В Республике Беларусь вопросам противодействия экономической преступности уделяется особое внимание.
Вместе с тем в 1-м полугодии 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество выявленных фактов незаконной предпринимательской деятельности (статья 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК)) сократилось на 39,5% (со 114 до 69), лжепредпринимательства (статья 234 УК) — на 59,2% (с 43 до 18).
Интерес к проблемам незаконной предпринимательской деятельности и лжепредпринимательства не случаен, так как незаконная деятельность таких структур является одним из источников внутренних угроз национальной безопасности в сфере экономики.
Закон Республики Беларусь от 05.01.2015 N 241-З «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» изложил в новой редакции статьи 233, 234 УК, которые значительно расширили возможности борьбы с лжепредпринимательством, устранили существовавшие препятствия к привлечению к уголовной ответственности организаторов и участников организованных преступных групп, использующих в своей деятельности лжепредпринимательские структуры.
Так, в диспозицию статьи 233 УК внесены изменения, криминализирующие занятие запрещенной деятельностью.
В части первой статьи 234 УК законодателем устранена необходимость установления прямой причинно-следственной связи между действиями по созданию лжеструктуры и вредными последствиями.
Расширен перечень субъектов, подлежащих ответственности по статье 234 УК путем установления уголовной ответственности в отношении организаторов и участников регистрации лжепредпринимательских структур на подставных лиц без привлечения последних к уголовной ответственности.
Криминализирована деятельность по созданию лжеструктуры путем приобретения юридического лица или доли в уставном фонде.
К обязательным условиям наступления уголовной ответственности по указанной статье кроме последствий в виде ущерба в крупном размере отнесены и альтернативные признаки объективной стороны преступления, так как деятельность созданной лжеструктуры может быть сопряжена с получением дохода от незаконной предпринимательской деятельности или иной незаконной имущественной выгоды в крупном размере.
При таких обстоятельствах лицам, зарегистрировавшим лжеструктуру, можно вменять не только сумму ущерба, которую не всегда возможно рассчитать, но и установленные суммы дохода от незаконной предпринимательской деятельности лиц, привлекаемых к ответственности по статье 233 УК.
Несмотря на то что новые редакции статей 233 и 234 УК позволяют на качественно ином уровне вести борьбу с лжепредпринимательством, в республике отсутствует единообразное толкование отдельных положений уголовного закона и других законодательных актов, имеют место различные подходы со стороны органов уголовного преследования к уголовно-правовой квалификации действий лиц, подозреваемых в осуществлении незаконной предпринимательской деятельности и лжепредпринимательстве.
Все это отрицательно сказывается как на эффективности проводимых оперативно-розыскных мероприятий, так и на единстве следственно-судебной практики, и влечет возможные коррупционные риски.
В результате статья 234 УК, предусматривающая ответственность за лжепредпринимательство, практически бездействует.
В 2015 году и за 6 месяцев 2016 года по указанной статье в суды не было направлено ни одного уголовного дела.
Анализ причин складывающейся ситуации свидетельствует о том, что за последние годы на место небольших лжепредпринимательских структур пришли организованные преступные группы, оказывающие на возмездной основе субъектам хозяйствования реального сектора экономики услуги по оформлению фиктивных первичных учетных документов, конвертации валют, обмену безналичных денежных средств на наличные и наоборот, перенаправлению финансовых потоков, в том числе посредством подконтрольных субъектов как резидентов, так и нерезидентов Республики Беларусь, и т.д.
Большинство указанных групп характеризуется жесткой иерархией, достаточно высоким интеллектом участников, активным использованием мер конспирации (паролей, псевдонимов, условных мест встреч, шифрованных данных и удаленных серверов для их хранения, исключения прямых контактов между всеми участниками группы и т.д.).
Анализ деятельности лиц, оказывающих подобного рода услуги, показывает, что они составляют алгоритм многократно повторяющихся однородных действий, не ограниченных по количеству и периоду времени, который состоит из следующих элементов:
- поиска подконтрольных лжеструктур, в том числе нерезидентов Республики Беларусь, который может выражаться в приобретении уставных, бухгалтерских и иных документов, печатей и ключей удаленного управления банковскими счетами ранее созданных субъектов хозяйствования либо в поиске подставных лиц и регистрации на их имя новых субъектов хозяйствования;
- поиска лиц, нуждающихся в проведении незаконных финансовых операций, и взаимодействия с ними;
- совершения с использованием расчетных счетов подконтрольных лжеструктур незаконных операций, суть которых сводится к обмену наличных рублей и иностранной валюты на безналичные рубли (для одних клиентов) и наоборот (для других клиентов), а также перенаправлению финансовых потоков (для третьих);
- оформления от имени лжеструктур фиктивных первичных учетных документов в обоснование указанных финансовых операций, предоставления их клиентам для последующего введения в учеты (как правило, такие заведомо подложные документы используются клиентами для формирования налоговой базы, подтверждения легальности приобретения либо реализации товаров (работ, услуг) или их стоимости и т.п.);
- действий по обеспечению деятельности группы, включающих ее финансирование (оплату расходов по приобретению и регистрации лжеструктур, выплату вознаграждений участникам группы и подставным лицам и др.); учет и распоряжение доходами группы; создание системы противодействия контролирующим и правоохранительным органам (приобретение средств связи и транспортных средств; разработка для участников группы и подставных лиц версий на случай контактов с представителями таких органов; размещение органов управления группы в офисах легально действующих организаций либо съемных квартирах и др.).
Преступный доход указанных групп формируется за счет взимания за свои услуги процентов от сумм финансовых операций либо установления курса обмена валют, значительно отличающегося от курса Национального банка Республики Беларусь.
В 2015 году органами финансовых расследований установлено 15 организованных преступных групп, использовавших в своей деятельности 222 лжеструктуры, общий оборот денежных средств и товаров которых составил 1,5 трлн.руб.
В 1-м полугодии 2016 года только Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь выявлены 2 такие группы, использовавшие 210 лжеструктур с оборотом денег и материальных ценностей на сумму более 1 трлн.руб.
Использование каждым клиентом вышеуказанных услуг связано с совершением самостоятельных преступлений, среди которых наиболее распространенным является уклонение от уплаты сумм налогов, сборов.
Однако спектр таких преступлений весьма широк. Ими могут являться преступления против порядка осуществления экономической деятельности, преступления против собственности и ряд других преступлений.
На практике проблем с квалификацией действий клиентов лжеструктур, т.е. представителей реального сектора экономики, не возникает. Они оцениваются как совершение исполнителем конкретного преступления.
Вместе с тем отсутствие единства следственно-судебной практики в части квалификации действий участников организованных преступных групп, оказывающих на возмездной основе услуги субъектам хозяйствования реального сектора экономики, препятствует эффективному противодействию деятельности данных преступных групп, использующих лжеструктуры.
В настоящее время обозначились два основных подхода, используемых органами уголовного преследования при оценке таких действий.
Первый подход предлагает квалифицировать указанную деятельность как незаконную предпринимательскую деятельность, осуществляемую без государственной регистрации или без наличия специального разрешения, если финансовые операции связаны с куплей-продажей или конвертацией денежных средств, то есть по статье 233 УК.
Первый подход поддерживается и воплощается в жизнь органами финансовых расследований.
Второй подход предусматривает квалифицировать деятельность преступных групп, использующих лжеструктуры, исключительно как пособничество в совершении преступлений лицами, осуществляющими деятельность в реальном секторе экономики, то есть по части 6 статьи 16 и статье 243 УК.
Второй подход обсуждался на заседании Научно-консультативного совета при центральном аппарате Следственного комитета Республики Беларусь 6 мая 2014 г. с принятием по его итогам соответствующего решения.
Выработанная позиция доведена до сведения территориальных следственных подразделений и принята ими к исполнению.
В результате в настоящее время в описываемой ситуации подразделениями Следственного комитета Республики Беларусь уголовное преследование лиц по статье 233 УК прекращается за отсутствием состава этого преступления.
Вместе с тем представляется, что ни один из приведенных подходов, особенно второй, не обеспечивает в полной мере реализации на практике принципов неотвратимости наказания за совершенное преступление.
Квалификация действий участников организованных преступных групп только по статье 233 УК при минимизации обстоятельств, подлежащих исследованию и доказыванию, упрощении процедуры определения размера преступного дохода и наличии оснований для обращения в доход государства значительных сумм дохода, полученного лжепредпринимателями, приводит к следующим негативным последствиям:
- данный подход не предполагает обязанности органа предварительного следствия исследовать финансово-хозяйственную деятельность всех клиентов для установления наличия в их действиях признаков самостоятельных уголовно наказуемых деяний;
- отсутствуют правовые основания для принятия в рамках расследования уголовного дела мер по обеспечению взыскания сумм причиненного ущерба либо дохода, полученного от осуществления незаконной предпринимательской деятельности.
Квалификация действий виновных лиц только как пособничество в уклонении от уплаты сумм налогов и сборов по части 6 статьи 16 и статье 243 УК влечет ряд следующих негативных явлений:
- за пособничество в совершении конкретного преступления привлекаются только участники организованной преступной группы, которые непосредственно выполняли какие-либо действия в интересах исполнителя и лично контактировали с ним, т.е. посредники. В то же время так называемый мозговой центр преступной группы: организаторы, координаторы и ряд других активных участников — избегают привлечения к уголовной ответственности;
- деяния указанных лиц не могут быть признаны преступными, если не установлен факт совершения преступления хотя бы одним из клиентов, равно как в описываемой ситуации не могут быть признаны преступными действия, способствовавшие совершению клиентами административных правонарушений независимо от количества таких клиентов и совершенных правонарушений, общей суммы причиненного ущерба или полученных от осуществления такой деятельности сумм дохода либо иной незаконной имущественной выгоды;
- при погашении ущерба субъектом хозяйствования реального сектора экономики он считается погашенным также и пособником, несмотря на непринятие последним для этого каких-либо мер. При этом представители реального сектора экономики заинтересованы в принятии мер по погашению ущерба в наиболее короткие сроки без привлечения к этому пособника. Это приводит к смягчению применяемого к посреднику наказания либо дает право ходатайствовать о прекращении уголовного преследования вообще, а также позволяет лжепредпринимателям сохранять свои финансовые ресурсы для создания десятков новых лжеструктур и продолжения преступной деятельности;
- привлечение к уголовной ответственности участников преступной группы ставится в прямую зависимость от возбуждения уголовного дела в отношении должностных лиц субъектов хозяйствования реального сектора экономики и дальнейшего привлечения их к уголовной ответственности. Это сводит на нет факторы оперативности и внезапности при пресечении деятельности таких групп;
- невозможно дать надлежащую уголовно-правовую оценку действиям организаторов и руководителей в части применения к ним повышенной ответственности, так как группа в целом не может быть признана пособником в совершении преступления. Кроме того, в УК отсутствует специальная норма, устанавливающая ответственность за создание, руководство и участие в организованной группе.
Следует иметь в виду, что основной и единственной целью участников вышеуказанных преступных групп является получение личного дохода. Им не важно, как именно и для каких именно целей будут использованы представляемые ими подложные документы. Как показывает практика, данные лица никогда не давали показаний, что их целью являлась именно помощь клиенту в совершении преступления.
На момент начала своей противоправной деятельности лжепредприниматель не знает и не может знать, будут ли его действия способствовать совершению преступления иным лицом, и если будут, то в совершении какого преступления он окажет пособничество клиенту.
В связи с этим с целью выработки единой практики применения статей 233, 234 и 243 УК представляется целесообразным создание рабочей группы из представителей заинтересованных ведомств для тщательного изучения наработанного в регионах республики опыта, исследований положений международного права, анализа законодательства и опыта иностранных государств с последующим приведением следственно-судебной практики к единообразию, а также внесением предложений по совершенствованию законодательной базы, включения в национальное законодательство Республики Беларусь норм, устанавливающих ответственность за осуществление рассматриваемой деятельности, за создание, руководство и участие в организованной группе, специализирующейся на совершении преступлений в экономической сфере.
Считаем, что совместные согласованные усилия не только правоохранительных органов, но и иных заинтересованных органов позволят в дальнейшем эффективно противодействовать экономическим правонарушениям, особенно незаконной предпринимательской деятельности и лжепредпринимательству.