Приостановление и возобновление подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению (часть 2)

При наличии фактических и процессуальных оснований и соблюдении общих и специальных условий должностное лицо, ведущее подготовку дела об административном правонарушении к рассмотрению, выносит постановление о приостановлении подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. Данное постановление состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной. Во вводной части указывается, где, когда, кто и в связи с какими обстоятельствами вынес данное постановление. В описательно-мотивировочной части раскрываются суть дела об административном правонарушении, имеющиеся основания и условия принятия решения о приостановлении подготовки дела к рассмотрению, а также приводятся ссылки на нормы Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) (в частности, на ч. 2 ст. 10.1 ПИКоАП). В резолютивной части излагается суть принятого процессуального решения (приостановить подготовку к рассмотрению до наступления определенного юридического факта), а также то, каких участников административного процесса следует уведомить о приостановлении подготовки, проставляется подпись должностного лица, вынесшего постановление, подпись участника процесса о получении копии постановления или о направлении этой копии по почте.

В ст. 10.1 ПИКоАП отсутствуют какие-либо указания относительно уведомления участников административного процесса по поводу вынесения указанного постановления, как отсутствуют они и в соответствующих статьях главы 3 ПИКоАП, регламентирующей права и обязанности этих участников. Такое положение дел представляется существенным пробелом в административно-процессуальном законодательстве. Сам факт приостановления подготовки дела к рассмотрению может существеннейшим образом влиять на заинтересованных участников процесса. Так, еще до вынесения данного постановления задержанное в административном порядке лицо должно быть освобождено, переносятся сроки принятия решения по существу дела об административном правонарушении, затрагиваются материальные интересы участников административного процесса и др. Все это, по нашему мнению, затрудняет реализацию принципа защиты прав и свобод граждан, предусмотренного ст. 2.3 ПИКоАП. В силу этого представляется, что для полноценной реализации заинтересованными участниками административного процесса своих прав, свобод и законных интересов следует уведомлять их об окончании подготовки дела к рассмотрению. Таким образом, копии постановления о приостановлении подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению следует вручать (направлять) следующим участникам административного процесса (при их наличии): лицу, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшему либо их законным представителям, а также представителю, представителю юридического лица. Указанные лица, не приостанавливая вступление в законную силу постановления, могут обжаловать его в порядке гл. 7 ПИКоАП до вынесения постановления по делу об административном правонарушении вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд. По результатам рассмотрения эти субъекты могут принять следующие решения:

  • об отказе в удовлетворении жалобы;
  • о полном удовлетворении жалобы с отменой обжалуемого постановления;
  • о полном удовлетворении жалобы с изменением обжалуемого постановления;
  • о частичном удовлетворении жалобы с отменой обжалуемого постановления;
  • о частичном удовлетворении жалобы с изменением обжалуемого постановления.

Постановление о приостановлении подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению вступает в законную силу с момента вынесения. Обжалование и рассмотрение жалобы не приостанавливает действие вынесенного постановления.

По приостановленному делу об административном правонарушении запрещено производство любых процессуальных действий, предусмотренных ПИКоАП. Такой вывод можно сделать при анализе определения процессуального действия, данного в абз. 21 ст. 1.4 ПИКоАП. В нем говорится, что «процессуальные действия — предусмотренные настоящим Кодексом и производимые в соответствии с его положениями действия уполномоченных на то должностных лиц, совершаемые в ходе административного процесса». Именно указание на то, что действия должны производиться в ходе административного процесса, говорит о том, что при приостановлении подготовки, когда административный процесс не осуществляется, запрещено и проведение процессуальных действий.

Однако указанное не означает того, что должностное лицо, ведущее административный процесс, не может осуществлять иных действий, направленных на установление обстоятельств, имеющих значение для разрешения по существу дела об административном правонарушении. Так, п. 3 ч. 2 ст. 10.1 ПИКоАП не только не запрещает, но и напрямую предписывает производить действия по установлению лица, совершившего ДТП. Но эти действия должны касаться не процессуальных полномочий соответствующего лица, ведущего административный процесс, а его иных, ведомственных полномочий, предусмотренных соответствующими актами законодательства. Применительно к указанному п. 3 ч. 2 ст. 10.1 ПИКоАП такие юрисдикционные полномочия предусматриваются ст. 25 Закона Республики Беларусь от 17.07.2007 N 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь». Они дают сотрудникам органов внутренних дел право на проверку документов транспортных средств и лиц, ими управляющих, производство досмотра и другие действия, позволяющие решать стоящие перед ними задачи.

Если же во временном периоде между приостановлением и возобновлением подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению какое-либо из лиц, участвовавших в подготовке дела, направит заявление, жалобу или ходатайство должностному лицу, приостановившему подготовку, то такое обращение должно, на наш взгляд, рассматриваться по Закону Республики Беларусь от 18.07.2011 N 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц». Это связано с тем, что во время приостановления производства по делу приостанавливается и функционирование процессуальных статусов участников административного процесса. Любой правовой статус субъекта правоотношения состоит из прав, обязанностей и ответственности этого субъекта. Права и обязанности любого участника административного процесса реализуются только посредством тех либо иных процессуальных действий (точнее — действий процессуального характера, предписанных ПИКоАП). Вне этих действий права и обязанности не существуют. Также и ответственность субъекта невозможна при отсутствии самого процессуального правоотношения. В силу этого после приостановления и до возобновления подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению нельзя говорить о наличии каких-либо участников административного процесса, как и о самом административном процессе. Это подтверждает и абз. 3 ст. 1.4 ПИКоАП, согласно которому «административный процесс — установленный настоящим Кодексом порядок деятельности его участников по делу об административном правонарушении». ПИКоАП не устанавливает порядка деятельности участников в данном временном промежутке, кроме одного обстоятельства — юридических фактов, с которыми связывается возобновление подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению.

Часть 3 статьи 10.1 ПИКоАП связывает возобновление подготовки дела к рассмотрению с отпадением оснований к приостановлению подготовки. Если толковать указанную норму буквально, то основаниями для возобновления являются следующие юридические факты:

  1. проведение экспертизы;
  2. получение ответа на запрос из компетентных органов зарубежных государств;
  3. установление лица, подлежащего привлечению к административной ответственности в случае совершения ДТП.

Сам факт проведения экспертизы в процессуальном и доказательственном плане еще ничего не дает. Во-первых, результаты ее проведения должны быть оформлены в установленном ПИКоАП порядке. То есть должно быть составлено заключение эксперта, которое представляется соответствующему должностному лицу, ведущему административный процесс. Во-вторых, следует обратить внимание и на содержание заключения эксперта. Результатом проведения экспертизы, содержащимся в заключении эксперта, должно явиться получение с использованием специальных знаний в науке, технике, ремесле, искусстве и иных сферах деятельности доказательственной информации, имеющей значение для дела об административном правонарушении. В ином случае назначение и проведение экспертизы было бы бессмысленным. Однако экспертное заключение может содержать не только уличающие виновное лицо выводы, но и оправдывающие. В этом случае у должностного лица, ведущего подготовку дела об административном правонарушении к рассмотрению, возможны различные варианты действий:

  1. если заключение эксперта содержит однозначные доказательства невиновности лица, в отношении которого велся административный процесс, то следует вынести постановление о прекращении административного процесса;
  2. если заключение не содержит доказательной информации, позволяющей принять процессуальное решение по делу, либо если эксперт затрудняется в ответе на поставленные вопросы, то заключение приобщается к материалам дела об административном правонарушении, а само дело прекращается за сроком давности привлечения к административной ответственности.

Отдельно следует рассмотреть ситуацию, когда при назначенной экспертизе подготовка дела приостанавливается, но из каких-либо иных источников появляется искомая доказательственная информация. Появление этой информации делает ненужным производство экспертизы, а значит, отпадают не только фактические, но и процессуальные основания для приостановления подготовки дела к рассмотрению. В силу этого появление доказательственной информации иным образом, кроме проведения экспертизы, является полноценным основанием для возобновления подготовки. Также имеют место случаи, когда получение доказательственной информации в периоде приостановления подготовки становится возможным посредством производства иных процессуальных действий. Это позволяет говорить об отпадении необходимости в производстве экспертизы, а значит, об отпадении самого основания приостановления. В этом случае возобновление подготовки следует считать законным и обоснованным.

Аналогично следует рассматривать и следующее основание для возобновления подготовки — получение ответа на запрос из компетентных органов зарубежных государств. Если ответ содержит информацию, однозначно оправдывающую или иным образом подтверждающую невиновность конкретного лица, привлекаемого к административной ответственности, то дело об административном правонарушении подлежит прекращению. Если в ответе на запрос не содержится процессуально значимой информации либо ответ не был получен в течение сроков привлечения виновного лица к административной ответственности, то административный процесс прекращается по истечении сроков давности. В случае получения информации, имеющей значение для привлечения виновного лица к административной ответственности, подготовка дела к рассмотрению возобновляется. Аналогично решается вопрос и при получении значимой информации не из запроса, а из других источников. В обоих случаях основанием является получение информации, имеющей значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении.

Таким образом, основанием возобновления подготовки является отпадение не столько процессуальных оснований приостановления, сколько фактических (материальных). Получение информации, имеющей доказательное значение, из любых источников, не связанных с производством по данному делу процессуальных действий, в любом случае является основанием к возобновлению подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению.

Вынесение постановления о возобновлении подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению обязательно также и в случае установления (причем любым способом, не противоречащим законодательству) лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, совершившего ДТП. При этом неважно, установлено лицо в результате юрисдикционных действий сотрудников органов внутренних дел (ОВД)по проверке документов или транспортных средств, в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности в отношении совершенного преступления либо виновное лицо явилось само в орган, ведущий административный процесс. Все эти случаи являются равнозначными и влекут одни и те же последствия.

Постановление о возобновлении подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению выносится должностным лицом, которому поручено (или законодательством предоставлено право) вести административный процесс по данному делу. Необязательно, чтобы это было то же лицо, которое выносило постановление о приостановлении. Само постановление состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной. Во вводной части указывается, где, когда, кто и в связи с какими обстоятельствами вынес данное постановление. В описательно-мотивировочной части излагаются основания возобновления приостановленного дела об административном правонарушении с указанием на нормы ПИКоАП (в частности, на ч. 3 и 4 ст. 10.1 ПИКоАП). В резолютивной части раскрывается суть принятого процессуального решения (возобновить подготовку дела об административном правонарушении к рассмотрению), а также то, каких участников административного процесса следует уведомить о возобновлении подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению (указываются те же участники, которые уведомлялись о приостановлении), проставляется подпись должностного лица, вынесшего постановление, подпись участника процесса о получении копии постановления или о направлении этой копии по почте. Это постановление вступает в законную силу с момента его вынесения.

Обжаловать вынесенное постановление можно вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд. Действие данного постановления не приостанавливается фактом обжалования и рассмотрения жалобы. Решение по результатам рассмотрения жалобы выносится в пятидневный срок в порядке, предусмотренном гл. 7 ПИКоАП.