Общая характеристика административных правонарушений в сфере ведения государственной статистической отчетности.
Непосредственным объектом посягательств в рассматриваемой сфере являются отношения, связанные с составлением и представлением статистических данных органам государственной статистики и уполномоченным государственным организациям и регулируемые в том числе Законом Республики Беларусь от 28.11.2004 N 345-З «О государственной статистике» (далее — Закон N 345), постановлениями Национального статистического комитета Республики Беларусь, регламентирующими порядок заполнения различных форм статистических отчетов.
Согласно приказу Национального статистического комитета Республики Беларусь от 17.12.2015 N 367 «О ведении государственной статистики в 2016 году» (далее — Приказ N 367) в 2016 году государственную статистику ведут:
- органы государственной статистики по 98 формам централизованной государственной статистической отчетности, из них по 46 — годовой периодичности и периодичностью представления один раз в год, по 1 — полугодовой, по 17 — квартальной, по 30 — месячной, по 4 — иной периодичности представления, по 21 иной форме государственных статистических наблюдений, в соответствии с перечнем форм централизованных государственных статистических наблюдений на 2016 год согласно приложению 1 к Приказу N 367;
- государственные организации, уполномоченные на ведение государственной статистики, по 70 формам нецентрализованной государственной статистической отчетности, из них по 49 — годовой периодичности и периодичностью представления один раз в год, по 4 — полугодовой, по 11 — квартальной, по 6 — месячной периодичности представления, по 2 иным формам государственных статистических наблюдений, в соответствии с перечнем форм нецентрализованных государственных статистических наблюдений на 2016 год согласно приложению 2 к Приказу N 367.
Объективная сторона совершаемых в сфере ведения государственной статистической отчетности административных правонарушений (статья 23.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП)) выражается в совершении действий (бездействия), выразившихся в искажении, несвоевременном представлении (непредставлении) данных государственной статистической отчетности, как правило, в таких основных формах государственной статистической отчетности, как:
- 1-мп «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности малой организации» (форма годовой периодичности утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 30.11.2015 N 198 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-мп «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности малой организации» и указаний по ее заполнению» (далее — форма 1-мп, постановление N 198)) и 1-мп (микро) «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности микроорганизации» (форма годовой периодичности утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 03.12.2014 N 222 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-мп (микро) «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности микроорганизации» и указаний по ее заполнению»);
- 12-ф (расчеты) «Отчет о состоянии расчетов» (форма месячной периодичности утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 15.01.2014 N 9 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-ф (расчеты) «Отчет о состоянии расчетов» и указаний по ее заполнению»), 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах» (форма месячной периодичности утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 15.01.2014 N 7 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах» и указаний по ее заполнению»);
- 4-ф (затраты) «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)» (форма квартальной периодичности утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 20.08.2013 N 178 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-ф (затраты) «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)» и указаний по ее заполнению»);
- 12-п «Отчет о производстве промышленной продукции (работ, услуг)» (форма месячной периодичности утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 28.07.2014 N 111 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-п «Отчет о производстве промышленной продукции (работ, услуг)» и указаний по ее заполнению»);
- 1-торг (опт) «Отчет о деятельности организации оптовой торговли» (форма годовой периодичности утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 02.12.2014 N 221 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-торг (опт) «Отчет о деятельности организации оптовой торговли» и указаний по ее заполнению»), 12-торг (опт) «Отчет об объеме оптового товарооборота» (форма месячной периодичности утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 07.07.2014 N 86 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-торг (опт) «Отчет об объеме оптового товарооборота» и указаний по ее заполнению»);
- 4-ун «Отчет об объеме платных услуг населению» (форма квартальной периодичности утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 20.08.2013 N 170 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-ун «Отчет об объеме платных услуг населению» и указаний по ее заполнению»);
- 12-вэс (услуги) «Отчет об экспорте и импорте услуг» (форма месячной периодичности утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 07.07.2014 N 81 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-вэс (услуги) «Отчет об экспорте и импорте услуг» и указаний по ее заполнению»);
- 4-ф (инвест) «Отчет об инвестициях в Республику Беларусь из-за рубежа и инвестициях из Республики Беларусь за рубеж» (форма квартальной периодичности утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 23.09.2013 N 218);
- 4-ис (инвестиции) «Отчет о вводе в эксплуатацию объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал» (форма квартальной периодичности утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 02.12.2013 N 254 «Об утверждении форм государственной статистической отчетности 6-ис (инвестиции) «Отчет о вводе в эксплуатацию объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал» и 4-ис (инвестиции) «Отчет о вводе в эксплуатацию объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал» и указаний по их заполнению»), 6-ис (инвестиции) «Отчет о вводе в эксплуатацию объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал» (форма периодичностью представления 8 раз в год утверждена указанным постановлением) и 1-ис (инвестиции) «Годовой отчет о вводе в эксплуатацию объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал» (форма годовой периодичности утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 22.07.2014 N 100 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-ис (инвестиции) «Годовой отчет о вводе в эксплуатацию объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал» и указаний по ее заполнению»);
- 12-т «Отчет по труду» (форма месячной периодичности утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 19.08.2013 N 163 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-т «Отчет по труду» и указаний по ее заполнению») (далее — форма 12-т, постановление N 163), 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате» (форма месячной периодичности утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 08.05.2014 N 40 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате» и указаний по ее заполнению») (далее — форма 12-т (задолженность), постановление N 40);
- 6-т (кадры) «Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров» (форма периодичностью представления 1 раз в 2 года утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 28.07.2014 N 116 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 6-т (кадры) «Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров» и указаний по ее заполнению»);
- 2-мр (драгметаллы) «Отчет об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, лома и отходов, их содержащих» (форма полугодовой периодичности утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 21.10.2013 N 223 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-мр (драгметаллы) «Отчет об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, лома и отходов, их содержащих» и указаний по ее заполнению»);
- 12-тэк «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов» (форма месячной периодичности утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 02.06.2014 N 48 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-тэк «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов» и указаний по ее заполнению» (далее — форма 12-тэк, постановление N 48)), 12-тэк (запасы поставщиков) «Отчет о запасах нефти, нефтепродуктов и природного газа» (форма месячной периодичности утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 02.06.2014 N 49 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-тэк (запасы поставщиков) «Отчет о запасах нефти, нефтепродуктов и природного газа» и указаний по ее заполнению»);
- 4-тэк (топливо) «Отчет об остатках, поступлении и расходе топлива» (форма квартальной периодичности утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 02.06.2014 N 50 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-тэк (топливо) «Отчет об остатках, поступлении и расходе топлива» и указаний по ее заполнению»);
- 4-аренда (Госкомимущество) «Отчет об использовании зданий, сооружений, изолированных помещений, находящихся в государственной собственности» (форма квартальной периодичности утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 31.10.2012 N 190 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-аренда (Госкомимущество) «Отчет об использовании зданий, сооружений, изолированных помещений, находящихся в государственной собственности» и указаний по ее заполнению»);
- 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» (форма годовой периодичности утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 19.09.2013 N 208 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» и указаний по ее заполнению») (далее — форма 1-отходы (Минприроды), постановление N 208);
- 4-нормы ТЭР (Госстандарт) «Отчет о результатах использования топлива, тепловой и электрической энергии» (форма квартальной периодичности утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 01.08.2011 N 206 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-нормы ТЭР (Госстандарт) «Отчет о результатах использования топлива, тепловой и электрической энергии» и указаний по ее заполнению»);
- 4-энергосбережение (Госстандарт) «Отчет о выполнении мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов и увеличению использования местных видов топлива, отходов производства и других вторичных и возобновляемых энергоресурсов» (форма квартальной периодичности утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 01.08.2011 N 205 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-энергосбережение (Госстандарт) «Отчет о выполнении мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов и увеличению использования местных видов топлива, отходов производства и других вторичных и возобновляемых энергоресурсов» и указаний по ее заполнению» (далее — форма 4-энергосбережение (Госстандарт), постановление N 205)).
Примеры нарушений по части 1 статьи 23.18 КоАП.
1. В соответствии с постановлением N 48 организацией 08.01.2016 отделу статистики была представлена форма 12-тэк за январь — декабрь 2015 г.
Согласно части 1 пункта 5 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-тэк «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов», утвержденных постановлением N 48 (далее — Указания N 48), данные отчета отражаются на основании данных первичных учетных документов организаций (товарно-транспортных и товарных накладных, счетов-фактур, приходно-расходных документов, материальных отчетов, ведомостей, актов и других).
Согласно части 1 пункта 4 Указаний N 48 в случаях сдачи помещений в аренду, когда договор аренды не предусматривает оплату за потребленное организацией-арендатором количество электрической и тепловой энергии либо данные об указанном количестве энергетических ресурсов (далее — энергоресурсы) отражаются в платежных документах только в стоимостном выражении, отчет представляется организацией-арендодателем, причем данные о расходе энергоресурсов организацией-арендодателем представляются с учетом данных организации-арендатора.
Согласно части 1 пункта 14 Указаний N 48 по строке 110 таблицы 1 формы 12-тэк отражаются данные о расходе котельно-печного топлива, тепловой и электрической энергии на производство всех видов продукции (работ и услуг), включая данные о потерях, расходах на прочие производственные и коммунально-бытовые нужды организаций (расход в столовых, буфетах, прачечных, детских учреждениях, поликлиниках, спортивных объектах, рабочих и студенческих общежитиях и так далее, находящихся на балансе организации, представляющей отчет).
Согласно части 2 пункта 14 Указаний N 48 организации-арендодатели в данные о расходе, отражаемые по строке 110 таблицы 1 формы 12-тэк, включают данные о расходе электрической и тепловой энергии организаций-арендаторов, подлежащие включению в соответствии с частью 1 пункта 4 Указаний N 48.
Согласно части 1 пункта 18 Указаний N 48 по строке 120 таблицы 1 формы 12-тэк отражается количество тепловой (данные граф 4 и 9 таблицы 1 формы 12-тэк) и электрической (данные граф 5 и 10 таблицы 1 формы 12-тэк) энергии, отпущенной другим организациям независимо от ведомственной подчиненности.
Согласно части 2 пункта 18 Указаний N 48 организации-арендодатели по строке 120 таблицы 1 формы 12-тэк отражают данные о расходах электроэнергии и теплоэнергии организациями-арендаторами, которые ведут расчеты за потребленную тепловую и электрическую энергию непосредственно с данной организацией-арендодателем, при условии, что организация-арендодатель в платежных документах на оплату указанного количества энергоресурсов данные отражает в натуральном выражении.
За 2015 год организацией (арендодателем) были предъявлены арендаторам (ссудополучателям) счета-фактуры на оплату тепловой энергии и электроэнергии без отражения в них количества потребленной тепловой энергии и электроэнергии в натуральном выражении (Гкал, тыс.кВт·ч).
В нарушение подпункта 2.2 пункта 2 статьи 12 Закона N 345, пунктов 14, 18, 22 Указаний N 48 организацией были представлены 08.01.2015 в отдел статистики искаженные (недостоверные) данные государственной статистической отчетности по форме 12-тэк, а именно: в графе 4 «тепловая энергия, Гкал» по строке 110 таблицы 1 формы 12-тэк «Израсходовано, всего» было указано 166 Гкал вместо 200 Гкал, по строке 120 «Отпущено другим организациям» таблицы 1 формы 12-тэк указано 131 Гкал вместо 54 Гкал, по строке 150 «Получено от других организаций, Гкал» указано 297 Гкал вместо 254 Гкал согласно данным первичных учетных документов, имеющихся в бухгалтерии; в графе 5 «электрическая энергия, тыс.кВт·ч» по строке 110 «Израсходовано, всего» таблицы 1 формы 12-тэк указано 39 тыс.кВт·.ч вместо 37 тыс.кВт·ч, по строке 120 таблицы 1 формы 12-тэк «Отпущено другим организациям» указано 28 тыс.кВт·ч вместо 27 тыс.кВт·ч, по строке 150 «Получено от других организаций, тыс.кВт·ч» таблицы 1 формы 12-тэк указано 67 тыс.кВт·ч вместо 64 тыс.кВт·ч.
2. Постановлением N 163 утверждены форма 12-т и Указания по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-т «Отчет по труду» (далее — Указания N 163), которые введены в действие начиная с отчета за январь 2014 г.
Согласно абзацу 2 подпункта 1.1.1 пункта 1 Указаний N 163 государственную статистическую отчетность по форме 12-т «Отчет по труду» представляют коммерческие организации — юридические лица со средней численностью работников за календарный год свыше 100 человек, их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс.
Согласно пункту 7 Указаний N 163 при заполнении отчета формы 12-т следует руководствоваться Указаниями по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденными постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 29.07.2008 N 92 (далее — Указания по труду).
В соответствии с подпунктом 9.2 пункта 9 Указаний N 163 по строке 02 таблицы 1 формы 12-т отражается фонд заработной платы, начисленный работникам списочного и несписочного состава и внешним совместителям (пункты 58 — 66 Указаний по труду).
Начисленные и зарезервированные в соответствии с законодательством Республики Беларусь суммы премий отражаются по строке 02 таблицы 1 формы 12-т по мере их фактической выплаты.
Суммы, начисленные за трудовые и социальные отпуска, включаются в фонд заработной платы отчетного месяца только в сумме, приходящейся на дни отпуска отчетного месяца. Суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются в фонд заработной платы следующего месяца.
В нарушение подпункта 2.2 пункта 2 статьи 12 Закона N 345, подпункта 9.2 пункта 9 Указаний N 163 общество представило в главное статистическое управление искаженные (недостоверные) данные (о размере фонда заработной платы) отчета по форме 12-т за январь — декабрь 2014 г. и январь — сентябрь 2015 г.
Так, обществом в отчете по форме 12-т за январь — декабрь 2014 г., представленном 12.01.2014 в главное статистическое управление, по строке 02 таблицы 1 формы 12-т был завышен на 21,8 млн.руб. фонд заработной платы работников списочного и несписочного состава и внешних совместителей за 2014 год (в отчете отражен в сумме 11196 млн.руб., а следовало — 11174,2 млн.руб.) за счет включения сумм материальной помощи, оказанной отдельным работникам (по заявлению) в связи с переездом в другую местность.
В отчете по форме 12-т за январь — сентябрь 2015 г., представленном 13.10.2015 в главное статистическое управление, по строке 02 таблицы 1 формы 12-т был завышен на 3,9 млн.руб. фонд заработной платы работников списочного и несписочного состава и внешних совместителей за январь — сентябрь 2015 г. (в отчете отражен в сумме 6566,3 млн.руб., а следовало — 6570,2 млн.руб.) за счет включения в него суммы начисленных отпускных, причитающихся за дни отпусков за октябрь 2015 г.
3. В соответствии с постановлением N 198 предприятием 11.02.2016 в главное статистическое управление была представлена в виде электронного документа форма 1-мп за 2015 год.
Согласно частям 2 — 4 пункта 66 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-мп «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности малой организации», утвержденных постановлением N 198 (далее — Указания N 198), организация, ведущая бухгалтерский учет, раздел V «Состояние расчетов на 1 января года, следующего за отчетным» заполняет на основании данных счетов бухгалтерского учета, отражающих расчеты с другими лицами (счета 09, 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 65, 68, 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).
Данные приводятся в развернутом виде: остатки по счетам аналитического учета, по которым имеется дебетовый остаток, включаются в дебиторскую задолженность; остатки по счетам аналитического учета, по которым имеется кредитовый остаток, — в кредиторскую задолженность.
Если с одним и тем же покупателем (поставщиком) заключено несколько договоров, то задолженность рассчитывается по каждому договору отдельно и соответственно включается в дебиторскую или кредиторскую задолженность, то есть задолженность определяется по каждой хозяйственной операции отдельно по каждому покупателю (заказчику), поставщику (подрядчику) и по каждому договору.
Согласно пунктам 67 — 71, 73 — 75 Указаний N 198 в графе 1 таблицы 5 формы 1-мп отражаются данные дебетовых остатков по счетам 09, 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76.
В графе 2 таблицы 5 формы 1-мп отражается сумма задолженности покупателей за отгруженные товары, выполненные работы и оказанные услуги, в том числе обеспеченная полученными векселями (задолженность, числящаяся по счету 62 в отпускных (договорных) ценах), а также сумма задолженности по выданным авансам, учитываемая на счете 60.
Если в соответствии с учетной политикой организации сумма задолженности по договорам аренды, финансовой аренды (лизинга), покупателей за отгруженные товары (включая топливно-энергетические ресурсы), выполненные работы и оказанные услуги учитывается по счету 76, то дебетовый остаток такой задолженности отражается в графе 2 таблицы 5 формы 1-мп.
Аккредитивы, учитываемые на счете 60, в графе 2 таблицы 5 формы 1-мп не отражаются.
Сумма дебиторской задолженности, по которой в установленном порядке созданы резервы по сомнительным долгам (графы 1 и 2 таблицы 5 формы 1-мп), уменьшается на сумму этих резервов.
В графе 3 таблицы 5 формы 1-мп отражаются данные кредитовых остатков по счетам 60, 62, 65, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76.
В графе 4 таблицы 5 формы 1-мп отражается сумма задолженности поставщикам и подрядчикам за поступившие материальные и другие ценности, выполненные работы и оказанные услуги, в том числе по векселям выданным (кредитовый остаток по счету 60), и сумма задолженности по авансам полученным, учитываемая на счете 62.
Если в соответствии с учетной политикой организации сумма задолженности по договорам аренды, финансовой аренды (лизинга), поставщикам и подрядчикам за поступившие материальные и другие ценности (включая топливно-энергетические ресурсы), выполненные работы и оказанные услуги учитывается по счету 76, то кредитовый остаток такой задолженности отражается в графе 4 таблицы 5 формы 1-мп.
В графе 7 таблицы 5 формы 1-мп отражаются данные кредитовых остатков счетов бухгалтерского учета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
Из графы 7 в графе 8 таблицы 5 формы 1-мп выделяются данные о просроченной задолженности по кредитам и займам.
К просроченной (дебиторской, кредиторской) задолженности, просроченной задолженности по кредитам и займам относится задолженность, не погашенная в сроки, установленные договорами или законодательством. В случаях, когда в договорах не указаны конкретные сроки расчетов, в просроченную задолженность включается задолженность, не погашенная в течение 60 дней (с даты отражения задолженности в бухгалтерском учете) по внутриреспубликанским расчетам и 90 дней — по внешним расчетам.
В нарушение пунктов 67, 68, 70, 71, 73 Указаний N 198 предприятием 11.02.2016 были представлены в главное статистическое управление искаженные (недостоверные) данные государственной статистической отчетности по форме 1-мп за 2015 год, а именно:
по графе 1 строк 85, 86 раздела V отчета по форме 1-мп занижена на 160 млн.руб. сумма дебетовых остатков по счетам 60, 62, 68, 69, 70, 71, 76 (согласно форме 1-мп на 1 января 2015 г. указана сумма дебиторской задолженности в размере 571 млн.руб., по данным бухгалтерского учета — 731 млн.руб.); по графе 2 строк 85, 86 раздела V отчета по форме 1-мп занижена на 74 млн.руб. сумма дебетовых остатков по счетам 60, 62 (по отчету формы 1-мп — 293 млн.руб., по данным бухгалтерского учета — 367 млн.руб.); по графе 3 строк 85, 86 раздела V отчета по форме 1-мп занижена на 4207 млн.руб. сумма кредитовых остатков по счетам 60, 62, 68, 69, 70, 71, 76 (по отчету формы 1-мп — 7565 млн.руб., согласно бухгалтерскому учету — 11772 млн.руб.), по графе 4 строк 85, 86 раздела V отчета по форме 1-мп занижена на 3407 млн.руб. сумма кредитовых остатков по счетам 60, 62 (согласно отчету формы 1-мп — 7539 млн.руб., по данным бухгалтерского учета — 10946 руб.), по графе 7 строки 85 раздела V отчета по форме 1-мп занижена на 2443 млн.руб. сумма кредитовых остатков по счетам 66 и 67 (по отчету 1-мп — 489 млн.руб., согласно бухгалтерскому учету — 2932 млн.руб.).
4. В нарушение требований подпункта 2.2 пункта 2 статьи 12 Закона N 345 предприятием (УП «Р») в январе, июле, октябре 2015 г. были представлены органам статистики искаженные данные государственной статистической отчетности в следующих статистических отчетах:
- по форме государственной статистической отчетности 1-торг (розница) «Отчет о розничной торговле» (годовой периодичности) (далее — форма 1-торг (розница)), утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 25.11.2014 N 202 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-торг (розница) «Отчет о розничной торговле» и указаний по ее заполнению» (далее — постановление N 202), за 2014 год (представлен 06.01.2015);
- по форме государственной статистической отчетности 1-торг (структура) «Отчет о структуре розничного товарооборота» (годовой периодичности) (далее — форма 1-торг (структура)), утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 12.11.2014 N 195 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-торг (структура) «Отчет о структуре розничного товарооборота» и указаний по ее заполнению» (далее — постановление N 195), за 2014 год (представлен 29.01.2015);
- по форме государственной статистической отчетности 4-торг (продажа) «Отчет о продаже и запасах товаров» (квартальной периодичности) (далее — форма 4-торг (продажа)), утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 05.07.2013 N 68 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-торг (продажа) «Отчет о продаже и запасах товаров» и указаний по ее заполнению» (далее — постановление N 68), за январь — декабрь 2014 г. (представлен 08.01.2015);
- по форме государственной статистической отчетности 4-торг (продажа) «Отчет о продаже и запасах товаров» (квартальной периодичности) (далее — форма 4-торг (продажа) N 201), утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 25.11.2014 N 201 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-торг (продажа) «Отчет о продаже и запасах товаров» и указаний по ее заполнению» (далее — постановление N 201), за январь — март 2015 г. (представлен 10.04.2015), январь — июнь 2015 г. (представлен 02.07.2015), январь — сентябрь 2015 г. (представлен 05.10.2015).
Так, в отчете по форме 1-торг (розница) за 2014 год:
- в нарушение пункта 8 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-торг (розница) «Отчет о розничной торговле», утвержденных постановлением N 202 (далее — Указания N 202), данные, приведенные в графе 2 таблицы 3 раздела I по строкам 15, 16, 20 отчета по форме 1-торг (розница) о торговой площади розничных торговых объектов (магазинов), помещения которых арендуются предприятием, не были подтверждены в ходе проверки экспликациями, приложенными к договорам аренды;
- в нарушение пункта 31 Указаний N 202 в разделе III отчета по форме 1-торг (розница), который заполняют респонденты, являющиеся производителями товаров либо получившие право продажи товаров конкретного товаропроизводителя с использованием товарного знака либо фирменного наименования этого товаропроизводителя, осуществляющие розничную торговлю в фирменных магазинах, по строкам 34, 35, 37, 38, 40 данные о количестве фирменных магазинов, их торговой площади и товарообороте приведены в отношении всех магазинов предприятия, в то время как в Торговом реестре Республики Беларусь в качестве фирменного представлен только магазин N 1.
В отчете по форме 1-торг (структура) за 2014 год, представленном по коду торговой деятельности 1 — розничная торговля, подписка на печатные издания, по форме 1-торг (структура) за 2014 год, представленном по коду торговой деятельности 2 — фирменный магазин:
в нарушение пункта 9, абзаца второго пункта 10, пункта 34 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-торг (структура) «Отчет о структуре розничного товарооборота», утвержденных постановлением N 195, пояснений к группе товаров «Нижнее белье 52.42.10.300» и пояснений к группе товаров «Трикотажные изделия 52.42.10.510» Номенклатуры товаров для составления государственной статистической отчетности и обработки первичных статистических данных по статистике розничной торговли, утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 03.11.2014 N 189 (далее — Номенклатура N 189), в отчете по строке 47 таблицы 1 отчета по форме 1-торг (структура) «Трикотажные изделия 52.42.10.510» искажены (завышены) данные о продаже в розницу трикотажных изделий (включены данные о продаже бельевого трикотажа), по строке 45 таблицы 1 отчета по форме 1-торг (структура) «Нижнее белье (52.42.10.300)» не отражены данные о продаже нижнего белья.
Кроме того, в нарушение пунктов 3, 9 Указаний N 195 в отчет по форме 1-торг (структура) за 2014 год по коду торговой деятельности 2-фирменный магазин включены данные по всем имеющимся в УП «Р» магазинам при отсутствии в магазинах свидетельств о присвоении статуса фирменного магазина (в качестве фирменного для включения в Торговый реестр Республики Беларусь представлен только магазин N 1).
В нарушение части 1 пункта 7, пунктов 8, 16, части 1 пункта 18 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 4-торг (продажа) «Отчет о продаже и запасах товаров», утвержденных постановлением N 68 (далее — Указания N 68), пояснений к группе товаров «Нижнее белье 52.42.10.300», пояснений к группе товаров «Трикотажные изделия 52.42.10.510» Номенклатуры товаров (продукции) для составления государственной статистической отчетности и обработки статистических данных (информации) по статистике розничной и оптовой торговли, утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 04.07.2012 N 80, абзаца 2 пункта 10, пунктов 11, 19 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 4-торг (продажа) «Отчет о продаже и запасах товаров», утвержденных постановлением N 201, пояснений к группе товаров «Нижнее белье 52.42.10.300», пояснений к группе товаров «Трикотажные изделия 52.42.10.510» Номенклатуры N 189:
- в отчете по форме 4-торг (продажа) за январь — декабрь 2014 г. по строке 43, в отчетах по форме 4-торг (продажа) N 201 за январь — март, январь — июнь, январь — сентябрь 2015 г. по строке 48 были искажены (завышены) данные о розничной продаже и запасах трикотажных изделий;
- в отчете по форме 4-торг (продажа) за январь — декабрь 2014 г. по строке 42, в отчетах по форме 4-торг (продажа) N 201 за январь — март, январь — июнь, январь — сентябрь 2015 г. по строке 47 не были отражены данные о розничной продаже и запасах нижнего белья.
Вместе с тем изделия бельевого трикотажа входят в ассортиментный перечень товаров магазинов УП «Р», указанная подгруппа товаров была включена в сведения о торговых объектах в Торговом реестре Республики Беларусь.
Согласно пояснениям к отдельным группам товаров розничной торговли Номенклатуры N 189 в группу товаров «Нижнее белье 52.42.10.300» включается:
белье из всех видов тканей, а также трикотажных материалов: сорочки, рубашки, кальсоны, трусы, ночные сорочки, пижамы, халаты, блузки, батники, комбинации, юбки нижние, панталоны, пеньюары, майки и фуфайки нательные, бюстгальтеры, корсеты, пояса, подвязки и аналогичные изделия и их части, тенниски, топы, боди, брюки и куртки пижамные, домашние платья и другие;
белье для новорожденных и детей ясельного возраста из разных видов тканей: конверты, простынки, пеленки, ползунки, подгузники (трехслойные, марлевые и тому подобные), чепчики, косынки, рубашечки, «кимоно», кофточки, нагруднички, пижамы, трусики, песочницы, фартуки и другие.
В группу товаров «Трикотажные изделия 52.42.10.510» включается одежда из трикотажных полотен: свитеры, джемперы, пуловеры, кардиганы, жилеты и аналогичные трикотажные изделия шерстяные, полушерстяные, хлопчатобумажные или из химических волокон машинного или ручного вязания.
Как и в отчете по форме 1-торг (структура), в отчетах по форме 4-торг (продажа) N 201 данные о продаже и запасах нижнего белья были включены в данные о продаже и запасах трикотажных изделий.
5. Постановлением N 40 утверждены форма 12-т (задолженность) месячной периодичности и Указания по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате» (далее — Указания N 40), которые введены в действие начиная с отчета по состоянию на 1 июля 2014 г.
Согласно пункту 3 постановления N 40 форма 12-т (задолженность) распространяется на юридические лица, их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, при наличии просроченной задолженности по заработной плате в соответствии с пунктом 1 Указаний N 40.
Согласно пункту 1 Указаний N 40 государственную статистическую отчетность по форме 12-т (задолженность) при наличии просроченной задолженности по заработной плате представляют:
- юридические лица — коммерческие организации (кроме крестьянских (фермерских) хозяйств) со средней численностью работников за предшествующий календарный год 101 человек и более;
- малые организации со средней численностью работников за предшествующий календарный год 16 — 100 человек, подчиненные (входящие в состав) государственным органам (организациям), а также организации, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы в управление государственным органам (организациям);
- обособленные подразделения юридических лиц, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта, имеющие отдельный баланс.
В нарушение подпункта 2.2 пункта 2 статьи 12 Закона N 345, пункта 3 постановления N 40, пункта 1 Указаний N 40 общество не представило в главное статистическое управление данные о наличии у него просроченной задолженности по заработной плате за март — июнь 2015 г.
Примеры нарушений по части 3 статьи 23.18 КоАП.
1. Постановлением N 208 утверждены форма 1-отходы (Минприроды) годовой периодичности начиная с отчета за 2013 год и Указания по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства».
Согласно пункту 2 постановления N 208 отчет по форме 1-отходы (Минприроды) распространяется на юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, осуществляющие деятельность, связанную с обращением с отходами производства (кроме юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, у которых образуются только отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковки незагрязненные, отработанные люминесцентные трубки, отработанные ртутные лампы, при общем объеме таких отходов 50 и менее тонн в год).
Выборочной проверкой было установлено, что в 2015 году от списания материальных запасов в учреждении образовывались такие отходы производства, как свинцовые аккумуляторы отработанные неповрежденные с неслитым электролитом (код 3532201, 1-й класс опасности) в количестве 5 штук, изношенные шины с металлокордом (код 5750201, 3-й класс опасности) в количестве 10 штук.
В нарушение подпунктов 2.1, 2.2 статьи 12, пункта 2 статьи 17 Закона N 345, пункта 2 постановления N 208 учреждением на момент проверки не была представлена республиканскому научно-исследовательскому унитарному предприятию «Белорусский научно-исследовательский центр «Экология» форма государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» за 2015 год (представляется в срок 20.01.2016).
2. В соответствии с пунктом 27 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 4-энергосбережение (Госстандарт) «Отчет о выполнении мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов и увеличению использования местных видов топлива, отходов производства и других вторичных и возобновляемых энергоресурсов», утвержденных постановлением N 205 (далее — Указания N 205), в таблице 3 формы 4-энергосбережение (Госстандарт) отражаются данные о ходе выполнения мероприятий программы (плана мероприятий) по энергосбережению, планируемых к внедрению в отчетном периоде (сведения о мероприятиях предшествующего года внедрения не отражаются):
— данные в графе 1 таблицы 3 формы 4-энергосбережение (Госстандарт) отражаются в соответствии с программой (планом мероприятий) по энергосбережению и приводятся только по мероприятиям, запланированным к внедрению в отчетном периоде:
- по строке 1 — количество мероприятий;
- по строке 2 — ожидаемая величина экономии ТЭР (с учетом планируемых сроков и объемов внедрения мероприятий);
- по строке 3 — ожидаемое увеличение использования МВТ (с учетом планируемых сроков и объемов внедрения мероприятий);
- по строке 4 — планируемые на отчетный период затраты на внедрение мероприятий;
— данные в графе 2 отражаются на основании данных, представленных в разделах I и II отчета по форме 4-энергосбережение (Госстандарт):
- по строке 1 — фактическое количество мероприятий по экономии ТЭР и увеличению использования МВТ, внедренных в отчетном периоде (количество мероприятий, включенных в позиции «1. По плану мероприятий отчетного года» и «2. Дополнительные мероприятия» разделов I и II отчета по форме 4-энергосбережение (Госстандарт));
- по строке 2 — фактическая величина экономии ТЭР, полученная путем суммирования итоговых значений в графе 2 таблицы 3 отчета по форме 4-энергосбережение (Госстандарт) по пунктам 1 «По плану мероприятий отчетного года» и 2 «Дополнительные мероприятия» раздела I отчета по форме 4-энергосбережение (Госстандарт);
- по строке 3 — фактическая величина увеличения использования МВТ, полученная путем суммирования итоговых значений в графе 2 таблицы 3 отчета по форме 4-энергосбережение (Госстандарт) по пунктам 1 «По плану мероприятий отчетного года» и 2 «Дополнительные мероприятия» раздела II отчета по форме 4-энергосбережение (Госстандарт);
- по строке 4 — фактическая величина затрат на внедрение мероприятий, полученная путем суммирования значений в графе 3 таблицы 3 отчета по форме 4-энергосбережение (Госстандарт) по строкам «Всего по разделу I» и «Всего по разделу II»;
— в графе 3 таблицы 3 формы 4-энергосбережение (Госстандарт) по каждому показателю отражается процент выполнения плана, который рассчитывается как отношение данных в графе 2 к данным в графе 1 таблицы 3 формы 4-энергосбережение (Госстандарт), умноженное на 100.
В таблице 4 формы 4-энергосбережение (Госстандарт):
- отражаются данные о выполнении установленного годового задания по экономии ТЭР;
- в графе 1 отражается установленное программой (планом мероприятий) по энергосбережению годовое задание по экономии ТЭР, необходимой для выполнения установленного показателя по энергосбережению;
- в графе 2 отражается фактическое значение установленного показателя, полученное в результате суммирования величины экономии ТЭР, отраженной в графе 2 по строке «Всего по разделу I» таблицы 1 формы 4-энергосбережение (Госстандарт), и величины увеличения использования МВТ, отраженной в графе 2 раздела II по мероприятиям, обеспечившим увеличение использования МВТ за счет вторичных энергетических ресурсов, отходов собственного производства, энергии воды, ветра, солнца, геотермальных источников энергии.
В таблице 5 формы 4-энергосбережение (Госстандарт):
- отражаются сведения о мероприятиях программы (плана мероприятий) по энергосбережению, которые планировались к внедрению в отчетном периоде, но по каким-то причинам не были выполнены (сведения о мероприятиях предшествующего года внедрения не отражаются);
- в графах А и Б отражаются соответственно номер пункта и наименование мероприятия по программе (плану мероприятий) по энергосбережению, которое планировалось к внедрению в отчетном периоде, но фактически не было внедрено;
- в графе В приводятся причины невыполнения данного мероприятия, а также принимаемые организацией меры по устранению отставания от плановых показателей.
Проверкой было установлено, что в нарушение требований Указаний N 205 должностным лицом ОАО «А» был представлен в районный исполнительный комитет отчет по форме 4-энергосбережение (Госстандарт) за январь — декабрь 2015 г., содержащий искаженные данные в разделе III таблицы 3:
- по строке «Количество мероприятий, внедренных в отчетном году» в графе 2 «Фактически» отражено 3 мероприятия, подлежало отражению 2 мероприятия, в графе 3 «% выполнения» отражено 75%, подлежало отражению 50%;
- по строке «Затраты на внедрение энергосберегающих мероприятий в отчетном периоде» в графе 1 «По плану» отражено 45 млн.руб., подлежало отражению 145 млн.руб., в графе 3 «% выполнения» отражено 78%, подлежало отражению 25%.
Также ответственным лицом не были заполнены данные таблицы 5 «Анализ причин невыполнения мероприятий программы по энергосбережению отчетного года» в связи с невыполнением предусмотренных программой по энергосбережению на 2015 год в отчетном периоде таких мероприятий, как:
- замена сварочных аппаратов (2 шт.), ожидаемый экономический эффект — 12 т.у.т.;
- установка преобразователей частоты для электродвигателей (4 шт.), ожидаемый экономический эффект — 10 т.у.т.
Причины и условия совершения административных правонарушений в сфере ведения государственной статистической отчетности.
К основным причинам и условиям совершения административных правонарушений в рассматриваемой сфере относятся: отсутствие соответствующих навыков и грамотности в ведении государственной статистической отчетности; отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики; принятие нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере, требующих дополнительного толкования; недостаток разъяснительной работы; отсутствие эффективного контроля; целенаправленные действия отдельных лиц, преследующих собственные корыстные интересы; недостатки в организации ведения государственной статистической отчетности; недостатки в деятельности контролирующих (надзорных) органов.
Непосредственными объектами профилактического воздействия в рассматриваемой сфере выступают должностные лица и (или) иные уполномоченные лица, ответственные за составление и представление данных государственной статистической отчетности, либо индивидуальные предприниматели, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава административного правонарушения, а также лица, предрасположенные к их совершению.
Главными субъектами профилактики административных правонарушений в рассматриваемой сфере являются органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь и органы государственной статистики, которые уполномочены на ведение административного процесса по рассматриваемой категории дел и применение профилактических мер соответственно на основании: Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 N 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»; Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»; Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 N 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 N 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь», Указа Президента Республики Беларусь от 11.02.2009 N 87 «О мерах по совершенствованию деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля» и соответственно Закона N 345, Указа Президента Республики Беларусь от 26.08.2008 N 445 «О некоторых вопросах органов государственной статистики».
Профилактические меры.
К экономическим мерам относится стимулирование добровольного отказа от совершения правонарушений в рассматриваемой сфере. Правовые меры включают адекватное реагирование на рассматриваемый вид административных правонарушений, использование в полной мере превентивных возможностей закона, своевременную (при необходимости устранения противоречий и пробелов) корректировку законодательства, регламентирующего порядок ведения государственной статистической отчетности, использование в полной мере механизма освобождения от административной ответственности в случае самостоятельного выявления и исправления ошибок, применения некорректных разъяснений соответствующих государственных органов. Организационные меры включают в себя повышение эффективности контрольной (надзорной) деятельности и ее координации в рассматриваемой сфере, информирование о выявленных в ходе проверок факторах, обусловивших или облегчивших возможность совершения правонарушений, для принятия мер по их устранению (нейтрализации) и т.п.
В ходе организации и ведения профилактической деятельности возможно использование таких основных форм и методов профилактики административных правонарушений в сфере ведения государственной статистической отчетности, как: мониторинг обстановки (для этого изучаются материалы печатных и электронных средств массовой информации, соответствующие деликтологические факторы, динамика и структура соответствующих административных правонарушений и др.); направление информации (предложений, представления, предписания) об устранении причин и условий, способствующих совершению рассматриваемых видов административных правонарушений на конкретных объектах (по конкретным направлениям); проведение разъяснительной работы о порядке соблюдения требований соответствующего законодательства, применения его положений на практике; проведение правовых форумов, семинаров, круглых столов и других правовоспитательных мероприятий; информирование субъектов (в том числе с использованием средств глобальной компьютерной сети Интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами; обобщение и подготовка обзоров правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях рассматриваемой категории (в том числе на межведомственном уровне); подготовка предложений по совершенствованию законодательства, регламентирующего порядок ведения государственной статистической отчетности, и участие в проведении экспертизы принимаемых в данной сфере нормативных правовых актов; проведение совместных профилактических мероприятий (операций) и обеспечение надлежащей координации работы по профилактике рассматриваемых видов административных правонарушений.