Проблемные вопросы применения уголовной и иных видов ответственности за нарушение законодательства о государственном и мобилизационном материальных резервах

В сложившейся сложной экономической ситуации в мире некоторые ответственные хранители Республики Беларусь оказались в сложной ситуации. Загрузка складов и незначительная продажа товаров белорусского производства привели к тяжелому финансовому положению, что и отразилось на качестве оказываемых услуг по хранению товаров не только сторонних организаций, но и непосредственно материальных ценностей государственного и мобилизационного материальных резервов. Острой проблемой является ответственность должностных лиц за необеспечение (ненадлежащее обеспечение) сохранности материальных ценностей. Ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва — хранение материальных ценностей государственного материального резерва в организациях различных организационно-правовых форм, не входящих в систему государственного материального резерва, без предоставления им права самостоятельного пользования этими материальными ценностями до принятия в установленном порядке решения об их выпуске из государственного материального резерва.

Законодательство Республики Беларусь не предусматривает специальной уголовной ответственности должностных лиц за самовольное расходование и (или) растрату материальных ценностей. В Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее — УК) выделена отдельная глава, посвященная преступлениям против службы. УК предусматривает ответственность за следующие виды правонарушений:

  • злоупотребление властью или служебными полномочиями;
  • бездействие должностного лица;
  • превышение власти или служебных полномочий.

Однако специальных норм за нарушение законодательства о государственном и мобилизационном материальных резервов нет. Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 N 314-З «О государственном и мобилизационном материальных резервах» содержит лишь ответственность, применяемую не к конкретному должностному лицу, а к ответственному хранителю в целом.

Вместе с тем на практике возникает проблема привлечения к уголовной ответственности должностных лиц, к примеру, за самовольное расходование материальных ценностей. Самовольное расходование материальных ценностей возникает из-за нехватки у ответственных хранителей собственных средств на закупку необходимых товаров для производства того или иного блага. Следовательно, ответственными хранителями используются те материальные ценности, которые находятся у них на хранении, необходимые для непрерывного производственного процесса.

Вторая проблема неразрывно связана с первой. В Республике Беларусь на сегодняшний день не в полной мере урегулированы указанные вопросы, а порядок обеспечения сохранности материальных ценностей не предусматривает ответственность должностных лиц.

Следует отметить, что привлечение должностных лиц к уголовной ответственности должно быть исключительной мерой наказания. Ведь зачастую из-за нехватки сырья и материалов руководители ответственных хранителей вынуждены идти на крайние меры, а именно без согласия Департамента по материальным резервам Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь использовать в производстве материальные ценности, находящиеся у них на хранении.

Необходимость разработки дополнительных норм, регламентирующих ответственность должностных лиц ответственных хранителей, связана и с тем, что в целях исключения нарушения должностными лицами своих обязанностей необходимо разработать пути решения вопросов, связанных с взаимопомощью и поддержкой ответственных хранителей. Вопрос разбронирования и выпуска (освежения) материальных ценностей напрямую не зависит от Департамента по материальным резервам Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Принятие соответствующих постановлений Совета Министров Республики Беларусь может привести к затягиванию процесса производства материальных благ, необходимо разработать более упрощенную систему возможности использования материальных ценностей для производства товаров.