Правовой статус адвоката. Основания и порядок его приобретения в Российской Федерации и Республике Беларусь (сравнительно-правовой анализ)

Статус адвоката

Актуальность предлагаемой к прочтению статьи обусловлена исключительной важностью института адвокатуры в целом и адвокатов в частности для Республики Беларусь, провозгласившей себя правовым государством <1>. Кроме того, на актуальность выбранной темы указывает относительно малая ее изученность белорусскими учеными-юристами. Выбор Российской Федерации в качестве страны, чье законодательство об адвокатуре будет поставлено в сравнение с белорусским, обусловлен прежде всего тесным сотрудничеством наших стран, в том числе в правовой сфере, а также набравшими в последнее время нешуточные обороты процессами интеграции между нашими странами.

<1> Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. — 4-е изд., стер. — Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2009. — 64 с.

Термин «статус» весьма широко распространен в юриспруденции. Он применим как к субъектам (конституционно-правовой статус человека), так и объектам права (административно-правовой статус жилых помещений как объектов недвижимости). Вместе с тем использование термина «статус» по отношению к объектам права в большей степени характерно для российской юридической науки и законодателя <2>, в белорусском законодательстве данный термин используется преимущественно в отношении субъектов права. Для характеристики объектов права принято применять понятие «правовой режим». Например, глава 3 Закона Республики Беларусь от 05.05.1999 N 250-З «О научно-технической информации» именуется «Правовой режим научно-технической информации».

<2> Майдыков, А.А. Административно-правовой статус жилых помещений как объектов недвижимости / А.А.Майдыков // Труды Московской государственной юридической академии: сб. статей. — М., 1999. — С. 24 — 30.

Основным нормативным правовым актом, урегулировавшим правовой статус адвоката в Республике Беларусь, является Закон Республики Беларусь от 30.12.2011 N 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон). Именно в нем, хотя и несколько разрозненно, закреплены основные элементы правового статуса адвоката (статьи 12 «Приостановление адвокатской деятельности», 13 «Прекращение адвокатской деятельности», 16 «Гарантии адвокатской деятельности» Закона и др.). Эти и некоторые другие положения Закона, а также опыт некоторых ученых <3> позволяют сгруппировать элементы статуса адвоката. Полагаем справедливым выдвижение тезиса о том, что правовой статус адвоката включает в себя следующие элементы:

  1. порядок и основания приобретения статуса адвоката;
  2. права и обязанности адвоката;
  3. порядок и основания приостановления и прекращения статуса адвоката;
  4. гарантии адвоката;
  5. ответственность адвоката.

<3> Кучерена, А.Г. Адвокатура: учеб. / А.Г.Кучерена. — М., 2004. — С. 199.

Как уже было указано ранее, основой регулирования адвокатской деятельности в Республике Беларусь является Закон. В Российской Федерации таким нормативным актом выступает Федеральный закон Российской Федерации от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).

Применительно к предмету настоящей статьи (правовой статус адвоката) представляет определенный интерес структура основных нормативных правовых актов Беларуси и Российской Федерации об адвокатуре и адвокатской деятельности. Можно отметить, что в отличие от Закона Федеральный закон активно использует понятие «статус адвоката». И хотя дефиниция этого понятия в Федеральном законе отсутствует, глава третья именуется «Статус адвоката». Прежде всего это обусловлено тем, что в Беларуси адвокатская деятельность — это один из видов лицензируемой деятельности, в России адвокатская деятельность стоит особняком от других видов деятельности, адвокат — это особый статус. В связи с этим в юридических кругах зачастую встает вопрос: чем же адвокат в Республике Беларусь отличается от обычного предпринимателя и почему мы не причисляем адвокатскую деятельность к предпринимательской? Например, Сысуев Т.В. на этот счет высказался следующим образом: «Вопрос о том, является адвокатская деятельность предпринимательской или нет, имеет, на наш взгляд, несколько спекулятивный характер. Публично-правовое значение этой деятельности не нивелирует во взаимоотношениях между адвокатом и клиентом гражданско-правовой сущности юридической помощи именно как услуги в гражданско-правовом смысле и само по себе не исключает возможности ее квалификации как предпринимательской» <4>. Сложно не принять во внимание такое мнение.

<4> Сысуев, Т.В. Взаимодействие адвокатов и лиц, оказывающих юридические услуги: [по состоянию на 30.07.2013] / Т.В.Сысуев // Промышленно-торговое право. — 2013. — N 08.

Есть, на наш взгляд, и вторая сторона медали у этого вопроса. Полагаем, широкое использование в Российской Федерации на законодательном уровне понятия «статус адвоката» отражает определенную степень единства российского законодателя с научными кругами, а это всегда положительный знак, поскольку взгляд науки зачастую характеризуется большей степенью объективности, нежели точка зрения государственных органов по аналогичным вопросам. Ведь на сегодняшний день уже никому не нужно доказывать, что адвокат — это не просто вид деятельности. Это особый статус в обществе. А адвокатура — важнейший элемент правовой системы любого демократического государства.

Однако ради справедливости отметим, что Закон — это уже второй подобный нормативный правовой акт, принятый в истории независимой Беларуси, что свидетельствует о том, что наш законодатель не стоит на месте и постоянно ищет пути совершенствования правового регулирования исследуемой группы правоотношений. Как результат, Закон характеризуется большей степенью структурированности, системности, выступает в большей степени консолидированным актом, нежели его российский аналог. Как уже отмечалось ранее, несмотря на определенную степень разрозненности, а иногда — завуалированности, Закон, хотя и под призмой адвокатской деятельности, все-таки содержит все выделенные нами элементы правового статуса адвоката. В Федеральном законе, например, вопрос ответственности адвокатов не детализируется (такой главы в принципе нет). Этот элемент статуса адвоката затрагивается в нем лишь вскользь, посредством включения в текст закона бланкетных норм о том, что адвокат подлежит ответственности в соответствии с законодательством. Закон же в главе 3 достаточно подробно регламентирует вопросы привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности.

Основания и порядок приобретения правового статуса адвоката

Порядок и основания приобретения права на осуществление адвокатской деятельности не случайно включены нами в один элемент правового статуса адвоката. Эти понятия неразрывно связаны между собой и не работают отдельно друг от друга. Дело в том, что порядок получения права на осуществление адвокатской деятельности строго формализован и применяется только к лицам, которые соответствуют законным требованиям, выдвигаемым к соискателям адвокатской лицензии.

Для адвокатской деятельности такие требования установлены в Законе. В случае соответствия гражданина этим требованиям можно говорить о том, что он способен своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности, связанные с получением права на осуществление адвокатской деятельности. Здесь нам хотелось бы акцентировать внимание на том, что речь идет именно о процедуре получения права на осуществление адвокатской деятельности. То есть соответствие указанным в Законе условиям влечет для гражданина лишь возможность воспользоваться порядком, установленным законодательством, для получения права на осуществление адвокатской деятельности. Этот порядок выступает инструментом для реализации права, предоставленного гражданину статьей 17 Гражданского кодекса Республики Беларусь (право заниматься любой не запрещенной законом деятельностью). Таким образом, в силу особой общественной значимости адвокатской деятельности, уровня профессиональной подготовки и ответственности, требуемых для ее осуществления, законодатель установил двухуровневую систему допуска граждан к занятию адвокатской деятельностью. Мало того что нужно соответствовать определенным Законом требованиям, помимо этого, порядок получения права на осуществление адвокатской деятельности отнюдь не является простой формальностью, а представляет собой целую систему испытаний, которые нужно успешно пройти (квалификационный экзамен: устная и письменная формы) для того, чтобы получить право на осуществление адвокатской деятельности.

На основании вышеизложенного вопреки общепринятому мнению о том, что перечень требований к претенденту на получение статуса адвоката есть основание для получения права на осуществление адвокатской деятельности, полагаем, что лексически верно было бы говорить о том, что основание получения права на занятие адвокатской деятельностью одно (к слову, общее для Беларуси и России) — это надлежащим образом подтвержденный факт соответствия кандидата требованиям, предъявляемым к нему законом.

В Законе вопросы порядка и оснований приобретения права на осуществление адвокатской деятельности регулируются статьями 7 — 11. В Федеральном законе это статьи 9 — 15.

Для наглядности требования к претендентам на получение статуса адвоката в Беларуси и России приведем в виде таблицы.

Требования, выдвигаемые к соискателю адвокатской лицензии

Республика Беларусь Российская Федерация

  • гражданин Республики Беларусь;
  • с высшим юридическим образованием;
  • прошедший в установленных Законом случаях стажировку — лицо, имеющее высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности;
  • стаж работы по юридической специальности не менее двух лет (с момента получения высшего образования) либо прохождение стажировки в адвокатском образовании в сроки, установленные Федеральным законом

К осуществлению адвокатской деятельности не допускается лицо:

  • признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • ранее совершившее умышленное преступление;
  • исключенное (уволенное) из коллегии адвокатов, а также уволенное из правоохранительных и других органов по дискредитирующим обстоятельствам, в течение трех лет со дня принятия соответствующих решений об увольнении;
  • обратившееся за получением лицензии в течение одного года со дня вступления в силу принятого в отношении его либо индивидуального предпринимателя (юридического лица), в качестве которого было зарегистрировано (учредителем или руководителем которого являлось) это физическое лицо, решения об аннулировании специального разрешения (лицензии) на осуществление частной нотариальной деятельности либо деятельности по оказанию юридических услуг соответственно;
  • занимавшее в период со дня подачи заявления о допуске к квалификационному экзамену до дня получения лицензии должности, время работы на которых засчитывается в стаж государственной службы — признанное недееспособным или ограниченно дееспособным в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • имеющее непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления

Как видим, основания приобретения права на осуществление адвокатской деятельности в Республике Беларусь и Российской Федерации весьма схожи. Однако все же позволим себе считать, что требования, установленные Федеральным законом, несколько мягче.

Во-первых, Федеральный закон не запрещает приобрести статус адвоката лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации. Иностранные граждане так же, как и граждане Российской Федерации, могут приобрести статус адвоката в порядке, установленном Федеральным законом. Правда, осуществлять адвокатскую деятельность впоследствии они могут с некоторыми ограничениями. Они вправе оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства и не допускаются к оказанию юридической помощи на российской территории по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

Во-вторых, обратим внимание на альтернативную форму требования, установленного Федеральным законом, — стаж работы по юридической специальности не менее двух лет (с момента получения высшего образования) либо прохождение стажировки в адвокатском образовании в сроки, установленные Федеральным законом. Опыт работы по юридической специальности свыше трех лет в соответствии с Законом лишь сокращает срок стажировки (пункт 2 статьи 9).

Пунктом 3 статьи 53 Закона, регламентирующим переходные положения, в этом отношении установлено исключение из общих правил. В соответствии с названной нормой граждане Республики Беларусь, имеющие на момент подачи заявления о выдаче лицензии на осуществление адвокатской деятельности стаж работы в качестве лица, оказывающего юридические услуги на основании свидетельства об аттестации юриста, не менее пяти лет, в течение одного года после вступления в силу Закона вправе после прохождения в порядке, определенном Министерством юстиции Республики Беларусь (см. Инструкцию о порядке прохождения аттестации для целей приобретения статуса адвоката, утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 02.02.2012 N 33), аттестации приобрести статус адвоката без соблюдения требований об обязательном прохождении стажировки, а после приобретения статуса адвоката принять решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально либо стать учредителем (участником) адвокатского бюро. Однако такое отступление сложно считать смягчением требований к претендентам на получение адвокатской лицензии. Скорее, это было обусловлено существующей на момент принятия Закона необходимостью: имелись изменения законодательства, регламентирующего оказание юридической помощи, в соответствии с которыми юристы, оказывающие юридические услуги на основании специального разрешения на оказание юридических услуг, были лишены права на профессиональной основе представлять своих клиентов в суде. Такое представительство стало исключительной прерогативой адвокатов.

В целом достаточно сложно сказать, какой из подходов лучше или хуже: белорусский или российский. Мы лишь попробуем проанализировать каждый из них и сделать на этот счет определенные выводы.

С одной стороны, обязательное прохождение стажировки, установленное Законом, должно положительно сказываться на претендентах на получение адвокатской лицензии, ведь, проходя стажировку и наблюдая за работой действующих адвокатов, претенденты получают правдивое представление об их будущей профессиональной деятельности, «вливаются» в профессию.

С другой стороны, кто осмелится однозначно сказать, что важнее для будущего адвоката: стаж работы по юридической специальности или прохождение стажировки в адвокатском образовании? Ведь в первую очередь претендент на получение адвокатской лицензии должен обладать высоким уровнем профессиональной подготовки. Вопрос в том, кто окажется более подготовленным к адвокатской деятельности с профессиональной точки зрения: юрист с двухлетним стажем работы или выпускник ВУЗа, прошедший годичную стажировку в адвокатском образовании. Вопрос, скажем так, почти риторический. На наш взгляд, это зависит от многих факторов: личностных качеств претендента, специфики и объемов предшествующей деятельности и т.п. Для того чтобы дать окончательный ответ на вопрос о профессиональной годности претендента к осуществлению адвокатской деятельности, существует квалификационный экзамен. Но вместе с тем стажировка не только проверяет профессиональную подготовку кандидата, но также демонстрирует его личностные качества: ответственность, целеустремленность, способность доводить начатое дело до логического окончания. В связи с этим подход белорусского законодателя нам представляется более предпочтительным в силу своей большей информативности и конструктивности при изучении личности кандидата.

Некоторые российские авторы выражают озабоченность в связи с тем, что в Федеральном законе не установлен возрастной ценз лица, претендующего на приобретение статуса адвоката (к слову, в Законе ситуация аналогичная). Например, Ботнев В.К. считает, что только при достижении возраста не менее 25 лет человек приобретает определенный жизненный и профессиональный опыт, который нужен для эффективной помощи доверителю <5>.

<5> Ботнев, В.К. Правовое регулирование приобретения и приостановления статуса адвоката [Электронный ресурс] / В.К.Ботнев

Однако нам сложно согласиться с Ботневым В.К. Сделанное им утверждение носит оценочный характер, поскольку невозможно достоверно утверждать, с какого возраста гражданин приобретает достаточный жизненный и профессиональный опыт для оказания юридической помощи клиентам. На наш взгляд, это категории, которые должны индивидуально оцениваться руководителем стажировки в процессе ее прохождения конкретным претендентом, что в определенной степени обеспечено по праву Республики Беларусь (абзац пятый пункта 4 Инструкции о порядке прохождения стажировки гражданами Республики Беларусь, намеревающимися стать адвокатами, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 03.02.2012 N 35 «Об утверждении Инструкции о порядке прохождения стажировки гражданами Республики Беларусь, намеревающимися стать адвокатами, и признании утратившим силу постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 18 февраля 2008 г. N 10»). Данное утверждение подтверждается и тем, что руководитель стажировки ко всему прочему по окончании прохождения стажировки готовит заключение о готовности стажера адвоката к осуществлению профессиональной деятельности (пункт 3 статьи 9 Закона).

Порядок приобретения статуса адвоката

Республика Беларусь

Итак, в случае соответствия кандидата требованиям, установленным статьей 7 Закона, он может претендовать на получение адвокатской лицензии, наличие которой является основным условием реализации права на осуществление адвокатской деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона для допуска к сдаче квалификационного экзамена претендент подает заявление по форме согласно приложению к Инструкции о порядке проведения квалификационного экзамена (далее — Инструкция), утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 30.11.2010 N 105 «О некоторых вопросах осуществления адвокатской деятельности и оказания юридических услуг» (далее — постановление N 105), в Квалификационную комиссию по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь (далее — Квалификационная комиссия), к которому прилагаются:

  • копия диплома о высшем юридическом образовании;
  • выписка из трудовой книжки, если претендент осуществлял трудовую деятельность, а в случае ее отсутствия — справка с последнего места работы с указанием оснований прекращения трудовой деятельности;
  • копия свидетельства об аттестации юриста (при его наличии);
  • заключение о готовности стажера адвоката к осуществлению адвокатской деятельности и отчет о результатах стажировки;
  • автобиография.

За выдачу адвокатской лицензии взимается государственная пошлина в размере, установленном налоговым законодательством Республики Беларусь.

Проверку профессионального уровня соискателя лицензии осуществляет Квалификационная комиссия, действующая в соответствии с Законом и Положением о Квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь, утвержденным постановлением N 105 (далее — Положение).

Положением установлены: срок, на который создается Квалификационная комиссия, состав Квалификационной комиссии, ее полномочия и порядок их реализации.

Проверка знаний претендента проводится Квалификационной комиссией в порядке, установленном Инструкцией.

После подачи заявления в течение месяца Квалификационной комиссией проводится проверка претендента на соответствие требованиям статьи 7 Закона. По ее результатам принимается мотивированное решение о допуске или об отказе в допуске претендента к сдаче квалификационного экзамена. Претендент уведомляется о принятом решении, а также (в случае допуска) о дате проведения квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен проводится по конституционному, уголовному, гражданскому, жилищному, семейному, трудовому и административному праву, а также по уголовному, гражданскому, хозяйственному и административному процессам, Правилам профессиональной этики адвоката, утвержденным постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 06.02.2012 N 39 (далее — Правила этики адвоката). Спектр знаний, проверяемых у претендента, имеющего свидетельство об аттестации юриста, существенно уже. Это уголовное, жилищное, семейное право, уголовный процесс и Правила этики адвоката. Такое положение в Законе говорит о том, что фактически у законодателя не возникает сомнений относительно профессиональной подготовки указанных лиц в сфере конституционного, гражданского и административного права, а также гражданского, хозяйственного и административного процессов.

Квалификационный экзамен состоит из двух этапов, которые различаются по форме проверки знаний претендента: устная и письменная. Письменная форма проводится в виде компьютерного тестирования. Иными словами, она представляет собой дачу претендентами ответов на вопросы, разрабатываемые в соответствии с программой квалификационного экзамена.

Компьютерное тестирование состоит из дачи ответов на 20 вопросов. За каждый правильный ответ на вопрос компьютерного тестирования претендент получает 1 балл.

Количество правильных ответов, являющееся основанием для признания результатов тестирования положительными, — 70 и более процентов от количества вопросов, содержащихся в тесте. Правильным считается ответ, в котором из предложенных вариантов ответа выбраны все верные и не выбрано ни одного неверного варианта ответа (полное соответствие). До завершения тестирования кандидат вправе внести правки в свои ответы.

При проведении квалификационного экзамена претенденту запрещается пользоваться нормативными правовыми актами, справочной и специальной литературой, средствами связи, вести переговоры с иными претендентами. Нарушение указанных требований влечет удаление претендента из зала заседания Квалификационной комиссии в статусе не сдавшего квалификационный экзамен.

В случае набора необходимого количества правильных ответов в результате письменного тестирования претендент допускается к устной форме проверки знаний.

Устная форма квалификационного экзамена представляет собой устный ответ на экзаменационный билет, который включает в себя один вопрос по программе квалификационного экзамена. Ответ претендента на экзаменационный билет может быть оценен в 2, 3, 4 или 5 баллов. Претендент считается сдавшим квалификационный экзамен, если он по результатам сдачи устного экзамена набрал не менее 4 баллов.

На основании результатов квалификационного экзамена Квалификационная комиссия принимает решение о соответствии либо несоответствии претендента лицензионным требованиям и условиям. Результаты квалификационного экзамена объявляются претенденту председателем Квалификационной комиссии в день его завершения.

Претендент, в отношении которого принято решение о несоответствии лицензионным требованиям и условиям, допускается к очередной сдаче квалификационного экзамена не ранее, чем через шесть месяцев.

В соответствии со статьей 11 Закона адвокаты вправе осуществлять адвокатскую деятельность только после получения лицензии в порядке, предусмотренном законодательными актами, и вступления в члены территориальной коллегии адвокатов, которая обязана принять адвоката. Для приема в члены территориальной коллегии адвокатов лицо, получившее лицензию, подает письменное заявление (с указанием предполагаемого места работы) в соответствующую территориальную коллегию адвокатов, которая принимает решение в течение пяти рабочих дней после подачи заявления. Документом, подтверждающим правовой статус адвоката и его членство в соответствующей территориальной коллегии адвокатов, является удостоверение адвоката, форма и порядок выдачи которого определяются Министерством юстиции Республики Беларусь.

Российская Федерация

В Российской Федерации установлен схожий с белорусским порядок приобретения статуса адвоката, однако существуют и отличия, которые мы и рассмотрим.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона лицо, отвечающее требованиям пунктов 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, вправе обратиться в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта Российской Федерации с заявлением о присвоении ему статуса адвоката. Помимо заявления претендент также подает иные документы по перечню, установленному пунктом 2 статьи 10 Федерального закона.

В отличие от правил, установленных в Республике Беларусь, в Российской Федерации установлен 2-месячный срок на проверку достоверности сведений, поданных претендентом. Однако считаем необходимым обратить внимание на то, что речь идет именно о сроке проверки. Ботнев В.К. подчеркивает, что Федеральный закон не устанавливает срока принятия решения о допуске претендента к квалификационному экзамену после проверки, что может повлечь различный подход к решению данного вопроса в субъектах Российской Федерации. В Законе также этот срок не установлен. В этом отношении мы согласны с мнением Ботнева В.К. о том, что закрепление названного срока на законодательном уровне станет дополнительной гарантией конституционного права человека на выбор профессии, рода занятий и работы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов, а также перечень вопросов, предлагаемых претендентам, разрабатываются и утверждаются советом Федеральной палаты адвокатов. Следует отметить данную норму, поскольку она еще раз подчеркивает правовую самостоятельность адвокатуры Российской Федерации. В Республике Беларусь схожие полномочия отнесены к компетенции Министерства юстиции Республики Беларусь.

Квалификационный экзамен в Российской Федерации, равно как и в Беларуси, состоит из письменных ответов на вопросы (тестирование) и устного собеседования, однако в случае несдачи квалификационного экзамена претендент допускается к данной процедуре повторно не ранее, чем через 1 год (пункт 3 статьи 11 Федерального закона).

Кардинальным отличием белорусского и российского законодательства применительно к приобретению статуса адвоката является то, что адвокатская деятельность в Российской Федерации не подлежит лицензированию. Федеральный закон связывает приобретение лицом статуса адвоката и вступление в члены адвокатской палаты непосредственно с принесением присяги адвоката (пункт 2 статьи 13 Федерального закона), к принесению которой допускаются лица, успешно сдавшие квалификационный экзамен. В порядке, установленном адвокатской палатой, претендент, успешно сдавший квалификационный экзамен, приносит присягу следующего содержания:

«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и кодексом профессиональной этики адвоката».

Такой подход российского законодателя во многом обусловлен тем, что лицензирование адвокатской деятельности является предпосылкой к оказанию давления на адвокатов и органы адвокатского сообщества, что, в свою очередь, подрывает принцип независимости адвокатуры и может привести к тому, что в некоторых процессах адвокаты, опасаясь за свою профессиональную судьбу, не станут предпринимать все возможные меры, направленные на защиту прав и законных интересов своих клиентов.

С одной стороны, в вышеизложенных измышлениях определенно есть здравое зерно. Вместе с тем подход, избранный российским законодателем, в Федеральном законе реализован не совсем удачно. Так, в частности, формулировка пункта 3 статьи 12 Федерального закона порождает определенную правовую неопределенность. В частности, исходя из положений Федерального закона, трудно сказать, с какого момента лицо, обладающее статусом адвоката, может реально осуществлять адвокатскую деятельность.

На это обращает внимание Вайпан В.А., отмечая, что статья 12 Федерального закона не регламентирует действия претендента после приобретения статуса адвоката. Когда претендент не намерен учреждать адвокатский кабинет, а предварительного согласования вопроса о приеме его в одно из действующих образований — коллегию адвокатов или адвокатское бюро — или направлении в юридическую консультацию не имеется, факт приобретения статуса адвоката может не возыметь практического значения. Если адвокат в течение четырех месяцев со дня присвоения статуса адвоката либо внесения сведений о нем в региональный реестр не уведомит совет адвокатской палаты об избранной им форме адвокатского образования, то в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 17 Федерального закона статус адвоката может быть прекращен по решению совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате, на основании заключения квалификационной комиссии. В таком случае вся деятельность, связанная с допуском к квалификационному экзамену, присвоением статуса адвоката, внесением в реестр, окажется бесполезной. Во избежание подобных случаев Вайпан В.А. считает целесообразным адвокатским палатам издавать соответствующие разъяснения, подробно регламентирующие техническую процедуру подготовки документов к квалификационным экзаменам и предварительную работу с претендентом на статус адвоката <6>.

<6> Вайпан, В.А. Настольная книга адвоката (комментарий к Федеральному закону от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации») [Электронный ресурс] / В.А.Вайпан

В целом по сложившейся практике считается, что в Российской Федерации лицо, обладающее статусом адвоката, может осуществлять адвокатскую деятельность с момента внесения сведений об адвокате в региональный реестр и выдачи адвокату соответствующего удостоверения. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона о присвоении претенденту статуса адвоката квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия соответствующего решения уведомляет территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: лицо, обладающее статусом адвоката, на практике более чем на протяжении месяца после получения этого статуса не вправе осуществлять адвокатскую деятельность.

Как видим, не совсем удачная реализация российским законодателем в общем-то неплохой задумки порождает некоторую правовую неопределенность, которую необходимо преодолевать, принимая дополнительные правовые акты. Закон же четко устанавливает: адвокаты вправе осуществлять адвокатскую деятельность только после получения лицензии в порядке, предусмотренном законодательными актами, и вступления в члены территориальной коллегии адвокатов, которая обязана принять адвоката. Для приема в члены территориальной коллегии адвокатов лицо, получившее лицензию, подает письменное заявление (с указанием предполагаемого места работы) в соответствующую территориальную коллегию адвокатов, которая принимает решение в течение пяти рабочих дней после подачи заявления (статья 11 Закона).

Вместе с тем считаем, что доводы сторонников российского подхода (отмена лицензирования адвокатской деятельности) достаточно убедительны и аргументированы, на следующем этапе реформирования белорусского законодательства об адвокатуре и адвокатской деятельности их безусловно следует рассмотреть. Однако необходимо учесть опыт российского законодателя и обойти его просчеты и упущения при регулировании исследуемой группы правоотношений. Реализация данного подхода способствовала бы укреплению независимости белорусской адвокатуры как самостоятельного правового института и законности в стране в целом.