В соответствии с частью 3 статьи 15.22 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) незаконное уничтожение или повреждение деревьев, кустарников, цветников, газонов, расположенных на землях населенных пунктов, влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до двухсот базовых величин, а на юридическое лицо — от двадцати до трехсот базовых величин.
В настоящей статье рассматривается возможность привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 15.22 КоАП водителя, оставившего транспортное средство на так называемой зеленой зоне.
Для квалификации действий нарушителя по части 3 статьи 15.22 КоАП необходимо доказать, что зеленая зона, на которой оставлен автомобиль, является газоном. В соответствии с подпунктом 2.10 пункта 2 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 N 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» газоном является участок земли с естественным или искусственно созданным растительным, преимущественно травяным, покровом. В таком широком понимании термина газоном могут быть любые земли с любым растительным покровом в любом состоянии, что, в свою очередь, создает условия для злоупотребления со стороны должностных лиц, ведущих административный процесс, при квалификации правонарушения.
В то же время абзац 4 пункта 2 Инструкции о порядке учета объектов растительного мира, расположенных на землях отдельных категорий, и обращения с ними, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28.12.2006 N 79, определяет газон как травяной покров, являющийся фоном для посадок и самостоятельным элементом ландшафтной композиции. Пункт 16 указанной Инструкции содержит критерии для определения типов газонов, таких как луговой, мавританский, обыкновенный, партерный, спортивный и т.д., обуславливая существование газона предшествующим комплексом инженерно-технических и биологических мероприятий.
В соответствии с пунктом 16 Инструкции о порядке государственного учета объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов, и обращения с ними, утвержденной постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 29.12.2004 N 40 (далее — Инструкция N 40), все объекты растительного мира, расположенные на землях населенных пунктов, подлежат учету в соответствии с их классификацией.
В соответствии с пунктами 17 — 18 Инструкции N 40 по объектам растительного мира, расположенным на землях населенных пунктов, ведется государственный статистический учет. При проведении учета объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов, устанавливается общая площадь, занимаемая объектами растительного мира, в том числе газонами.
В соответствии с пунктом 20 Инструкции N 40 в процессе учета объектов растительного мира, расположенных на учетных участках, ведется рабочий дневник, состоящий из рабочих ведомостей. В отношении газонов и цветников в рабочих ведомостях отражаются их площадь и состояние.
В соответствии с пунктом 26 Инструкции N 40 документами, отображающими данные учета объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов (количество, качество, состояние и произошедшие в них изменения), являются рабочий дневник учета объектов растительного мира, результаты проведенного обследования на каждый учетный объект и план учетного объекта в масштабе 1:500. Именно эти документы необходимо положить в основу доказательства того, что поврежденный объект растительного мира является газоном. На основании этих же документов следует установить тип газона и его состояние.
В соответствии с частью 7 статьи 4.2 КоАП административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения. В соответствии с абзацем 5 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 N 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 1982-XII) вред, причиненный окружающей среде, — имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды или отдельных компонентов природной среды, природных или природно-антропогенных объектов, выразившееся в их повреждении или уничтожении.
В соответствии со статьей 101-1 Закона N 1982-XII размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленными Президентом Республики Беларусь, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 N 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде» (далее — Указ N 348) размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами согласно приложениям 1 — 8 к Указу N 348, при этом названными приложениями не определяется размер вреда, причиненный именно повреждением газона, следовательно, размер возмещения вреда, причиненного повреждением газона, определяется по фактическим затратам.
В соответствии с пунктом 14 приложения 8 к Указу N 348 определены следующие таксы при уничтожении одного квадратного метра газона:
- обыкновенного — 0,5 базовой величины;
- партерного — 1 базовая величина;
- спортивного — 2 базовые величины.
В соответствии с частью 2 статьи 7.1 КоАП при наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются в том числе характер совершенного административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда. В соответствии с частью 5 статьи 2.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) в случае причинения административным правонарушением имущественного вреда суд, орган, ведущий административный процесс, обязаны принять меры к его возмещению.
Таким образом, при квалификации правонарушения по части 3 статьи 15.22 КоАП необходимо определить размер причиненного вреда и приложить его расчет в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа N 348. В качестве примера рассчитаем ориентировочный размер ущерба, причиняемый уничтожением обычного газона припаркованным на нем автомобилем, применяя таксы, установленные пунктом 14 приложения 8 к Указу N 348.
Допустим, средняя длина автомобиля составляет 3 метра, а ширина его шин 0,2 метра. Площадь уничтоженного газона будет равна площади колеи двух колес и составит 1,2 квадратного метра (3 x 0,2 x 2). В соответствии с пунктом 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 02.11.2007 N 1446 «Об установлении размера базовой величины» размер базовой величины составляет 35000 бел.руб. Таким образом, размер ущерба составит 42000 бел.руб., что явно несоизмеримо с санкцией части 3 статьи 15.22 КоАП, предусматривающей ответственность физического лица в виде штрафа в размере от 350000 до 1750000 бел.руб. При таких обстоятельствах должностным лицом, ведущим административный процесс, может быть применена норма статьи 8.2 КоАП, в соответствии с которой лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности в случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7.2, статьей 8.3 КоАП лицо может быть освобождено от административной ответственности в случае добровольного возмещения причиненного вреда.
Резюмируя указанное, при квалификации действий водителя, припарковавшего автомобиль на газоне, для доказательства состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.22 КоАП, материалы дела об административном правонарушении наряду с протоколом об административном правонарушении в обязательном порядке должны содержать:
- протокол осмотра места совершения административного правонарушения, с указанием площади поврежденного или уничтоженного газона, его местонахождения, по возможности, с применением фотографирования. Протокол должен содержать однозначное указание на повреждение или уничтожение газона, с отражением основания для такого вывода, поскольку это имеет важное значение для определения размера вреда. В случае необходимости в соответствии с частью 3 статьи 10.13 ПИКоАП к осмотру следует привлечь специалиста;
- копии либо выписки из документов, отображающих данные учета объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов: рабочий дневник учета объектов растительного мира, результаты проведенного обследования на учетном объекте, план учетного объекта;
- расчет размера вреда, причиненного административным правонарушением:
- при уничтожении газона — в соответствии пунктом 14 приложения 8 к Указу N 348;
- при повреждении газона — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.