Под контрольным списком вопросов (чек-листом) понимается исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством, подлежащих проверке соответствующим контролирующим (надзорным) органом.
Указом Президента Республики Беларусь от 26.07.2012 N 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 332) разделены полномочия по утверждению Перечня контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяется) такой список вопросов (чек-лист), и форм контрольного списка вопросов (чек-листа). Ранее такое полномочие предоставлялось только Совету Министров Республики Беларусь. Как результат — постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2010 N 489 «Об утверждении форм контрольного списка вопросов (чек-листа), перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяется) контрольный список вопросов (чек-лист)».
Теперь перечень контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора) будет утверждаться Советом Министров Республики Беларусь, а формы контрольного списка вопросов (чек-листа) — республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь (пункт 2 Положения о проверках).
Как и ранее, контрольный список вопросов (чек-лист) может использоваться при планировании проверок контролирующим (надзорным) органом. В этом случае контрольный список вопросов (чек-лист) направляется проверяемому субъекту, отнесенному к средней или низкой группе риска, для получения информации в целях анализа соблюдения проверяемым субъектом законодательства и определения необходимости назначения плановой проверки. Указом N 332 установлен срок для представления информации по контрольному списку вопросов (чек-листу). Такая информация должна быть представлена не позднее десяти рабочих дней со дня получения указанного списка (чек-листа).
Как и ранее, контрольный список вопросов (чек-лист) является обязательным для применения при планировании проверок, если Советом Министров Республики Беларусь для соответствующего контролирующего (надзорного) органа и (или) сферы контроля (надзора) предусмотрено его использование (пункт 17 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Положение о проверках)).
Контрольный список вопросов (чек-лист) используется как форма отражения информации в процессе проведения проверки проверяющим (руководителем проверки). Контрольный список вопросов (чек-лист) или его часть заполняется проверяющим (руководителем проверки) по вопросам, подлежащим проверке, и является неотъемлемой частью акта (справки) проверки.
При этом, если Советом Министров Республики Беларусь для соответствующего контролирующего (надзорного) органа и (или) сферы контроля (надзора) предусмотрено использование контрольного списка вопросов (чек-листа), он является обязательным для применения при проведении плановой проверки, а также может применяться при проведении внеплановой проверки (пункт 36 Положения о проверках). В названный пункт Указом N 332 внесено редакционное изменение.
Изменения в порядке проведения проверки
Указом N 332 внесены изменения в содержание уведомления о проведении проверки (пункт 23 Положения о проверках).
Напомним, что проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен о назначении плановой проверки не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление, направленное по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта, считается полученным им по истечении трех дней со дня его направления.
Уведомление должно содержать:
- наименование контролирующего (надзорного) органа, который будет проводить проверку;
- наименование (фамилию, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения — адрес его места нахождения);
- месяц начала проверки (ранее следовало указывать конкретную дату);
- проверяемый период или проверяемые периоды, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке (могут указываться в перечне вопросов, подлежащих проверке). Данный реквизит уведомления уточнен: ранее указывался только проверяемый период в целом;
- указание на основание проведения проверки (пункт координационного плана);
- исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке.
Как и ранее, при необходимости проведения контрольного обмера контролирующий (надзорный) орган обязан письменно известить участников контрольного обмера о времени и месте его проведения не позднее чем за три рабочих дня до начала осуществления контрольного обмера. Вместе с тем Указом N 332 внесено дополнение в отношении действий проверяющих в случае отсутствия участников контрольного обмера. Если участники контрольного обмера извещены надлежащим образом, но отсутствуют, контрольный обмер проводится без их участия, о чем в акте (справке) проверки производится соответствующая запись.
Исключена норма, обязывающая указывать в предписании на проведение проверки на объектах строительства (в том числе реконструкции, реставрации, капитального ремонта и благоустройства) представителей иных заинтересованных лиц (застройщика, организации, осуществляющей функции заказчика строительства (технического надзора)), подрядной или проектной организации в случае их привлечения к такой проверке.
Проверка проводится на основании предписания руководителя контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченного заместителя, заверенного печатью контролирующего (надзорного) органа или оформленного на фирменном бланке. Норма, предоставляющая право уполномоченному руководителю структурного подразделения контролирующего (надзорного) органа выдачи предписания, Указом N 332 исключена.
Внесены также некоторые изменения в реквизиты предписания на проведение проверки и предписания на контрольные обмеры (пункт 24 Положения о проверках).
В предписании на проведение проверки помимо других предусмотренных ранее обязательных сведений указываются проверяемые периоды, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке (могут указываться в перечне вопросов, подлежащих проверке) (не указывается при проведении внеплановой тематической оперативной проверки), а также иные сведения (при необходимости).
Предписание на контрольные обмеры, проводимые на объектах строительства, дополнено обязательным реквизитом «сведения о месте нахождения».
Указом N 332 предусмотрено, что в случае проведения контрольного обмера в качестве одного из способов (методов) проведения проверки при наличии предписания на проведение проверки отдельное предписание на контрольный обмер не оформляется.
Указом N 332 также предусмотрено, что, если в период с даты выдачи предписания на проведение проверки до момента ее окончания возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость изменения состава проверяющих, перечня вопросов, подлежащих проверке, проверяемого периода (проверяемых периодов), срока проведения проверки, руководитель контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченный заместитель вправе внести в предписание соответствующие изменения и (или) дополнения.
Указом N 332 предусмотрен порядок действий при отсутствии проверяемого субъекта по месту регистрации (пункт 24-1 Положения о проверках). При отсутствии проверяемого субъекта, а также его руководителя, индивидуального предпринимателя, лица, осуществляющего частную нотариальную деятельность, адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временного (антикризисного) управляющего, лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом, иных участников проверки по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации), и (или) по последнему известному месту нахождения (месту жительства) в предписании на проведение проверки производится соответствующая запись. В этом случае копия предписания направляется проверяемому субъекту, лицам, имеющим полномочия представителя проверяемого субъекта, по почте по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (месту жительства). При этом проверяемый субъект считается надлежащим образом ознакомленным с предписанием по истечении трех дней со дня такого направления.
Указом N 332 предоставлено право приостановления плановой проверки на срок, не превышающий трех месяцев (в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств — не превышающий шести месяцев), с одновременным рассмотрением вопроса о целесообразности снятия ограничений деятельности проверяемого субъекта (если они были применены контролирующим (надзорным) органом), а также право однократного продления плановой проверки, но не более чем на 15 рабочих дней, при наличии значительного объема документов, подлежащих проверке, а также при необходимости проведения значительного количества контрольных мероприятий (инвентаризаций, исследований, встречных проверок и других), не только руководителю государственного органа, но и его уполномоченному заместителю (пункты 27 и 28 Положения о проверках).
Кроме того, перечень оснований для приостановления плановой проверки дополнен необходимостью проведения технических освидетельствований (пункт 27 Положения о проверках).
Внесены также дополнения в основания для изъятия оригиналов документов и иных носителей информации (пункт 40 Положения о проверках). Изъятие оригиналов документов, иных носителей информации производится:
- если невозможно снять с них копии (представить выписки из них), в случае отказа проверяемого субъекта представить копии документов (выписки из них);
- при необходимости передачи оригиналов документов, иных носителей информации в органы уголовного преследования и суды;
- при необходимости использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении;
- при необходимости проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности.
Внесены изменения в порядок привлечения при проведении проверки эксперта и специалиста (пункты 43, 49 и 53 Положения о проверках). Работник другого контролирующего (надзорного) органа может быть привлечен контролирующим (надзорным) органом в качестве эксперта или специалиста по согласованию между руководителями этих органов (их заместителями) без заключения договора. В таком случае оплата за проведение экспертизы или за услуги специалиста контролирующим (надзорным) органом не производится.
Согласно пункту 55 Положения о проверках в случае, если в опечатанном помещении находится имущество на сумму, превышающую 1000 базовых величин, и (или) имеются предположения о возможности несанкционированного вскрытия данного помещения, руководителем контролирующего (надзорного) органа или его заместителем принимаются меры по обеспечению выставления охраны из числа сотрудников подразделения Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь, на территории которого находится опечатанное помещение. Указом N 332 предусмотрено, что выставление охраны производится подразделением Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь на безвозмездной основе.
Отменена обязанность проверяющего при принятии решения о применении ксерокопирования и сканирования документов уведомлять об этом под роспись проверяемого субъекта или его представителя (пункт 56 Положения о проверках).
Изменения в порядок оформления результатов проверок
По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении. Указом N 332 дополнено, что днем обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе проверки, считается день вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под роспись либо его направления проверяемому субъекту в соответствии с пунктом 69 Положения о проверках.
Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой проверки.
Акт или справка проверки оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки. Указом N 332 внесено дополнение об обязательном указании даты подписания акта или справки проверки. Дата подписания акта (справки) проверки проверяющим (руководителем проверки) является датой составления акта (справки) проверки.
Указанные дополнения внесены в пункт 59 Положения о проверках.
Внесены дополнения в перечень реквизитов, обязательных для указания в акте проверки (пункт 60 Положения о проверках). В акте проверки помимо иных обязательных реквизитов должны быть указаны проверенные периоды, если они не совпадали для различных проверенных вопросов, и результаты проверки по каждому вопросу, подлежащему проверке, в соответствии с предписанием на проведение проверки.
Указом N 332 предусмотрен также перечень реквизитов, которые должны быть указаны в справке проверки. Данный перечень практически аналогичен перечню реквизитов, которые должны быть указаны в акте проверки. К ним относятся:
- основание назначения проверки, дата и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;
- даты начала и окончания проверки (в случае приостановления проверки указывается его период), а также место составления акта проверки;
- проверенный период или проверенные периоды, если они не совпадали для различных проверенных вопросов;
- должности, фамилии и инициалы работников проверяемого субъекта, обязанных подписать акт, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях в проверяемом периоде, а также иных лиц, привлекаемых к проверке;
- наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения — адрес его места нахождения), местонахождение (место жительства) и подчиненность (при наличии), учетный номер плательщика, реквизиты текущего (расчетного) и иных счетов (при их наличии);
- наличие книги учета проверок (журнала производства работ), а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке;
- кем и когда были проведены предыдущие проверки за проверяемый период по тем же вопросам, по которым проведена проверка;
- какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены;
- результаты проверки по каждому вопросу, подлежащему проверке, в соответствии с предписанием на проведение проверки.
Введена обязанность указания в акте (справке) проверки записи об обращении при проведении проверки в уполномоченные органы за соответствующим подтверждением по вопросам соблюдения налогового законодательства. После получения письменного подтверждения в такой акт (справку) проверки при необходимости вносятся изменения и (или) дополнения (пункт 65 Положения о проверках).
Указом N 332 определен порядок действий проверяющих по вручению акта или справки проверки при отсутствии проверяемого субъекта, а также лиц, имеющих полномочия представителя проверяемого субъекта, по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации), и (или) по последнему известному месту нахождения (месту жительства). В таком случае подписанный проверяющими акт (справка) проверки может быть направлен по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (месту жительства) проверяемого субъекта или его представителя. При этом проверяемый субъект считается надлежащим образом ознакомленным с результатами проверки, а акт (справка) проверки — полученным по истечении трех дней со дня такого направления (пункт 69 Положения о проверках).
На основании акта проверки, в течение 30 рабочих дней со дня его вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю, а в случае подачи возражений — со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по этим возражениям должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, уполномоченным в соответствии с его компетенцией рассматривать материалы проверки, при наличии оснований выносится решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки. Указом N 332 предоставлены полномочия уполномоченному заместителю государственного органа наравне с его руководителем принятия решения о продлении указанного срока, но не более чем на 15 рабочих дней (пункт 73 Положения о проверках).
Указом N 332 уточнены реквизиты требования (предписания) об устранении нарушений (пункт 73 Положения о проверках). Такое требование (предписание) должно содержать указание на:
- срок, в течение которого нарушения должны быть устранены;
- срок информирования контролирующего (надзорного) органа об устранении нарушений. При этом срок информирования об устранении нарушений не должен превышать двух рабочих дней со дня истечения установленного срока на устранение нарушений.
Сохранился порядок вручения решений по акту проверки и требования (предписания) об устранении нарушений:
- первый экземпляр вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) под роспись проверяемому субъекту или его представителю для принятия мер по устранению выявленных нарушений;
- второй экземпляр остается для осуществления контроля у контролирующего (надзорного) органа.
Вместе с тем Указом N 332 установлены правила вручения указанных документов при отказе в их получении либо отсутствии проверяемого субъекта, а также лиц, имеющих полномочия представителя проверяемого субъекта, по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации), и (или) по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (месту жительства).
В таких случаях в решении и требовании (предписании) учиняется соответствующая запись, и они направляются по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (месту жительства) проверяемого субъекта или его представителя (в случае отказа от получения — заказным письмом с уведомлением о получении). В указанном случае решение по акту проверки и (или) требование (предписание) считаются полученными проверяемым субъектом по истечении трех дней со дня такого направления (пункт 73 Положения о проверках).
Порядок вынесения требования (предписания) о приостановлении (запрете) деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств
Указом N 332 предусмотрен специальный порядок вынесения требования (предписания) о приостановлении (запрете) деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств (пункты 74 и 74-1 Положения о проверках).
Такое требование (предписание) выносится в случаях выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде.
В требовании (предписании) указываются:
- срок приостановления (запрета);
- срок информирования контролирующего (надзорного) органа, проводившего проверку, об устранении нарушений, повлекших приостановление (запрет).
Указанное требование (предписание) выносится в день выявления нарушения, подписывается проверяющим (руководителем проверки) и вручается немедленно либо направляется заказным письмом с уведомлением о получении не позднее одного рабочего дня, следующего за днем выявления нарушений, проверяемому субъекту или его представителю. Требование (предписание) вступает в силу с момента его получения проверяемым субъектом или его представителем.
Факты, изложенные в этом требовании (предписании), включаются в акт проверки. Данное требование (предписание) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его вручения (направления), утверждается должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, уполномоченным в соответствии с его компетенцией рассматривать материалы проверки. При необходимости указанным должностным лицом выносится решение о полной или частичной отмене требования (предписания), уменьшении срока приостановления (запрета) и (или) срока информирования об устранении нарушений, повлекших приостановление (запрет), которое в день его вынесения вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о получении) проверяемому субъекту или его представителю.
В случае невозможности вынесения требования (предписания) в день выявления нарушения данное требование (предписание) выносится должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, уполномоченным рассматривать материалы проверки. В этом случае требование (предписание) выносится не позднее одного рабочего дня, следующего за днем выявления нарушений.
Проверяемый субъект в пределах срока, установленного в требовании (предписании), письменно сообщает контролирующему (надзорному) органу, вынесшему это требование (предписание), об устранении нарушений.
Должностное лицо контролирующего (надзорного) органа, уполномоченное в соответствии с его компетенцией рассматривать материалы проверки, не позднее двух рабочих дней со дня получения уведомления принимает решение о возобновлении деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств. Такое решение принимается, если срок приостановления (запрета), установленный в требовании (предписании), не истек.
Контролирующий (надзорный) орган вправе назначить проведение контрольной проверки устранения проверяемым субъектом выявленных нарушений. Не позднее двух рабочих дней со дня окончания контрольной проверки должностное лицо контролирующего (надзорного) органа выносит решение о возобновлении деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств. Такое решение также принимается, если срок приостановления (запрета), установленный в требовании (предписании), не истек.
При необходимости продления срока действия приостановления (запрета) деятельности субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств контролирующий (надзорный) орган обращается в установленном порядке в суд с заявлением о продлении приостановления (запрета). При этом до принятия судом решения по заявлению контролирующего (надзорного) органа действие приостановления (запрета) сохраняется.
При наличии объективных обстоятельств, не позволивших устранить нарушения в установленные в требовании (предписании) сроки, проверяемый субъект вправе обратиться в контролирующий (надзорный) орган с заявлением о переносе срока устранения нарушений. В таком заявлении указываются причины, препятствующие устранению нарушений в установленные сроки. Заявление подается не позднее трех рабочих дней до дня истечения указанных сроков.
По результатам рассмотрения такого заявления должностным лицом контролирующего (надзорного) органа может быть принято решение о переносе сроков устранения нарушений. Решение о переносе сроков или об отказе в этом принимается контролирующим (надзорным) органом не позднее двух рабочих дней со дня поступления заявления. При этом по инициативе проверяемого субъекта сроки устранения нарушений могут быть перенесены только один раз.
Изменения порядка направления материалов проверок в иные контролирующие органы и органы уголовного преследования
Указом N 332 внесены уточнения в порядок направления контролирующим (надзорным) органом материалов проверок о выявленном административном правонарушении, ведение административного процесса по которому находится в компетенции других органов (организаций). Так, предусмотрено, что к письменному сообщению о выявленном административном правонарушении должны быть приложены выписки из акта проверки и другие документы, подтверждающие достоверность сообщения об административном правонарушении (пункт 75 Положения о проверках).
Материалы проверки передаются контролирующими (надзорными) органами в органы уголовного преследования в следующих случаях (пункт 76 Положения о проверках):
- при установлении в ходе проверки фактов причинения вреда, необоснованных списаний денежных средств и товарно-материальных ценностей в размере более 1000 базовых величин, установленных на момент причинения вреда, совершения финансово-хозяйственной операции, а при длящемся правонарушении — на момент его окончания (составления акта проверки);
- при установлении иных фактов, указывающих на признаки преступления.
Материалы проверки передаются в 10-дневный срок со дня вынесения решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений. Указом N 332 внесено дополнение о том, что при отсутствии оснований для вынесения решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений материалы проверки передаются в 10-дневный срок со дня вручения (направления) акта проверки проверяемому субъекту или его представителю либо со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по возражениям (в случае подачи возражений).
Указом N 332 введена обязанность контролирующего (надзорного) органа уведомлять органы уголовного преследования об обжаловании (опротестовании) решения по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, постановления о наложении административного взыскания. Уведомление о таких случаях направляется в органы уголовного преследования в течение трех рабочих дней со дня получения контролирующим (надзорным) органом соответствующей информации.
Указом N 332 также внесены уточнения в перечень возможных решений, принимаемых органом уголовного преследования в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством по результатам рассмотрения материалов проверок. О принятом решении (о возбуждении уголовного дела и результатах его рассмотрения, об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении производства по уголовному делу, передаче уголовного дела прокурору для направления в суд) в 10-дневный срок со дня его вынесения органом уголовного преследования в контролирующий (надзорный) орган направляется соответствующая информация.
Особенности проведения проверок по поручениям органов уголовного преследования и судов
Во-первых, уточнены контролирующие органы и сферы вопросов проводимых ими проверок по поручениям органов уголовного преследования (пункт 93 Положения о проверках).
Проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам) проводятся государственными органами, иными государственными организациями, республиканскими государственно-общественными объединениями, структурными подразделениями этих государственных органов, организаций и объединений, подчиненными этим органам, организациям и объединениям организациями, осуществляющими ведомственный контроль. Указанные органы проводят проверки в отношении проверяемых субъектов, подчиненных и (или) входящих в состав (систему) государственных органов, иных государственных организаций и республиканских государственно-общественных объединений, в том числе их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика. Проверки в отношении иных субъектов в указанных случаях проводятся Министерством финансов Республики Беларусь и его территориальными органами.
Вместе с тем предусмотрено, что органы уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководители (их заместители) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам) вправе поручить проведение проверки иным контролирующим (надзорным) органам в соответствии с их компетенцией (за исключением Комитета государственного контроля Республики Беларусь).
Органам финансовых расследований предоставлено право на проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности проверяемых субъектов, в том числе по вопросам правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет. Такие проверки проводятся по поручениям Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, управлений этого Департамента по областям, по Минской области и г. Минску по возбужденному уголовному делу, по поручениям руководителей (их заместителей) этих органов по находящимся в их производстве делам (материалам).
Во-вторых, Указом N 332 установлен порядок назначения проверок по поручениям органов уголовного преследования (пункт 93-1 Положения о проверках). Руководитель контролирующего (надзорного) органа (его уполномоченный заместитель) должен принять решение о назначении (неназначении) проверки и сообщить об этом органу (должностному лицу), давшему поручение на проведение проверки, в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего поручения. В случае принятия решения о назначении проверки проверка должна быть начата не позднее 15 календарных дней со дня получения поручения. Однако по согласованию с органом (должностным лицом), давшим поручение на проведение проверки, проверка может быть начата в иные сроки.
В-третьих, предусмотрены действия по реализации материалов проверок, проведенных по поручениям органов уголовного преследования (пункт 97-1 Положения о проверках). Органы уголовного преследования при получении материалов проверки регистрируют и рассматривают их, а также принимают решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Информация о принятом решении (об отказе в возбуждении уголовного дела, возбуждении уголовного дела и результатах предварительного расследования по нему) в 10-дневный срок со дня его вынесения направляется в контролирующий (надзорный) орган, передавший материалы проверки.
Органы уголовного преследования совместно с контролирующими (надзорными) органами обязаны принимать предусмотренные законодательством меры по выявлению вреда и обеспечению его полного взыскания, а при направлении контролирующим (надзорным) органам письменных сообщений о результатах рассмотрения материалов проверок и принятых по ним решениях — отражать данные о суммах взысканного (возмещенного в добровольном порядке) вреда.