Правовое регулирование договоров строительного подряда в праве Беларуси, России, Казахстана, Украины

Значимость строительства в экономике страны, в жизни общества в целом и каждого из нас трудно переоценить. Возможно, поэтому законодатели наших стран, как и многих других, уделяют повышенное внимание правовому регулированию строительства, в том числе заключению и исполнению договоров строительного подряда.

Прежде чем говорить о правовом регулировании собственно договоров строительного подряда, обозначим основные нормативные правовые акты Беларуси, России, Казахстана, Украины, регулирующие процесс строительства.

В каждой из указанных стран действует закон (просто закон, или кодифицированный закон, или ряд законов), регулирующий основные вопросы архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, в частности Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», Закон Республики Казахстан от 16.07.2001 N 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) и Федеральный закон от 17.11.1995 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», Закон Украины от 17.02.2011 N 3038-VI «О регулировании градостроительной деятельности», Закон Украины от 16.11.1992 N 2780-XII «Об основах градостроения», Закон Украины от 20.05.1999 N 687-XIV «Об архитектурной деятельности». В данных законах раскрыты такие вопросы, как компетенция государственных органов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, разрешительная документация, государственная экспертиза проектной документации, контроль и надзор в области строительства, градостроительное планирование, зонирование территорий и т.д.

В каждой из рассматриваемых стран для строительства имеет большое значение законодательство об инвестиционной деятельности. Здесь основным документом, как правило, является соответствующий закон: Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 N 53-З «Об инвестициях», Закон Республики Казахстан от 08.01.2003 N 373-II «Об инвестициях», Закон Украины от 18.09.1991 N 1560-XII «Об инвестиционной деятельности», Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

В каждой из стран регулирование деятельности в области строительства осуществляется значительным количеством подзаконных актов, принимаемых правительствами, профильными министерствами / комитетами, другими органами. В Республике Беларусь профильным министерством является Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, в Российской Федерации — Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в Республике Казахстан — Комитет по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан, в Украине — Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины.

Важную роль в правовом регулировании строительства играют технические нормативные правовые акты. Прежде всего, в каждой из рассматриваемых стран принят технический регламент, посвященный вопросам безопасности зданий и сооружений, строительных материалов. Так, в Республике Беларусь это технический регламент «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 N 1748, в Российской Федерации — Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в Республике Казахстан — технический регламент «Требования к безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 17.11.2010 N 1202, в Украине — технический регламент строительных изделий, зданий и сооружений, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 20.12.2006 N 1764. Помимо технического регламента вопросы осуществления строительной деятельности регулируются другими техническими нормативными правовыми актами (в Республике Беларусь это в основном технические кодексы установившейся практики (ТКП), государственные стандарты (СТБ); в Российской Федерации — строительные нормы и правила (СНиП), национальные стандарты (ГОСТ Р), территориальные строительные нормы (ТСН) и т.д.; в Республике Казахстан — строительные нормы и правила (СНиП РК), строительные нормы (СН РК) и т.д.; в Украине — государственные строительные нормы Украины (ДБН), государственные стандарты Украины (ДСТУ) и т.д.).

Огромное значение для каждой из названных стран имеет судебная практика по делам, возникающим из договоров строительного подряда. Подходы судов к рассмотрению данной категории дел, обзор судебной практики отражаются, как правило, в постановлениях пленумов / президиумов высших судебных органов.

Говоря о собственно правовом регулировании договоров строительного подряда, можно выделить 3 основных направления, по которым такое регулирование осуществляется:

  1. существенные и иные условия договора строительного подряда;
  2. условия заключения договоров строительного подряда, в частности требования, предъявляемые к заказчику и подрядчику, дающие им право заключить договор строительного подряда;
  3. порядок заключения договоров строительного подряда.

Существенные и иные условия договора строительного подряда.

В правовом регулировании существенных и иных условий договора строительного подряда между рассматриваемыми странами есть много общего, равно как и существенно различного.

Если говорить об общем в правовом регулировании, то надо отметить, что в Беларуси, России, Казахстане и Украине договор строительного подряда регулируется гражданским кодексом, а еще точнее, специальным параграфом, посвященным собственно договору строительного подряда, и параграфом, регулирующим общие положения о договоре подряда. Более того, многие из норм и подходов в правовом регулировании договора строительного подряда в наших странах являются близкими, иногда идентичными, например права заказчика при выявлении работ ненадлежащего качества (ст. 676 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), ст. 723 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 635 Гражданского кодекса Республики Казахстан, ст. 858 Гражданского кодекса Украины (далее — ГК Украины)).

Вместе с тем имеются существенные различия в правовом регулировании договоров строительного подряда как по форме, так и по содержанию. Так, если говорить о различиях по форме, то, например, в Украине договор строительного подряда регулируется одновременно Хозяйственным кодексом Украины (далее — ХК Украины) и ГК Украины. ХК Украины имеет значение специального закона относительно ГК Украины по вопросам правовой регламентации отношений сторон по договору строительного подряда. ХК Украины регулирует договоры строительного подряда, заключаемые в рамках осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), ГК Украины регулирует договоры строительного подряда с участием физических лиц.

Кроме этого, в соответствии с ХК Украины заключение и исполнение договоров строительного подряда осуществляется в соответствии с Общими условиями заключения и исполнения договоров подряда в капитальном строительстве, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.2005 N 668 (далее — Общие условия). Общие условия являются обязательными для учета во время заключения и исполнения договоров подряда в капитальном строительстве независимо от источников финансирования работ, а также формы собственности заказчика и подрядчика (субподрядчиков). При этом, если в международном договоре Украины, заключенном в установленном законом порядке, содержатся другие правила, чем те, которые установлены Общими условиями, применяются правила международного договора.

Имеются особенности правового регулирования договоров строительного подряда и в Республике Беларусь. Так, в Беларуси действуют обязательные для применения Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 N 1450 (далее — Правила), которые довольно подробно, в объеме намного большем, чем предусмотрено ГК, регулируют вопросы реализации договоров строительного подряда, а именно сроки строительства, основания их изменения, материально-техническое обеспечение строительства, порядок предоставления проектной документации, организацию строительства, приемку выполненных работ, основания и порядок изменения, расторжения договора строительного подряда. При этом все эти вопросы собраны в одном документе, что является несомненным плюсом.

Представляется, что наличие таких актов законодательства, как Правила и Общие условия, является большим плюсом в правовом регулировании и оказывает значительную помощь сторонам в определении их взаимоотношений по вопросам строительства. Вместе с тем, по мнению автора, Правила имеют серьезный минус, а именно слишком большое количество императивных норм (например, исчерпывающий перечень оснований для изменения сроков строительства в договорах строительного подряда, заключенных по результатам подрядных торгов (п. 72 и 75 Правил); установление законной неустойки (стороны не могут ни отменить ее, ни уменьшить ее размер) (п. 84, 85 Правил)). Видится, что такой документ был бы намного полезнее, в том числе для развития экономики Беларуси, если бы его нормы носили в основном диспозитивный характер.

В правовом регулировании договора строительного подряда в Беларуси, России, Казахстане и Украине имеется значительная разница относительно того, что следует считать существенными условиями данного вида договоров. Так, если в Российской Федерации и в Республике Казахстан фактически выделяют два существенных условия договора строительного подряда: предмет и сроки (отнесение цены к существенному условию договора строительного подряда является спорным вопросом в Российской Федерации), то, например, в Беларуси Правила устанавливают десять существенных условий. Помимо вышеуказанных трех условий к ним, в частности, относятся: указание на выполнение строительных работ собственными силами подрядчика или с привлечением субподрядчиков, ответственность сторон, форма обеспечения исполнения обязательств и т.д. Безусловно, далеко не все из указанных условий являются существенными по своей сути.

Еще более сложной выглядит ситуация с существенными условиями договора строительного подряда в Украине. Так, в соответствии с Общими условиями выделяется двадцать существенных условий договора строительного подряда, а в соответствии с ХК Украины — шестнадцать существенных условий (если не считать в качестве существенных условий наименование сторон и место, дату заключения договора). При этом в Украине имеется спор, в соответствии с каким актом законодательства (ХК Украины или Общими условиями) следует определять существенные условия договора строительного подряда.

Далее, имеются различия относительно самого содержания условий договора строительного подряда, например относительно цены работ. Так, в Российской Федерации, Республике Казахстан и Украине цена в строительстве может быть твердой или приблизительной. При этом по общему правилу стороны вправе в договоре строительного подряда предусматривать любые основания для изменения цены. В Республике Беларусь ситуация иная: если архитектурно-планировочное задание на проектирование объекта получено после 01.01.2012, то независимо от источника финансирования в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 N 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» стороны обязаны устанавливать неизменную цену, которая по своему содержанию отличается от твердой и приблизительной цены. Более того, по всем договорам строительного подряда, заключаемым с 01.01.2015, стороны независимо от источника финансирования, стоимости строительства объекта, формы собственности и иных критериев лишены возможности самостоятельно определять основания, по которым допускается корректировка неизменной цены (для них обязательны основания, установленные п. 10 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 N 1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. N 361»).

Условия заключения договора строительного подряда.

Среди условий заключения договоров строительного подряда выделим условие о специальной правоспособности заказчика и подрядчика, дающей им право заключить такой договор. Сразу подчеркнем, что фактически только законодательство Республики Беларусь предусматривает специальную правоспособность для заказчиков, а именно требование о наличии аттестата соответствия на выполнение функций заказчика, застройщика, оказание инженерных услуг (в случаях возведения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, благоустройства объектов первого — четвертого классов сложности). Более того, законодательство Беларуси устанавливает серьезную административную ответственность за реализацию заказчиками, застройщиками их неотъемлемых правомочий при отсутствии такого аттестата соответствия, а именно ч. 2 ст. 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Что касается подрядчиков, то, безусловно, каждая из стран, признавая высокую потенциальную опасность строительной деятельности, установила перечень видов строительных работ, осуществлять которые может лишь лицо, имеющее специальное разрешение. Так, в Российской Федерации таким специальным разрешением является вступление в специализированные саморегулируемые организации и получение свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства (Градостроительный кодекс, приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»), в Республике Казахстан это лицензия на строительно-монтажные работы (Закон Республики Казахстан от 16.05.2014 N 202-V «О разрешениях и уведомлениях»), в Украине это лицензия на строительную деятельность (Закон Украины от 02.03.2015 N 222-VIII «О лицензировании видов хозяйственной деятельности»).

Однако больше всего требований к подрядчику и к его правоспособности предъявляет законодательство Республики Беларусь. Так, специальная правоспособность белорусского подрядчика включает следующие составляющие:

  • наличие системы производственного контроля, прошедшей оценку в установленном порядке;
  • наличие сертификатов соответствия на строительные работы, подлежащие обязательной сертификации;
  • наличие аттестата соответствия на строительство объектов первого — четвертого классов сложности и (или) аттестата соответствия на выполнение функций генерального подрядчика;
  • наличие разработанной и внедренной системы управления охраной труда;
  • наличие в штате аттестованных специалистов на момент заключения договора строительного подряда.

Порядок заключения договоров строительного подряда.

По общему правилу в Российской Федерации, Республике Казахстан и Украине заключение договоров строительного подряда осуществляется в обычном порядке, а если источником финансирования полностью или в части являются государственные (муниципальные) средства, то путем проведения конкурсных процедур (в Российской Федерации это закреплено Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в Республике Казахстан — Законом Республики Казахстан от 21.07.2007 N 303-III «О государственных закупках», в Украине — Законом Украины от 10.04.2014 N 1197-VII «Об осуществлении государственных закупок»).

Иная ситуация имеется на сегодня в Республике Беларусь. Так, при строительстве установлена обязанность (за некоторым исключением) для всех независимо от источников финансирования, стоимости строительства и других критериев проводить процедуру подрядных торгов, торгов или переговоров при выборе подрядчиков, исполнителей, поставщиков материальных ресурсов.

Подводя итог анализу правового регулирования договоров строительного подряда в Беларуси, России, Казахстане, Украине, следует отметить, что в каждой из стран есть опыт в правовом регулировании строительства, который стоит перенять.