Административная ответственность при выполнении международных перевозок

Во многих случаях нарушения таможенного законодательства совершаются субъектами хозяйствования не умышленно, а по причине недостаточной квалификации или ненадлежащего контроля за достоверностью сведений, заявляемых в декларациях на товары. При этом Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрены довольно суровые санкции за совершаемые правонарушения в области таможенного дела. Например, частью 9 ст. 13.6 КоАП за неуплату или неполную уплату в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более десяти базовых величин, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы таможенного платежа, но не менее двух базовых величин. В результате применяемые штрафы могут оказывать значительное негативное влияние на финансовое положение предприятий, а следовательно, и на их коммерческую деятельность.

В связи с этим рассмотрение правовых оснований для уменьшения размеров применяемых штрафов за совершенные административные правонарушения интересует финансовые службы субъектов хозяйствования.

Необходимо обратить внимание на то, что Директивой Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 N 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее — Директива) продекларирована необходимость пересмотра существующей системы административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности для обеспечения соразмерности ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда. Во исполнение требований Директивы Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь принято Решение коллегии от 12.04.2011 «Об определении критериев малозначительности при выявлении фактов неверной классификации товаров, повлекших неуплату таможенных платежей» (далее — Решение коллегии ГТК), устанавливающее критерии, при наличии которых правонарушение может быть признано малозначительным. Заметим, что ст. 8.2 КоАП предусматривает возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным. Таким образом, при наличии в совокупности критериев, содержащихся в этом решении, правонарушитель может быть освобожден от административной ответственности, а следовательно, не несет материальные издержки в виде административных штрафов.

С текстом вышеуказанного документа можно ознакомиться на сайте Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по адресу: http://customs.gov.by/dfiles/001370_652480_Kollegija_prikaz_137.doc.

Рассмотрим несколько подробнее применение норм Решения коллегии ГТК на практике.

Коллегией ГТК установлено, что при оценке малозначительности совершенного правонарушения, связанного с неуплатой и (или) неполной уплатой в установленный срок плательщиком причитающихся сумм таможенных платежей вследствие неверной классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее — ТН ВЭД ТС), повлекшей неверное применение ставок таможенных платежей, необходимо руководствоваться следующей совокупностью критериев:

  • отсутствуют признаки, указывающие на умысел лиц, допустивших неверную классификацию товаров, что выражается в отсутствии фактов представления документов, содержащих недостоверные, искаженные данные о товарах, поддельных, недействительных документов, повлиявших на решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС, попыток дачи незаконного вознаграждения должностным лицам за неправомерные действия;
  • до выпуска товаров в заявленной таможенной процедуре декларанту не выдавалось предварительное решение Минской центральной таможни об их классификации;
  • в течение года, предшествующего выявлению правонарушения, лицо не привлекалось к административной ответственности за неверную классификацию идентичных товаров по ТН ВЭД ТС, повлекшую неуплату таможенных платежей, и не освобождалось за данные правонарушения от административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 8.2 или 8.3 КоАП;
  • таможенные платежи по возникшей задолженности уплачены в полном объеме до вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

Рассмотрим практический пример.

В декларации на товары под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления был помещен товар «Прицеп трехосный низкорамный седельный предназначен для перевозки крупногабаритных грузов и снабжен тяговым устройством в виде подцепного гуська. Габаритная длина — 13,26 м, собственный вес — 8,5 т, полная масса 42 т. Оборудован алюминиевыми загрузочными рампами и съемными стенками кузова и оснащен электрооборудованием: габаритными фонарями (красными, белыми)». Данное наименование товара заявлено в графе 31 декларации на товары.

Товар был классифицирован кодом 8716 39 590 1 по ТН ВЭД ТС как прицеп.

В ходе таможенной проверки было установлено, что фактически данный товар является полуприцепом (т.к. его рама опирается спереди на опорно-сцепное устройство автомобиля-тягача) и должен был быть классифицирован в товарной подсубпозиции 8716 39 300 9 по ТН ВЭД ТС как полуприцеп. В качестве справки: сотрудники таможни пояснили, что «Большая советская энциклопедия» дает следующие определения терминов «полуприцеп» и «прицеп»:

  • прицеп — безмоторное колесное транспортное средство, буксируемое тягачом (автомобиль, трактор);
  • полуприцеп — это несамоходное транспортное средство с закрытым кузовом или платформой с откидными бортами, рама которого опирается спереди на опорно-сцепное устройство автомобиля-тягача, а сзади — на одну или две оси с колесами. Опорно-сцепное устройство допускает качание полуприцепа в продольном и поперечном направлениях.

В результате у предприятия образовалось неисполненное налоговое обязательство. Документы, прилагаемых к декларации на товары, не содержали информации о том, к какой категории относится товар: к полуприцепу или прицепу (т.е. в документах указано, что ввезено несамоходное транспортное средство). Наименование было заявлено в декларации на товары исходя из представления декларанта о категории ввозимого товара.

Вопрос: Может ли быть признано данное правонарушение малозначительным, а предприятие и его должностные лица освобождены от административной ответственности?

Ответ: Напомним, что в соответствии со ст. 3.2 КоАП административным правонарушением, совершенным умышленно, признается противоправное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом. Административное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления. Административное правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Таким образом, Коллегией ГТК допускается признание административных таможенных правонарушений малозначительными только при условии отсутствия прямого умысла, а именно только в случае, если в таможню не представлены документы, содержащие недостоверные, искаженные данные о товарах, поддельные, недействительные документы, повлиявшие на решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС, не было попыток дачи незаконного вознаграждения должностным лицам за неправомерные действия.

Как было изложено выше, фактически в таможенный орган представлена декларация на товары, в которой содержатся искаженные данные о декларируемом товаре. На основании изложенного автор полагает, что в данном случае отсутствуют основания для признания правонарушения малозначительным.

Напомним, что в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 379 «О внесении изменения в Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» и дополнения в Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации», в графе 31 декларации на товары указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ТС, а также о грузовых местах.

При этом под номером 1 в этой графе указываются наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара; сведения о характеристиках и параметрах товаров (количество и условное обозначение) в соответствии с классификатором дополнительных характеристик и параметров, используемых при исчислении таможенных пошлин, налогов, а также дата выпуска (изготовления) товара в случае, если такие сведения необходимы для исчисления и взимания таможенных пошлин, налогов, а также иных платежей, подлежащих уплате при реимпорте, и (или) обеспечения соблюдения запретов и ограничений. В отношении нефти и нефтепродуктов дополнительно указываются сведения об их производителе.

Поэтому в данной графе обязательно следует указывать информацию, которая содержится в прилагаемых к декларации документах, в том числе и пояснениях экспертов, а не основанную на умозаключениях декларанта (т.е. в декларации на товары следовало указывать достоверные сведения о коммерческом наименовании товара. Если сведения, содержащиеся в документах, прилагаемых к декларации, не позволяют заявить наименование товара, позволяющее обеспечить его однозначное отнесение к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ТС, то по данному вопросу следует получить заключение специалиста соответствующего профиля, например, торгово-промышленной палаты).

Также факт отсутствия прямого умысла декларанта на заявление недостоверных сведений о классификации ввозимого товара подтверждается отсутствием факта выдачи предварительного решения Минской центральной таможни о классификации декларируемых товаров.

Напомним, что классификационные решения получаются субъектами предпринимательской деятельности добровольно с целью исключения факта недостоверного заявления сведений о классификации товара в декларации. Порядок выдачи предварительных решений о классификации товаров производится в соответствии с постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 18.08.2006 N 64 «О некоторых вопросах заполнения предварительного решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь». Таможенным органом, уполномоченным принимать предварительное решение о классификации товара, является Минская центральная таможня.

Для получения предварительного решения следует направить письменный запрос о принятии предварительного решения, содержащий следующие сведения:

  1. фамилию, имя, отчество (для индивидуальных предпринимателей и физических лиц) или наименование лица, направляющего запрос, его место жительства или место нахождения, для физических лиц — номер, серию паспорта, кем и когда выдан, учетный номер плательщика (при его наличии), номера текущих (расчетных) счетов с указанием банков и (или) небанковских кредитно-финансовых организаций, в которых эти счета открыты (при их наличии);
  2. полное наименование товара, сведения о его производителе, наименование страны происхождения товара, его основные технические характеристики, описание упаковки (вид, вес и размеры) и другие характеристики, которые позволяют однозначно классифицировать товар в определенной десятизначной подсубпозиции ТН ВЭД ТС.

Запрос должен быть подписан лицом, направляющим такой запрос, или его представителем, уполномоченным в соответствии с законодательством или учредительными документами.

К запросу о принятии предварительного решения прилагаются в зависимости от характера товара пробы и образцы товаров, их описание, фотографии, рисунки, чертежи, акты экспертиз, сертификаты о происхождении товара, сертификаты качества, коммерческие, технические и иные документы, содержащие необходимые для принятия предварительного решения сведения о товаре. Заметим, что по завершении рассмотрения запроса образцы товара будут возвращены заявителю.

Одновременно с запросом о принятии предварительного решения представляется платежный документ, подтверждающий уплату таможенного сбора за принятие таможенным органом предварительного решения. Ставка таможенного сбора определена Указом Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 N 443 «О таможенных сборах» в размере 155 евро за 1 товар.

Предварительное решение является обязательным для всех таможенных органов и действует в течение трех лет со дня его принятия, если оно не изменено или не отозвано либо его действие не прекращено.

При этом решение о прекращении действия предварительного решения принимается, если предварительное решение принято на основе подложных или содержащих недостоверную информацию документов, представленных заинтересованным лицом, и вступает в силу со дня принятия предварительного решения.

И последним условием для признания административного правонарушения малозначительным является уплата таможенных платежей по возникшей задолженности в полном объеме до вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

Рассмотрим пример.

Как пояснили сотрудники таможни, ведущие административный процесс, для того, чтобы административное правонарушение было признано малозначительным, предприятие обязано погасить образовавшуюся задолженность.

В связи с этим возникают следующие вопросы.

Вопрос 1: Какой установлен срок для погашения задолженности по платежам, взимаемым таможенными органами в добровольном порядке?

Вопрос 2: Может ли правонарушение быть признано малозначительным, если погашение задолженности произошло путем бесспорного списания таможенным органом денежных средств со счетов предприятия до вынесения постановления по делу об административном правонарушении?

Ответ 1: В настоящее время таможенный орган для взыскания сумм задолженности, связанной с выявленной неисполненной обязанностью по уплате платежей, взимаемых таможенными органами, а также для взыскания задолженности по уплате пеней выносит решение, в котором устанавливает срок для погашения задолженности в добровольном порядке — 10 рабочих дней со дня его получения.

Ответ 2: Нет, не может.

Коллегией ГТК установлено, что для признания административного правонарушения малозначительным правонарушителю необходимо произвести уплату таможенных платежей по возникшей задолженности в полном объеме до вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

При этом статьей 84 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) определено, что таможенные пошлины, налоги уплачиваются (взыскиваются) в государстве — члене Таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров, за исключением товаров, выпущенных в таможенной процедуре таможенного транзита, или на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу. При этом формы уплаты таможенных пошлин, налогов и момент исполнения обязанности по их уплате (дата уплаты) определяются законодательством государства — члена Таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

В соответствии со ст. 254 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее — ТмК) таможенные платежи уплачиваются:

  • в безналичном порядке на счета республиканского бюджета;
  • наличными денежными средствами в кассу таможенного органа либо через банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию, поселковый, сельский исполнительный и распорядительный орган или организацию связи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь;
  • путем зачета в счет предстоящих таможенных платежей излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей, сумм авансовых платежей или путем обращения денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных платежей, в таможенные платежи;
  • путем взаимозачета таможенных платежей, подлежащих уплате плательщиком, и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком.

Таким образом, принудительное взыскание задолженности, связанной с неисполненной обязанностью по уплате платежей, взимаемых таможенными органами, не рассматривается в качестве добровольной уплаты таможенных платежей.

Заметим, что в случае непогашения этой задолженности в добровольном порядке таможня принимает меры для принудительного взыскания сумм таможенных платежей и пеней в соответствии с главой 6 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь:

— в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его заместителя) таможенного органа путем:

  • взыскания налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств на счетах плательщика (иного обязанного лица) — организации;
  • взыскания налога, сбора (пошлины), пени за счет наличных денежных средств (в том числе в иностранной валюте) плательщика (иного обязанного лица) — организации;
  • взыскания налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика (иного обязанного лица) — организации;

— в судебном порядке путем подачи иска о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица) в общий или хозяйственный суд.

В качестве принудительной меры взыскания задолженности также следует рассматривать и производимый в соответствии с п. 4 ст. 272 ТмК зачет сумм излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей в счет неисполненного налогового обязательства по уплате таможенных платежей, а также неуплаченных процентов, пеней с уведомлением плательщика в течение пяти календарных дней со дня принятия таможенным органом решения о таком зачете.

Рассмотрим пример.

В связи с неверной классификацией товара у КУСХП «Л» образовалась задолженность по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость. Обязанность по уплате ввозной таможенной пошлины была погашена за счет излишне уплаченных денежных средств. В то же время осталась неисполненная обязанность по уплате налога на добавленную стоимость и у предприятия имеется переплата по уплате ввозной таможенной пошлины (код платежа в бюджет 2600 (ввозные таможенные пошлины, уплаченные и зачисленные в связи с ввозом товаров на территорию Республики Беларусь в соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)).

Пунктом 4 ст. 272 ТмК установлено, что таможенный орган вправе самостоятельно зачесть суммы излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей в счет неисполненного налогового обязательства по уплате таможенных платежей, а также неуплаченных процентов, пеней с уведомлением плательщика в течение пяти календарных дней со дня принятия таможенным органом решения о таком зачете.

В связи с этим возникла необходимость разъяснить следующие вопросы.

Вопрос 1: Может ли предприятие обратиться в таможенный орган с заявлением о зачете переплаты по ввозной таможенной пошлине в счет погашения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость?

Вопрос 2: Может ли таможенный орган в принудительном порядке зачесть ввозную таможенную пошлину в счет погашения задолженности по НДС?

Вопрос 3: Как следует поступить предприятию для того, чтобы в добровольном порядке погасить неисполненную обязанность по уплате НДС в целях признания административной ответственности малозначительной (при условии, что в настоящее время на счетах предприятия отсутствуют денежные средства в необходимом размере, однако они появятся несколько позже по прошествии определенного периода времени)?

Ответ 1: Частью 3 п. 1 ст. 3 Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20.05.2010 (далее — Соглашение) установлено, что ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей. Согласно изложенному таможенный орган не имеет права на основании заявления осуществить зачет переплаты по ввозной таможенной пошлине в счет погашения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость.

Ответ 2: В соответствии с п. 1 ст. 91 ТмК ТС в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств — членов Таможенного союза.

Иное установлено международным договором государств — членов Таможенного союза, а именно Соглашением. Так, ст. 3 Соглашения установлено, что ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению в национальной валюте на единый счет уполномоченного органа той стороны, в которой они подлежат уплате в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, в том числе при взыскании ввозных таможенных пошлин в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза. При этом ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей. Таким образом, таможенный орган по собственной инициативе не может осуществить зачет сумм переплаты по ввозной таможенной пошлине в счет погашения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость. В соответствии с п. 4 ст. 272 ТмК возврат сумм излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей не производится при наличии у плательщика неисполненного налогового обязательства по уплате таможенных платежей, а также при неуплате процентов, пеней. Таким образом, возвратить излишне уплаченную сумму ввозной таможенной пошлины можно только после погашения задолженности.

Ответ 3: В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 N 359 (далее — Порядок), таможенные платежи подлежат уплате в первоочередном порядке. При этом платежи в пределах одной и той же очереди производятся в порядке календарного поступления расчетных документов в банк плательщика. Таким образом, КУСХП «Л» следует направить в банк платежные поручения на перечисление задолженности по НДС, не дожидаясь выставления требований таможенного органа о бесспорном взыскании платежей. При этом данные платежные поручения будут исполняться в первую очередь. Кроме того, нормами Порядка предусмотрено, что вне очереди (в т.ч. и в случае взыскания сумм задолженности по таможенным платежам в бесспорном порядке) могут проводиться платежи только в счет:

  • неотложных нужд в размере до 20 процентов средств, поступивших на указанные счета (за исключением сумм банковских кредитов) за предыдущий месяц;
  • погашения задолженности по выплате заработной платы в суммах, соответствующих 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих в установленном порядке исходя из списочной численности работников и размеру оплаты отпусков, выплаты страховых взносов на эти суммы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию, а также подоходного налога, исчисленного из данных сумм доходов, подлежащих налогообложению. При отсутствии или недостаточности средств в белорусских рублях на текущих (расчетных) счетах указанные платежи осуществлять за счет средств, полученных от продажи (в том числе обязательной) иностранной валюты. В этом случае продажа средств, поступивших на текущие (расчетные) счета в иностранной валюте, должна производиться до исполнения предъявленных к данным счетам платежных требований или иных платежных инструкций;
  • погашения банковских кредитов, выданных на выплату задолженности по заработной плате, в пределах 1,5 размера утвержденного бюджета прожиточного минимума на одного работающего, сумм обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и подоходного налога, исчисляемых из размера данной заработной платы.

Таким образом, при наличии требований таможенного органа о бесспорном взыскании платежей задолженность также можно гасить добровольно путем перечисления платежей в счет неотложных нужд.

На основании вышеизложенного у предприятия будет иметься шанс погасить добровольно задолженность по НДС даже после истечения 10 рабочих дней, отведенных для добровольного погашения задолженности. Соответственно оно может рассчитывать на признание совершенного административного правонарушения малозначительным.