Привлечение к административной ответственности руководителя организации за представление искаженных данных государственной статистической отчетности

Государственная статистика в Республике Беларусь ведется органами государственной статистики и уполномоченными государственными организациями в соответствии с их компетенцией. Органы государственной статистики ведут государственную статистику по формам централизованных государственных статистических наблюдений в соответствии с указаниями по их заполнению, методиками по формированию и расчету статистических показателей и инструкциями по организации и проведению государственных статистических наблюдений, утверждаемыми республиканским органом государственного управления в области государственной статистики. Уполномоченные государственные организации ведут государственную статистику в пределах их компетенции по разрабатываемым ими формам нецентрализованных государственных статистических наблюдений и указаниям по их заполнению, утверждаемым республиканским органом государственного управления в области государственной статистики.

Согласно приказу Национального статистического комитета Республики Беларусь от 17.12.2014 N 334 «О ведении государственной статистики в 2015 году» (далее — приказ N 334) в 2015 году государственную статистику ведут:

  • органы государственной статистики по 109 формам централизованной государственной статистической отчетности, из них по 50 — годовой периодичности (для отчета за 2014 год) и периодичностью представления один раз в год, по 1 — полугодовой, по 21 — квартальной периодичности, по 29 — месячной, по 8 — иной периодичности представления, по 15 иным формам государственных статистических наблюдений, а также по 3 единовременным формам государственных статистических наблюдений в соответствии с Перечнем форм централизованных государственных статистических наблюдений на 2015 год согласно приложению 1 к приказу N 334;
  • государственные организации, уполномоченные на ведение государственной статистики, по 104 формам нецентрализованной государственной статистической отчетности, из них по 60 — годовой периодичности (для отчета за 2014 год) и периодичностью представления один раз в год, по 10 — полугодовой периодичности, по 22 — квартальной, по 11 — месячной, по 1 — иной периодичности представления, по 1 иной форме государственных статистических наблюдений, в соответствии с Перечнем форм нецентрализованных государственных статистических наблюдений на 2015 год согласно приложению 2 к приказу N 334.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона Республики Беларусь от 28.11.2004 N 345-З «О государственной статистике» респонденты обязаны:

  • представлять при проведении государственных статистических наблюдений на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь, первичные статистические данные;
  • представлять достоверные первичные статистические данные в объеме, в сроки и адреса, указанные в формах государственных статистических наблюдений, за подписями лиц, ответственных за составление и представление этих данных;
  • выполнять решения органов государственной статистики и уполномоченных государственных организаций, принятые в пределах их компетенции.

Согласно п. 3 Указаний о порядке сбора от юридических лиц, их обособленных подразделений централизованной государственной статистической отчетности и исправления первичных статистических данных, утвержденных приказом Национального статистического комитета Республики Беларусь от 14.11.2008 N 317 (далее — Указания), респонденты представляют государственную статистическую отчетность с момента постановки их на учет в органах государственной статистики в качестве респондентов государственных статистических наблюдений и до момента снятия с учета.

Юридические лица, вновь зарегистрированные и поставленные на учет в качестве респондентов государственных статистических наблюдений в текущем году, должны представлять государственную статистическую отчетность с момента начала деятельности (для коммерческих организаций — с момента начала производственной деятельности (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг)) по перечню форм государственной статистической отчетности, установленному Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь (п. 4 Указаний).

Согласно ч. 1 п. 15 Указаний в случае обнаружения недостоверности представленных первичных статистических данных респондент должен в течение 5 дней (если иное не установлено в акте проверки, составленном контролирующим (надзорным) органом, решении по акту проверки и (или) требовании (предписании) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки, постановлении суда, других документах) обеспечить представление достоверных первичных статистических данных путем:

  • представления государственной статистической отчетности взамен ранее представленной с исправленными первичными статистическими данными с отметкой на титульном листе;
  • или направления письма с указанием формы государственной статистической отчетности, строки и графы, в которые вносится исправление первичных статистических данных, за подписью руководителя респондента или лиц, его заменяющих (исполняющих обязанности), иного уполномоченного лица.

Наиболее часто выявляемыми административными правонарушениями являются следующие искажения данных государственной статистической отчетности, представляемой органам государственной статистики (ч. 1 ст. 23.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП)):

  • по формам 1-мп — указание недостоверной информации по таким показателям, как выручка от реализации, налог на добавленную стоимость, прочие налоги и сборы из выручки, себестоимость реализации, убыток от реализации товаров, работ, услуг, убыток от внереализационных доходов и расходов, стоимость основных средств, сумма накопленной амортизации и потери стоимости основных средств, стоимость произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг в фактических отпускных ценах без НДС, акцизов и других налогов и сборов из выручки, а также в части фонда заработной платы работников несписочного состава и внешних совместителей;
  • по формам 12-ф (расчеты и прибыль) — несоответствие указанной в отчете просроченной кредиторской и дебиторской задолженности данным бухгалтерского учета, недостоверные данные о задолженности покупателей за отгруженные товары, выполненные работы и оказанные услуги, а также сумме задолженности по авансам выданным, задолженности поставщикам и подрядчикам за поступившие материальные и другие ценности, выполненные работы и оказанные услуги, по авансам полученным, по договорам финансовой аренды (лизинга), выручке от реализации товаров, продукции, работ, услуг, себестоимости реализованной продукции, работ, услуг, прибыли и убытках, в т.ч. от внереализационных доходов и расходов, налогах и сборах, задолженности по налогам и сборам; расхождение со сведениями об обороте по дебету (кредиту) субсчетов;
  • по форме 4-ф (затраты) — недостоверные данные об объеме производства продукции (работ, услуг) в текущих ценах за вычетом начисленных налогов и сборов из выручки за отчетный год, о затратах на производство продукции (работ, услуг);
  • по форме 12-п — недостоверные данные об объеме готовой продукции;
  • по формам 1-торг и 12-торг (опт) — учитываются обороты по розничной торговле, несмотря на то что в данном отчете должна содержаться информация только по оптовой торговле; недостоверные сведения о собственных (без сданных в аренду) и арендованных объектах, о площади временно приспособленных помещений; расхождение сведений о стоимости проданных товаров отечественного производства в общем объеме оптового товарооборота с данными складского (бухгалтерского) учета; неотражение данных о продаже товаров отечественного производства, которые были реализованы не на территории Республики Беларусь, а экспортированы в Российскую Федерацию; завышается объем оптового товарооборота;
  • по форме 6-торг (товарооборот) — в розничный товарооборот общественного питания не включается стоимость товаров, отпущенных рабочим в счет заработной платы через буфет;
  • по форме 4-ун — указаны недостоверные сведения об объеме оказанных платных услуг;
  • по форме 12-вэс (услуги) — недостоверные данные о стоимостном выражении услуг и коде услуг;
  • по форме 4-ф (инвест) — недостоверные данные в части полученных и погашенных иностранных займов;
  • по формам 4-ис, 6-ис и 1-ис (инвестиции) — отражение в отчете данных о вводе в действие объектов без наличия в акте приемки объекта в эксплуатацию хотя бы одной подписи члена комиссии, без необходимых заключений органов государственного надзора, а также при наличии мотивированных возражений со стороны органов государственного надзора, недостоверных сведений о сумме инвестиций в основной капитал, выполненных строительно-монтажных работах и объеме незавершенного строительства на конец года, о фактическом размере использованных инвестиций по затратам на новое строительство и затратам на приобретение машин и оборудования по объектам;
  • по форме 1-жкх (жилфонд) — недостоверная информация о жилищном фонде, находящемся на балансе организации;
  • по формам 12-т — неуказание численности работников, принятых на работу на дополнительно введенные рабочие места, несоответствие в отчете численности работников штатному расписанию, недостоверная информация о сумме просроченной задолженности по выплате заработной платы;
  • по форме 6-т (кадры) — недостоверная информация об общем количестве работников, в том числе о количестве специалистов и других служащих;
  • по форме 1-мр — расхождение данных об образовании и использовании лома и отходов черных и цветных металлов в отчете со сведениями в первичных учетных документах, неуказание остатков лома и отходов черных и цветных металлов, завышение расхода лома и отходов черных и цветных металлов, использованных в собственном производстве; неуказание сведений об остатках поступления и расхода драгоценных металлов и изделий из них, об образовании в течение отчетного периода их лома и отходов, неотражение данных о массе драгоценных металлов, содержащихся в ломе и отходах, поставленных переработчикам для зачисления в Государственный фонд;
  • по форме 1-торг (конкурс) — неверное отражение общей суммы средств, предусмотренных заказчиком на отчетный период для закупки товаров (работ, услуг), общей суммы ориентировочных стоимостей закупок, общей стоимости заключенных договоров по закупкам товаров (работ, услуг), средств, направленных на закупки товаров (работ, услуг) без применения процедур закупок; отражение сведений о количестве заключенных договоров, участников-победителей процедур закупок, которые не соответствуют фактическому количеству заключенных договоров, участников-победителей этих процедур закупок;
  • по форме 12-тэк — недостоверные данные о количестве потребленной тепловой и электрической энергии, расходе котельно-печного топлива, о фактических запасах дизельного топлива;
  • по форме 4-тэк (топливо) — недостоверные данные об израсходованном (реализованном) бензине.

Наиболее часто выявляемыми административными правонарушениями являются следующие искажения данных государственной статистической отчетности, представляемой государственным органам (организациям), за исключением органов государственной статистики, осуществляющим ведение государственной статистики в отношении находящихся в их подчинении (ведении) организаций, а также по вопросам, входящим в их компетенцию (ч. 3 ст. 23.18 КоАП):

  • по форме 4-аренда (Госкомимущество) — недостоверные данные, касающиеся используемой и неиспользуемой площади, характеристики объектов, предложений по дальнейшему использованию объекта, задолженности по арендной плате;
  • по форме 1-отходы (Минприроды) — недостоверные данные об объеме образования отходов, его полном перечне, их движении (наличии, остатках); указание наименования отдельных отходов и их кода, не соответствующих Классификатору отходов; неуказание наименования, кода, кода физического состояния и класса опасности отхода, объема образования отходов, иных сведений о движении отходов;
  • по форме 4-энергосбережение (Госстандарт) — отражение в отчете неверных сведений об экономии ТЭР (в том числе в стоимостном выражении в соответствии с данными бухгалтерского учета), объеме внедрения, фактических затратах на внедрение, сроке внедрения;
  • по форме 4-нормы ТЭР (Госстандарт) — недостоверные данные, касающиеся номенклатуры видов продукции и работ, единицы измерения продукции (работ) и норм расхода нефтепродуктов, используемых в двигателях внутреннего сгорания.

В соответствии с частью 1 статьи 23.18 КоАП представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности, либо индивидуальным предпринимателем искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам государственной статистики, если в этих деяниях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин.

В соответствии с частью 3 статьи 23.18 КоАП представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности, либо индивидуальным предпринимателем искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности государственным органам (организациям), за исключением органов государственной статистики, осуществляющим ведение государственной статистики в отношении находящихся в их подчинении (ведении) организаций, а также по вопросам, входящим в их компетенцию, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 80 базовых величин.

Таким образом, законодателем применен дифференцированный подход к разграничению ответственности за представление с нарушениями данных государственной статистической отчетности органам государственной статистики и уполномоченным государственным организациям: если данные представляются уполномоченным государственным организациям, то штраф налагается в уменьшенном размере (снижен верхний предел), причем в части 3 статьи 23.18 КоАП отсутствует оговорка «если в этих деяниях нет состава преступления».

Наиболее сложным на практике является определение субъекта административной ответственности по статье 23.18 КоАП. Диспозиции частей 1 и 3 указанной статьи сформулированы так, что административная ответственность наступает за представление искаженных данных государственной статистической отчетности, а ее субъектом может выступать лицо, ответственное одновременно и за составление, и за представление таких данных. Хотя в должностных инструкциях, как правило, прописываются обязанности только по составлению статистической отчетности с ответственностью за недостоверное ее формирование. Представляться статистическая отчетность может и другими работниками. Не исключены случаи, когда срок представления статистической отчетности не соблюдается по вине канцелярии организации, т.е. она была вовремя подготовлена и подписана у руководителя уполномоченным лицом, однако невовремя отправлена по почте. Полномочия на составление и представление данных государственной статистической отчетности могут выражаться и в устных поручениях руководителя, либо уполномоченное лицо может перепоручить составление статистической отчетности иному подчиненному ему лицу. Возникают также ситуации, когда уполномоченное лицо не ознакомлено с должностной инструкцией либо приказом о закреплении соответствующих обязанностей. В таких случаях ответственность в большей степени лежит на руководителе организации.