Преступления против порядка осуществления монополистической деятельности и добросовестной конкуренции (комментарий к ст. 249 «Дискредитация деловой репутации конкурента» главы 25 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности» Уголовного кодекса Республики Беларусь)

1. Дискредитация деловой репутации конкурента — это распространение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в рекламе, средствах массовой информации и иным способом заведомо ложных сведений, наносящих вред деловой репутации конкурента. Таким является определение данного преступления, изложенное в диспозиции ст. 249 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК).

2. Основным непосредственным объектом преступления является деловая репутация субъекта хозяйствования. В качестве дополнительного объекта могут выступать честь и достоинство человека.

Деловая репутация предполагает не нуждающееся в специальном доказывании и подтверждении уважительное отношение индивидуальных предпринимателей или должностных лиц юридического лица к своим конкурентам.

Заключенное между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции от 09.12.2010 г. содержит положения, согласно которым не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

  1. распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту (субъекту рынка) либо нанести ущерб его деловой репутации;
  2. введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
  3. некорректное сравнение хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами (субъектами рынка).

3. Комментируемая статья в равной мере защищает деловую репутацию любых субъектов хозяйствования, независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, принадлежности к малому, среднему или крупному бизнесу и т.п. Не имеет также значения, каковой в действительности является репутация конкурента, пользуется он заслуженным уважением или же вовсе не заслуживает уважения из-за низкого качества продукции, задержки платежей, срыва договоров и других подобных обстоятельств.

Конкурентами являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на одном и том же товарном рынке. К хозяйствующим субъектам относятся физические и юридические лица, иные субъекты гражданского права, осуществляющие предпринимательскую деятельность или имеющие право ее осуществлять.

Товарный рынок — это сфера обращения товара, не имеющего заменителей либо взаимозаменяемых товаров на территории Республики Беларусь или ее части, определяемых исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. К товарам относятся все виды объектов гражданских прав, которые могут быть предметами сделок купли-продажи, мены, а также не запрещенные законодательством работы и услуги, выполняемые, оказываемые, либо которые могут быть выполнены, оказаны или обычно выполняются, оказываются потребителям на возмездной основе.

Товарный рынок является совместным, если на нем одновременно обращаются товары различных субъектов хозяйствования.

Регламентация деятельности субъектов хозяйствования в сфере конкурентного взаимодействия между ними содержится в Законе Республики Беларусь от 10.12.1992 N 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

4. Объективную сторону дискредитации деловой репутации конкурента образует распространение ложных сведений о конкурентах в рекламе, средствах массовой информации и иным способом.

Состав преступления является простым формальным.

Распространяемые о конкурирующих субъектах хозяйствования сведения характеризуются тем, что они:

  • а) являются заведомо ложными;
  • б) касаются экономической деятельности конкурирующего субъекта хозяйствования: своевременности выполнения обязательств, квалификации персонала, применяемых в производстве технологий, допускаемых нарушениях законодательства и т.п. (исключение составляет ложная информация о товарах и услугах, распространение которой влечет ответственность по ст. 250 УК);
  • в) наносят вред деловой репутации конкурирующего субъекта хозяйствования (подрывают его авторитет у потребителей и в конечном итоге приводят к уменьшению его хозяйственного оборота).

5. Дискредитация деловой репутации конкурента является одной из форм недобросовестной конкуренции. В соответствии с действующим законодательством запрещаются и признаются в установленном порядке неправомерными утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать хозяйствующий субъект, товары или предпринимательскую деятельность конкурента, в том числе в результате:

— распространения хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в средствах массовой информации, рекламных и иных изданиях, через любые электронные средства массовой информации и иными способами ложных, недостоверных, искаженных сведений о предпринимательской деятельности, финансовом состоянии, научно-технических и производственных возможностях, товарах конкурента;

— распространения хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в любой форме и любыми способами заявлений, которые содержат информацию, порочащую деловую репутацию хозяйствующего субъекта либо его учредителя (участника, собственника имущества) или работника, и могут подорвать доверие к хозяйствующему субъекту как производителю товаров.

6. Рекламой является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о юридическом или физическом лице, товарах (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим юридическому или физическому лицу, товарам и способствовать реализации товаров. Реклама, о которой говорится в ст. 249 УК, относится к так называемой ненадлежащей рекламе. Ненадлежащая реклама — недобросовестная, недостоверная, неэтичная, скрытая и иная реклама, при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства.

Отношения, возникающие между государственными органами, иными организациями, гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами, лицами без гражданства в процессе производства и (или) размещения (распространения) рекламы на территории Республики Беларусь, определяются Законом Республики Беларусь от 10.05.2007 N 225-З «О рекламе».

7. Под распространением понимается доведение ложной информации до сведения других лиц. Сообщение недостоверных сведений самому конкуренту ответственности по комментируемой статье не влечет. Способы распространения ложной информации не влияют на квалификацию и могут быть различными (устно или письменно, в рекламе, средствах массовой информации, отправление факсовых или компьютерных сообщений и т.п.).

8. Распространяемые сведения должны касаться конкурентов. Распространение заведомо ложных сведений, наносящих вред деловой репутации хозяйствующих субъектов, не являющихся конкурентами, ответственности по комментируемой статье не влечет. Если же должностное лицо распространяет такие сведения не о конкуренте, а об ином субъекте хозяйствования и при этом использует свои служебные полномочия, ответственность при наличии соответствующих условий должна наступать за преступления против интересов службы.

9. Оконченным данное преступление будет считаться с момента восприятия ложных сведений хотя бы одним посторонним лицом. При этом не имеет значения, была ли в действительности подорвана деловая репутация конкурента или нет.

10. Субъективная сторона дискредитации деловой репутации конкурента характеризуется прямым умыслом, когда виновный сознает, что распространяет ложные сведения, наносящие вред деловой репутации конкурента, и желает распространить такие сведения. В комментируемой статье указано на заведомую ложность сведений, а это предполагает, что субъекту еще до момента распространения сведений (заранее) известно о несоответствии их действительности. Заблуждение лица относительно истинности распространяемых сведений исключает уголовную ответственность независимо от добросовестности или недобросовестности заблуждения. Аналогичным образом надлежит оценивать и сознательное допущение ложности информации или безразличное к этому отношение при отсутствии достоверного знания о ложности соответствующей информации.

Мотивы и цели могут быть различными и не влияют на квалификацию.

11. Субъект преступления специальный, им могут являться только индивидуальные предприниматели или должностные лица юридического лица.

Индивидуальным предпринимателем является гражданин, прошедший государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Характеристика должностных лиц как субъектов преступления содержится в ч. 4 ст. 4 УК.

12. Если распространяемая информация одновременно касается конкретной личности, то при наличии условий, указанных в ст. 188 УК, ответственность должна наступать за дискредитацию деловой репутации конкурента и за клевету по совокупности преступлений.

13. Дискредитация деловой репутации конкурента в соответствии со ст. 33 УК относится к деяниям, влекущим уголовную ответственность по требованию потерпевшего.