Предоставление авансов субподрядным организациям

Пунктом 8-3 Инструкции о порядке оплаты расходов по строительству и ремонтным работам за счет средств бюджета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.12.2001 N 120 (далее — Инструкция N 120), определен порядок расчетов, при котором оплата может производиться как с подрядчиком, так и с субподрядчиком, если это предусмотрено договором. В этом случае заказчик (застройщик) одновременно с платежным поручением на перечисление средств должен представить в органы казначейства подробные сведения, подписанные представителями подрядчика и субподрядчика, об объемах выполненных субподрядчиком работ. Сумма, подлежащая перечислению субподрядчику, не должна превышать общей стоимости выполненных работ, за вычетом ранее перечисленных авансов подрядчику.

В соответствии с гражданским законодательством оплата может осуществляться после сдачи результатов работ, в порядке частичной или полной предоплаты.

В соответствии со ст. 665 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика — досрочно.

Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и размере, указанных в законодательстве или договоре подряда. При осуществлении строительной деятельности в силу абз. 3 ч. 1 п. 28 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 N 1450 (далее — Правила N 1450), подрядчик имеет право получать авансы, если такая выплата предусмотрена договором, графиком платежей (финансирования).

Пунктом 8-2 Инструкции N 120 установлено, что авансы на выполнение строительных работ перечисляются в размере, не превышающем 50 процентов стоимости работ, планируемых к выполнению в расчетном месяце, в случае, если такая форма расчетов предусмотрена договором. Платежные поручения на перечисление авансов принимаются органами казначейства, как правило, до 20-го числа месяца, предшествующего расчетному. Таким образом, размер аванса устанавливается в отношении объема, планируемого к выполнению, и включает как размер авансов собственно генерального подрядчика, так и размер испрашиваемых авансов субподрядчика.

Исходя из вышеперечисленного представляется вполне очевидным, что предоставление авансов подрядным организациям возможно как со стороны генерального подрядчика, так и непосредственно заказчиком. При этом предоставление авансовых платежей непосредственно подрядчику может осуществляться в пределах лимитов, определенных объемов планируемых к выполнению работ генеральным подрядчиком. Следствием необходимости такого учета является крайне редкое предоставление таких авансовых поступлений.

Согласно ч. 1 п. 3 ст. 660 ГК генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком.

Следует учитывать, что наличие расчетов с подрядчиком непосредственно со стороны заказчика никоим образом не указывает на возникновение у них каких-либо взаимных обязательств. Пунктом 4 ст. 660 ГК установлено, что с согласия генерального подрядчика заказчик вправе заключить договор на выполнение отдельных работ с другими лицами. В этом случае указанные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение работы непосредственно перед заказчиком.

В тех случаях, когда авансовые платежи перечислялись генеральному подрядчику, вопрос о его ответственности (включая ответственность, приходящуюся на непривлеченные подрядные организации) представляется вполне очевидным.

При перечислении авансовых платежей непосредственно подрядным организациям напрямую, минуя счета генерального подрядчика, генеральный подрядчик продолжает нести ответственность за полное освоение авансов в отчетном периоде.

Пунктом 9 Порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 N 359 (далее — Порядок расчетов), установлено, что юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, получившие за счет средств бюджетов предварительную оплату и не исполнившие или ненадлежаще исполнившие обязательство по поставке товара (продукции), выполнению работ, оказанию услуг в сроки, предусмотренные договорами, уплачивают покупателю (заказчику) за каждый просроченный день пеню с зачислением ее в доход соответствующего бюджета.

Размер пени рассчитывается исходя из процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день исполнения обязательства, за исключением поставок товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг военного назначения по государственному оборонному заказу, увеличенной в 10 раз, от суммы неисполненной части обязательства по выполнению работ, оказанию услуг.

Договором может быть установлен больший размер такой пени.

В статье 145 Бюджетного кодекса Республики Беларусь содержится указание на то, что юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, получившие за счет средств бюджета предварительную оплату и не исполнившие или ненадлежащим образом исполнившие обязательство по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в сроки, предусмотренные договорами, обязаны также уплатить проценты за пользование денежными средствами в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на день исполнения обязательства или его соответствующей части. Суммы пени и процентов зачисляются в доход соответствующего бюджета.

Поскольку иного размера пени, кроме установленного Порядком расчетов, для случаев нарушения обязательств по договорам, оплачиваемым из средств бюджета, в настоящее время не определено, следует исходить из того, что нарушителю придется уплатить как пеню в размере, установленном Порядком расчетов, так и проценты за пользование бюджетными средствами.

Взыскание территориальными органами Министерства финансов Республики Беларусь пени в бесспорном порядке с зачислением ее в доход соответствующего бюджета осуществляется на основании письменного обращения покупателя (заказчика).

На практике частичная неотработка подрядчиком аванса, повлекшая неполное выполнение строительных работ в отчетном периоде, предусмотренное графиком производства работ в договоре между заказчиком и генеральным подрядчиком, трактуется как неисполнение генеральным подрядчиком обязанности исполнить весь комплекс работ, предусмотренный графиком производства работ в отчетном периоде.

В случае перечисления авансов подрядчику со стороны генерального подрядчика вопрос об его ответственности в случае неполного освоения подрядчиком авансов представляет самостоятельную проблему. Дело в том, что пунктом 58 Правил N 1450 предусмотрена возможность начисления и взыскания процентов. Однако это касается только договоров строительного подряда, строительство объектов по которым осуществляется за счет бюджетных средств. Неиспользованные или использованные подрядчиком не по назначению целевые авансы подлежат возврату заказчику по его требованию с уплатой процентов за пользование чужими денежными средствами, ответственность подрядчика за неосвоение авансов возможна, если об этом прямо указать в договоре.