Правовое регулирование вопросов отбуксировки (эвакуации) транспортных средств

Повышение безопасности дорожного движения является важнейшей функцией государства по обеспечению правопорядка в стране, так как дорожно-транспортные происшествия непосредственно угрожают не только здоровью, но и жизни граждан, причиняют значительный ущерб имуществу участников дорожного движения.

Одним из направлений решения задач в области повышения безопасности дорожного движения является внедрение в Республике Беларусь практики привлечения к административной ответственности за нарушения правил остановки и стоянки транспортных средств на основании фото- либо видеофиксации правонарушения по аналогии с выявлением превышений установленной скорости движения.

С этой целью Законом Республики Беларусь от 11.07.2014 N 176-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 176-З) были внесены соответствующие изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) в части установления ответственности собственника транспортного средства за совершение указанного правонарушения.

Административная ответственность владельцев транспортных средств.

Часть 1 ст. 4.9 КоАП возлагает на собственников (владельцев) транспортных средств ответственность за нарушения правил остановки или стоянки транспортного средства, зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

Справочно. Под работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи (далее — специальные средства), следует понимать не бытовую видеокамеру, мобильный телефон или авторегистратор, а специальные устройства с доступом к базе Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (ГАИ), которые распознают транспорт, оставленный владельцем в запрещенном месте.

Иные средства фото- и киносъемки, видеозаписи (не работающие в автоматическом режиме) из диспозиции ч. 1 ст. 4.9 КоАП Законом N 176-З исключены. Однако сведения, полученные с помощью указанных средств, также могут быть использованы в качестве доказательств совершения нарушений, но в этом случае необходима стандартная процедура проведения проверки по заявлению граждан о возможном административном правонарушении.

Исключения составляют случаи, когда у органа, ведущего административный процесс, до вынесения постановления о наложении административного взыскания имеется информация о лице, управлявшем транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения (ч. 3 ст. 4.9 КоАП), а также если при ведении административного процесса будет установлено, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (ч. 4 ст. 4.9 КоАП).

Статистика свидетельствует, что нарушения правил остановки и стоянки транспортных средств имеют распространенный характер, особенно в условиях больших городов. Только в 2013 году в Республике Беларусь правоохранительными органами выявлено 88 тыс. таких правонарушений, из которых 7,2 тыс. совершено повторно. В то же время значительная часть нарушений правил остановки и стоянки транспортных средств по различным причинам, в первую очередь организационно-технического характера, не выявляется органами внутренних дел, что существенно снижает уровень безопасности дорожного движения и подвергает повышенной опасности жизнь и здоровье граждан.

Так, в октябре 2014 г. из-за нарушений правил стоянки транспортных средств возле одного из домов в г. Минске прибывшие на место происшествия спасатели Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь длительное время не могли установить специальное оборудование для снятия с подоконника 4-го этажа здания девушки 1988 года рождения, которая в состоянии алкогольного опьянения в результате бытового конфликта предприняла попытку суицида. Только с помощью сотрудников ГАИ, которые экстренно стали освобождать дворовую территорию от припаркованного автотранспорта, спасателям Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь удалось благополучно осуществить операцию по спасению человека.

Другой случай, имевший трагические последствия, произошел во дворе одного из жилых домов в центральной части г. Минска, где был совершен наезд транспортного средства на трехлетнего ребенка, в результате ребенок погиб. Происшествие произошло в том числе из-за неправильной стоянки автомашин и затруднения обзора для водителя, признанного судом виновным в дорожно-транспортном преступлении.

В целях минимизации подобных случаев законодателем внесены дополнения в статью 18.22 КоАП, которая частями 6 и 7 устанавливает административную ответственность за:

  • нарушение правил дорожного движения, регулирующих остановку или стоянку транспортного средства, либо неправомерную стоянку транспортного средства на месте, отведенном для стоянки транспортных средств инвалидов, зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи;
  • остановку или стоянку грузового автомобиля, автобуса, колесного трактора, самоходной машины, прицепа с нарушением правил дорожного движения, зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

Транспортное средство распознается в автоматическом режиме, после чего сотрудник ГАИ принимает соответствующее процессуальное решение. Автоматический режим распознавания технически осуществляется посредством:

  • а) курсирования по улицам специального транспорта ГАИ со специальными средствами;
  • б) оборудования стационарными специальными средствами наиболее проблемных мест.

Специальные средства фиксации нарушений правил остановки и стоянки транспорта срабатывают через 5 минут после того, как транспортное средство остановилось. Соответственно если водители, остановившись для посадки или высадки пассажиров, покинули запрещенное для стоянки место в промежуток времени до 5 минут, то они к административной ответственности привлекаться не будут.

Работа таких приборов при установке в специальном транспорте, который движется по маршруту, выглядит следующим образом.

Места, где запрещена остановка (стоянка) транспорта, отмечены при помощи специальных систем. Прибор фиксирует нарушение — фотографирует автомобиль. Пять минут спустя специальный транспорт проезжает по тому же маршруту и снова фиксирует этот же транспорт, который припаркован или остановился с нарушениями. Если машина стоит на том же месте, то следует дальнейшая фиксация нарушения.

Информация о нарушении с указанных технических средств передается в единый банк данных ГАИ, на основании которой выносится постановление о привлечении лица к административной ответственности и высылается собственнику транспортного средства.

Справочно. Специальные средства в автоматическом режиме определяют владельца машины. Для установления личности владельцев-иностранцев необходима реализация соответствующих договоренностей между отраслевыми ведомствами различных государств.

В соответствии с внесенными Законом N 176-З изменениями (дополнениями) в ч. 3-1 ст. 10.3 ПИКоАП в случаях фиксации нарушения правил остановки или стоянки транспортного средства работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами протокол об административном правонарушении не составляется. Должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится постановление о наложении административного взыскания без участия лица, в отношении которого ведется административный процесс. Причем данное постановление вступает в законную силу с момента его вынесения.

Справочно. При отсутствии вины владельца транспортного средства в совершении административного правонарушения данное лицо вправе в течение одного месяца со дня получения копии постановления представить в ГАИ по месту жительства доказательства того, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (ч. 3 ст. 6.1 ПИКоАП).

Отбуксировка (эвакуация) транспортных средств.

В целях пресечения совершения административных правонарушений, а также устранения созданного стоящим транспортным средством препятствия движению и работе транспортных средств оперативного назначения, дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб сотрудниками ГАИ применяется принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортных средств либо блокировка их колес.

С учетом положений Закона N 176-З были подготовлены соответствующие изменения в пункт 147 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 N 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (далее — ПДД). Согласно указанным изменениям порядок принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства либо блокировки его колес будет определяться не только соответствующей инструкцией, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь, но и иными законодательными актами. В частности, в настоящее время указанные правоотношения регулируют ст. 8.10 ПИКоАП, Указ Президента Республики Беларусь от 17.01.2013 N 36 «О некоторых вопросах принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортных средств» (далее — Указ N 36), ст. 19-1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 N 313-З «О дорожном движении» (далее — Закон о дорожном движении), акт осмотра транспортного средства по форме согласно приложению к Инструкции о порядке принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства и помещения его на охраняемую стоянку, отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку и блокировки колес транспортного средства (далее — Инструкция), утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2014 N 986 (далее — постановление N 986).

В целях комплексного урегулирования вопросов принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства, а также отбуксировки транспортного средства в случаях, не связанных с нарушениями ПДД, Закон о дорожном движении дополнен статьей 19-1, определяющей основания принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства, а также отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку.

В частности, законодатель определил, что в случаях нарушений водителями предусмотренных главой 19 ПДД правил остановки или стоянки транспортных средств, в результате которых создано препятствие для дорожного движения или возникла угроза безопасности граждан, транспортное средство может быть принудительно отбуксировано (эвакуировано) и помещено на охраняемую стоянку.

Вместе с тем в вышеназванной статье также прописаны основания отбуксировки транспортного средства в случаях, не связанных с нарушением ПДД.

Справочно. Право на отбуксировку возникает в том случае, когда транспортное средство поставлено на стоянку без нарушений требований ПДД.

В частности, транспортное средство может быть отбуксировано без помещения его на охраняемую стоянку в целях выполнения задач, возложенных на органы государственной безопасности, на орган государственной охраны, а также устранения препятствия, созданного стоящим транспортным средством, движению, работе транспортных средств оперативного назначения и (или) транспортных средств дорожно-эксплуатационной, коммунальной служб при отсутствии иной правомерной возможности выполнения возложенных на них задач (часть 2 статьи 19-1 Закона о дорожном движении).

Принятие указанной нормы позволяет ГАИ применять в отдельных случаях такую меру, как эвакуация.

Справочно. До вступления в силу ст. 19-1 Закона о дорожном движении, если машина была припаркована неправильно и (или) мешала работе коммунальников, дорожных и социальных служб, она вполне могла оказаться на штрафстоянке. Статья 19-1 Закона о дорожном движении позволяет просто отбуксировать транспорт на некоторое расстояние, чтобы он не был помехой. Отбуксировать смогут и правильно припаркованный автомобиль в случае проведения специальных мероприятий.

Как и раньше, принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства, а также отбуксировка его без помещения на охраняемую стоянку при наличии в этом транспортном средстве пассажира (пассажиров) запрещена. Также не изменился порядок информирования собственника (владельца) о месте нахождения транспортного средства.

Так, лицо, принявшее решение о принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства, об отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку в отсутствие водителя, должно немедленно информировать оперативно-дежурную службу территориального органа внутренних дел по месту нахождения транспортного средства, которая незамедлительно принимает меры по информированию его собственника (владельца) о месте нахождения транспортного средства.

В соответствии с внесенными в Закон о дорожном движении дополнениями порядок принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства, его помещения на охраняемую стоянку, а также отбуксировки транспортного средства без помещения его на такую стоянку, осуществляемой для устранения препятствия, созданного стоящим транспортным средством, движению, работе транспортных средств оперативного назначения и (или) транспортных средств дорожно-эксплуатационной, коммунальной служб, определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Указанный порядок регламентирован Инструкцией.

Соответственно постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2006 N 666 «Об утверждении Инструкции о порядке принудительной эвакуации (блокировки колес) транспортных средств» признано утратившим силу.

Законом N 176-З определено, что нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь должен содержать перечень лиц, уполномоченных принимать решение о принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства, об отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку, а также порядок фиксации внешнего состояния транспортного средства, подлежащего принудительной отбуксировке (эвакуации), отбуксировке без помещения его на охраняемую стоянку.

В этих целях пункт 6 Инструкции определяет, что решение о принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства принимают сотрудники ГАИ, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушения правил остановки и стоянки. Это в полной мере соотносится с положениями статьи 8.10 ПИКоАП.

Пунктом 16 Инструкции определен перечень лиц, которые вправе принимать решение об отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку. Таким правом наделены, как правило, те же лица, которые уполномочены принимать решения в части использования транспортными средствами оперативного назначения специальной световой и звуковой сигнализации.

При принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства проводится его осмотр с соблюдением требований статьи 10.13 ПИКоАП, о чем составляется протокол. Дополнительно указывается, что при наличии возможности осуществляется фото- или видеосъемка транспортного средства, о чем делается отметка в протоколе.

За повреждения, причиненные транспортному средству во время его принудительной отбуксировки (эвакуации), нахождения на охраняемой стоянке, а также во время его отбуксировки без помещения на такую стоянку, несут ответственность юридические лица, работники которых осуществляли принудительную отбуксировку (эвакуацию), хранение, отбуксировку транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку.

Поэтому пункт 17 Инструкции закрепляет, что при отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку проводится внешний осмотр такого транспортного средства на предмет установления его видимых дефектов и повреждений в присутствии не менее двух дееспособных совершеннолетних лиц, не заинтересованных в результатах осмотра, о чем составляется соответствующий акт. При наличии возможности осуществляется фото- или видеосъемка транспортного средства, о чем указывается в акте.

Положения, регулирующие порядок блокировки (снятия блокировки) колес транспортного средства, особых изменений не претерпели. Вместе с тем расширен перечень транспортных средств, в отношении которых возможно применить блокировку колес. С учетом внесенных изменений это могут быть все грузовые автомобили независимо от максимально допустимой общей массы. Такие изменения позволили разработать один нормативный правовой акт (постановление N 986), регулирующий вопросы принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства, отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку и блокировки (снятия блокировки) колеса транспортного средства.

Регулирование порядка отбуксировки транспортных средств специальными службами.

С учетом положений Закона Республики Беларусь от 08.05.2009 N 16-З «О государственной охране» и Закона Республики Беларусь от 10.07.2012 N 390-З «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь», а также сложившейся практики Законом N 176-З было введено понятие отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку, а также были установлены основания для такой отбуксировки.

В целях создания надлежащих условий для осуществления функций по государственной охране соответствующие органы (Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Служба безопасности Президента Республики Беларусь) наделены правом на определение порядка отбуксировки транспортных средств. Данный порядок должен определяться совместным нормативным правовым актом Комитета государственной безопасности Республики Беларусь и Службы безопасности Президента Республики Беларусь по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

В таком нормативном правовом акте должны содержаться: перечень лиц, уполномоченных принимать решение о принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства, об отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку, а также порядок фиксации внешнего состояния транспортного средства, подлежащего принудительной отбуксировке (эвакуации), отбуксировке без помещения его на охраняемую стоянку.

Взимание платы с собственника (владельца) за отбуксировку транспортного средства.

Вопросы взимания платы с собственника (владельца) за отбуксировку транспортного средства в настоящее время регулируются Указом N 36, поэтому аналогичные нормы ПИКоАП Законом N 176-З исключены (пункт 8 ст. 8.10).

Абзацем 4 пункта 1 вышеназванного Указа установлено, что оплата работ (услуг) по принудительной отбуксировке (эвакуации), а также хранению отбуксированного (эвакуированного, доставленного) транспортного средства на охраняемой стоянке осуществляется собственником (владельцем) отбуксированного (эвакуированного, доставленного) транспортного средства органу внутренних дел или государственной организации, которому (которой) принадлежит средство эвакуации и (или) охраняемая стоянка.

Тарифы на работы (услуги) по принудительной отбуксировке (эвакуации), а также хранению отбуксированного (эвакуированного, доставленного) транспортного средства на охраняемой стоянке утверждаются местными исполнительными и распорядительным органами. Ими же определяются государственные организации, средства эвакуации и охраняемые стоянки которых могут быть использованы при принудительной отбуксировке (эвакуации, доставке) транспортных средств.

Взимание платы с собственника (владельца) за отбуксировку транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку в случаях, не связанных с нарушениями ПДД, не допускается.

Возврат транспортных средств.

Помещенное на охраняемую стоянку транспортное средство возвращается собственнику (владельцу) или уполномоченному им лицу по его первому требованию.

Вместе с тем согласно п. 12 Инструкции при получении транспортного средства собственник (владелец) или уполномоченное собственником (владельцем) лицо должны предъявить работнику, осуществляющему его охрану, следующие документы:

свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон) транспортного средства;

водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством соответствующей категории с талоном к нему (удостоверение тракториста-машиниста соответствующей категории с талоном к нему, временное разрешение на право управления механическим транспортным средством).

Справочно. Водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством соответствующей категории с талоном к нему не требуется, если транспортное средство забирается с охраняемой стоянки способом, не требующим управления им.

При отсутствии хотя бы одного из указанных документов транспортное средство не возвращается. До прибытия сотрудников органов внутренних дел не возвращается транспортное средство в случаях нахождения лица, прибывшего за транспортным средством, в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

Зарубежный опыт решения вопросов отбуксировки (эвакуации) транспортных средств.

Как показывает анализ зарубежного опыта <1>, за нарушение действующих правил широко применяется эвакуация транспортных средств в специально отведенные места или на так называемые штрафные стоянки.

<1> В настоящей работе использована информация официального сайта IRTAD (International Road and Accident Database (OECD) / ECMT Transport Research Centre).

Например, в г. Киеве принудительным перемещением неправильно припаркованных или брошенных автомобилей занимается компания «Киевдорсервис», взимающая за свои услуги определенную плату. Каждый километр перевозки автомобиля с помощью эвакуатора обходится в 6,26 гривны, первые сутки хранения автомобиля на парковке предприятия — в 17,10 гривны, каждые последующие — в 10,00 гривны. В случае появления владельца автомобиля до прибытия последнего на парковку предприятия оплата услуг составляет половину стоимости перемещения. В любом случае помимо оплаты действий «Киевдорсервиса» законодательством предусмотрены либо устное предупреждение владельца со стороны органов автомобильной инспекции, либо штраф в 3,4 — 8,5 гривны. Решение о мере наказания принимает суд, а сама эвакуация производится на основании п. 8.2 разд. 8 Правил благоустройства территории, парковки транспортных средств, тишины в общественных местах, торговли на рынках в городе Киеве (документ принят Киевской Радой 26.09.2002).

В г. Таллине в 2006 году были приняты новые правила принудительной эвакуации автомобилей. Машины транспортируются не по одной, а сразу по несколько штук. Причина принятия такого решения кроется в желании городских служб максимально сэкономить на этой операции. Особенность работы эвакуационной службы г. Таллина (перенявшей, по словам одного из чиновников, японский опыт) состоит в том, что кран поднимает автомобиль и наносит, таким образом, автомобилю механические повреждения. Последнее, по мысли законодателей, и должно послужить наказанием автовладельцу: согласно заявлению подключившихся к проекту страховых компаний помятый корпус не является страховым случаем.

В Дании в разд. 17 «Наказание, санкции за нарушение Правил дорожного движения» действующего Закона о дорожном движении 1976 года (далее — Закон 1976 года) включена ст. 123, устанавливающая, что полиция имеет право убрать с дороги и поместить на специальную стоянку:

  • любое транспортное средство, поставленное на стоянку в нарушение действующих правил;
  • любое транспортное средство, имеющее серьезные технические неисправности;
  • любое транспортное средство, не прошедшее регистрацию и оставленное на дороге без регистрационных знаков.

Транспортное средство эвакуируется с дороги на стоянку, указываемую полицией, в случае, если водитель отсутствует. В соответствии с ч. 2 ст. 123 Закона 1976 года водитель оплачивает расходы полиции по транспортировке и хранению транспортного средства на специальной стоянке. Если водитель неизвестен, расходы оплачивает владелец транспортного средства, за исключением случаев, когда доказано, что водитель завладел транспортным средством неправомочным путем.

Полиция обязана проинформировать владельца о задержании транспортного средства и о местонахождении стоянки, на которую оно помещено. Она уведомляет владельца о времени, в течение которого ему надлежит забрать свое транспортное средство, а также о том, что по истечении указанного срока транспортное средство, не затребованное владельцем, продается для покрытия расходов полиции.

При отсутствии информации о владельце задержанное транспортное средство продается через две недели после его помещения на специальную стоянку. Средства от продажи, оставшиеся после компенсации расходов (включая затраты на продажу), поступают в королевскую казну. В течение одного года владелец транспортного средства имеет право потребовать возвращения ему этой суммы.

В соответствии с ч. 5 ст. 123 Закона 1976 года правила эвакуации транспортных средств по распоряжению полиции, информирования владельцев, оплаты расходов по хранению и продаже задержанных транспортных средств разрабатываются и утверждаются Министерством юстиции Королевства Дании.

Надзор за соблюдением правил остановки и стоянки транспортных средств полностью или частично осуществляют подразделения так называемой парковочной полиции, входящей в состав полицейских сил страны. В соответствии со ст. 122 Закона 1976 года территорию их деятельности, полномочия и порядок работы устанавливает специальными правилами Министерство юстиции Королевства Дании.

В Норвегии в соответствии с параграфом 37 Закона о дорожном движении 1965 года полиция имеет право потребовать убрать с дороги, а при необходимости произвести задержание транспортного средства, поставленного на стоянку в нарушение правил или таким образом, что оно создает помехи для дорожного движения, снегоуборочных или иных дорожных работ, а также оставленного в местах частного или общественного владения, что приводит к неудобствам для владельца или пользователя собственностью.

Владелец задержанного транспортного средства уведомляется заказным почтовым отправлением о месте нахождения транспортного средства. Транспортное средство, не возвращенное владельцу, продается по истечении трех месяцев с момента задержания. Если имя и адрес владельца неизвестны, сообщение о задержании транспортного средства публикуется в средствах массовой информации. Когда оставленное на дороге транспортное средство по своему техническому состоянию не подлежит восстановлению, оно идет на металлолом без уведомления владельца.

Для возврата своего транспортного средства владелец обязан оплатить расходы на его эвакуацию и содержание на специальной стоянке.

В Швеции действует специально принятый Закон об эвакуации транспортных средств, дающий право полномочным органам производить задержание и помещение на специальную стоянку транспортных средств, оставленных на дороге в нарушение правил стоянки или препятствующих нормальному движению, в случаях, когда их владелец не может быть немедленно найден.

Вышеназванный Закон содержит положение о том, что расходы, связанные с задержанием, транспортировкой и содержанием транспортного средства на специальной стоянке для задержанных транспортных средств, оплачивает его владелец.

В Японии порядок задержания и помещения транспортных средств на специальные стоянки полностью регламентирован ст. 51, 51-2 и 51-3 Закона о дорожном движении 1965 года (далее — Закон 1965 года). В соответствии со ст. 51 Закона 1965 года полицейский имеет право изменить способ парковки автомобиля или убрать его с дороги в случае нарушения водителем правил стоянки транспортных средств. Закон 1965 года устанавливает, что полицейский в отсутствие водителя может переместить транспортное средство на расстояние, не превышающее 50 м от места его первоначального нахождения. Составляется протокол о произведенном перемещении, который передается начальнику полицейского участка. Если на таком расстоянии удобного места для стоянки транспортного средства нет, об этом также докладывается начальнику полицейского участка, который и принимает решение о задержании транспортного средства и эвакуации его на специальную стоянку.

Начальник обязан принять меры по обеспечению сохранности транспортного средства и немедленному уведомлению его владельца. В письменной форме владельцу сообщаются время и место задержания транспортного средства, место его нахождения, точная сумма, причитающаяся с владельца за транспортировку и содержание на стоянке его транспортного средства, крайний срок оплаты. При неуплате указанной суммы в отведенный срок, в том числе неполной уплате, начальник полицейского участка направляет владельцу напоминание, устанавливает новый срок, а также сообщает, что на оставшуюся сумму долга владельца начисляются проценты из расчета 14,5 процента в год. В случае вторичной неуплаты взимание долга будет таким же, как и взимание налогов с неплательщиков.

Через шесть месяцев после задержания транспортное средство переходит в собственность префектуры, в чьей юрисдикции находится полицейский участок. То же касается и груза транспортного средства. Как правило, невостребованное транспортное средство продается, причем начальник полиции имеет право продать автомобиль (когда затраты на его хранение превышают его цену) через три месяца после задержания.

В соответствии со ст. 51-3 Закона 1965 года непосредственно эвакуацией транспортных средств и содержанием их на охраняемой стоянке полностью или частично могут заниматься фирмы, получившие лицензию от комиссий по безопасности дорожного движения префектур. Такие фирмы обязаны подчиняться распоряжениям комиссий. Комиссии имеют право лишить их лицензии в случае неповиновения ее законным распоряжениям. Закон 1965 года устанавливает ответственность руководителя и персонала фирм за разглашение тайны, ставшей им известной в связи с эвакуацией и содержанием на стоянке задержанного транспортного средства. Разглашение тайны влечет ответственность в виде тюремного заключения с тяжелыми работами на срок до одного года или штрафа в размере до 100 тыс. иен.

В некоторых случаях автомобили, поставленные на стоянку в нарушение действующих правил, не эвакуируются на специальные площадки, а блокируются на месте нарушения. В соответствии со ст. 51-2 Закона 1965 года комиссии по безопасности дорожного движения префектур вправе объявлять ограниченные участки дорог зонами, где в качестве меры пресечения нарушений транспортные средства, поставленные на стоянку в нарушение правил, иммобилизируются блокираторами колес на срок до 24 часов. Транспортные средства при этом никуда не перемещаются. На видную часть автомобиля (чаще всего лобовое стекло) помещается извещение о произведенной блокировке. Самостоятельное снятие или порча блокиратора, а также порча посторонним лицом извещения, оставленного на автомобиле, влекут ответственность в виде штрафа. Для снятия блокиратора до истечения 24 часов водитель обязан обратиться к начальнику полицейского участка.

В Великобритании транспортные средства, поставленные на стоянку в нарушение действующих правил, эвакуируются на специальные стоянки частными фирмами, заключившими контракт с подразделениями полиции. Они возвращаются владельцу после уплаты штрафа за нарушение правил стоянки и оплаты буксировки и хранения эвакуированного транспортного средства. Стоимость эвакуации — 105 фунтов стерлингов. За каждый день нахождения транспортного средства на специальной стоянке с владельца взимается 12 фунтов стерлингов.

В Германии решение о задержании неправильно запаркованного транспортного средства принимается в зависимости от оценки опасности конкретного нарушения. В то же время задержанию и эвакуации подлежат транспортные средства водителей-неинвалидов, оставленные на специальной стоянке для транспортных средств инвалидов. Транспортные средства, поставленные на стоянку в зоне действия знака «Стоянка запрещена», эвакуируются в срочном порядке.

Существенно отличается практика работы в рассматриваемой области дорожных служб Рио-де-Жанейро (Бразилия). Последние не взимают штрафов с автовладельцев и не эвакуируют автомобили, но приклеивают на лобовое стекло автомобиля-нарушителя плакат с надписью «Здесь стоянка запрещена!». Суть наказания состоит в том, что используемый клей очень плохо поддается отскабливанию или иному внешнему воздействию.

Заключение.

Одними лишь средствами ужесточения законодательства к нарушителям правил парковки, привлечения виновных к административной ответственности, проведения эвакуации транспортных средств и т.п. проблему парковок в неположенном месте не решить. Тем более что в настоящее время в крупных городах в связи с большим количеством автотранспорта данная проблема стоит достаточно остро.

Принятый в г. Минске расчетный уровень автомобилизации на 2015 год (315 машин на 1000 жителей) <2> помимо совершенствования правового регулирования правил парковки требует решения вопросов развития улично-дорожной сети города, а также пассажирского транспорта и транспортно-обслуживающих объектов.

<2> Указ Президента Республики Беларусь от 23.04.2003 N 165 «Об утверждении генерального плана г. Минска с прилегающими территориями и некоторых вопросах его реализации».

Требуется также осуществление в городах интенсивной работы по организации (строительству) новых автомобильных стоянок и автомобильных парковок. Кроме того, по примеру европейских государств необходимо строить велосипедные дорожки и пропагандировать в Республике Беларусь велосипедный транспорт как экологически чистое средство передвижения, в том числе используемое для передвижения к месту работы жителей крупных городов страны.