Правовое регулирование в сфере использования топливно-энергетических ресурсов

Согласно абз. 11 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 08.01.2015 N 239-З «Об энергосбережении» (далее — Закон) топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) — совокупность всех природных и полученных в результате преобразований видов топлива и энергии. Согласно перечню материальных ресурсов, относящихся к топливно-энергетическим, указанному в приложении к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 25.02.2000 N 30, к ТЭР относятся: котельно-печное топливо (газ, мазут, уголь, торф топливный, дрова, отходы деревообработки и т.д.); топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания; энергия (электрическая и тепловая). Рациональным использованием ТЭР является их использование, направленное на исключение необоснованного их расхода, с применением наиболее целесообразных их видов. В первую очередь рациональное использование ТЭР заключается в их нормативном расходовании. Нормирование расхода ТЭР осуществляется в целях обеспечения применения при планировании производства продукции (работ, услуг) технически и экономически обоснованного расхода ТЭР. Нормированию расхода ТЭР подлежат расходуемые на основные и вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды юридическими лицами топливо, тепловая и электрическая энергия независимо от источников энергообеспечения. Нормы расхода ТЭР должны: разрабатываться на всех уровнях планирования по соответствующей номенклатуре продукции (работ, услуг) на единой методической основе; учитывать условия производства, внедрение достижений научно-технического прогресса и энергосберегающих мероприятий; способствовать максимально возможному с учетом экономической целесообразности эффективному использованию ТЭР, усилению заинтересованности трудовых коллективов в энергосбережении; быть взаимоувязаны с другими показателями хозяйственной деятельности; систематически пересматриваться с учетом планируемого развития производства продукции (работ, услуг), изменения структуры производства, достижения наиболее экономичных показателей использования ТЭР, в том числе в сторону увеличения. Нормы расхода топлива, электрической и тепловой энергии в обязательном порядке включаются в технологические регламенты, технические паспорта, ремонтные карты, инструкции по эксплуатации всех видов энергопотребляющей продукции.

Порядок нормирования ТЭР

Главой 9 Положения о нормировании расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве Республики Беларусь, утвержденного постановлением Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь от 19.11.2002 N 9 (далее — Положение), определен порядок разработки, согласования и утверждения норм расхода ТЭР и контроль за их соблюдением. Так, разработка технически обоснованных норм расхода ТЭР осуществляется в соответствии с действующими отраслевыми (ведомственными) методиками нормирования расхода ТЭР с периодичностью один раз в три года, а также при изменении технологии, структуры и организации производства и совершенствовании методики нормирования расхода ТЭР независимо от сроков предыдущей разработки. Разработка норм расхода ТЭР осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями самостоятельно или с привлечением специализированных организаций. Руководство разработкой норм расхода ТЭР осуществляют руководитель организации, индивидуальный предприниматель, которые несут персональную ответственность за обоснованность, своевременную разработку, представление на согласование и фактическое внедрение норм расхода ТЭР.

Нормы расхода ТЭР для организаций и индивидуальных предпринимателей ежегодно утверждаются соответствующими (по принадлежности) республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами. При этом нормы для организаций и индивидуальных предпринимателей с суммарным годовым потреблением их в пересчете в условное топливо 1 тыс. тонн и более и для котельных производительностью 0,5 Гкал/ч и выше предварительно согласовываются с Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь.

Для иных организаций и индивидуальных предпринимателей нормы расхода ТЭР утверждаются Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь, также эти нормы согласовываются на срок до одного года с последующим их пересмотром по результатам работы организации, индивидуального предпринимателя при условии представления необходимых материалов.

Типичные нарушения (основные виды)

Наиболее часто административная ответственность по ст. 20.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) применяется в таких типичных ситуациях, когда допускается:

  • сверхнормативное расходование ТЭР, обусловленное несоблюдением требований, установленных законодательством или технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования в части использования этих ресурсов;
  • использование электрической энергии в целях отопления и горячего водоснабжения служебных и других помещений без разрешения энергоснабжающих организаций и органов государственного энергетического надзора или с нарушением заданного режима работы электрокотельных, нагревательных приборов, а также в иных целях, не обусловленных производственным процессом;
  • использование ТЭР без утвержденных в установленном порядке норм их расхода (предельных уровней потребления ТЭР).

Примеры нарушений.

По ч. 1 ст. 20.1 КоАП.

Анализ данных о фактическом расходе ТЭР показал, что нормы расхода электрической и тепловой энергии, утвержденные в установленном порядке в соответствии со ст. 17 Закона и ч. 1 п. 39 Положения, предприятием не соблюдались. Так, по данным бухгалтерского учета и статистического отчета о результатах использования топлива, тепловой и электрической энергии за 2015 год обществом был допущен перерасход тепловой энергии, направленной на производство продукции, на 30%, а также перерасход электрической энергии, направленной на производство продукции, на 10%.

По ч. 2 ст. 20.1 КоАП.

Согласно п. 6 Положения расходуемые на основные и вспомогательные нужды организациями топливо, электрическая и тепловая энергия подлежат нормированию независимо от источников энергообеспечения.

Согласно п. 8 Положения нормы расхода ТЭР должны разрабатываться на всех уровнях планирования по соответствующей номенклатуре продукции (работ, услуг) на единой методической основе; учитывать условия производства, внедрение достижений научно-технического прогресса и мероприятий по энерго- и ресурсосбережению; способствовать максимальной мобилизации резервов экономии топлива, тепловой и электрической энергии, усилению заинтересованности трудовых коллективов в энерго- и ресурсосбережении; быть взаимоувязаны с другими показателями хозяйственной деятельности соответствующих уровней планирования (экономическими нормативами, контрольными цифрами, лимитами и иными); систематически пересматриваться с учетом планируемого развития производства продукции (работ, услуг), изменения структуры производства, достижения наиболее экономичных показателей использования ТЭР (отечественных и зарубежных).

В соответствии с ч. 1 п. 39 Положения нормы расхода ТЭР для организаций и индивидуальных предпринимателей ежегодно утверждаются соответствующими (по принадлежности) республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами. При этом нормы для организаций и индивидуальных предпринимателей с суммарным годовым потреблением их в пересчете в условное топливо 1 тыс. тонн и более и для котельных производительностью 0,5 Гкал/ч и выше предварительно согласовываются с Комэнергоэффективности (областными, Минским городским управлениями по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов). Для иных организаций и индивидуальных предпринимателей нормы расхода топливно-энергетических ресурсов утверждаются Комэнергоэффективности (областными, Минским городским управлениями по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов).

Обществом в 2015 году были разработаны нормы расхода электрической и тепловой энергии на выпуск плит МДФ и панелей пола ХДФ. Однако в нарушение п. 6, 8, ч. 1 п. 39 Положения не были разработаны, утверждены и согласованы в установленном порядке с Департаментом по энергоэффективности нормы расхода электрической энергии, древесного топлива, природного газа на производство топливных брикетов.

Предупреждение правонарушений в рассматриваемой сфере

Основной задачей предупреждения административных правонарушений в рассматриваемой сфере является их недопущение путем соблюдения соответствующих норм законодательства либо их своевременное выявление и устранение, если они уже были совершены, в том числе путем пересмотра (утверждения, согласования) соответствующих норм.

В связи с этим предварительно должна быть проанализирована соответствующая документация (схемы, паспорта оборудования, технологические карты, данные статистической отчетности, оперативные и эксплуатационные журналы, инструкции по эксплуатации, документы бухгалтерского учета расхода топлива и энергии и другие необходимые документы).

Соответственно основными исходными данными для определения норм расхода топлива, тепловой и электрической энергии являются: первичная техническая и технологическая документация; технологические регламенты и инструкции, экспериментально проверенные энергобалансы и нормативные характеристики энергетического и технологического оборудования, паспортные данные оборудования, нормативные показатели, характеризующие наиболее рациональные и эффективные условия производства (коэффициенты использования мощности, удельные тепловые характеристики для расчета расхода на отопление и вентиляцию, нормативы потерь энергии при передаче и преобразовании и другие показатели); данные об объемах и структуре производства продукции; данные о фактических расходах энергии за анализируемый период; данные о плановых и фактических удельных расходах энергии за прошедшие годы; данные передового опыта отечественных и зарубежных предприятий, выпускающих аналогичную продукцию, по экономному и рациональному использованию ТЭР и достигнутым удельным расходам; план организационно-технических мероприятий по экономии энергии.

В целом работа по организации нормирования расхода топлива, тепловой и электрической энергии должна включать: разработку инструктивно-методической документации по нормированию расхода ТЭР; разработку технически обоснованных норм расхода ТЭР и мероприятий по энергосбережению; анализ и обеспечение контроля за выполнением норм расхода топлива, тепловой и электрической энергии и проведение работ по энергосбережению; совершенствование отчетности по нормированию расхода топлива, тепловой и электрической энергии.

В то же время наиболее сложным является вопрос определения нормы расходования ТЭР, установленной законодательством или технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования в части использования этих ресурсов. Встречаются такие ситуации, когда нормы расходования ТЭР не определены технологическими регламентами либо паспортными данными (зачастую в связи с их отсутствием). Единственный выход — найти норму расходования ТЭР, установленную законодательством. Тем не менее разработку, согласование и утверждение норм расхода ТЭР обеспечивают юридические лица, которыми предполагается их применение, т.е. данные нормы напрямую законодательством не устанавливаются. Как показывает судебная практика, утвержденные в установленном законодательством порядке нормы расходования ТЭР приравниваются к нормам расходования ТЭР, установленным законодательством.

С учетом изложенного приводимые выше нарушения могут быть предотвращены путем организации систематического достоверного учета расхода ТЭР, осуществляемого на основе показаний контрольно-измерительных приборов или других технических средств; контроля за поступлением, хранением и расходованием ресурсов, качеством выпускаемой продукции (выполняемых работ, услуг), условиями труда (микроклимат, освещенность и другие), соблюдением требований технических нормативных правовых актов; наличия разработанных организационно-технических мероприятий, утвержденных в установленном порядке и направленных на экономию ТЭР и обеспечение эффекта от их внедрения.