Правовое регулирование противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

Таможенные органы Республики Беларусь, являясь республиканскими органами государственного управления специальной компетенции, входят в систему правоохранительных органов в части, касающейся нарушений в сфере таможенного законодательства, а также иных нарушений, связанных с перемещением товаров (в том числе денежных средств, валюты и денежных инструментов) и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза. Исходя из этого, таможенные органы призваны стоять на защите прав, свобод, личных интересов граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств путем охраны урегулированных нормами таможенного, уголовного, административного, гражданского, международного и других отраслей права отношений, возникающих в процессе взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и должностных лиц таможенных органов по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, а также помещения их под ту или иную таможенную процедуру.

В соответствии со статьей 6 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) и статьей 313 Таможенного кодекса Республики Беларусь в целях реализации своих функций таможенные органы решают соответствующие задачи, в том числе организуют борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации.

Одним из направлений выполнения вышеуказанных задач является противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза.

В течение XIX — XX столетий терроризм проделал путь от единичных действий террористов-одиночек до высоко организованных групп, действующих не только в конкретной стране, но и на международном уровне. По данным экспертов, в настоящее время в разных странах мира насчитывается около 100 только крупных террористических организаций, поддерживающих между собой постоянные контакты.

Терроризм непосредственно затрагивает многие стороны жизни общества, и борьба с ним рассматривается как общегосударственная проблема.

Виды терроризма многообразны. Криминологи различают политический, государственный, идеологический, военный, национальный, региональный, криминальный терроризм. Такая типология основана на мотивации преступников. Существуют несколько иных оснований для классификации терроризма. С учетом масштаба действий его можно подразделить на местный, региональный и международный. Можно также говорить об индивидуальном и групповом терроризме. Кроме того, зарубежные исследователи используют термин «супертеррор», к которому относится использование новейших технологий и материалов.

Можно назвать основные принципы антитеррористической деятельности, которые легли в основу национального законодательства большинства государств: законность; приоритет мер предупреждения терроризма; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом; комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер; противодействие финансированию террористической деятельности; приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции; минимальные уступки террористу; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.

В настоящее время участились случаи слияния политического и криминального терроризма. Участники организованных преступных групп все чаще пытаются повлиять на политическую ситуацию в стране или регионе, т.к. при любой дестабилизации обстановки активизируется противоправная деятельность, которая отличается совершением особо опасных преступлений: массовых хулиганских действий, погромов, поджогов, взрывов в общественных местах и т.п.

Республика Беларусь последовательно выстраивает стройную и эффективную систему борьбы с терроризмом. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 03.01.2002 N 77-З «О борьбе с терроризмом» общее руководство борьбой с терроризмом и ее обеспечение осуществляют Президент Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь.

Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются:

  • органы государственной безопасности Республики Беларусь;
  • органы внутренних дел Республики Беларусь;
  • Служба безопасности Президента Республики Беларусь;
  • Министерство обороны Республики Беларусь;
  • Государственный пограничный комитет Республики Беларусь.

Кроме того, и другие государственные органы, не являющиеся субъектами государственного реагирования, могут привлекаться для решения задач в соответствии с их компетенцией.

Координация деятельности субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, проводится межведомственной комиссией.

Таможенные органы Республики Беларусь в пределах своей компетенции осуществляют противодействие террористическим проявлениям. В случае угрозы или совершения террористического акта для таможенных органов в качестве первоочередных можно выделить следующие задачи:

  • организация и проведение таможенного досмотра товаров, в том числе личного пользования, и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, в целях обнаружения оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, других предметов, запрещенных к ввозу, которые могут быть использованы для совершения актов терроризма;
  • организация первоочередного таможенного оформления товаров, перемещаемых в целях оказания иностранной безвозмездной помощи, при возникновении в результате акта технологического терроризма чрезвычайной ситуации, имеющей масштабные негативные последствия;
  • оказание в рамках своей компетенции содействия органам пограничной службы в выполнении возложенных на них задач;
  • осуществление мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза.

Одним из направлений борьбы с терроризмом является противодействие финансированию террористической деятельности, т.к. без денежных вливаний террористы не смогут осуществлять свои замыслы. Исходя из этого одной из важнейших задач является противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов.

Основным законодательным актом в рассматриваемой сфере является Закон Республики Беларусь от 19.07.2000 N 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности».

Требования указанного Закона органично сочетаются с международными договорами, заключенными Республикой Беларусь. К таким договорам можно отнести как Договор государств — участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (подписан в г. Душанбе 05.10.2007), так и Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (далее — Договор) (заключен в г. Москве 19.12.2011; ратифицирован Законом Республики Беларусь от 25.10.2012 N 446-З).

В свою очередь, Договор согласовывается с нормами ТмК ТС и является рабочим инструментом таможенных органов в противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза в сочетании с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза (подписан в г. Минске 27.11.2009), Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (подписан в г. Астане 05.07.2010).

Договором раскрыты такие термины, как:

  • денежные инструменты;
  • доходы, полученные преступным путем;
  • легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем;
  • наличные денежные средства;
  • финансирование терроризма.

Договором прямо предусмотрено, что в случае если лицом, перемещающим через таможенную границу Таможенного союза наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, они не задекларированы в установленном порядке, то должностное лицо таможенного органа отказывает в принятии (регистрации) таможенной декларации.

В случае отказа лица от указания недостающих сведений о перемещаемых денежных средствах и (или) денежных инструментов их перемещение не допускается.

Таможенные органы при получении информации от правоохранительного органа или органа, уполномоченного осуществлять сбор, анализ и передачу правоохранительным и (или) таможенным органам информацию, касающуюся возможных случаев легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, приостанавливают (до 30 дней) перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов и информируют указанные органы для принятия решения об их изъятии или возврате лицу, которое их перемещало.

При приостановлении перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов таможенным органом составляется акт в двух экземплярах по форме, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза, один из которых передается лицу, перемещающему наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, другой остается в таможенном органе.

В случае принятия решения о возврате наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещение которых приостановлено, и если они не были востребованы лицом или его уполномоченным представителем в четырехмесячный срок, они подлежат обращению в собственность государства в соответствии с законодательством Республики Беларусь таможенным органом, которым перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов было приостановлено.

Обращенные в собственность государства наличные денежные средства и (или) денежные инструменты могут быть возвращены заинтересованному лицу в судебном порядке таможенным органом, которым перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов было приостановлено.

Законные действия по приостановлению перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза не являются основанием для возникновения гражданско-правовой или иной ответственности таможенных органов, правоохранительных органов и (или) уполномоченных органов за ущерб, в том числе упущенную выгоду, возникшие вследствие такого приостановления.

Республика Беларусь является активным участником внешнеэкономической деятельности, в связи с этим физическими и юридическими лицами перемещаются огромные суммы денег как на внутренних финансовых рынках, так и из одной страны в другую. Подобная относительная бесконтрольность движения денежных средств предоставляет криминальным элементам возможность безнаказанно отмывать деньги, которые могут ввозиться на таможенную территорию. Такие противоправные действия являются угрозой национальной безопасности Республики Беларусь. Исходя из этого усиление борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, позволит существенно нейтрализовать или минимизировать такую угрозу.