Современные технологии открывают новые возможности для социального взаимодействия, позволяя пользователям локальных сетей и глобальной сети Интернет делиться разной информацией. При этом следует учитывать, что законодательное регулирование достаточно часто отстает от стремительно развивающихся общественных отношений. При отсутствии специального правового регулирования правоприменители обычно стремятся истолковать положения действующего законодательства таким образом, чтобы их можно было применять в новых условиях. Вместе с тем недостаточное владение сложившейся юридической терминологией, неточное понимание содержания тех или иных норм влекут ошибки. Особенно это опасно при применении бланкетных норм административного и уголовного законодательства, так как некорректное их использование может повлечь привлечение к ответственности граждан за действия, которые законодатель в действительности не отнес к запрещенным.
Пользователи сети Интернет и локальных сетей достаточно часто размещают в данных сетях определенные объекты авторского права или записанные объекты смежных прав (например, в папке в локальной сети или на каком-либо ресурсе сети Интернет).
С учетом изложенного представляется необходимым проанализировать положения части 2 статьи 9.21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) (вступили в силу с 4 апреля 2016 г.), устанавливающие ответственность за хранение с целью распространения контрафактных экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания, в целях уяснения их содержания и ответа на вопрос о том, считается ли открытие доступа к объектам авторского права в локальной сети, сети Интернет распространением и наказуемы ли такие действия по части 2 статьи 9.21 КоАП [3].
Отметим, что часть 2 появилась в статье 9.21 недавно в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 04.01.2016 N 351-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях», которым статья 9.21 КоАП излагается в новой редакции [6].
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП в новой редакции признается незаконным хранение с целью распространения контрафактных экземпляров произведений и записанных объектов смежных прав. Для того чтобы определить, можно ли на основании вышеуказанной нормы привлекать к ответственности за хранение файлов на компьютере в папке, открытой для доступа в локальной сети (или сети Интернет), необходимо уяснить сущность соответствующих терминов.
КоАП в новой редакции не содержит определения термина «распространение». Само это понятие используется в различных статьях КоАП (статья 11.72 — финансирование распространения оружия массового поражения, часть 1 статьи 12.15 — размещение (распространение) рекламы и др.). При этом для уяснения смысла, вкладываемого законодателем в каждый конкретный случай распространения того или иного объекта, следует обращаться к положениям правовых актов, регулирующих сферу соответствующих общественных отношений.
Следует отметить, что сфера действия термина «распространение» четко определена законодательством об авторском праве. Действия пользователей по обеспечению общего доступа к файлам, содержащим объекты авторского права, часто воспринимаются как распространение объектов авторского права и смежных прав, как следствие, возникает вопрос о возможности привлечения к ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП за хранение с целью такого распространения. Вместе с тем правильная квалификация соответствующих деяний требует учета положений правовых актов в сфере авторского права и смежных прав.
Согласно Закону Республики Беларусь от 17.05.2011 N 262-З «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон) под распространением понимаются только такие действия, в ходе которых осуществляется продажа или передача права собственности на оригинал или экземпляр произведения, изготовленный в материальной форме, или объекта смежных прав, зафиксированного на любом материальном носителе [9].
Кроме того, исходя из статьи 57 Закона понятие контрафактности применяется исключительно к экземпляру произведения, который определяется как «оригинал или копия произведения, изготовленная в любой материальной форме». Как видим, цифровая копия объекта авторского и смежных прав не охватывается понятием контрафактности, что ставит под сомнение возможность применения части 2 статьи 9.21 к объектам авторского и смежных прав в электронной форме.
Произведения и записанные объекты смежных прав на персональных компьютерах и иных цифровых устройствах находятся не в материальной, а в электронной, цифровой форме. При их размещении в локальной сети (или сети Интернет) не происходит ни их продажи, ни передачи права собственности ни на них, ни на какой-либо материальный объект (носитель), в котором они зафиксированы (воплощены).
Требование о наличии именно материальной, а не просто объективной формы является важнейшим для понимания сущности права на распространение, так как его неотъемлемой частью является принцип исчерпания прав (абзац 3 части 2 пункта 2 статьи 16 Закона). В силу последнего однажды законно распространенные (введенные в гражданский оборот) оригиналы или экземпляры объектов авторского права и смежных прав далее могут использоваться на оговоренной территории свободно, то есть без предоставления правообладателю возможности осуществлять контроль и получать вознаграждение за такое использование. То есть, например, если экземпляр произведения в материальной форме (книга) с согласия ее правообладателя введен в гражданский оборот (продан в книжном магазине), далее этот экземпляр может свободно распространяться его приобретателем (быть подарен, продан и т.п.) без получения на то согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения.
Очевидно, что в случае цифровых объектов принцип исчерпания прав на конкретный экземпляр неприменим, так как в цифровой среде оригинальные экземпляры файлов не передаются, равно как и материальные носители, содержащие объекты авторского и смежных прав. При необходимости получения файла из сети Интернет или локальной сети пользователь создает его копию на своем устройстве (данные действия охватываются правом автора или иного правообладателя на воспроизведение, о котором будет идти речь позднее). Сам же размещенный в сети оригинальный файл в ней остается.
Следует учитывать, что открытие доступа к объектам авторского права или смежных прав как таковое охватывается правом на их доведение до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять к ним доступ из любого места и в любое время по их собственному выбору.
Право на доведение до всеобщего сведения является частью права на сообщение для всеобщего сведения и прямо закреплено в Законе. Данное право появилось в законодательстве об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь в связи с ее присоединением к Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности «По авторскому праву» (подписан в г. Женеве 20.12.1996) (далее — Договор по авторскому праву) (ратифицирован Законом Республики Беларусь от 10.06.1998 N 165-З «О ратификации Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву» [7]), Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности «По исполнениям и фонограммам» (подписан в г. Женеве 20.12.1996) (ратифицирован Законом Республики Беларусь от 10.06.1998 N 164-З «О ратификации Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам» [8]).
В абзаце 30 статьи 4 Закона дано следующее определение права на сообщение для всеобщего сведения: «…передача с помощью беспроводной связи или по проводам, радиочастотному или оптическому кабелю звуков и (или) изображений либо их отображений для приема публикой, включая эфирное и кабельное вещание. Сообщением для всеобщего сведения также является доведение объекта авторского права или смежных прав до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять к нему доступ из любого места и в любое время по их собственному выбору».
Возвращаясь к праву на распространение, отметим, что на неприменимость принципа исчерпания прав, а следовательно, и права на распространение в цифровой среде указывали многие ученые, в частности В.О.Калятин [2, с. 203], В.Б.Наумов [5], С.А.Судариков [11, с. 243].
Этого же подхода придерживаются и государства Европейского союза. В статье 3 Директивы 2001/29/ЕС Европейского парламента и Совета от 22.05.2001 «О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе» (далее — Директива) прямо указано, что сообщение произведения для всеобщего сведения не должно рассматриваться как основание для его дальнейшего использования в гражданском обороте без согласия правообладателя [12, с. 256]. Данная формулировка означает, что при использовании путем его сообщения для всеобщего сведения не происходит исчерпания прав на произведения в цифровой форме. Оно не наступает и в случае предоставления услуг в режиме онлайн (в локальных сетях либо сети Интернет), в том числе при создании в результате этого материального экземпляра произведения пользователем с согласия правообладателя (п. 29 преамбулы Директивы) [12, с. 252]. Данное положение обосновывается тем, что в процессе предоставления услуг в режиме онлайн не осуществляется переход прав на произведение [10]. Таким образом, учитывая современные тенденции, можно сделать вывод о том, что нецелесообразно применять право на распространение к использованию произведений в цифровой форме.
Отметим также, что при обсуждении проекта Договора по авторскому праву предложение США о применении права на распространение в цифровой среде не было принято именно из-за материальной формы произведения и принципа территориального исчерпания прав. Именно Договором по авторскому праву было предложено новое право — право на доведение до всеобщего сведения (ст. 8) [1], названное А.М.Липкесом «интернет-правом» [4, с. 11].
Таким образом, право на распространение относится только к произведениям и записанным объектам смежных прав, находящимся в материальной форме, что отражено в действующем законодательстве Республики Беларусь и полностью отвечает общемировым стандартам. Данное правило не означает незащищенности правообладателей, так как при использовании указанных объектов в локальных сетях, сети Интернет автор или иной правообладатель может требовать защиты своих интересов на основании иных прав, в том числе права на воспроизведение и права на доведение до всеобщего сведения.
Термин «воспроизведение» согласно Закону означает изготовление, в том числе тиражирование, одного или более экземпляра объекта авторского права или смежных прав в любой объективной форме (в том числе отличной от формы, в которой существует оригинал), включая постоянное или временное хранение в цифровой или иной объективной форме в электронном средстве или на другом материальном носителе. Как видим, право на воспроизведение охватывает не только материальную, но и любую объективную форму объектов авторского и смежных прав.
Согласно абзацу 2 части 2 пункта 2 статьи 16 Закона право на воспроизведение (как и право на сообщение для всеобщего сведения) признается использованием произведения и является имущественным правом исключительно правообладателя.
Административная ответственность за незаконное использование объектов авторского права и смежных прав предусмотрена частью 3 статьи 9.21 КоАП.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности «По авторскому праву» [Электронный ресурс]: [подписан в г. Женеве 20.12.1996] // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
2. Калятин, В.О. Право в сфере Интернета / В.О.Калятин. — М.: НОРМА, 2004. — 479 с.
3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях
4. Липкес, А.М. Правовые вопросы использования авторских произведений в Интернете: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / А.М.Липкес; Рос. прав. акад. Мин-ва юстиции Рос. Федерации. — М., 2006. — 18 с.
5. Наумов, В.Б. Защита авторских прав в информационном обществе: актуальные организационно-правовые проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] / В.Б.Наумов // Информация для всех: культура и технологии информационного общества: материалы V Междунар. конф. EVA-2002, Москва, 2 — 7 дек. 2002 г. — Режим доступа: http://www.evarussia.ru/upload/doklad/doklad_767.doc. — Дата доступа: 15.02.2016.
6. О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2016 г., N 351-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
7. О ратификации Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 10 июня 1998 г., N 165-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
8. О ратификации Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 10 июня 1998 г., N 164-З// КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
9. Об авторском праве и смежных правах [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 17 мая 2011 г., N 262-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
10. Подшибихин, Л.И. Европейский опыт совершенствования законодательства об авторском праве в эпоху становления [Электронный ресурс] / Л.И.Подшибихин, К.Б.Леонтьев, Н.В.Бузова // Copyright.ru. — Режим доступа: http://www.copyright.ru/ru/library/stati_knigi/avtorskoe_pravo_i_smezhnye_prava/avtorskoe_pravo_zakonodatelstvo_vois. — Дата доступа: 20.02.2016.
11. Судариков, С.А. Комментарий к Закону Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» / С.А.Судариков. — Минск: Амалфея, 2000. — 431 с.
12. Directive 2001/29/EC of the European Parliament and the Council of 22 May 2001 on the harmonisation of certain aspects of copyright and related rights in the information society // Blackstone’s Statutes on Intellectual Property / ed.: A.Christie, S.Gare. — 9th ed. — Oxford, 2008. — Р. 249 — 261.