Правовые основы взаимодействия таможенных служб Таможенного союза по организации борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела

Система правоохранительных органов — определенное множество правоохранительных органов, образующих единство и целостность, решающих правоохранительные задачи как самостоятельно, так и совместно.

Правоохранительная деятельность в широком смысле — это разновидность государственной деятельности, проявление внутренних и внешних функций государства в сфере регулирования правоотношений, представляющая собой деятельность государственных органов по защите норм права от нарушений.

В узком смысле слова правоохранительная деятельность — это деятельность специализированных государственных органов (правоохранительных органов) по правовой охране общественных отношений в различных сферах государственного управления.

В деятельности таможенных органов всегда выделялись три основные группы функций:

  1. таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу;
  2. обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Республики Беларусь и защиты ее экономических интересов;
  3. правоохранительная.

Первая группа регулирует осуществление таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, а также совершение таможенных операций в отношении этих товаров.

Вторая группа — группа экономических функций. Она связана с осуществлением фискальной и регулятивной деятельности таможенных органов.

Фискальная функция таможенных органов направлена на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей.

Регулятивная функция призвана посредством установления мер нетарифного регулирования наравне с валютным контролем и таможенным тарифом, выступать важнейшим инструментом влияния на внешнеэкономическую деятельность любого государства.

Применение нетарифного регулирования в международной торговле обусловлено тем, что на национальной территории государство может в кратчайшие сроки устанавливать специальный порядок поступления в страну иностранных товаров, создавая тем самым, благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств и специальные условия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей.

Третья группа — группа правоохранительных функций.

Как и все другие правоохранительные органы, таможенные органы Республики Беларусь выполняют возложенные на них функции с помощью применения юридических мер воздействия, к числу которых относятся меры государственного принуждения и юридические взыскания, установленные соответствующими законами. Например, наиболее типичными мерами принуждения являются: таможенный контроль и таможенная проверка участников внешнеэкономической деятельности и иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, проверка документов и сведений, представленных при таможенном оформлении, досмотр товаров и транспортных средств, личный таможенный досмотр и другие меры, предусмотренные Таможенным кодексом Республики Беларусь (далее — ТмК) и иными актами законодательства Республики Беларусь по таможенному делу.

Таможенные органы, как подсистема правоохранительных органов взаимодействуют в процессе решения задач таможенного дела с иными правоохранительными органами, а также с иными государственными органами. В соответствии со статьей 318 ТмК иные государственные органы в пределах своей компетенции обязаны передать информацию таможенным органам об обнаружении признаков административного правонарушения, производство по делам о котором отнесено в соответствии с законодательством к компетенции таможенных органов. Также они должны оказывать содействие Государственному таможенному комитету Республики Беларусь в выполнении функции организации борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями.

В некоторых источниках встречается мнение, что таможенными правонарушениями являются преступления и административные правонарушения, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов. Вместе с тем компетенция таможенных органов по составлению протоколов об административных правонарушениях очень широка, а объектом преступлений, правом ведения дознания по которым наделены таможенные органы, выступают общественные отношения в сфере экономической деятельности.

Вместе с тем пункт E3./F1. Специального приложения H к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (заключена в г. Киото 18.05.1973) раскрывает термин «таможенное правонарушение», который означает любое нарушение или попытку нарушения таможенного законодательства.

Отдельные, наиболее опасные таможенные правонарушения (незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, уклонение от уплаты таможенных платежей), совершаются, как правило, организованными преступными группами и являются трансграничными. Для выявления таких преступлений и установления лиц, их совершивших, необходимо взаимодействие с правоохранительными органами иностранных государств, в том числе и государств — членов Таможенного союза.

К основным направлениям взаимодействия таможенных органов Таможенного союза в области борьбы с таможенными правонарушениями следует отнести:

1. Обмен информацией. Данная форма взаимодействия выражается в виде направления запросов таможенным органам и правоохранительным органам иностранных государств в целях получения информации, необходимой для проведения таможенного контроля, выявления признаков таможенных правонарушений (уголовных и административных)в целях возбуждения уголовных дел или дел об административных правонарушениях, а также получения доказательств по указанным делам.

2. Участие в работе коллегий, оперативных совещаний, семинаров. Вопросы, решаемые в ходе таких мероприятий, направлены на планирование взаимодействия, быстрое решение проблемных вопросов, возникающих в ходе выполнения функций, возложенных на таможенные органы.

3. Проведение совместных специальных мероприятий и специальных операций. Результаты таких мероприятий позволяют эффективно бороться с трансграничными правонарушениями в сфере таможенного дела, устанавливать всех участников свершенных правонарушений, пусти и способы незаконного перемещения товаров через границу.

4. Работа по запросам и поручениям. Дает правовые основания для проведения проверочных мероприятий и процессуальных действий. Результаты, полученные в ходе таких мероприятий, не требуют специальной легализации и имеют процессуальную силу.

5. Подготовка кадров. Подготовка должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь осуществляется в учреждении образования «Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь», кроме этого, в Российской таможенной академии.

Представители правоохранительных служб таможенных органов Республики Беларусь, Российской Федерации и Казахстана принимают участие в работе учебно-методических и учебно-практических семинаров, которые проводятся на постоянной основе.

Информационное взаимодействие регулируется международными нормативными правовыми актами.

К таким соглашениям можно отнести такие нормативные правовые акты, как:

  • Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Минске 22.01.1993);
  • Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Кишиневе 07.10.2002). Вступила в силу для Республики Беларусь 27 апреля 2004 г.
  • Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах (заключено в г. Москве 15.04.1994);
  • Единый порядок обмена информацией по запросам правоохранительных подразделений таможенных служб государств — участников СНГ в связи с проведением проверок и обменом упреждающей информацией по выявленным или предполагаемым правонарушениям и производством по делам о нарушении таможенных правил, утвержденный Решением Комитета глав правоохранительных подразделений Совета руководителей таможенных служб СНГ от 14.05.2009 N 10/2;
  • Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств — членов Таможенного союза (заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010);
  • Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010);
  • Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств — членов Таможенного союза (заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010);
  • Соглашение о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств — членов Таможенного союза (заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010);
  • Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств — членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (заключено в г. Астане 05.07.2010);
  • Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств — членов Таможенного союза (подписан в г. Астане 05.07.2010);
  • Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (заключена в г. Базеле 22.03.1989). Вступила в силу для Республики Беларусь 9 марта 2000 г.;
  • Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (заключена в г. Вашингтоне 03.03.1973). Вступила в силу для Республики Беларусь 8 ноября 1995 г.;
  • Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (2011 год);
  • Соглашение о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей (заключено в г. Москве 15.04.1994). Вступило в силу для Республики Беларусь 24 октября 1994 г.

Документы, полученные в результате обмена информацией, а также в ходе выполнения отдельных следственных действий, используются в расследовании преступлений и административных правонарушений.

Совместно с Федеральной таможенной службой России разработано и проведено 8 специальных мероприятий («Достояние», «Акциз», «Невод», «Экспресс», «Автоввоз», «Восточный ветер», «Белорусский транзит», «Калининградский транзит»).

Все вышеуказанные меры позволяют эффективно бороться с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела.