдущие шпионские действия (собирал, похищал, хранил с целью передачи).

Для квалификации указанных действий как шпионажа не имеет значения, начало ли лицо совершать шпионские действия по собственной инициативе или по заданию иностранного государства, международной или иностранной организации или их представителей.

Получателем (потребителем) шпионских сведений является иностранное государство, международная либо иностранная организация или их представители.

5. Собирание предполагает любые формы получения (приобретения) сведений (кроме их похищения), составляющих государственные секреты, для последующей передачи указанным иностранным адресатам. Способы собирания могут быть самыми различными: наблюдение, фотографирование, выведывание сведений в беседе, при общении, путем подслушивания (включая применение технических средств и т.п.).

Похищение сведений, составляющих государственные секреты, заключается в открытом или тайном безвозмездном их изъятии в виде макета, чертежа, технического проекта, письменного описания, расчетных данных или материального объекта (его части или элемента).

Хранение сведений означает любой способ их сбережения, обеспечивающий их неизменность и сохранность для последующей передачи.

Передача сведений — это доведение до адресата их содержания лично или через другое лицо любым способом (устно, письменно, с использованием технических средств, тайников, почтовой или иной связи и т.д.).

6. Субъективная сторона шпионажа характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает общественно опасный характер совершаемых действий и желает действовать в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь. Совершая действия, образующие объективную сторону шпионажа, лицо должно сознавать, что передаваемые или сохраняемые сведения, составляющие государственные секреты, носят шпионский характер, т.е. предварительно собирались или похищались для последующей передачи иностранному адресату.

Мотивы совершения этого преступления могут быть различными. Чаще всего таковыми выступают корыстные побуждения.

7. Субъектами шпионажа могут быть только иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие шестнадцати лет.

8. В соответствии с примечанием к ст. 356 УК предусматривается освобождение от уголовной ответственности лица, совершившего шпионаж (осуществляющего шпионскую деятельность), если такое лицо добровольно и своевременно заявило государственным органам об уже совершенных им шпионских действиях, прекратило шпионскую деятельность и оказало содействие в предотвращении вредных последствий своей преступной деятельности.

Статья 358-1. Агентурная деятельность

Комментарий к статье 358-1

1. Агентурная деятельность — наиболее важная часть оперативной работы специальных служб и органов государств по созданию сети агентов и агентурного аппарата на территории других государств для осуществления разведывательной деятельности и решения иных оперативно-тактических и стратегических задач информационного и идеологического противоборства государств. Разумеется, агентурная деятельность всегда заведомо и объективно ущербна для систем обеспечения национальной безопасности государства, против которых эта деятельность направлена.

2. Объектом посягательства при осуществлении агентурной деятельности (ст. 358-1 УК) является национальная безопасность Республики Беларусь.

3. Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается в следующей комбинации действий: установление конфиденциального (неразглашаемого, тайного) сотрудничества (агентурного сотрудничества) и осуществление в рамках агентурного сотрудничества действий, заведомо направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь.

4. Базовым действием в агентурном сотрудничестве иностранных граждан и лиц без гражданства со специальными службами, органами безопасности или разведывательными органами иностранного государства, международными либо иностранными организациями является оформление указанных граждан и лиц в качестве агентов соответствующих государств, международных или иностранных организаций, способных и готовых выполнять действия агентурного характера, заведомо направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь.

Вербовка агентов из числа иностранных граждан и лиц без гражданства с целью агентурного сотрудничества для совершения действий, заведомо направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, в соответствии с конструкцией объективной стороны преступления, предусмотренного комментируемой статьей, не образует оконченного преступления — агентурная деятельность (ст. 358-1 УК). В уголовно-правовом смысле сам факт вербовки иностранных граждан и лиц без гражданства с целью агентурного сотрудничества по выполнению действий, заведомо направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, без совершения конкретных действий, причиняющих вред национальной безопасности Республики Беларусь, может квалифицироваться не более как покушение на совершение указанного преступления. Однако, с учетом того что субъектами агентурной деятельности (агентурного сотрудничества) являются иностранные граждане и лица без гражданства, доказать, что такое сотрудничество установлено именно в целях совершения завербованным агентом действий, заведомо направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, без совершения агентом соответствующих действий, представляется маловероятным в плане возможности квалификации агентурной деятельности по признакам покушения. Поэтому законодательная конструкция объективной стороны агентурной деятельности (ст. 358-1 УК) указывает на необходимость (сопряженность) совершения сотрудничающим агентом реальных действий, которые заведомо направлены на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь.

5. Совершение иностранными гражданами и лицами без гражданства в рамках агентурного сотрудничества действий, заведомо направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, предполагает выполнение агентами агентурных заданий (поручений) пропагандистско-идеологического, разведывательного и контрразведывательного, оперативно-тактического, экономического, научно-технического, информационно-поискового характера, которые заведомо ущербны для систем обеспечения и защиты национальных интересов Республики Беларусь.

6. Агентурная деятельность как самостоятельное преступление против государства квалифицируется по ст. 358-1 УК, если совершенные действия, заведомо направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, не содержат признаков иных более тяжких преступлений против государства. В противном случае совершенные в рамках агентурного сотрудничества действия квалифицируются как соответствующее более тяжкое преступление против государства (например, как диверсия (ст. 360 УК)) или даже как совокупность соответствующих более тяжких преступлений против государства. Вместе с тем квалификация действий, совершенных в рамках агентурного сотрудничества, как более тяжкого преступления против государства не исключает применения ст. 358-1 УК, если агентом были совершены и иные действия, заведомо направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь.

7. Субъективная сторона анализируемого преступления предполагает прямой умысел на агентурное сотрудничество со специальными службами, органами безопасности или разведывательными органами иностранного государства, международными либо иностранными организациями и совершение агентурных действий, которые заведомо направлены на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь.

8. Субъектами агентурной деятельности (ст. 358-1 УК) могут быть только иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие шестнадцати лет. Агентурная деятельность, осуществляемая гражданином Республики Беларусь, квалифицируется как измена государству (ст. 356 УК) в форме оказания иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении деятельности, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь (см. комментарий к ст. 356 УК).

9. Согласно примечанию к ст. 356 УК иностранный гражданин или лицо без гражданства, сотрудничающие со специальными службами, органами безопасности или разведывательными органами иностранного государства, международными либо иностранными организациями и совершившие в рамках такого сотрудничества действия, заведомо направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, освобождаются от уголовной ответственности, если они добровольно заявили государственным органам о совершенных ими действиях агентурного характера, прекратили эту деятельность и оказали содействие в предотвращении вредных последствий.

Статья 359. Акт терроризма в отношении государственного или общественного деятеля

Комментарий к статье 359

1. Непосредственным объектом актов терроризма против государственного и общественного деятеля является система внутренней безопасности государства, стабильность общественной и политической системы общества и государства, на основе которой обеспечиваются общественное спокойствие, демократические права и свободы граждан на занятие общественной и политической деятельностью в соответствии с интересами и политическими взглядами, нормальное функционирование политической системы и институтов государственной власти. Политическая и общественная стабильность — основной показатель внутренней устойчивости (безопасности) любого государства. Акт терроризма направлен на дестабилизацию внутренней устойчивости общественной и политической системы государства.

2. В качестве потерпевших при акте терроризма выступают государственные или общественные деятели — лица, активно проявляющие себя в политической или общественной деятельности посредством выдвижения, отстаивания общественно значимых предложений и решений. Посягательство на их жизнь осуществляется именно в связи с их активной и значимой деятельностью в обществе и государстве. Террор в отношении таких лиц вызывает негативную реакцию общества, дестабилизирует его, способен существенно повлиять в дальнейшем на характер деятельности государственных органов и в целом на политическую и общественную активность граждан.

К государственным деятелям следует относить работников высших и местных органов власти и управления, депутатов всех уровней, руководителей министерств, глав администраций районов, ответственных работников Администрации Президента Республики Беларусь, Аппарата Совета Министров Республики Беларусь и других лиц, кто ответственно и значимо осуществляет полномочия представителя государства.

К общественным деятелям относятся лица, активно и значимо проявляющие свою гражданскую, общественную или политическую позицию посредством участия в работе общественных объединений (движений), политических партий и просто вследствие активной личной позиции.

3. Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 359 УК, образуют акты терроризма в виде:

  • насилия в отношении государственного или общественного деятеля (реализуется посредством причинения физического или психического вреда их здоровью любой степени тяжести в связи с их государственной или общественной деятельностью);
  • захвата и (или) удержания в качестве заложников указанных лиц в связи с их государственной или общественной деятельностью.

Захват предполагает установление физического контроля над человеком с последующим удержанием его в таком состоянии в качестве заложника. При захвате и (или) удержании человека в качестве заложника может применяться физическое и психическое насилие. Акт терроризма совершает как тот, кто совершил захват с целью удержания лица в качестве заложника, так и тот, кто удерживал захваченное лицо в качестве заложника;

— похищения и (или) лишения свободы указанных лиц в связи с их государственной или общественной деятельностью.

Под похищением имеется в виду тайное путем обмана или использования доверительных отношений либо открытое с применением насилия завладение человеком и перемещение его в определенное место с целью его беспрепятственного удержания в этом месте в условиях личной несвободы (лишения свободы). Акт терроризма совершает как тот, кто похитил человека, так и тот, кто удерживает похищенного человека в условиях несвободы, а равно тот, кто лишает его свободы в любой иной форме и виде.

4. Акт терроризма в виде деяний, предусмотренных ч. 1 ст. 359 УК, признается оконченным преступлением с момента совершения указанных действий.

5. Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 359 УК, образует убийство государственного или общественного деятеля, совершенное в связи с его государственной или общественной деятельностью.

Акт терроризма в указанном виде квалифицируется как оконченное преступление, когда террористу удалось совершить убийство государственного или общественного деятеля. Покушение на убийство указанных лиц квалифицируется как неоконченное преступление — покушение на совершение акта терроризма, предусмотренного ч. 2 ст. 359 УК.

6. С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Виновный сознает, что посягает на жизнь государственного или общественного деятеля, и желает совершить такое посягательство в связи с их государственной или общественной деятельностью.

Обязательным признаком субъективной стороны акта терроризма (ч. 1 и 2 ст. 359 УК) является специальная цель — оказание воздействия на принятие решений органами власти, либо воспрепятствование политической или иной общественной деятельности, либо устрашение населения, либо дестабилизация общественного порядка. В противном случае содеянное квалифицируется как общеуголовное посягательство на свободу, здоровье или жизнь человека.

Мотивы совершения актов терроризма в смысле ст. 359 УК, как правило, носят политико-экстремистский характер, в основе их лежит непринятие проводимой политики и, как следствие, политическая месть посредством физического устранения наиболее активных сторонников такой политики.

7. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 359 УК, может быть любое лицо (гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее шестнадцати лет. Совершение данного преступления в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет квалифицируется соответственно как преступление против человека.

8. Совершение актов терроризма гражданином Республики Беларусь в качестве оказания помощи иностранному государству в проведении деятельности в ущерб национальной безопасности Республики Беларусь квалифицируется по совокупности преступлений как измена государству (ст. 356 УК) и акт терроризма (ст. 359 УК).

9. В соответствии с примечанием к ст. 359 УК устанавливается, что лицо, участвовавшее в приготовлении к деяниям, предусмотренным комментируемой статьей, освобождается от уголовной ответственности за эти деяния, если оно своевременным предупреждением государственных органов или иным образом предотвратило акт терроризма в отношении государственного или общественного деятеля.

Статья 360. Диверсия

Комментарий к статье 360

1. Непосредственным объектом преступления выступает внешняя безопасность государства, а конкретно — материальные и человеческие ресурсы как основа экономической и оборонной безопасности любого государства от внутренних и внешних угроз.

Общественная опасность диверсии обусловлена тремя факторами:

  • характером диверсионных действий как общеопасных для людей и материальных ресурсов, являющихся важнейшими составляющими экономической и оборонной мощи любого государства и, следовательно, его внешней безопасности;
  • характером возможных последствий (гибель людей, причинение им телесных повреждений, уничтожение жизненно важных материальных объектов и т.д.);
  • целью совершения действий — причинить ущерб экономической безопасности и обороноспособности Республики Беларусь.

2. Объективная сторона диверсии выражается в совершении взрыва, поджога или иных действий общеопасного характера. Для диверсии характерно совершение действий, которые создают опасность гибели людей или причинения им увечий в значительных масштабах либо опасность уничтожения или повреждения материальных объектов, перечисленных в ст. 360 УК.

Помимо взрыва и поджога общеопасными действиями могут быть затопление, «организация» обвалов, камнепадов, лавин и т.д.

Под опасностью гибели людей или причинения им телесных повреждений понимается реальная угроза причинения таких последствий неопределенному кругу лиц вследствие совершения общеопасных действий.

Опасность разрушения или повреждения материальных объектов вследствие совершения общеопасных действий — это создание реальной угрозы их полного уничтожения (повреждения в такой степени, когда их восстановление невозможно или экономически нецелесообразно) либо причинение им восстановимого ущерба (повреждения).

Диверсия признается оконченным преступлением с момента совершения взрыва, поджога или иных действий общеопасного характера, направленных на причинение указанных последствий, независимо от того, наступили реально эти последствия или нет.

3. Субъективная сторона диверсии выражается в прямом умысле. Виновный сознает, что совершает действия общеопасного характера, которые направлены на причинение смерти или телесных повреждений людям либо на уничтожение или повреждение соответствующих материальных объектов, и желает совершить такие действия.

Мотивами диверсии могут выступать корысть, месть, ненависть к существующему конституционному строю или политическому режиму и т.д.

Обязательным признаком субъективной стороны диверсии является специальная цель — нанесение ущерба экономической безопасности и обороноспособности Республики Беларусь.

4. Субъектом диверсии может быть любое лицо (гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее шестнадцати лет. Если диверсию совершает гражданин Республики Беларусь в качестве оказания помощи иностранному государству в проведении деятельности в ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ответственность наступает по совокупности преступлений — за диверсию (ст. 360 УК) и измену государству (ст. 356 УК).

5. Квалифицированными видами диверсии являются совершение данного преступления организованной группой (см. ст. 18 УК) либо случаи, когда диверсионные действия повлекли гибель людей или иные тяжкие последствия.

Под иными тяжкими последствиями понимается уничтожение жизненно важных материальных объектов, имеющих значение для обеспечения деятельности экономики государства, сохранения и поддержания на надлежащем уровне обороноспособности государства.

6. От акта международного терроризма (ст. 126 УК) и акта терроризма, ответственность за который установлена ст. 289 УК, диверсия отличается по целям совершения преступных действий.

Акт международного терроризма объективно выражается в аналогичных действиях, но совершаемых на территории другого государства либо на территории дипломатического представительства, консульского учреждения иностранного государства, находящихся на территории Республики Беларусь, в целях провокации осложнения международных отношений или войны либо дестабилизации общественного порядка в иностранном государстве.

Акт терроризма как преступление против общественной безопасности (ст. 289 УК) предполагает совершение взрыва, поджога, затопления, иных деяний общеопасным способом либо создающих опасность гибели людей, причинения им телесных повреждений или наступления иных тяжких последствий в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, либо устрашения населения, либо дестабилизации общественного порядка.

7. Диверсию следует также отличать от общеуголовных преступлений, связанных с убийством (ст. 139 УК), умышленным причинением телесных повреждений (ст. 147 — 149 УК), умышленным уничтожением или повреждением имущества (ст. 218 УК), умышленным приведением в негодность транспортного средства или путей сообщения (ст. 309 УК). Отличие указанных преступлений от диверсии состоит в том, что при их совершении у виновного отсутствует цель нанести ущерб экономической безопасности и обороноспособности Республики Беларусь.

Статья 361. Призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь

Комментарий к статье 361

1. Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие стабильность политической и экономической системы, конституционных основ общественного и государственного устройства Республики Беларусь. Рассматриваемое преступление выражается в публичном подстрекательстве к захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, или измене государству, или совершению акта терроризма или диверсии, или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь.

2. Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 361 УК, образуют следующие действия:

  • публичные призывы к захвату государственной власти или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь;
  • публичные призывы к измене государству или совершению акта терроризма или диверсии;
  • публичные призывы к совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь;
  • распространение материалов, содержащих такие призывы.

3. Призывы — это такая форма воздействия на сознание и волю людей на основе непосредственного к ним обращения, которая имеет цель склонить их к определенной деятельности. В рассматриваемом случае призывы направлены на склонение людей к осуществлению действий по захвату власти или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, или измене государству, совершению террористического акта (имеется в виду террористического акта, предусмотренного ст. 359 УК), диверсии либо совершению иных действий в ущерб национальной безопасности Республики Беларусь.

Призывы всегда носят общий характер, т.е. обращены к персонально не определенному кругу лиц. В них, как правило, нет конкретных указаний относительно времени, места, конкретных способов совершения действий по насильственному захвату власти или изменению конституционного строя Республики Беларусь или относительно совершения других преступлений. Этим призывы отличаются от подстрекательства к совершению конкретным лицом конкретного преступления против государства или другого преступления.

4. Публичность призывов означает, что они носят открытый, доступный для понимания характер и обращены к широкому кругу людей. Вопрос о публичности призыва к совершению указанных преступных действий решается с учетом места, времени и направленности высказываний призывающего характера, количества людей, к которым они обращены, и т.д. Так, призывы к совершению указанных в ст. 361 УК действий, обращенные к нескольким лицам, разделяющим позицию призывающего, не могут быть признаны публичными.

Преступление является оконченным с момента публичного осуществления призыва указанного содержания.

5. Призывы могут осуществляться на основе устного произнесения речи или воспроизведения речи (призыва) с помощью технических средств при условии, что такое воспроизведение записи не является атрибутом средств массовой информации или использования технических возможностей глобальной компьютерной сети Интернет.

Понятие «захват государственной власти» аналогично понятию «захват власти неконституционным (в том числе и насильственным) путем» (см. комментарий к ст. 357 УК).

Вместе с тем публичные призывы, обращенные к гражданам с целью выражения протеста против проводимой властью экономической или социальной политики, требований об отставке должностных лиц вследствие их неудовлетворительной деятельности, не образуют состава рассматриваемого преступления, поскольку целью таких призывов является не захват власти, а выражение определенных требований к власти в форме протеста.

6. Насильственное изменение конституционного строя предполагает: изменение системы государственной власти, конституционного устройства общества, структуры органов государственной власти (упразднение одних институтов власти и введение других), перераспределение властных полномочий ветвей власти, сужение демократических гарантий и свобод в государственном управлении и т.п., которые совершены на основе насильственных действий.

7. Под призывами к совершению иных действий в ущерб внешней и внутренней безопасности Республики Беларусь с учетом общесистемного содержания ч. 1 ст. 361 УК имеются в виду призывы к совершению действий преступного характера, заведомо для виновного причиняющих ущерб национальной безопасности нашего государства (призывы к развязыванию агрессивной войны, распространению такого рода взглядов или идей, совершению террористических актов, нападению на учреждения, пользующиеся международной защитой, разжиганию расовой, национальной или религиозной вражды, участию в вербовке, обучении, финансировании и использовании наемников, применению оружия массового поражения, уничтожению или повреждению стратегически важных объектов либо иного имущества, изготовлению поддельных денег или ценных бумаг, уклонению от уплаты налогов и таможенных платежей, созданию вооруженных формирований, массовым беспорядкам, выдаче и разглашению государственных секретов, уклонению от службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь и т.п.).

8. Распространение материалов, содержащих такого рода призывы, может выражаться в изготовлении листовок, плакатов, брошюр, текстов, книг и их распространении для массового ознакомления путем рассылки, разбрасывания, вывешивания для общего обозрения и т.д.

9. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что публично призывает к совершению указанных в ст. 361 УК преступных действий или распространяет материалы, содержащие указанные призывы, и желает совершить такие действия.

Мотивы совершения рассматриваемого преступления могут быть различными и на квалификацию преступления не влияют.

10. Субъектом преступления может быть любое лицо (гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее шестнадцати лет.

11. Часть 2 ст. 361 УК формулирует самостоятельный состав преступления, предусматривающий ответственность за призывы, обращенные к иностранному государству, иностранной или международной организации, совершить действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, а равно за распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления (например, измены государству в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной или международной организации в проведении деятельности в ущерб национальной безопасности Республики Беларусь).

Призыв должен быть обращен к иностранному государству (государствам) либо к иностранной или международной организации (организациям), т.е. доведен до их сведения. Не имеет значения, каким образом такой призыв доводится до сведения указанных адресатов (заявление, содержащее призыв, направлено в письменном виде соответствующему государству, иностранным либо международным организациям или их представителям либо непосредственно вручено им или оглашено во время приема, пресс-конференции, во время проведения международных правительственных и неправительственных встреч и саммитов). Важна обращенность призыва именно к указанным субъектам и направленность призыва на совершение соответствующих действий.

Кроме того, призыв должен содержать обращение о совершении конкретных действий в ущерб внешней или внутренней безопасности Республики Беларусь, а не призыв осудить, например, внутреннюю или внешнюю политику нашего государства по тем или иным вопросам (см. п. 11 комментария к ст. 356 УК).

Аналогичным требованиям должны отвечать и действия по распространению материалов, содержащих такие призывы. Указанные материалы должны распространяться таким образом, чтобы была очевидна цель виновного: довести призыв до сведения иностранного государства, иностранной или международной организации.

12. Под совершением действий в ущерб внешней или внутренней безопасности Республики Беларусь, к совершению которых призываются иностранные государства, иностранные или международные организации, имеются в виду применение незаконных вопреки общепризнанным нормам международного права политических, экономических санкций, военные акции, финансирование антигосударственных и антиобщественных организаций и незаконных вооруженных формирований и т.п.

13. Следует иметь в виду, что иностранный гражданин и не проживающее постоянно в Республике Беларусь лицо без гражданства подлежат ответственности по ст. 361 УК только в том случае, если они призывали к совершению соответствующих действий или распространяли такие материалы на территории Республики Беларусь.

14. Квалифицированным составом применительно к ст. 361 УК является совершение действий, предусмотренных ч. 1 и 2 комментируемой статьи, с использованием средств массовой информации (радио, телевидение, пресса), а также глобальной компьютерной сети Интернет.