Пример нарушения по части 1 статьи 21.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).
В соответствии с пунктом 1 статьи 698 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с проектной документацией, устанавливающей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, в том числе со сметной документацией (сметой), определяющей цену работы. Однако подрядчиком указанные требования не были выполнены.
Завышения стоимости выполненных смет и затрат, установленные выборочным контрольным обмером на данном объекте, сложились в результате следующего.
Проектом и локальными сметами были учтены затраты по покрытию полов из линолеума со сваркой на объекте на теплоизолирующей основе (с применением сварочного аппарата). Подрядчиком в апреле 2015 г. предъявлены к оплате затраты по покрытию полов из линолеума со сваркой на объекте на теплоизолирующей основе в количестве 4000 кв.м.
В то же время контрольным обмером установлено, что фактически на объекте выполнено устройство покрытий из линолеума поливинилхлоридного на теплоизолирующей основе без применения сварочного аппарата. К завышению была отнесена разница в стоимостях устройства покрытий из линолеума поливинилхлоридного на теплоизолирующей основе с применением сварочного аппарата и без применения сварочного аппарата.
Локальной сметой была предусмотрена установка входных металлических дверей с врезными замками. Подрядчиком к оплате предъявлена стоимость дверных замков. Контрольным обмером было установлено, что фактически металлические входные двери поставляются с замками, стоимость которых включена в стоимость дверей. К завышению отнесена стоимость 32 шт. врезных замков.
Пример нарушения по статье 21.12 КоАП.
Согласно пункту 4 Инструкции о порядке выдачи органами государственного строительного надзора разрешений на производство строительно-монтажных работ, утвержденной постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.02.2008 N 11 (далее — Инструкция N 11), производство строительно-монтажных работ на объектах строительства может быть начато только после получения заказчиком, застройщиком разрешения в органах государственного строительного надзора, за исключением объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, указанных в перечне объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2006 N 1387.
Однако в ходе изучения представленных документов (наряд на сдельную работу) было установлено, что по объекту обществом были выполнены работы, затрагивающие несущую способность конструкций (устройство стропильной системы, устройство кровли, кирпичная кладка стен), без получения разрешения в органах государственного строительного надзора.
Фактически на указанном объекте выполнялись работы без соответствующего разрешения, чем были нарушены требования пункта 2 статьи 2, пункта 2 статьи 53 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон об архитектурной деятельности), пункта 4 Инструкции N 11.
В соответствии с подпунктом 3 части 1 пункта 1 статьи 223 ГК самовольное строительство — деятельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения), если она осуществлена без получения необходимых разрешений на строительство, реконструкцию либо без проектной документации в случаях, когда необходимость ее подготовки предусмотрена законодательством, либо с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Таким образом, в связи с отсутствием разрешения органов государственного строительного надзора на производство строительно-монтажных работ на объекте было допущено самовольное строительство (реконструкция) указанного объекта.
Пример нарушения по статье 21.19 КоАП.
В соответствии с абзацем 2 части 1 пункта 11 Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 N 1476 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) и Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации» (далее — Положение N 1476), государственной экспертизе подлежат градостроительные проекты, обоснования инвестирования в строительство, архитектурные, строительные проекты, выделяемые в них очереди строительства, пусковые комплексы и сметы (сметная документация).
Согласно пункту 1 приложения 1 к Положению N 1476 проектная документация на ремонт и модернизацию зданий (отдельных помещений) и сооружений производственного, сельскохозяйственного, жилищного и общественного назначения, инженерные решения которых не затрагивают несущей способности конструкций, а также ремонт, реконструкцию (за исключением сметной документации) трубопроводов тепловых, водопроводных и канализационных сетей по существующим трассам с применением современных материалов, ремонт автомобильных дорог, на которых выполняются работы, отнесенные в установленном порядке к работам по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог, не подлежит обязательной государственной экспертизе.
ОАО «К» были выполнены работы по объекту «Реконструкция здания», затрагивающие несущую способность конструкций (устройство стропильной системы, устройство кровли, кирпичная кладка стен), а также комплекс работ, направленных на повышение потребительских качеств, изменение количества и площади помещений, общей площади здания, изменение вместимости.
Таким образом, в нарушение требований абзаца 2 части 1 пункта 11 Положения N 1476 обществом реконструкция объекта осуществлялась без проектно-сметной документации, разработанной в установленном порядке.
Причины и условия совершения административных правонарушений в сфере строительства
К основным причинам и условиям совершения административных правонарушений в рассматриваемой сфере относятся: отсутствие соответствующих навыков и грамотности; отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики; принятие нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере, требующих дополнительного толкования; недостаток разъяснительной работы; отсутствие эффективного контроля за ходом строительства, получением необходимых документов; целенаправленные действия отдельных лиц, преследующих собственные корыстные интересы в экономической сфере; недостатки в организации закупок; недостатки в деятельности контролирующих (надзорных) органов.
Непосредственными объектами профилактического воздействия в рассматриваемой сфере выступают физические лица (ответственные за соблюдение требований законодательства в сфере строительства), индивидуальные предприниматели и юридические лица, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава административного правонарушения, а также лица, предрасположенные к их совершению.
Главными субъектами профилактики административных правонарушений в рассматриваемой сфере являются органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь (статьи 21.1 — 21.8, 21.12, 21.19 — 21.26 КоАП), органы, осуществляющие государственный строительный надзор (статьи 21.3 — 21.6, 21.11, 21.12, 21.20, 21.23, 21.26 КоАП), органы Министерства финансов Республики Беларусь и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов (статьи 21.7, 21.8 КоАП), органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (статья 15.2 КоАП), сельские, поселковые, районные, городские и областные исполнительные комитеты, администрации районов в городах (статьи 21.1 — 21.6, 21.11, 21.12, 21.20 — 21.22, 21.26 КоАП), которые уполномочены на ведение административного процесса по рассматриваемой категории дел и применение профилактических мер на основании:
- Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 N 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;
- Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»;
- Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;
- Закона об архитектурной деятельности и др.
Профилактические меры
К экономическим мерам относится стимулирование добровольного отказа от совершения правонарушений в рассматриваемой сфере. Правовые меры включают в себя адекватное реагирование на рассматриваемые виды нарушений, использование в полной мере превентивных возможностей закона, своевременную (при необходимости устранения противоречий и пробелов) корректировку законодательства, регламентирующего вопросы осуществления строительной деятельности, использование в полной мере механизма освобождения от административной ответственности в случае самостоятельного выявления и исправления ошибок, применения некорректных разъяснений соответствующих государственных органов. Организационные меры включают в себя повышение эффективности контрольной (надзорной) деятельности и ее координации в рассматриваемой сфере, информирование о выявленных в ходе проверок факторах, обусловивших или облегчивших возможность совершения правонарушений, для принятия мер по их устранению (нейтрализации) и т.п.
В ходе организации и ведения профилактической деятельности возможно использование следующих основных форм и методов профилактики административных правонарушений в сфере строительства: мониторинг обстановки (для этого изучаются материалы печатных и электронных средств массовой информации, соответствующие деликтологические факторы, динамика и структура соответствующих административных правонарушений и др.); выработка мер по предупреждению и устранению нарушений порядка осуществления строительной деятельности; оценка надежности внутреннего контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности; распределение круга обязанностей и сферы ответственности за выполнение тех или иных функций работников; подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования оборудования и материалов; направление информации (предложений, представления, предписания) об устранении причин и условий, способствующих совершению рассматриваемых видов административных правонарушений на конкретных объектах (по конкретным направлениям); проведение разъяснительной работы о порядке соблюдения требований соответствующего законодательства, применения его положений на практике; проведение правовых форумов, семинаров, круглых столов и других правовоспитательных мероприятий; информирование субъектов (в том числе с использованием средств глобальной компьютерной сети Интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами; обобщение и подготовка обзоров правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях рассматриваемой категории (в том числе на межведомственном уровне); подготовка предложений по совершенствованию законодательства в сфере строительства и участие в проведении экспертизы принимаемых в данной сфере нормативных правовых актов; проведение совместных профилактических мероприятий (операций) и обеспечение надлежащей координации работы по профилактике рассматриваемых видов административных правонарушений.