Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на здоровье и безопасные условия труда (ч. 1 ст. 41 Конституции Республики Беларусь).
Для реализации права работника на охрану труда государство обеспечивает организацию охраны труда, осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда и ответственность за нарушение требований законодательства.
Обеспечение безопасности человека в процессе трудовой деятельности является важнейшей частью успешного построения современного цивилизованного, социально-ориентированного, экономически стабильного и процветающего общества.
Повышение ответственности за нарушение правил охраны труда
Трудовой договор, заключенный на неопределенное время, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия могут быть расторгнуты нанимателем в случае однократного грубого нарушения требований по охране труда, повлекшего увечье или смерть других работников (п. 9 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК)).
В последнее время увеличилось количество рассматриваемых судами дел о грубых нарушениях законодательства об охране труда.
Ежегодно в Республике Беларусь на производстве травмируются сотни человек, из них десятки погибают или становятся инвалидами. Высокий показатель травматизма отмечается в сельском хозяйстве, строительстве, химической промышленности и на транспорте.
В 2014 году 124 тысячи работников привлечены к дисциплинарной ответственности, 43 тысячи — уволены за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины (из них 4 тысячи — за нахождение на рабочем месте в нетрезвом виде). На производстве в 2014 году погибли 145 человек (по вине должностных лиц и работника) <1>.
<1> Советская Белоруссия. — 2014. — 16 дек. — С. 3.
Для усиления требований по обеспечению общественной безопасности, эффективного хозяйствования через исполнительскую, трудовую, технологическую дисциплины в организациях государственной и частной форм собственности были приняты Директива Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 N 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (далее — Директива N 1), Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 N 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее — Декрет N 5).
Их важнейшими требованиями являются следующие: укрепление трудовой, производственно-технологической и исполнительской дисциплины, повышение качества охраны труда, введение персональной ответственности руководителей за порядок на производстве, безопасность зданий, сооружений, помещений и оборудования, соблюдение условий труда на рабочих местах, борьба с пьянством.
В Декрете N 5 закрепляется перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения, в соответствии с которыми трудовые договоры (контракты) могут быть расторгнуты руководителем до истечения срока их действия. Перечень является исчерпывающим и включает все существующие в законодательстве основания увольнения, связанные с ненадлежащим выполнением трудовых обязанностей.
Соблюдение требований, правил охраны труда
Основополагающим актом, регулирующим правоотношения в сфере охраны труда, в настоящее время является Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 N 356-З «Об охране труда», который определяет основные положения относительно реализации конституционного права работников на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, на надлежащие безопасные и здоровые условия труда, регулирует при участии соответствующих государственных органов отношения между работодателем и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной санитарии и устанавливает единый порядок организации охраны труда в стране, предусматривает систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 53 ТК работник обязан соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда и безопасному ведению работ, пользоваться средствами индивидуальной защиты.
Охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства (ч. 1 ст. 221 ТК). Обязанности работников в сфере охраны труда закрепляются ТК, иными нормативными правовыми актами (в том числе локальными).
Основанием для увольнения работника по п. 9 ст. 42 ТК является однократное грубое нарушение правил охраны труда, повлекшее увечье или смерть других работников.
Под грубым нарушением следует понимать явное нарушение требований правил охраны труда, в том числе соответствующих инструкций, правил и иных нормативных правовых актов по охране труда, безопасной эксплуатации машин, оборудования и других средств производства в рабочее время, при работе сверхурочно, в выходной или праздничный день, а также правил поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях, которые находятся в прямой причинной связи с наступившими последствиями — увечьем или смертью других работников (ч. 2 п. 40 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 N 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (далее — постановление N 2)).
При оценке грубости нарушения следует учитывать степень вины работника, наличие вины потерпевшего, обстоятельства, при которых было допущено нарушение, очевидность угрозы для здоровья и жизни окружающих. Наниматель не обязан учитывать: допущено ли данное нарушение впервые, привлекался ли работник ранее к дисциплинарной ответственности, каково семейное положение работника и другие персональные качества работника.
Обязанности нанимателя по обеспечению охраны труда
Основные обязанности нанимателя по обеспечению охраны труда работников установлены п. 5 — 8 ч. 1 ст. 55, ст. 226 ТК.
Наниматели независимо от форм собственности обязаны обеспечивать здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте; принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, профессиональных и других заболеваний работников; осуществлять постоянный контроль знаний и соблюдения работниками требований и инструкций по охране труда; своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве; в случаях, предусмотренных законодательством и локальными нормативными правовыми актами, своевременно предоставлять гарантии и компенсации в связи с вредными и (или) опасными условиями труда (сокращенный рабочий день, дополнительные отпуска, лечебно-профилактическое питание и др.); соблюдать нормы по охране труда женщин, молодежи и инвалидов; обеспечивать работников в соответствии с установленными нормами специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, организовывать надлежащее хранение и уход за этими средствами; производить возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников, и др.
Для применения п. 9 ст. 42 ТК существенное значение имеют три обстоятельства:
- нарушение работником правил охраны труда, носящее грубый характер;
- причинение увечья или наступление смерти хотя бы одному из работников;
- наличие прямой причинной связи между нарушением работником правил охраны труда и причинением увечья или смертью другого работника.
Причинение увечья или смерти даже одному работнику может повлечь увольнение нарушителя.
Рассмотрение трудовых споров
Разрешая споры о восстановлении на работе лиц, уволенных за грубое нарушение правил охраны труда, суды ссылались на норму материального права (п. 9 ст. 42 ТК), в соответствии с которой под грубым нарушением следует понимать явное нарушение требований правил охраны труда.
Пример 1.
Истец работал начальником подземного горного участка рудника, с ним заключен контракт до августа 2009 г. В апреле 2007 г. истец уволен по п. 9 ст. 42 ТК в связи с грубым нарушением правил охраны труда, повлекшим смерть машиниста участка. Обосновывая в суде требования о восстановлении на работе, истец ссылался на то, что потерпевший работник, пройдя проверку знаний по охране труда, допустил нарушение технологической дисциплины, что и стало причиной его смерти.
Суд Солигорского района удовлетворил исковые требования истца, указав, что постановлением следствия прокуратуры Солигорского района в возбуждении уголовного дела против истца отказано за отсутствием состава преступления, несчастный случай произошел вследствие нарушения норм охраны труда и правил техники безопасности, допущенного самим потерпевшим. Действия Я. как начальника горного участка не состояли в прямой причинной связи с наступившими последствиями. Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о необоснованности увольнения истца по п. 9 ст. 42 ТК <2>.
<2> Судовы веснiк. — 2008. — N 3. — С. 57.
Если норма материального права для прекращения контракта с работником в ТК отсутствовала, суды правильно указывали на соответствующий пункт заключенного с работником контракта (например, необеспечение надлежащей трудовой и производственной дисциплины, недостаточный контроль за состоянием охраны труда).
Пример 2.
Судом Барановичского района рассмотрено дело по иску к транспортному предприятию Белорусской железной дороги о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований истцу отказано.
При рассмотрении дела суд установил, что истец работал главным ревизором, в его должностные обязанности включена функция по организации контроля за обеспечением безопасности движения поездов.
В декабре 2006 г. на обслуживаемом Барановичским отделением Белорусской железной дороги участке произошло столкновение двух хозяйственных поездов, в результате которого были травмированы работники дистанции пути.
Согласно заключению государственного инспектора труда причиной несчастного случая стала неудовлетворительная организация безопасности движения при подготовке и производстве путевых работ, контроль за выполнением таких работ был возложен на истца.
Выводы суда о том, что у нанимателя имелись законные основания для увольнения истца по п. 18 контракта за необеспечение надлежащей трудовой дисциплины подчиненных, содержание которого соответствует требованиям Директивы N 1, являются правильными <3>.
<3> Судовы веснiк. — 2008. — N 3. — С. 57.
Причинами несчастных случаев на производстве по результатам проведенных проверок Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь являются эксплуатация технически неисправного оборудования, допуск к работе лиц, не прошедших обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда, нарушения требований законодательства о труде.
Пример 3.
12 июня 2012 г. в СООО «П» при выполнении работ по строганию черновых мебельных заготовок на четырехстороннем строгальном станке произошло заклинивание заготовки в зоне обработки. Укладчик пиломатериалов, деталей и изделий из древесины С. (16 лет), не отключив станок, поднял защитное ограждение рабочей зоны станка и просунул правую руку к застрявшей заготовке в рабочую зону. В результате этого получил травматическую ампутацию 4-го и 5-го пальцев кисти правой руки.
Причинами несчастного случая явились эксплуатация технически неисправного четырехстороннего продольно-фрезерного станка с неблокированным приводом станка для его отключения, в результате чего при открытии защитного ограждения и попытке протолкнуть застрявший брусок был травмирован С.; допуск к работе на станке С., не прошедшего обучение, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда; нарушение требований законодательства о труде (по данной профессии запрещен труд лиц моложе 18 лет).
По результатам специального расследования несчастного случая Пинской межрайонной государственной инспекцией труда привлечены к административной ответственности в виде штрафа юридическое лицо и должностные лица, с виновными должностными лицами нанимателем расторгнуты контракты <4>.
<4> Пiнскi веснiк. — 2012. — 4 дек. — С. 3.
Расследование несчастного случая на производстве
Единый порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве установлен Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 N 30 «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Правила).
Пунктом 3 Правил установлено, какие случаи подлежат расследованию. В п. 18 Правил указаны лица, которые проводят расследование несчастных случаев на производстве.
Исходя из требований п. 21 Правил расследование несчастного случая на производстве должно быть проведено в срок не более 3 рабочих дней. В указанный срок не включается время, необходимое для проведения экспертиз, получения заключений правоохранительных органов, организаций здравоохранения и других органов и организаций.
Пример 4.
Б. (истец) в заявлении суду указал, что работал в ОАО «К» ведущим инженером механизированного отряда, с 31 марта 2009 г. — инженером I категории на условиях контракта. Приказом нанимателя от 21 декабря 2010 г. уволен по п. 9 ст. 42 ТК. Считая увольнение незаконным, одним из доводов истец указал, что основанием для увольнения по п. 9 ст. 42 ТК является причинение увечья или смерть нескольких работников, а в данном случае имеется только один пострадавший.
Решением суда Кобринского района в иске о восстановлении на работе отказано.
Подпунктом 1.4 п. 1 Директивы N 1 руководителям государственных органов, иных организаций независимо от форм собственности предписано в целях укрепления общественной безопасности и дисциплины обеспечивать безусловное и немедленное расторжение контрактов с работниками за нарушение правил охраны труда и техники безопасности, повлекшее увечье или смерть.
При рассмотрении дела судом установлено, что 11 августа 2010 г. произошел несчастный случай с находящимся в подчинении Б. трактористом Л., в результате которого он получил травму глаза, что повлекло потерю зрения на один глаз. Полученное телесное повреждение относится к категории тяжких по признаку стойкой утраты трудоспособности.
Согласно заключению главного государственного инспектора труда межрайонной инспекции труда и акту о несчастном случае в перечне лиц, допустивших нарушение законодательства о труде и охране труда, указан истец.
Судом установлено, что приказом нанимателя от 9 февраля 2010 г. Б. был назначен ответственным за обучение и организацию техники безопасности, охраны труда, производственной санитарии, противопожарной и транспортной безопасности. В его обязанности входило также осуществление контроля за соблюдением работниками этого участка производственной дисциплины, правил охраны труда, обеспечение и контроль за наличием у работников средств индивидуальной защиты.
Доводы истца о том, что условием увольнения по п. 9 ст. 42 ТК является причинение увечья нескольким работникам, судом признаны несостоятельными.
После завершения расследования уполномоченное должностное лицо организации, нанимателя, страхователя с участием лиц, названных в п. 18 Правил, оформляет акт о несчастном случае на производстве формы Н-1, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14.08.2015 N 51/94 «О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — акт формы Н-1), в 4 экземплярах. Он является одним из документов, подтверждающих факты и обстоятельства нарушения правил охраны труда, повлекшего увечье.
Порядок увольнения по п. 9 ст. 42 ТК
Увольнение по п. 9 ст. 42 ТК допустимо только при условии, когда между нарушением правил по охране труда и наступившими последствиями (увечьем или смертью других работников) прослеживается прямая причинно-следственная связь.
Установление данной связи содержит акт формы Н-1 либо заключение судебно-медицинской экспертизы.
Следовательно, в акте формы Н-1 должно быть указано не только то, какие конкретно нормы правил по охране труда нарушил работник, но и то, что именно эти нарушения явились причиной увечья или смерти других работников.
Увольнению подлежат как должностные лица, так и другие работники, деятельность которых связана с данным производством и которые обязаны соблюдать требования по охране труда.
Если, например, правилами (инструкциями) или распоряжением на работника возложена обязанность выполнять, контролировать или обеспечивать соблюдение правил пожарной безопасности на определенном участке работы, а работник в результате действия, бездействия нарушил правила пожарной безопасности, повлекшие увечье или смерть других работников, наниматель может расторгнуть с ним трудовой договор (контракт) по п. 9 ст. 42 ТК. При этом не имеет значения, привлекался ли работник за нарушение правил охраны труда к уголовной ответственности.
Поскольку увольнение по п. 9 ст. 42 ТК является мерой дисциплинарного взыскания, то оно должно производиться в порядке и сроки, установленные ст. 197 — 204 ТК. Не допускается увольнение работника по п. 9 ст. 42 ТК в период временной нетрудоспособности и пребывания его в отпуске (ч. 2 ст. 43 ТК). При увольнении в трудовой книжке может быть сделана следующая запись: «Уволен за однократное грубое нарушение правил охраны труда, повлекшее увечье других работников (п. 9 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь)».
До применения дисциплинарного взыскания необходимо затребовать письменное объяснение работника.
Кроме того, при наличии профсоюза на основании ч. 1 ст. 46 ТК увольнение по п. 9 ст. 42 ТК должно производиться после предварительного, но не позднее чем за две недели уведомления профсоюза, а в случаях, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, увольнение возможно только с предварительного согласия соответствующего профсоюза.
Расторжение трудового договора с работниками моложе 18 лет по п. 9 ст. 42 ТК допускается только после предварительного (не менее чем за 2 недели) уведомления районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 282 ТК).
Применяется дисциплинарное взыскание не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни работника и (или) пребывания его в отпуске (ч. 1 ст. 200 ТК).
Месячный срок для применения такой меры дисциплинарного взыскания, как увольнение по п. 9 ст. 42 ТК, исчисляется не со дня совершения работником дисциплинарного проступка в виде нарушения правил охраны труда, а со дня подписания акта формы Н-1.
Приказ об увольнении по п. 9 ст. 42 ТК должен быть объявлен работнику под роспись в 5-дневный срок, поскольку в силу ч. 6 ст. 199 ТК работник, не ознакомленный с приказом, постановлением о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим его.
В день увольнения наниматель обязан выдать работнику трудовую книжку с записью в виде соответствующей формулировки и произвести расчет (ч. 6 ст. 50, ч. 1 ст. 77 ТК). Если работник в день увольнения не работал, то наниматель в этот же день направляет ему заказное письмо с уведомлением о необходимости получения трудовой книжки и окончательного расчета.
Расчет в таком случае должен быть произведен не позднее следующего дня после предъявления работником требования о расчете (ч. 1 ст. 77 ТК).
Следует иметь в виду, что в качестве дополнительного основания досрочного расторжения контракта с работником по инициативе нанимателя на основании абз. 10 подп. 2.10 п. 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 N 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее — Декрет N 29) абз. 5 подп. 6.2 п. 6 Декрета N 5 предусмотрено нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников.
Подпунктом 3.3 п. 3 Декрета N 5 руководителям организаций предоставлено право применять к работникам, нарушившим производственно-технологическую, исполнительскую (в т.ч. правила по охране труда) или трудовую дисциплину, в качестве самостоятельной меры дисциплинарного взыскания лишение полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев. К дополнительным выплатам следует относить:
- ежемесячные, ежеквартальные премии;
- повышение тарифной ставки (не более чем на 50 процентов, если больший размер не предусмотрен законодательством (абз. 3 подп. 2.5 п. 2 Декрета N 29));
- др.
Применяться депремирование будет в отношении уже назначенных премий.
Нормы п. 4 Декрета N 5 направлены на усиление требований к руководителю организации.
В соответствии с абз. 2 подп. 4.2 п. 4 Декрета N 5 руководитель организации за необеспечение им производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, надлежащих условий труда работников, содержание производственных зданий (помещений), оборудования и приспособлений не в соответствии с установленными требованиями привлекается к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с занимаемой должности.
Представляется, что нормы Декрета N 5 обязывают нанимателей более ответственно относиться при приеме на работу работников, связанных с соблюдением правил по охране труда (например, запрашивать характеристику с предыдущих мест работы).
Необходимо отметить, что нормы Декрета N 5 направлены на то, чтобы каждый работник на своем рабочем месте честно и добросовестно исполнял функциональные обязанности.