Приостановление операций по счетам: общие положения

Приостановление операций субъектов хозяйствования по счетам в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях (далее — банки) — мера, которая способна серьезно повлиять на финансово-хозяйственную деятельность данных субъектов, в том числе поставить под вопрос своевременное исполнение обязательств перед контрагентами.

Поскольку применение указанной меры сопровождается существенными ограничениями прав субъектов хозяйствования, условия и порядок приостановления операций определяются исключительно на уровне законодательных актов.

Так, в силу части первой п. 5 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», приостановление операций по счетам в банках, как и иные меры ограничительного характера (приостановление и запрет деятельности субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств, наложение ареста на имущество, задержание транспортных средств, арест и (или) изъятие вещей и товарно-материальных ценностей, ставших предметом нарушения законодательства или орудием и средством его совершения, и т.д.), контролирующие (надзорные) органы могут применять только в случае, когда обладают полномочиями, прямо установленными названным Положением или иными законодательными актами.

Приостановление операций по счетам в банке представляет собой подынститут банковского законодательства, однако не получило детального регулирования в Банковском кодексе Республики Беларусь: он содержит лишь отсылочную норму — ст. 132. Для ответов на вопросы, какие органы обладают соответствующими полномочиями, в каких случаях и в каком порядке реализуется данная мера, необходимо обращаться к иным законодательным актам.

Так, приостанавливать операции по банковским счетам вправе:

  • налоговые органы (ст. 53, подп. 1.8 п. 1 ст. 81 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК));
  • таможенные органы (ст. 53, 83 НК, подп. 1.2 п. 1 ст. 117 Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 года N 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»);
  • Министерство финансов Республики Беларусь, его территориальные органы, местные финансовые органы (подп. 1.9 п. 1 ст. 104, подп. 1.3 п. 1 ст. 134, п. 10 ст. 146 Бюджетного кодекса Республики Беларусь);
  • органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, в том числе входящие в его систему органы финансовых расследований (абзац четырнадцатый ст. 14 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 года N 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», абзац пятнадцатый части первой ст. 13 Закона Республики Беларусь от 16 июля 2008 года N 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь»);
  • городские, районные и районные в городах отделы областных, Минского городского управлений Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — ФСЗН) (абзац третий части первой подп. 2.1 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты»);
  • судебные исполнители (абзац шестой п. 11 Указа Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. N 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов»).

В вышеназванных нормативных правовых актах устанавливаются также основания для приостановления операций по счетам. Например, налоговые и таможенные органы вправе приостановить операции по счету в случае:

  • неисполнения плательщиком в срок налогового обязательства, неуплаты пеней;
  • непредставления плательщиком налоговых либо таможенных деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам);
  • непредставления плательщиком документов бухгалтерского и (или) налогового учета, специальных разрешений (лицензий), иных документов и сведений для проведения проверки (п. 2 ст. 53 НК).

Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. N 267 «О некоторых вопросах осуществления расходных операций и внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. N 359» (далее — Указ N 267) ввел единый правовой режим счета при приостановлении операций независимо от того, какой компетентный государственный орган (должностное лицо) и по какой причине приостановил их.

В случае приостановления операций по счету налоговыми или финансовыми органами и органами ФСЗН начинает действовать запрет на открытие плательщику новых банковских счетов. Так, в силу части третьей п. 1 ст. 53 НК банки не вправе открывать плательщику, у которого приостановлены операции по счету, иные счета при наличии решения о приостановлении операций или информации об этом, полученной из автоматизированной информационной системы, используемой при взаимодействии регистрирующих органов с уполномоченными органами и организациями, в том числе налоговыми и таможенными органами, банками.

Схожее ограничение содержит п. 10 ст. 146 Бюджетного кодекса Республики Беларусь и подп. 2.3 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты».

Кроме того, значительно меняется правовой режим расходных операций по счету, по которому приостановлены операции. При этом операции, связанные с поступлением средств, не затрагиваются. Изменения касаются двух аспектов:

  1. возможности осуществления расходных операций;
  2. очередности осуществления расходных операций.

Отметим, что Указ N 267 не предусматривает ограничений по предмету расходных операций в этом случае, а лишь оговаривает условия их осуществления.

Например, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды (включая ФСЗН) допускаются без каких-либо условий. Инициаторами этих платежей могут быть как сами плательщики (посредством платежных поручений), так и государственные органы, наделенные правом бесспорного взыскания средств со счетов (посредством платежных требований).

Но в полной мере эти правила справедливы только в отношении платежей в бюджет, осуществляемых по обязательствам лица, операции по счетам которого приостановлены. На практике же нередко налоговые органы и органы ФСЗН предъявляют требования о взыскании сумм налогов, сборов (пошлин), пеней и недоимки в ФСЗН с банковских счетов не плательщика, а его дебиторов-организаций.

Расходные операции по счету во исполнение подобных требований по общему правилу также осуществляются без дополнительных условий. Но в ситуации, когда в банке одновременно с таким требованием имеется решение о приостановлении операций по счету, принятое органом Комитета государственного контроля Республики Беларусь, либо постановление (определение) о наложении ареста, расходная операция будет возможна только при условии, что все органы (должностные лица), принявшие решение о приостановлении операций по счету или постановление (определение) о наложении ареста, дали разрешение на проведение платежа. С заявлением на получение разрешения в этом случае обращается налоговый орган или орган ФСЗН.

Для осуществления любых иных платежей также требуется, чтобы все органы (должностные лица), принявшие решение о приостановлении операций по счету или постановление (определение) о наложении ареста, дали разрешение на проведение платежа. Ходатайствовать об этом может как сам владелец счета, так и иные лица (взыскатели), которым законодательные акты или договор предоставили право бесспорного (безакцептного) списания средств со счета. В случае зачисления средств на счет ненадлежащего получателя в результате технической ошибки банка с подобным ходатайством должен обратиться сам банк.

После того как мы определились с тем, какие платежи и на каких условиях возможны в период действия решения о приостановлении операций по счету, нужно определиться со вторым аспектом рассматриваемого нами вопроса, а именно с очередностью осуществления расходных операций.

Очередность осуществления расходных операций при обычном функционировании текущего (расчетного) счета в белорусских рублях устанавливает порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. N 359. В ситуации же приостановления операций по счету данный порядок расчетов не применяется, поскольку действует особая очередность осуществления расходных операций, установленная непосредственно Указом N 267.

По общему правилу платежные инструкции, поступившие в банк, исполняются в календарной очередности, т.е. ранее поступившая в банк инструкция имеет приоритет перед любой более поздней. Но из этого правила есть ряд исключений. Так, вне очереди осуществляются платежи:

  • в погашение задолженности по заработной плате в предусмотренных Указом N 267 пределах (1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения с учетом ряда корректировок этого показателя), по алиментам, выходным пособиям и ряд других платежей, имеющих социальный характер;
  • в счет неотложных нужд. К сожалению, в Указе N 267 ничего не говорится о том, кто и по каким критериям квалифицирует такие платежи. Мы рекомендуем при обращении за разрешением на осуществление платежа указать, что платеж нужно осуществить в счет неотложных нужд. Согласие органа, дающего разрешение, с такой квалификацией будет основанием для банка не просто осуществить платеж, но и сделать это вне очереди;
  • по возврату денежных средств, зачисленных на счет ненадлежащего получателя в результате технической ошибки банка.

В первоочередном порядке осуществляются платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды (включая ФСЗН) на основании исполнительных документов судов. Данные платежи имеют приоритет перед иными платежами (кроме внеочередных), а по отношению друг к другу осуществляются в порядке календарного поступления в банк платежных инструкций.

Круг лиц, уполномоченных применять такую меру ограничительного характера, как наложение ареста на имущество субъекта, в том числе на денежные средства на банковских счетах, отличается от круга лиц, которые могут приостановить операции по счетам. В частности, арест вправе налагать в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством прокуроры и их заместители, органы уголовного преследования, суды, а в соответствии с законодательством об административных правонарушениях — также судьи, должностные лица органов, ведущих административный процесс. В целях обеспечения принудительного исполнения исполнительных документов налагать арест могут судебные исполнители.

Отметим, что для правового режима счета при наложении ареста на денежные средства на нем актуально все сказанное выше об осуществлении расходных операций при приостановлении операций по счету. Правда, есть одна особенность: если при приостановлении операций правовой режим счета меняется в целом (не имеет значения сумма недоимки, ставшая основанием для применения такой меры), то при наложении ареста ограничения и условия осуществления расходных операций действуют только в пределах суммы, на которую наложен арест. В части же суммы средств на счете, превышающей арестованную, расходные операции должны осуществляться согласно очередности, установленной вышеупомянутым порядком расчетов.

Но и здесь нужно учитывать нюансы. Если одновременно с арестом денежных средств на счете по нему приостанавливаются операции (а такие случаи в правоприменительной практике хоть и редко, но имеют место), то порядок расчетов не применяется в отношении счета в целом, а расходные операции должны осуществляться исключительно согласно положениям Указа N 267. Причем в таком случае постановление (определение) о наложении ареста не будет препятствием для проведения расходных операций даже за счет арестованной суммы средств (конечно, при соблюдении вышеназванных условий проведения таких операций).

В завершение обратим внимание на закрепленное в абзаце четвертом части третьей ст. 8 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 года N 165-З «О борьбе с коррупцией» <1> право специальных подразделений государственных органов по борьбе с коррупцией при выполнении возложенных на них задач приостанавливать полностью или частично на срок до 10 суток финансовые операции физических и юридических лиц.

Реализация данного права может затронуть и операции со средствами на банковских счетах. Однако названные структуры в Указе N 267 не упоминаются, в связи с чем остается открытым вопрос о порядке функционирования в этом случае банковского счета в ситуации приостановления операций.

На наш взгляд, поскольку в упомянутом Законе не оговаривается иного, приостановление операций по счетам имеет абсолютный характер, т.е. никакие расходные операции по счету не допускаются, если иное прямо не закрепляется в решении о приостановлении операций.

Справочно

Пункт 40 Инструкции о порядке проведения расчетов с текущих (расчетных) банковских счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. N 63, также предусматривает возможность первоочередного осуществления в подобной ситуации платежей в ФСЗН по обязательствам плательщика. Полагаем, что основанием для этого стал п. 13 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 40.

<1> Абзац четвертый части третьей ст. 8 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 года N 305-З «О борьбе с коррупцией» (вступает в силу 24 января 2016 г.).