Общая характеристика административных правонарушений в сфере использования топливно-энергетических ресурсов (далее — ТЭР).
Непосредственным объектом посягательств в рассматриваемой сфере являются отношения, связанные с порядком рационального использования ТЭР (согласно приложению к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 25.02.2000 N 30 «Об утверждении перечня материальных ресурсов, относящихся к топливно-энергетическим») и регулируемые в том числе Законом Республики Беларусь от 08.01.2015 N 239-З «Об энергосбережении» (далее — Закон N 239-З), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2016 N 216 «Об утверждении положений по вопросам энергосбережения, внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. N 981 и от 17 февраля 2012 г. N 156 и признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь и структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1998 N 1582 «О порядке разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии» (далее — постановление N 1582) до 29.03.2016), постановлением Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь от 19.11.2002 N 9 «Об утверждении Положения о нормировании расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве Республики Беларусь» и др.
Объективная сторона совершаемых в сфере использования ТЭР административных правонарушений включает следующие основные нарушения:
- нерациональное использование ТЭР, выразившееся в сверхнормативном их расходовании, обусловленном несоблюдением требований, установленных законодательством или технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования в части использования этих ресурсов, эксплуатации без производственной необходимости на холостом ходу электродвигателей, электропечей и другого электро-, тепло-, топливоиспользующего оборудования, либо в прямых потерях топлива, сжатого воздуха, воды и тепловой энергии, вызванных неисправностью оборудования, арматуры, трубопроводов, их теплоизоляции, использовании электрической энергии в целях отопления и горячего водоснабжения служебных и других помещений без разрешения энергоснабжающих организаций и органов государственного энергетического надзора или с нарушением заданного режима работы электрокотельных, нагревательных приборов, а также в иных целях, не обусловленных производственным процессом, в сверхнормативном расходовании электрической энергии для освещения (ч. 1 ст. 20.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП));
- использование ТЭР без утвержденных в установленном порядке норм их расхода (предельных уровней потребления ТЭР) (ч. 2 ст. 20.1 КоАП);
- использование неработающих приборов группового учета расхода воды и тепловой энергии, систем регулирования подачи тепловой энергии в многоквартирных жилых домах, центральных тепловых пунктах либо их отсутствие, а равно непроведение расчетов по показаниям этих приборов учета (ч. 3 ст. 20.1 КоАП).
Пример нарушения по ч. 1 ст. 20.1 КоАП.
В ходе проверки 20.10.2015 при обследовании административного здания УП «Б» был установлен факт использования двух электроводонагревателей мощностью 1,5 кВт каждый без разрешения органов государственного энергетического надзора. Суммарная мощность электроводонагревателей составила 3,0 кВт. На момент обнаружения нарушения разрешение филиала «Энергонадзор» РУП «Минскэнерго» на использование электроэнергии в целях горячего водоснабжения указанного объекта отсутствовало, электронагрев не был оформлен в филиале «Энергонадзор» РУП «Минскэнерго».
Использование электроэнергии в целях отопления и горячего водоснабжения служебных и других помещений без разрешения энергоснабжающих организаций и органов государственного энергетического надзора является нарушением требований ряда нормативных документов (Правила электроснабжения, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2011 N 1394; Положение о порядке выдачи органами государственного энергетического надзора заключений на использование электрической энергии для целей нагрева, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2006 N 269).
Примеры нарушений по ч. 2 ст. 20.1 КоАП.
1. Согласно ст. 16 Закона N 239-З нормирование расхода топливно-энергетических ресурсов осуществляется в целях обеспечения применения при планировании производства продукции (работ, услуг) технически и экономически обоснованного расхода топливно-энергетических ресурсов.
Нормированию расхода топливно-энергетических ресурсов подлежат расходуемые на основные и вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды юридическими лицами топливо, тепловая и электрическая энергия независимо от источников энергообеспечения.
Нормирование расхода топливно-энергетических ресурсов должно основываться на современных достижениях науки и техники в сфере энергосбережения, единых методических и организационных принципах, учитывать требования по эффективному и рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов.
Разработку единых методических и организационных принципов нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов осуществляет уполномоченный республиканский орган государственного управления в сфере энергосбережения.
Нормы расхода топливно-энергетических ресурсов должны:
- разрабатываться на всех уровнях планирования по соответствующей номенклатуре продукции (работ, услуг) на единой методической основе;
- учитывать условия производства, внедрение достижений научно-технического прогресса и энергосберегающих мероприятий;
- способствовать максимально возможному, с учетом экономической целесообразности, эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов, усилению заинтересованности трудовых коллективов в энергосбережении;
- быть взаимоувязаны с другими показателями хозяйственной деятельности;
- систематически пересматриваться с учетом планируемого развития производства продукции (работ, услуг), изменения структуры производства, достижения наиболее экономичных показателей использования топливно-энергетических ресурсов, в том числе в сторону увеличения.
В соответствии с подп. 1.1 п. 1 постановления расходуемые на основные и вспомогательные нужды организациями топливо, электрическая и тепловая энергия подлежат нормированию независимо от источников энергообеспечения.
Согласно подп. 1.2 п. 1 постановления N 1582 разработка норм расхода топлива, электрической и тепловой энергии осуществляется организациями с периодичностью один раз в три года, а также при изменении технологии, структуры и организации производства и совершенствовании методики нормирования расхода этих ресурсов.
В соответствии с ч. 1, 3 подп. 1.3 п. 1 постановления N 1582 нормы расхода топлива, электрической и тепловой энергии для организаций утверждаются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в ведении которых они находятся (в состав которых входят) либо в управление которых переданы акции (доли в уставных фондах) организаций; местными исполнительными и распорядительными органами для организаций, имущество или акции (доли в уставных фондах) которых находятся в коммунальной собственности. При этом для организаций с суммарным годовым потреблением указанных ресурсов в объеме 1 тыс. тонн условного топлива и более и для котельных производительностью 0,5 гигакалории в час и выше нормы согласовываются с Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, областными, Минским городским управлениями по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.
Организациями с суммарным годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов в объеме 100 тонн условного топлива и менее нормы расхода топлива, электрической и тепловой энергии не разрабатываются.
В соответствии с ч. 1 п. 39 Положения о нормировании расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве Республики Беларусь, утвержденного постановлением Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь от 19.11.2002 N 9 (далее — Положение N 9), нормы расхода ТЭР для организаций и индивидуальных предпринимателей ежегодно утверждаются соответствующими (по принадлежности) республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами. При этом нормы для организаций и индивидуальных предпринимателей с суммарным годовым потреблением их в пересчете в условное топливо 1 тыс. тонн и более и для котельных производительностью 0,5 Гкал/ч и выше предварительно согласовываются с Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь (областными, Минским городским управлениями по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов). Для иных организаций и индивидуальных предпринимателей нормы расхода топливно-энергетических ресурсов утверждаются Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь (областными, Минским городским управлениями по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов).
Согласно ч. 1, 2 п. 10 Положения N 9 индивидуальная норма расхода ТЭР — мера планового количества потребления ТЭР на производство единицы продукции (работы, услуги), устанавливаемая по типам определенных топливо- или энергопотребляющих агрегатов, установок, машин (паровым и водогрейным котлам, печам, станкам) или по их отдельным единицам и технологическим схемам применительно к прогнозируемым объемам и условиям производства продукции (работ, услуг). Индивидуальная норма расхода ТЭР является технологической и служит для расчета групповой нормы расхода. Индивидуальная норма расхода ТЭР определяется на базе теоретических расчетов, экспериментально подтвержденных нормативными техническими характеристиками топливо- и энергопотребляющих агрегатов и установок, с учетом достигнутых показателей энергопотребления и планируемых мероприятий по энергоэффективности. Индивидуальная технологическая норма определяет расход ТЭР на основные и вспомогательные технологические процессы производства данного вида продукции (работ), расход на поддержание технологических агрегатов в горячем резерве, на их разогрев и пуск после текущих ремонтов и холодных простоев, а также технически неизбежные потери энергии при работе оборудования.
Согласно нормам расхода ТЭР на 2014 и 2015 гг. для производства стеклотары крупноразмерной свыше 0,5 л, стеклотары мелкоразмерной 0,1 — 0,5 л включительно обществу были установлены нормы расхода топлива и электрической энергии; на горячее водоснабжение, отопление, гостиницу — тепловой и электрической энергии. Иных норм расхода ТЭР на производство продукции (работ, услуг) не имелось.
Согласно данным государственной статистической отчетности обществом: — в 2014 году при производстве продукции были израсходованы:
котельно-печное топливо в количестве 25 тонн условного топлива (далее — т.у.т.), из которого нормированное потребление составило 22 т.у.т., прочее производственное потребление — 3 т.у.т.;
электрическая энергия в количестве 17 тыс.кВт-ч, из которого нормированное потребление составило 15 тыс.кВт-ч, прочее производственное потребление — 2 тыс.кВт-ч;
— в I полугодии 2015 года обществом при производстве продукции были израсходованы:
- котельно-печное топливо в количестве 12 т.у.т., из которого нормированное потребление составило 10 т.у.т., прочее производственное потребление — 2 т.у.т.;
- электрическая энергия в количестве 9 тыс.кВт-ч, из которого нормированное потребление составило 7 тыс.кВт-ч, прочее производственное потребление — 2 тыс.кВт-ч.
Кроме того, анализ потребления ТЭР за 2014 год — I полугодие 2015 года показал, что обществом на прочее производственное потребление был израсходован природный газ в количестве 3 млн.куб.м.
Таким образом, обществом не были приняты все меры по эффективному использованию ТЭР на производство продукции.
2. В соответствии с подп. 5.14.1 и 5.14.4 п. 5.14 Положения о присоединении электроустановок потребителей к электрическим сетям энергосистемы, утвержденного приказом Министерства топлива и энергетики Республики Беларусь от 30.04.1996 N 28 «Об утверждении и введении в действие Правил пользования электрической и тепловой энергией и других нормативных документов» (далее — Положение N 28), промышленные потребители обязаны: разрабатывать технически и экономически обоснованные, прогрессивные нормы расхода электроэнергии на производство единицы продукции, работы (обеспроизводственные и технологические, индивидуальные и групповые, годовые, квартальные и месячные) и пересматривать их при совершенствовании (изменении) технологии и организации производства и внедрении новой техники; соблюдать утвержденные нормы расхода электроэнергии на единицу продукции (работы) и обеспечивать установленные задания по их снижению.
Согласно подп. 7.5.6 п. 7.5 Положения N 28 промышленные и приравненные к ним потребители обязаны соблюдать утвержденные нормы расхода тепловой энергии на единицу продукции (работы) и обеспечивать установленные задания по их снижению.
ООО «П» использовало для своей производственной деятельности следующие виды ТЭР в период с 01.01.2014 по 31.12.2015:
- теплоэнергию (обогрев помещений, нагрев воды);
- электроэнергию (производство изделий из ПВХ), поставщиками которой являются энергоснабжающие организации в соответствии с заключенными договорами;
- деревянные поддоны и иные отходы производства.
В ходе проверки было установлено, что ООО «П», потребляя ежегодно в своей деятельности ТЭР, является организацией с суммарным годовым потреблением ТЭР в объеме более 100 тонн условного топлива.
ООО «П» было использовано ТЭР:
- в 2014 году — электроэнергии 400 тыс.кВт-ч, теплоэнергии 100 Гкал;
- в 2015 году — электроэнергии 800 тыс.кВт-ч, теплоэнергии 100 Гкал.
При этом разработанные и утвержденные в установленном порядке (Минским областным (городским) управлением по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов) нормы расхода ТЭР на 2014 — 2015 гг. для производства изделий из ПВХ у общества отсутствовали.
Причины и условия совершения административных правонарушений в сфере использования ТЭР.
К основным причинам и условиям совершения административных правонарушений в рассматриваемой сфере относятся: отсутствие соответствующих навыков и грамотности в нормировании ТЭР, процедуры согласования и утверждения норм ТЭР; отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики; недостаток разъяснительной работы; отсутствие эффективного контроля за нормированием и рациональным расходованием ТЭР; целенаправленные действия отдельных лиц, преследующих собственные корыстные интересы; недостатки в организации деятельности по использованию ТЭР; недостатки в деятельности контролирующих (надзорных) органов.
Непосредственными объектами профилактического воздействия в рассматриваемой сфере выступают физические лица (ответственные за соблюдение порядка использования ТЭР), индивидуальные предприниматели и юридические лица, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава административного правонарушения, а также лица, предрасположенные к их совершению.
Главными субъектами профилактики административных правонарушений в рассматриваемой сфере являются органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь и органы, осуществляющие государственный надзор за рациональным использованием ТЭР, которые уполномочены на ведение административного процесса по рассматриваемой категории дел и применение профилактических мер на основании Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 N 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»; Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»; Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 N 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 N 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь»; Закона N 239-З; постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 N 981 «Вопросы Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь».
Профилактические меры.
В ходе организации и ведения профилактической деятельности возможно использование следующих основных форм и методов профилактики административных правонарушений в сфере использования ТЭР:
- развитие добычи и производства альтернативных видов топлива, способных заменить ТЭР более дорогих и дефицитных видов;
- создание и использование энергоэффективных технологий, топливно-энергетического и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода ТЭР и для контроля за их использованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением;
- обеспечение точности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых и потребляемых ТЭР;
- создание побуждающих механизмов стимулирования и благоприятных условий для внедрения энергосберегающих мероприятий предприятиями и поставщиками ТЭР (финансовые, экономические, налоговые и иные льготы и поощрения для физических и юридических лиц, разрабатывающих, применяющих мероприятия по снижению потребления энергоресурсов, разработке и внедрению энергосберегающих технологий; льготное кредитование банками инновационных проектов в области энергосбережения и т.д.);
- осуществление надзора за проведением организациями мероприятий по сбережению топливно-энергетических ресурсов и снижению их расхода на единицу продукции (работ, услуг) на стадиях добычи (производства), переработки, хранения, транспортировки и реализации, разработки, проектирования, изготовления, наладки и эксплуатации энерго- и топливопотребляющего, а также теплоутилизирующего оборудования; соблюдением организациями правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических, теплоиспользующих установок и техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией и газом; организацией учета производства и потребления топливно-энергетических ресурсов;
- направление информации (предложений, представления, предписания) об устранении причин и условий, способствующих совершению рассматриваемых видов административных правонарушений на конкретных объектах энергетического надзора.