При исполнении обязанностей по исполнению судебных постановлений и иных актов судебный исполнитель является представителем власти и находится под защитой государства. Для осуществления своей профессиональной деятельности судебный исполнитель наделен широкой компетенцией. Требования судебного исполнителя при этом обязательны для исполнения всеми государственными органами, органами местного управления и самоуправления, юридическими лицами независимо от форм собственности, организациями, не являющимися юридическими лицами, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (ст. 342 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК)). К компетенции судебного исполнителя относятся все вопросы по исполнительному производству, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции хозяйственного суда. Так, судебный исполнитель осуществляет возбуждение исполнительного производства, проводит контроль за добровольным исполнением, осуществляет принудительное исполнение и возвращение исполнительного документа взыскателю, принимает меры по установлению места нахождения должника, выполняет иные действия, предусмотренные актами законодательства (ст. 327 ХПК). Более широко компетенция судебного исполнителя определена пунктом 9 Инструкции по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.11.2009 N 21 (далее — Инструкция).
Статьей 351 ХПК судебному исполнителю при исполнении исполнительного документа помимо других исполнительных действий предоставлено право:
вызвать должника или его представителя в хозяйственный суд для ознакомления с исполнительным документом и предложить ему добровольно исполнить исполнительный документ;
истребовать от сторон и других лиц устную и письменную информацию, материалы или документы, необходимые для осуществления исполнения исполнительного документа.
Аналогичные полномочия предоставлены судебному исполнителю и абзацем третьим пункта 13 Положения о Службе судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.01.1998 N 147, согласно которому судебный исполнитель при исполнении исполнительных документов вправе истребовать от физических лиц, должностных лиц государственных органов и субъектов хозяйствования необходимую информацию, устные или письменные объяснения, документы и материалы.
Дальнейшая последовательность действий судебного исполнителя в случае, когда должник либо его представитель явился по вызову судебного исполнителя, представляется прозрачной и понятной. Судебный исполнитель, руководствуясь абзацем пятым пункта 40 Инструкции, истребует от последнего необходимые устные или письменные объяснения, иную информацию и осуществляет дальнейшие исполнительные действия по погашению задолженности. Более сложная ситуация возникает в случае неявки должника по вызову судебного исполнителя. В этом случае в отношении должника может быть применен принудительный привод.
В соответствии с частью 1 статьи 8.12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) в случае неявки по вызову без уважительной причины физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевший — физическое лицо, свидетель могут быть подвергнуты приводу по постановлению судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс. При наличии у них уважительных причин такие лица обязаны уведомлять о причинах, препятствующих их явке по вызову для составления протокола об административном правонарушении и (или) рассмотрения административного дела (устно или письменно). При неявке в орган, ведущий административный процесс, для подписания протокола об административном правонарушении в протоколе делается соответствующая запись и копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления. Привод таких лиц допускается в случае, если дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено по существу в их отсутствие. Подвергнутое принудительному приводу лицо будет нести дополнительно риск возмещения расходов по его доставке к месту ведения административного процесса.
Порядок осуществления принудительного привода будет различным в зависимости от исполнительного документа, на основании которого судебным исполнителем хозяйственного суда было возбуждено исполнительное производство. Если исполнительное производство возбуждено в отделе исполнения постановлений хозяйственного суда во исполнение постановления о наложении административного взыскания, исполнительные действия по нему осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 35 Инструкции. В этом случае в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 8.1 ПИКоАП в целях обеспечения своевременного и правильного исполнения постановлений по делу об административном правонарушении в отношении должника допускается применение такой меры обеспечения административного процесса, как привод. Порядок ее применения определен статьей 8.12 ПИКоАП: привод не может производиться в ночное время; не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет, беременные женщины, больные, которые по состоянию здоровья не могут или не должны оставлять место своего пребывания, что удостоверено врачом, либо лица, имеющие явно выраженные признаки заболевания, препятствующего их приводу; привод осуществляется уполномоченными лицами органов внутренних дел по месту жительства или месту пребывания лиц, в отношении которых принято постановление о приводе; применяется судьей. Об отнесении применения обеспечительных мер, в том числе и привода, к компетенции суда помимо ПИКоАП указывается также в статье 326 ХПК и пункте 9 Инструкции. Представляется, что в этой ситуации судебный исполнитель должен внести судье представление о применении принудительного привода в установленном законодательством порядке.
Более сложная ситуация при применении принудительного привода возникает при исполнении исполнительного документа, выданного судом в порядке хозяйственного судопроизводства (приказа, определения о судебном приказе). ХПК предусматривает возможность применения принудительного привода лишь в одном случае: согласно части одиннадцатой статьи 179 свидетель при неявке без уважительной причины по вторичному вызову может быть подвергнут принудительному приводу в хозяйственный суд. Развернутая норма о приводе содержится в гражданском процессуальном законодательстве. Согласно статье 169 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь ответчики, свидетели и иные участники гражданского судопроизводства, вызванные в установленном порядке в суд для участия в производстве по гражданскому делу, обязаны явиться в указанные место и время. В случае невыполнения свидетелями этой обязанности без уважительных причин они могут быть подвергнуты приводу. Исполнение определения суда о приводе осуществляется территориальными органами внутренних дел. Это правило распространяется на ответчиков, если их явка признана судом обязательной, а также на иных участников гражданского судопроизводства в случаях, предусмотренных законодательством. Однако использование вышеуказанной нормы в исполнительном производстве в хозяйственном суде исключено в связи с тем, что в соответствии с частью третьей статьи 72 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» применение институтов аналогии закона и аналогии права запрещается в случае привлечения к ответственности, ограничения прав и установления обязанностей.
В качестве возможного алгоритма дальнейших действий предлагается при надлежащем извещении должника о необходимости явки в суд составление судебным исполнителем в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 3.30 ПИКоАП, протокола о совершении правонарушения, установленного статьей 24.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Согласно указанной норме уклонение без уважительных причин от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс, либо в орган дознания или предварительного следствия, либо к судебному исполнителю влечет наложение штрафа в размере от шести до тридцати базовых величин или административный арест. С одной стороны, в этом случае судебный исполнитель выступает в качестве должностного лица органа, ведущего административный процесс, и соответственно, руководствуясь статьями 8.1 и 8.12 ПИКоАП, имеет право в случае неявки по вызову должника без уважительной причины вынести постановление о применении меры обеспечения процесса — приводе. В то же время согласно статье 343 ХПК судебный исполнитель выносит постановление в случаях, предусмотренных ХПК, а виды выносимых судебным исполнителем постановлений предусмотрены пунктом 10 Инструкции. Возможность вынесения такого постановления, как постановление о приводе, вышеуказанными актами законодательства не предусматривается. В связи с этим дальнейший порядок действий судебного исполнителя может быть аналогичен указанному выше механизму использования принудительного привода при исполнении постановления о наложении административного взыскания — это подготовка представления судье о применении принудительного привода. В последующем протокол о совершении правонарушения направляется в суд общей юрисдикции для рассмотрения в установленном порядке.
В Российской Федерации полномочия судебного пристава-исполнителя по применению принудительного привода установлены Федеральным законом Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон «Об исполнительном производстве»). В соответствии с частью 5 ст. 24 Закона «Об исполнительном производстве» лица, уклоняющиеся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя, могут подвергаться приводу на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утверждаемого старшим судебным приставом или его заместителем.
В Украине государственный исполнитель в процессе осуществления исполнительного производства также имеет право вызывать физических и должностных лиц по поводу исполнительных документов, находящихся в исполнительном производстве, а в случае неявки должника без уважительных причин — выносить постановление о его приводе через органы внутренних дел (Закон Украины от 04.11.2011 N 2677-VI «Об исполнительном производстве»).
Предусматривает возможность принудительного привода и статья 73 Исполнительного кодекса Республики Молдова от 24.12.2004 N 443-XV. В соответствии с указанной нормой в случае, если должник повторно не является по требованию судебного исполнителя, судебная инстанция по представлению судебного исполнителя выносит решение о его приводе к судебному исполнителю. Привод должника производится органом внутренних дел по месту жительства или местонахождению должника; расходы по приводу взыскиваются судебной инстанцией с должника в доход государства.
Представляется, что более активное использование судебными исполнителями такой обеспечительной меры, как привод, позволит увеличить количество исполненных реально производств и в конечном итоге обеспечит выполнение задачи исполнительного производства по своевременному и полному исполнению судебных постановлений либо иных актов в целях восстановления нарушенных прав лиц, заявивших такие требования. Также представляется целесообразным внесение соответствующих изменений в ХПК с целью упрощения порядка применения принудительного привода в отношении недобросовестных участников хозяйственного процесса, в том числе и на стадии исполнительного производства.