Профилактика административной деликтности в сфере водопользования

Общая характеристика административных правонарушений в сфере водопользования.

Непосредственным объектом посягательств в рассматриваемой сфере являются отношения, связанные с использованием водных объектов и регулируемые в том числе Водным кодексом Республики Беларусь (далее — ВдК), техническим кодексом установившейся практики ТКП 17.06-12-2015 (33140) «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Правила ведения учета добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сбрасываемых сточных вод в окружающую среду», утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30.01.2015 N 1-Т «Об утверждении и введении в действие технического нормативного правового акта» (далее — ТКП 17.06-12-2015), техническим кодексом установившейся практики ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды», утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 03.03.2014 N 2-Т «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов», и т.д.

Объективная сторона совершаемых в сфере водопользования административных правонарушений включает такие основные нарушения, как:

  • нарушение порядка ведения первичного учета использования вод (часть 1 статьи 15.52 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП));
  • самовольное проведение гидротехнических работ (строительство прудов, дамб, плотин, каналов, накопителей природных и сточных вод, бурение скважин на воду и т.п.), а также других работ на водных объектах (часть 2 статьи 15.52 КоАП);
  • нарушение условий, установленных в разрешении на специальное водопользование, или нецелевое использование водных объектов (часть 3 статьи 15.52 КоАП).

1. Пример нарушения по части 1 статьи 15.52 КоАП.

Согласно статье 57 ВдК юридические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны вести учет добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду с применением средств измерений расхода (объема) вод.

В соответствии с п. 4.2 и 5.2 ТКП 17.06-12-2015 измерение расходов (объемов) вод осуществляется при добыче подземных вод, использовании воды на подпитку систем оборонного и повторно-последовательного водоснабжения. Учет добываемых подземных вод должен производиться с применением средств измерений расхода (объема) вод, внесенных в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь.

Вода в ООО «М» использовалась для хозяйственно-питьевых и производственных нужд: на механопрессовом и сборочном участках вода использовалась только для хозяйственно-питьевых нужд, на покрасочном участке — для хозяйственно-питьевых и производственных нужд в качестве орошающей жидкости на гидрофильтрах покрасочной камеры.

При осмотре 26.10.2015 было установлено, что на трубопроводе подпитки холодной воды в системе оборотного водоснабжения покрасочного участка отсутствует прибор учета потребляемой воды. Также при изучении имеющейся в ООО «М» документации по учету потребляемой воды было установлено, что обществом не производился учет потребляемой воды из артезианской скважины.

Прибор учета типа МТК-25N Zenner был установлен на артезианской скважине только 21.10.2015 (дата госповерки — 27.08.2015). Запись показаний прибора учета потребляемой воды велась только с 21.10.2015 (ежедневно) в журнале произвольной формы. Прибор учета был опломбирован районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды только 22.10.2015.

2. Пример нарушения по части 2 статьи 15.52 КоАП.

В ходе осмотра производственных, складских, бытовых и иных помещений, участков местности, транспортных средств, иных объектов ООО «С» было установлено, что на территории механопрессового и сборочного участков общества находится артезианская скважина, от которой осуществляется водоснабжение производственных, складских, бытовых и иных помещений общества.

Согласно представленному договору и акту выполненных работ артезианская скважина была пробурена в мае 2012 г. Проектно-сметная документация на бурение скважины не разрабатывалась и соответственно государственную экспертизу не проходила. Паспорт на артезианскую скважину не был представлен.

Статья 58 Кодекса Республики Беларусь о недрах закрепляет, что строительство буровых скважин и иных сооружений в недрах, предназначенных для забора подземных вод, осуществляется на основании проектной документации на строительство буровых скважин и иных сооружений в недрах, предназначенных для забора подземных вод, прошедшей государственную экологическую экспертизу.

В соответствии с пунктом 24, абзацем пятым пункта 30, пунктом 40 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 N 1476 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) и Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации», проектная документация на возведение объекта строительства разрабатывается после получения в установленном порядке разрешительной документации и в соответствии с разрешительной документацией и подлежит утверждению после получения в случаях, установленных законодательством, положительного заключения государственной экспертизы.

Согласно пунктам 3, 8 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 N 716, объекты независимо от источников финансирования подлежат приемке в эксплуатацию приемочными комиссиями, датой приемки в эксплуатацию объекта считается дата утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию.

Документы, подтверждающие ввод артезианской скважины в эксплуатацию (акт приемки скважины в эксплуатацию, заключение по вводу в эксплуатацию заинтересованных государственных органов), ООО «С» не были представлены.

Таким образом, ООО «С» было проведено самовольное выполнение гидротехнических работ в виде бурения артезианской скважины.

3. Пример нарушения по части 3 статьи 15.52 КоАП.

В соответствии со статьей 30 ВдК специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Согласно представленным данным на балансе учреждения числилось две артезианские скважины, из которых одна законсервирована, а одна эксплуатируется.

В соответствии с пунктом 4 статьи 30 ВдК в разрешениях на специальное водопользование, комплексных природоохранных разрешениях устанавливаются нормативы допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод и условия осуществления специального водопользования, в том числе объемы: добычи (изъятия) вод; получения воды от других водопользователей; передачи воды другим водопользователям; использования воды по целям; потерь воды; сброса сточных вод в окружающую среду, в том числе через систему канализации.

В разрешении на специальное водопользование, выданном областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды, учреждению были определены следующие условия водопользования:

— объем добычи (изъятия) воды — 12 тыс.куб.м/год;

— использование подземных пресных вод — 12 тыс.куб.м/год, в том числе:

  • для хозяйственно-питьевого водоснабжения — 1 тыс.куб.м/год;
  • для производства продукции животноводства, растениеводства и рыбоводства — 11 тыс.куб.м/год.

В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 37 ВдК водопользователи обязаны вести учет добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду.

Для учета потребленного количества воды скважина была оборудована водомером, который указывал недостоверные сведения. Так, согласно представленному журналу учета потребления воды за 2014 год добыто 450 куб.м, а за 10 месяцев 2015 года — 365 куб.м, что не соответствовало действительности.

В то же время согласно данным бухгалтерского учета учреждения только населению за 2014 год было отпущено 2800 куб.м (превышение количества, указанного в разрешении, составило 1800 куб.м), а за 10 месяцев 2015 года — 2365 куб.м (превышение количества, указанного в разрешении, составило 1365 куб.м).

Более того, с учетом использованного количества электроэнергии и технических характеристик насоса, установленного в скважине, за 2014 год было добыто 18000 куб.м воды, а за 10 месяцев 2015 года — 17000 куб.м.

Таким образом, учреждением не были соблюдены требования пункта 4 статьи 30 ВдК в части соблюдения условий осуществления специального водопользования.

Причины и условия совершения административных правонарушений в сфере водопользования.

К основным причинам и условиям совершения административных правонарушений в рассматриваемой сфере относятся: отсутствие соответствующих навыков и грамотности в оформлении документов, связанных с использованием водных объектов, ведении учета добываемых вод; отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики; принятие нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере, требующих дополнительного толкования; недостаток разъяснительной работы; отсутствие эффективного контроля за водопользованием; целенаправленные действия отдельных лиц, преследующих собственные корыстные интересы; недостатки в организации деятельности по использованию водных объектов; недостатки в деятельности контролирующих (надзорных) органов.

Непосредственными объектами профилактического воздействия в рассматриваемой сфере выступают физические лица (ответственные за использование водных объектов), индивидуальные предприниматели и юридические лица, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава административного правонарушения, а также лица, предрасположенные к их совершению.

Главными субъектами профилактики административных правонарушений в рассматриваемой сфере являются органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, которые уполномочены на ведение административного процесса по рассматриваемой категории дел и применение профилактических мер на основании Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 N 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»; Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»; Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 N 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 N 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» и соответственно Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 N 1982-XII «Об охране окружающей среды», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2013 N 503 «О некоторых вопросах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь».

Профилактические меры.

К профилактическим мерам можно отнести экономические, правовые и организационные.

К экономическим мерам относится стимулирование добровольного отказа от совершения правонарушений в рассматриваемой сфере. Правовые меры включают адекватное реагирование на рассматриваемые виды нарушений, использование в полной мере превентивных возможностей закона, своевременную (при необходимости устранения противоречий и пробелов) корректировку законодательства, регламентирующего порядок использования водных объектов, использование в полной мере механизма освобождения от административной ответственности в случае самостоятельного выявления и исправления ошибок. Организационные меры включают повышение эффективности контрольной (надзорной) деятельности и ее координации в рассматриваемой сфере, информирование о выявленных в ходе проверок факторах, обусловивших или облегчивших возможность совершения правонарушений, для принятия мер по их устранению (нейтрализации) и т.п.

В ходе организации и ведения профилактической деятельности возможно использование следующих основных форм и методов профилактики административных правонарушений в сфере водопользования: мониторинг обстановки (для этого изучаются материалы печатных и электронных средств массовой информации, соответствующие деликтологические факторы, динамика и структура соответствующих административных правонарушений и др.); выработка адекватных мер по предупреждению и устранению нарушений порядка обмера, учета, оценки и использования водных ресурсов; подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования водных ресурсов; направление информации (предложений, представления, предписания) об устранении причин и условий, способствующих совершению рассматриваемых видов административных правонарушений на конкретных объектах; проведение разъяснительной работы о порядке соблюдения требований соответствующего законодательства, применения его положений на практике; проведение правовых форумов, семинаров, круглых столов и других правовоспитательных мероприятий; информирование субъектов (в том числе с использованием средств глобальной компьютерной сети Интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами; обобщение и подготовка обзоров правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях рассматриваемой категории (в том числе на межведомственном уровне); подготовка предложений по совершенствованию законодательства, регламентирующего порядок использования водных объектов, и участие в проведении экспертизы принимаемых в данной сфере нормативных правовых актов; проведение совместных профилактических мероприятий (операций) и обеспечение надлежащей координации работы по профилактике рассматриваемых видов административных правонарушений.