Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 N 575, определяет в качестве важнейшего направления нейтрализации внутренних источников угроз национальной безопасности борьбу с коррупцией.
Под коррупцией (нем. Korruption, фр. corruption, лат. сorruptio — совращение, подкуп; упадок) в большинстве словарей и справочников понимается подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей — прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения; как правило, сопровождается нарушением законности.
В Республике Беларусь коррупция — понятие не только уголовного права, а собирательный термин, означающий правонарушения различного вида — от дисциплинарных проступков до уголовных преступлений.
Антикоррупционными нормами Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) являются статьи о должностных преступлениях: хищении путем злоупотребления служебными полномочиями, злоупотреблении властью или служебными полномочиями, превышении власти или служебных полномочий, взяточничестве.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 N 165-З «О борьбе с коррупцией» коррупция определяется как умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.
Коррупция порождает несправедливое распределение и расходование государственных средств и ресурсов, банкротство предпринимателей, ухудшение качества социальных услуг, снижение инвестиционной привлекательности, рост социального неравенства, усиление организованной преступности, невозможность адекватного исполнения важных государственных поручений.
Несмотря на негативное воздействие коррупции на социально-экономические отношения в Республике Беларусь, говорить о тотальном неприятии коррупции в обществе пока не приходится.
Так, чиновники видят в коррупции быстрое решение своих частных вопросов, бизнесмены с ее помощью преодолевают административные барьеры экономической деятельности, отдельные граждане коррупционным путем решают вопросы обучения, трудоустройства, медицинского обеспечения и др.
Поэтому более 10 лет назад Главой государства была поставлена задача формирования антикоррупционного сознания <1> граждан и прежде всего руководителей, что было отражено в Государственной программе по усилению борьбы с коррупцией на 2002 — 2006 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 02.10.2002 N 500.
<1> Антикоррупционное сознание — это совокупность нравственных ценностей, знаний и представлений личности о проблеме коррупции для общества, на основе которой сформирована морально-психологическая готовность противостоять коррупционным проявлениям.
Надо признать, что пока ни одному из государств в мире не удалось предотвратить и полностью искоренить коррупцию. Но есть позитивный опыт борьбы с коррупционными и экономическими преступлениями в ряде стран, где достаточно успешно искореняются данные проявления. В каждой из них в центре борьбы государства и общества с преступностью лежит эффективная, адекватная современным условиям законодательная база, а антикоррупционные нормы уголовного права носят жесткий, бескомпромиссный характер.
К сожалению, рассматриваемая в настоящей статье автора сфера здравоохранения в целом является одной из наиболее подверженных коррупционным проявлениям.
Статистические сведения, следственная и судебная практика, научные исследования это подтверждают: в данной сфере основную долю коррупционных преступлений составляет взяточничество в процессе оказания медицинских услуг населению и оформления официальных документов. Факты взяточничества выявляются: при выдаче листков нетрудоспособности и различных справок; при подтверждении либо сокрытии тех или иных фактов (чаще всего побоев или иных телесных повреждений); при выписке нужного рецепта; при выдаче справок о не соответствующем действительности психическом состоянии пациента; при досрочной выписке пациента из больницы либо, наоборот, при продлении нахождения пациента в больнице. К коррупционным преступлениям относятся также противоправные действия при проведении государственных закупок медицинского оборудования и лекарственных средств, мошенничество, злоупотребление должностными полномочиями при расходовании денежных средств из бюджета.
Несмотря на то что криминологические показатели в данной сфере в Республике Беларусь достаточно низкие, а меры, принимаемые по борьбе с коррупционными преступлениями, позволили за последние три года даже уменьшить их количество, преодоление именно коррупции выделено в качестве первоочередных мер совершенствования процессов борьбы с преступностью в целом.
1. Состояние законности в сфере медицинской деятельности
Состояние законности в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь, степень криминальной пораженности и динамику коррупционных проявлений в сфере медицинской деятельности за 2012 — 2013 годы наглядно демонстрируют следующие данные.
Число зарегистрированных преступных деяний коррупционной направленности в сфере здравоохранения возросло со 100 в 2012 году до 188 в 2013 году, или на 88%, в том числе фактов взяточничества — на 86,4%, хищений путем злоупотребления служебными полномочиями — на 45,5%. Применительно к видам преступлений больше всего выявляется фактов взяточничества и хищений путем злоупотребления служебными полномочиями. Так, за 2013 год таких преступлений выявлено соответственно 164 и 16, что составило 95,7% от всех зарегистрированных преступных деяний коррупционной направленности в указанной сфере [1].
Согласно статье 430 УК получением взятки является принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий.
Причем для квалификации не имеют значение формы и размеры передаваемых материальных ценностей и выгод имущественного характера.
Так, заведующая отделением повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов со средним медицинским образованием медицинского колледжа М. получила от рентгенлаборанта областной клинической больницы Ч. в качестве взятки продукты питания за выдачу ей направления для прохождения курса повышения квалификации.
Больше половины коррупционных преступлений в здравоохранении — выдача фиктивных листков нетрудоспособности.
Причины, побуждающие людей прибегать к фиктивным больничным, различные. Например, работнице одной из организаций понадобилось продлить больничный, потому что наметилась проверка ее работы. У одного гражданина жену вдруг вызвали на службу и не с кем было оставить детей. Кому-то листок нетрудоспособности помог съездить по личным делам за границу. Фиктивные пациенты упоминали, к примеру, и о том, что неважно себя чувствовали, но в очереди к врачу стоять не хотелось, поэтому шли обходным путем. Иногда реальные больные давали деньги врачу за то, чтобы взять направление в областное специализированное медучреждение, поскольку лечение в стационаре районной больницы не давало результата.
Должностными лицами учреждений здравоохранения совершались преступления коррупционной направленности и других видов. В 2013 году правоохранительными органами выявлено в сфере медицинской деятельности 7 фактов преступного злоупотребления властью или служебными полномочиями, а также один случай превышения должностными лицами власти или служебных полномочий [1].
В целом причиненный коррупционными преступлениями ущерб по уголовным делам в сфере медицинской деятельности в 2013 году составил 227 млн.руб., в ходе предварительного расследования он возмещен на 77,5% [1].
Помимо коррупционных преступных деяний в сфере здравоохранения выявляется значительное число других преступлений экономической направленности, преимущественно корыстного характера.
Всего в 2013 году в указанной сфере вскрыто 132 преступления экономической направленности (не считая коррупционных), большинство из которых составляют преступные деяния против собственности и интересов службы. За указанный период выявлено 85 служебных подлогов, 22 факта присвоений и растрат, 2 случая служебной халатности, 12 нарушений правил сделок с драгоценными металлами и камнями, а также 11 мошенничеств, относящихся к преступлениям экономической направленности по субъекту преступного деяния (лицо, совершившее мошенничество, в ходе выполнения трудовых обязанностей имело непосредственный доступ к предмету преступного посягательства или использовало свое служебное положение) [2].
Отдельные медицинские работники, используя служебное положение, занимаются незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов.
Так, у фельдшера-лаборанта психоневрологического дома-интерната для престарелых и инвалидов Л., расположенного в Г-й области, сотрудниками органов внутренних дел обнаружено и изъято 15,64 г амфетамина, хранившегося не по месту работы медицинского работника.
В результате хищений и других корыстных преступлений учреждениям здравоохранения причиняется значительный материальный ущерб. Только в 2013 году выявлено 3 преступления, где размер ущерба определяется как особо крупный, и 4 — как крупный. В целом причиненный коррупционными и другими преступлениями экономической направленности ущерб в сфере медицинской деятельности составил 556,3 млн.руб., в ходе предварительного расследования он возмещен на 81,3 процента [2].
Анализ выявленных коррупционных преступлений в сфере здравоохранения показывает, что около половины из них связаны с незаконной выдачей врачами листков временной нетрудоспособности, признанием негодными в военной службе военнообязанных, а также выдачей лицам разнообразных справок: о годности к управлению транспортными средствами, допуске к выполнению тех или иных работ и т.п.
2. Анализ состояния законодательного регулирования правоотношений в сфере медицинской деятельности
Результаты анализа практики законодательного регулирования правоотношений в сфере медицинской деятельности свидетельствуют о том, что в ряде нормативных правовых актов содержатся нормы, соблюдение, применение и исполнение которых может способствовать возникновению криминогенных последствий.
Не содержат однозначных нормативных положений акты законодательства по вопросам лицензирования медицинской деятельности, а также деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и условий допуска к этой деятельности, практика применения которых способна провоцировать криминогенные риски.
На Министерство здравоохранения Республики Беларусь как лицензирующий орган не возлагается обязанность до принятия решения о выдаче лицензии проводить проверку или назначать проведение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Нет четкого определения сроков проведения периодических плановых проверок за соблюдением лицензиатами действующих нормативных правовых актов, лицензионных требований, а также условий промышленного производства, аптечного изготовления, реализации, хранения, транспортировки и медицинского применения в организациях здравоохранения лекарственных средств.
Предусмотрены неоправданно длительные сроки для устранения нарушений, выявляемых Министерством здравоохранения Республики Беларусь по результатам проводимых проверок соблюдения условий промышленного производства и медицинского применения в организациях здравоохранения лекарственных средств.
Регламентация вопросов оптовой торговли лекарственными средствами не содержит указаний на конкретные закрытые перечни документов, подтверждающих качество лекарственных средств и обязательные условия для их реализации.
Не предусмотрены четкие критерии применения либо неприменения установленных правил лишения специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности за невыполнение или ненадлежащее оказание платных медицинских услуг по договору.
Существенным криминогенным фактором, способным провоцировать коррупционные проявления, продолжает оставаться легальная возможность затягивания бюрократического процесса совершения административных процедур при получении разрешений на осуществление деятельности в сфере медицинских услуг.
В ряде нормативных правовых актов о здравоохранении нет развернутого нормативного закрепления механизмов контроля со стороны должностных лиц медицинских учреждений за соблюдением порядка выдачи листков нетрудоспособности, справок о пригодности к управлению механическими транспортными средствами, за совершением врачами других юридически значимых действий, а также прозрачного порядка осуществления мер контроля.
В силу изложенного есть достаточно оснований полагать, что именно ввиду отсутствия в нормативных правовых актах механизмов контроля со стороны должностных лиц медицинских учреждений за совершением врачами юридически значимых действий, а также отсутствия прозрачного порядка их осуществления и вызванной этим большой свободы усмотрения в сфере здравоохранения получили значительное распространение факты взяточничества.
3. Проблемные позиции в нормативном регулировании лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности, организации контроля и государственного надзора
Правовое регулирование вопросов лицензирования медицинской, фармацевтической деятельности, а также деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, не содержит однозначных нормативных положений, касающихся условий допуска к этой деятельности и порядка проведения проверок законности ее осуществления.
3.1. Пунктами 244, 328 и 431 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусмотрено лишь право (а не обязанность) Министерства здравоохранения Республики Беларусь до принятия решения по вопросам лицензирования медицинской, фармацевтической деятельности, а также деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, провести проверку и (или) назначить проведение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
Практика применения указанного положения законодательства может иметь негативные последствия в виде выдачи лицензий недобросовестным, некомпетентным и не соответствующим лицензионным требованиям лицам, поскольку на представителей Министерства здравоохранения Республики Беларусь не возлагается даже формальная обязанность, а следовательно, и ответственность за предотвращение случаев проникновения таких лиц в сферу лицензируемой деятельности.
Однако более опасным является предоставление Министерству здравоохранения Республики Беларусь в контексте всей этой нормы только права на проверку или назначение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Действуя в правовом коридоре, обозначенном указанным положением законодательства, чиновник Министерства здравоохранения Республики Беларусь имеет реальную возможность без опасений закрыть глаза на любые сомнения, и ничто не мешает ему сделать это преднамеренно за обещание вознаграждения.
Вышеназванное положение законодательства в приведенной формулировке заключает явный криминогенный риск коррупционного поведения должностного лица при решении вопроса о выдаче лицензии, поэтому слово «вправе» должно быть заменено на «обязано».
3.2. Пунктом 15 Положения о порядке осуществления государственного надзора за соблюдением условий промышленного производства, аптечного изготовления, реализации, хранения, транспортировки и медицинского применения в организациях здравоохранения лекарственных средств, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.01.2007 N 78 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного надзора за соблюдением условий промышленного производства, аптечного изготовления, реализации, хранения, транспортировки и медицинского применения в организациях здравоохранения лекарственных средств и внесении изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2000 г. N 1331» (далее — Положение N 78), предусмотрено, что государственный надзор за соблюдением условий промышленного производства, аптечного изготовления, реализации, хранения, транспортировки и медицинского применения в организациях здравоохранения лекарственных средств осуществляется не реже 1 раза в два года.
Такая формулировка названной нормы предоставляет должностным лицам большую свободу усмотрения при принятии решения о частоте проведения проверок в рамках обозначенного временного интервала, чем создаются предпосылки для злоупотреблений со стороны должностных лиц при реализации предоставленных им контрольных и надзорных полномочий.
С учетом проводимой на современном этапе государственной политики в сфере организации контрольной деятельности и неоднократно озвученной Главой государства концепции о проведении контрольных проверок только при наличии данных о допущенных нарушениях законодательства целесообразно слова «не менее одного раза в два года» заменить универсальной по значению формулировкой «по мере необходимости, но не чаще одного раза в два года».
3.3. Пунктом 13 Положения N 78 предусмотрено, что в направляемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь в проверенную организацию предписании по результатам проверки «устанавливается срок для устранения нарушений, который не может превышать шести месяцев».
Установление достаточно длительного (полугодового) срока устранения нарушений, связанных с производством и реализацией лекарственных средств (не исключается вероятность и некачественных), которые могут причинить существенный вред здоровью пациентов либо вообще поставить их жизнь под угрозу, способствует тому, что производители и фармацевтические учреждения в течение продолжительного периода могут извлекать прибыль от подобной деятельности и оказывать коррупционные услуги должностным лицам Министерства здравоохранения Республики Беларусь.
Представляется обоснованным в пункте 13 Положения N 78 установить предельный срок для устранения выявленных нарушений, который не должен превышать двух месяцев.
В отдельных нормах законодательства о здравоохранении отсутствуют четкие критерии применения либо неприменения установленных правил.
3.4. Пунктом 10 Положения о порядке оказания платных медицинских услуг гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2009 N 182 «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения», установлено, что за невыполнение или ненадлежащее оказание платных медицинских услуг по договору государственное учреждение здравоохранения может быть лишено специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности в порядке, установленном законодательством.
Формулировка рассматриваемой нормы в части «может быть лишено» указывает на то, что за невыполнение или ненадлежащее оказание платных медицинских услуг по договору государственное учреждение здравоохранения может быть и не лишено лицензии на осуществление медицинской деятельности. В итоге полярные по своему характеру решения не связываются со строго определенными условиями, чем создается широкая свобода усмотрения для чиновника, принимающего решение, а следовательно, и почва для корыстных злоупотреблений.
Представляется, что коррупциогенность названной нормы можно свести к минимуму за счет установления исчерпывающего перечня условий, свидетельствующих о ненадлежащем оказании платных медицинских услуг, влекущих безусловное лишение лицензии, и те же последствия за невыполнение медицинских услуг, повлекшее причинение существенного вреда здоровью пациента.
3.5. Пунктом 39 Инструкции о порядке присвоения (снижения, лишения) квалификационных категорий медицинским (фармацевтическим) работникам, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.12.2008 N 232, предусмотрено, что работники, имеющие квалификационную категорию, но допустившие грубые нарушения в профессиональной деятельности, могут быть лишены квалификационной категории либо квалификационная категория им может быть снижена квалификационной комиссией, которой она была присвоена, либо республиканской квалификационной комиссией по представлению руководителя организации, в том числе негосударственных организаций здравоохранения, индивидуального предпринимателя, где работает данный работник.
Формулировка указанной нормы в части «могут быть лишены» и «может быть снижена» указывает на то, что к медицинским (фармацевтическим) работникам за грубые нарушения в профессиональной деятельности могут и не применяться меры воздействия. Степень правовой неопределенности рассматриваемой ситуации способствует субъективизму при принятии конкретных решений, чем создается свобода усмотрения для должностного лица и, как результат, почва для коррупционных проявлений.
Представляется, что коррупциогенность названной нормы можно ограничить за счет установления перечня условий, свидетельствующих о грубых нарушениях в профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников, повлекших или могущих повлечь причинение вреда здоровью пациента.
4. Проблемные вопросы в нормативном регулировании административных процедур
Существенным условием, способствующим возникновению коррупции, является легальная возможность затягивания бюрократического процесса при совершении административных процедур, в частности установление больших сроков проведения оценки соответствия медицинской техники, лекарственных средств и других объектов требованиям государственного санитарного надзора.
4.1. Согласно подпункту 10.18.9 пункта 10.18 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 17.02.2012 N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — Перечень), предусмотрено, что «при изменении материала или вида первичной упаковки лекарственного средства (фармацевтической субстанции) срок совершения административной процедуры может длиться в течение 6 месяцев».
4.2. Такой же продолжительности срок совершения административной процедуры установлен подпунктами 10.18.11 и 10.18.12 пункта 10.18 Перечня «при внесении изменений в маркировку упаковки или этикетки лекарственного средства (фармацевтической субстанции), а также при изменении количества доз в упаковке при фасовке лекарственного средства (фармацевтической субстанции)».
4.3. Представляется завышенным установленный подпунктами 10.19.1 — 10.19.4 и 10.19.6 пункта 10.19 Перечня пятнадцатидневный срок согласования рекламы (без направления рекламных материалов на экспертизу) лекарственных средств, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, медицинской техники и изделий медицинского назначения, биологически активных добавок к пище, а также лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, осуществляемой в рамках клинических испытаний этих лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, проводимых в целях их последующей государственной регистрации.
Установление больших сроков совершения административных процедур, явно непропорциональных их сложности, с неизбежностью будет вынуждать субъектов предпринимательской деятельности искать пути ускорения этого процесса на основании всевозможных коррупционных соглашений.
В целях устранения таких предпосылок необходимо пересмотреть сроки совершения административных процедур исходя из реальных временных затрат на их выполнение, а также законодательно предусмотреть легальную возможность ускоренного порядка совершения процедуры, в том числе за дополнительную плату.
5. Проблемные позиции в нормативном регулировании отдельных аспектов врачебной деятельности
Распространенный характер преступлений, связанных с незаконной выдачей врачами листков временной нетрудоспособности, в значительной мере обусловлен отсутствием нормативного закрепления в нормативных правовых актах механизма контроля со стороны должностных лиц медицинских учреждений за совершением врачами юридически значимых действий, а также отсутствием прозрачного порядка их осуществления и вызванной этим большой свободой усмотрения.
5.1. Согласно пункту 16 Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 09.07.2002 N 52/97 (далее — Инструкция N 52/97), «при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях листок нетрудоспособности выдается пациенту в день установления временной нетрудоспособности на срок до 10 календарных дней единовременно или по частям». При этом выдача листка нетрудоспособности на указанный срок осуществляется лечащим врачом единолично и только его продление на срок, превышающий 10 календарных дней от начала случая временной нетрудоспособности, осуществляется совместно с заведующим отделением.
Отмеченные пробелы рассматриваемого нормативного правового акта по реальным объективным признакам могут быть отнесены к рискам криминогенного характера, поскольку создают благоприятные условия для служебного подлога и взяточничества при выдаче медицинскими работниками заведомо ложных документов.
Так, вступил в законную силу приговор суда в отношении врача общей практики, который брал взятки за выдачу листков нетрудоспособности. Обвиняемый приговорен к четырем годам лишения свободы с конфискацией имущества и лишением права занимать организационно-распорядительные и административно-хозяйственные должности на пять лет.
Установлено, что медицинский работник филиала поликлиники Г-го района незаконно выдал 14 листков нетрудоспособности различным лицам, принимая в качестве взятки мясные продукты, спиртные напитки и кондитерские изделия.
К шести годам лишения свободы приговорен врач-невролог из г. Ж., который на протяжении двух лет незаконно выдал 44 листка нетрудоспособности работникам Б-го завода. Расценки у медицинского работника росли вместе с курсом валюты. Так, в 2010 году оформить себе временную нетрудоспособность можно было за 50 тысяч белорусских рублей, а в 2012 году стоимость домашнего отдыха составляла уже 150 тысяч белорусских рублей.
В целях устранения этого пробела в правовом регулировании представляется необходимым в пункт 16 Инструкции N 52/97 внести изменения, предусматривающие выдачу пациенту листка нетрудоспособности на срок до 10 календарных дней лечащим врачом совместно с заведующим отделением (при его отсутствии — председателем врачебно-консультационной комиссии, заместителем главного врача, главным врачом).
Требует определенного совершенствования нормативное регулирование порядка выдачи врачами разнообразных справок: о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению опасных и тяжелых работ и т.п.
5.2. Частью 2 пункта 17 Инструкции о порядке обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов) и медицинского переосвидетельствования водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18.12.2002 N 89 (далее — Инструкция N 89), предусмотрено, что заключение о возможности допуска к управлению механическими транспортными средствами дает каждый врач-специалист индивидуально по своей специальности, руководствуясь перечнем медицинских противопоказаний.
Действуя в правовом коридоре, обозначенном указанной нормой, врач имеет реальную возможность подготовить за вознаграждение положительное заключение лицу даже без медицинского осмотра. Дополнительное условие о том, что общее заключение о возможности допуска к управлению механическим транспортным средством выносится председателем комиссии и подписывается им и секретарем комиссии, не может являться достаточным сдерживающим антикоррупционным и иным фактором ввиду формальной во многом его процедуры.
Практика применения вышеназванной нормы в виде выдачи справки о возможности допуска к управлению механическими транспортными средствами лицу, явно не соответствующему по медицинским показаниям указанной деятельности, может иметь особо опасные последствия, связанные с гибелью и травматизмом людей, повреждением и уничтожением имущества.
Учитывая, что механические транспортные средства являются источником повышенной опасности, представляется необходимым внести изменения в абзац второй пункта 17 Инструкции N 89, предусмотрев возможность оформления заключения врачом-специалистом совместно с заведующим отделением (при его отсутствии — председателем врачебно-консультационной комиссии, заместителем главного врача, главным врачом). Наличие второй подписи (тем более — руководителя) на документе будет значительным сдерживающим фактором, существенно затрудняющим медицинским работникам возможность выдавать незаконные заключения о допуске лиц к управлению механическими транспортными средствами.
Незаконная (без медицинского осмотра лиц) выдача врачами справок о возможности допуска к выполнению тех или иных работ помимо коррупционной составляющей может иметь существенные негативные последствия в виде необеспечения безопасности труда работников, а также распространения различных инфекционных и паразитарных заболеваний.
Выводы и предложения
В общем числе регистрируемых в сфере здравоохранения коррупционных преступлений основную долю составляют факты взяточничества и хищения путем злоупотребления служебными полномочиями, а именно 95,7% от общего количества преступлений коррупционной направленности в указанной отрасли за 2013 год [1].
Исходя из высокой степени латентности коррупционных преступлений в системе здравоохранения, можно с достаточной степенью вероятности констатировать, что в сложившейся ситуации не усматривается явных признаков к снижению криминогенной напряженности в данной отрасли. Более того, существовавшая и ранее в органах здравоохранения традиция «выражения материальной благодарности» различным категориям медицинских работников, а также среднему и младшему медицинскому персоналу в последнее время усиленно культивируется среди пациентов и их родственников, чем создается общий неблагоприятный криминогенный фон. Имеют место неединичные случаи коррупционных соглашений врачей и фармацевтов, связанные с реализацией пациентам лекарственных (чаще всего дорогостоящих) препаратов.
По этой причине коррупция в системе здравоохранения имеет и ярко выраженную морально-нравственную составляющую, непосредственно связанную с жизнью и здоровьем людей и оплачиваемую их физическими страданиями. В этих условиях требует постоянного внимания правоохранительных и других государственных органов работа по обеспечению соблюдения порядка лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности, осуществления административных процедур в области здравоохранения, вопросы организации и финансирования закупок лекарственных средств и медицинского оборудования, а также качества медицинских препаратов, стоимости и уровня прозрачности платных медицинских услуг, в первую очередь в частных медицинских учреждениях.
Коррупционные проявления со стороны медицинских работников наряду с большим морально-нравственным ущербом для общества объективно приводят к снижению обеспеченности населения врачами-специалистами, нередко даже обладающими высокой квалификацией и огромным опытом работы в сфере здравоохранения. Привлечение врачей-коррупционеров к уголовной ответственности практически навсегда лишает их возможности в дальнейшем занятия профессиональной деятельностью. Между тем обеспеченность населения врачами-специалистами во многих регионах страны остается серьезной проблемой. Если в г. Минске на 10 тысяч населения имеется 75 врачей-специалистов, то в Минской области — только 41, Могилевской — 43, Гомельской — 46 [3].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Сведения о регистрации и предварительном расследовании коррупционных преступлений по Республике Беларусь: форма N 519 / Информ. центр Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
- Сведения о зарегистрированных и расследованных преступлениях: форма N 101 / Информ. центр Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
- Статистический ежегодник 2013 года / Национальный статистический комитет Республики Беларусь.