Покупатель после приобретения товара обнаружил недостатки и обратился к продавцу с просьбой о замене. Однако продавец заменить товар отказался, т.к. не сомневался в его качестве.
Потребитель, купивший товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать его замены, соразмерного уменьшения цены, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов по их устранению <1>.
Продавец же обязан принять такой товар. Однако если есть сомнения в наличии недостатков или причинах их возникновения, продавец может незамедлительно провести проверку качества товара либо сообщить покупателю о месте и времени ее проведения <2>.
Если после проверки спор между продавцом и покупателем останется неразрешенным, продавец обязан провести экспертизу товара <3>. Подать заявление о ее проведении в экспертную организацию может любая сторона. При этом экспертиза проводится за счет продавца <4>.
Если экспертиза покажет, что недостатки товара отсутствуют или возникли из-за нарушения потребителем правил использования, хранения, транспортировки товара, вследствие непреодолимой силы либо действий третьих лиц, потребитель должен будет возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, в том числе расходы на транспортировку товара для ее проведения <5>.
Потребитель также вправе самостоятельно оплатить экспертизу. Но если она установит ненадлежащее качество товара, продавец обязан будет возместить покупателю убытки, причиненные в связи с возвратом товара <6>. Заключение экспертизы можно оспорить в судебном порядке <7>.
Резюмируем
Законодательство предусматривает два обязательных этапа определения качества товара:
- проверку качества;
- экспертизу.
В обоих случаях расходы оплачивает продавец. При этом их возмещение производится только за экспертизу и доставку товара на ее проведение при отсутствии недостатков товара.
Если продавец отказывается проводить проверку качества или экспертизу, он нарушает права потребителя. Данное нарушение влечет административную ответственность в виде штрафа до 10 базовых величин <8>, если покупатель обратится в управление по торговле администрации района. Покупатель также вправе внести замечание в книгу замечаний и предложений продавца <9>.
<1> Пункт 1 ст. 20 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года N 90-З «О защите прав потребителей» (далее — Закон).
<2> Часть первая п. 9 ст. 20 Закона.
<3> Часть вторая п. 9 ст. 20 Закона.
<4> Часть вторая п. 9 ст. 20 Закона, часть первая п. 12 Положения о порядке проведения экспертизы товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), достоверности информации о товарах (работах, услугах), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 января 2009 г. N 26.
<5> Часть третья п. 9 ст. 20 Закона.
<6> Пункт 2 ст. 25 Закона.
<7> Часть четвертая п. 9 ст. 20 Закона.
<8> Часть 1 ст. 12.17 КоАП.
<9> Статья 3 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц».