Проверки, проводимые органами и учреждениями государственного санитарного надзора

Государственный санитарный надзор играет важную роль в обеспечении прав и законных интересов граждан, поскольку направлен на предупреждение инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, сохранение и укрепление здоровья населения. В процессе его осуществления не допускается нарушение действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, что обеспечивает такое состояние среды обитания, при котором отсутствует или сводится до минимума неблагоприятное воздействие на организм человека биологических, химических и физических факторов риска и создаются благоприятные условия для жизнедеятельности людей.

Здоровье населения — это системообразующий фактор социально-экономического развития, поэтому сохранение и укрепление здоровья — первоочередная задача государства. В последнее время, к сожалению, отмечаются неблагоприятные тенденции в повышении воздействия на человека загрязнений окружающей среды, физических и эмоциональных перегрузок, неблагоприятных условий труда, учебы, отдыха и быта. Проблемы оздоровления условий среды обитания являются проблемами всего общества. Решение указанных проблем и обеспечивается деятельностью специально созданных для этих целей органов и учреждений государственного санитарного надзора.

Однако санитарно-эпидемиологическое законодательство не всегда соблюдается, а иногда не соблюдается вообще, что создает или может создать угрозу санитарно-эпидемическому благополучию населения Республики Беларусь.

Санитарно-эпидемиологическим органам предоставлено право осуществлять надзор за соблюдением организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, законодательства, регулирующего вопросы санитарно-эпидемического благополучия населения. Указанный вид деятельности, составляющий содержание контроля, определен в качестве основной задачи государственного санитарного надзора в соответствии с пунктом 3 Положения об осуществлении государственного санитарного надзора в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.11.2006 N 1546.

Органы государственного санитарного надзора осуществляют его путем проведения проверок соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства.

Правовое регулирование порядка проведения проверок осуществляется на основании Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 510), которым утверждены критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок (далее — Критерии), перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, Положение о порядке организации и проведения проверок (далее — Положение). Несомненным его достоинством является принципиально новое регулирование порядка планирования и проведения проверок.

В соответствии с Указом N 510 под проверкой понимается совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемой ими деятельности, в том числе совершенных финансово-хозяйственных операций, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников.

В перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный Указом N 510, включены органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор (пункт 9). В качестве сферы их контроля (надзора) определено осуществление государственного санитарного надзора за соблюдением проверяемыми субъектами санитарно-эпидемиологического законодательства. Следует отметить, что сам перечень органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.02.2010 N 131 «Об органах, уполномоченных на осуществление контроля (надзора)». В соответствии с вышеуказанным постановлением в указанный перечень были включены: государственное учреждение «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», областные центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, Минский городской, городские, районные, зональные и районные в городах центры гигиены и эпидемиологии.

Указом N 510 устанавливаются в зависимости от периодичности проведения следующие виды проверок: плановые и внеплановые.

Плановые проверки, подлежащие включению в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, проводятся в зависимости от отнесения проверяемых субъектов к соответствующей группе риска. Так, в отношении проверяемых субъектов, отнесенных к высокой группе риска, — не чаще одного раза в течение календарного года; к средней группе риска, — не чаще одного раза в три года; к низкой группе риска, — по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.

То есть Указом N 510 предусматривается распределение субъектов хозяйствования в зависимости от потенциальной опасности нарушения ими действующего законодательства по группам риска. Вводится презумпция добросовестности проверяемых субъектов.

В соответствии с пунктом 4 Указа N 510 запрещено проведение проверок в течение двух лет со дня:

  • государственной регистрации — организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей;
  • присвоения учетного номера плательщика — обособленных подразделений организаций;
  • создания — представительств иностранных организаций;
  • первоначальной выдачи специального разрешения (лицензии) — лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность;
  • первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма — лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.

Исключения из указанного общего правила установлены пунктом 5 Указа N 510.

Так, применительно к сфере государственного санитарного надзора в соответствии с Критериями к высокой группе риска отнесены: организации здравоохранения; учреждения, обеспечивающие получение дошкольного образования или общего среднего образования; осуществление деятельности, связанной с торговлей продовольственным сырьем и пищевыми продуктами и т.д.; к средней — деятельность, связанная со сбором, удалением, утилизацией жидких и твердых бытовых, промышленных отходов; осуществление деятельности парикмахерскими (салонами красоты), банями, саунами, связанной с санитарно-гигиеническим обслуживанием населения; учреждения внешкольного воспитания и обучения детей, высшие, профессионально-технические и средние специальные учебные заведения, колледжи, общежития, гостиницы и т.д. Следует отметить, что в соответствии с вышеназванными Критериями проверяемые субъекты, не относящиеся к высокой или средней группе риска, относятся к низкой группе риска. Кроме того, Критериями определено, что при наличии оснований для отнесения проверяемого субъекта по одной сфере контроля одновременно к нескольким группам риска данный субъект относится к наиболее высокой группе риска.

Таким образом, в зависимости от отнесения проверяемого субъекта к соответствующей группе риска санитарно-эпидемиологическими органами и учреждениями определяется периодичность проведения его проверки.

Органами и учреждениями государственного санитарного надзора плановые проверки в отношении проверяемого субъекта, отнесенного к средней группе риска, могут не назначаться, а отнесенного к низкой группе риска, — не назначаются по результатам анализа имеющейся в их распоряжении информации, в том числе представленной проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), в случае отсутствия в ней признаков, указывающих на нарушения законодательства. Такую возможность предоставляет пункт 7 Указа N 510. В настоящее время постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2010 N 489 «Об утверждении форм контрольного списка вопросов (чек-листа), перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяется) контрольный список вопросов (чек-лист)» применительно к сфере государственного санитарного надзора утверждена форма контрольного списка вопросов (чек-листа), подлежащая применению в отношении деятельности парикмахерских (салонов красоты). Полагаем, что необходимо выработать форму контрольного списка вопросов (чек-листа), подлежащую применению в отношении всех проверяемых субъектов.

Что же касается внеплановых проверок, то они проводятся без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности в исключительных случаях при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 Указа N 510, по поручению руководителей определенных государственных органов или их уполномоченных заместителей (подпункт 9.1 пункта 9 Указа N 510) или по поручению руководителей самих контролирующих (надзорных) органов или их уполномоченных заместителей (подпункт 9.2 пункта 9 Указа N 510).

В сфере государственного санитарного надзора наиболее распространенными основаниями для проведения внеплановой проверки являются следующие:

1. При наличии информации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц. В таком случае обязательным является предоставление заявителем документов, подтверждающих такие нарушения или факты. При отсутствии у него соответствующих документов, подтверждающих данные нарушения или факты, заявитель (в том числе руководитель, другой представитель государственного органа, иной организации) должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов. В случае последующего отказа заявителя дать свидетельские показания в отношении указанных нарушений или фактов либо неподтверждения в результате проведенной проверки таких нарушений или фактов проверяемый субъект вправе потребовать в судебном порядке от заявителя возмещения убытков, причиненных распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих его деловую репутацию. Анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановых проверок (абзац второй части второй подпункта 9.1 пункта 9 Указа N 510).

По вышеуказанному основанию внеплановые проверки назначаются:

  • по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь;
  • Председателем Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместителями, председателями комитетов государственного контроля Республики Беларусь областей в пределах их компетенции;
  • Генеральным прокурором Республики Беларусь и его заместителями в пределах компетенции;
  • руководителем иного контролирующего (надзорного) органа (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) и одним из уполномоченных им заместителей в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа. Применительно к сфере государственного санитарного надзора — Министром здравоохранения Республики Беларусь и одним из уполномоченных им заместителей.

2. Проведение дополнительной проверки (абзац третий подпункта 9.2 пункта 9 Указа N 510).

Справочно. Под дополнительной проверкой понимается проверка, проводимая для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений, изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями органов уголовного преследования, судов по находящимся в их производстве делам (материалам), либо по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок (пункт 5 Указа N 510). Срок ее проведения не может превышать десяти рабочих дней (часть пятая пункта 26 Положения).

3. Получение доказательств по делу об административном правонарушении (абзац пятый подпункта 9.2 пункта 9 Указа N 510).

Справочно. В соответствии со статьей 6.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) доказательствами являются любые фактические данные, полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых суд, орган, ведущий административный процесс, устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу. К источникам доказательств относятся объяснения лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего, свидетеля, заключение эксперта, вещественное доказательство, протокол об административном правонарушении, протокол процессуального действия, документ и другой носитель информации, полученные в порядке, установленном ПИКоАП.

4. Возникновение инфекционных заболеваний либо подозрений на них, ухудшение гигиенических показателей среды обитания человека (по результатам проведенных лабораторно-инструментальных исследований) (абзац шестой подпункта 9.2 пункта 9 Указа N 510).

Справочно. Инфекционные заболевания — это заболевания, возникновение и распространение которых обусловлены воздействием возбудителей инфекционных заболеваний и возможностью передачи их от заболевшего человека или животного к здоровому человеку.

Среда обитания человека — совокупность объектов, явлений и факторов окружающей среды, определяющих условия жизнедеятельности человека (статья 1 Закона Республики Беларусь от 23.11.1993 N 2583-XII «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (далее — Закон N 2583-XII)).

5. Проведение контрольной проверки (абзац пятнадцатый подпункта 9.2 пункта 9 Указа N 510).

Справочно. Контрольная проверка — это проверка устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки (пункт 5 Указа N 510). Срок ее проведения не должен превышать пяти рабочих дней (часть четвертая пункта 26 Положения).

6. Заявление проверяемого субъекта (абзац шестнадцатый подпункта 9.2 пункта 9 Указа N 510).

Положением детально определен алгоритм проведения проверок контролирующими (надзорными) органами (в том числе органами и учреждениями государственного санитарного надзора).

Рассмотрим последовательность действий санитарно-эпидемиологических органов и учреждений при проведении плановых проверок.

На основании координационного плана контрольной (надзорной) деятельности (размещенного на сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь) органами и учреждениями государственного санитарного надзора готовится уведомление о проведении проверки.

Справочно. В соответствии с пунктом 22 Положения о назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление, направленное по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта, считается полученным им по истечении трех дней со дня его направления.

Уведомление о проведении проверки органов и учреждений государственного санитарного надзора должно содержать: наименование соответствующего территориального органа и учреждения государственного санитарного надзора; наименование (фамилию, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения — адрес его места нахождения); дату начала проверки; проверяемый период; указание на основание проведения проверки (пункт координационного плана); исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке. Перечень реквизитов определен пунктом 23 Положения.

В настоящее время форма уведомления о проведении проверки утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2010 N 383 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510» и является обязательной для применения.

Проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства проводится санитарно-эпидемиологическими органами и учреждениями на основании предписания на ее проведение. Перечень реквизитов, которые должно содержать предписание, определен пунктом 24 Положения и включает в себя: номер и дату его выдачи; основание проведения проверки (пункт координационного плана для плановых проверок); наименование контролирующего (надзорного) органа, проводящего проверку; наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения — адрес его места нахождения); фамилию и инициалы проверяющего, его должность (состав группы проверяющих, фамилию и инициалы руководителя проверки, его должность); исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке; проверяемый период; срок проведения проверки (дату начала и окончания проверки).

Следует отметить особую важность предписания, поскольку фактически это план проведения проверки.

Рассмотрим такие его реквизиты, как: исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке; проверяемый период; срок проведения проверки (дата начала и окончания проверки).

В предписании на проведение проверки должен быть четко определен перечень вопросов, подлежащих проверке, поскольку впоследствии санитарно-эпидемиологические органы и учреждения не имеют права его расширять. Полагаем, что общие формулировки здесь недопустимы. Тем не менее следует отметить, что перечень вопросов может быть и сужен (путем внесения изменений в предписание) в случае совпадения периода проверки и перечня вопросов, проверенных иным контролирующим (надзорным) органом (пункт 35 Положения). Немаловажное значение как реквизит предписания имеет «проверяемый период».

Справочно. В соответствии с частью первой пункта 13 Указа N 510 проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.

Вместе с тем допустимы исключения из данного общего правила (часть вторая пункта 13 Указа N 510).

Что же касается срока проведения проверки, то он в соответствии с абзац второй и третий части первой пункта 26 Положения (за исключением дополнительных и контрольных проверок) не может превышать в отношении индивидуальных предпринимателей, лиц, осуществляющих частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, — пятнадцати рабочих дней; иных проверяемых субъектов — тридцати рабочих дней.

Тем не менее Положением предусматривается возможность приостановления, переноса, продления сроков проведения плановой проверки (пункты 27, 28, 31).

Перед началом проведения проверки проверяющий (руководитель проверки) (уполномоченное должностное лицо органов и учреждений государственного санитарного надзора) обязан предъявить проверяемому субъекту или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления). В случае непредставления (отсутствия) книги учета проверок информация об этом указывается в акте (справке) проверки (пункт 33 Положения).

В соответствии с частью первой статьи 45 Закона N 2583-XII должностные лица органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства.

Следует отметить, что перечень должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор, и их компетенция определены статьями 40, 41 Закона N 2583-XII, а также постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14.03.2007 N 22 «Об определении перечня иных должностных лиц органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, и их компетенции» (далее — постановление N 22).

Далее происходит ознакомление проверяемого субъекта с вопросами, подлежащими проверке.

Проведение проверки производится должностными лицами органов и учреждений государственного санитарного надзора в пределах их компетенции, определенной действующим законодательством, с использованием различных форм и методов. Как правило, в ходе проверки проводятся соответствующие исследования, в том числе лабораторные, связанные с отбором проб.

Главой 2 Положения очень подробно определены полномочия (права и обязанности) участников контрольной (надзорной) деятельности.

По результатам проверок, проводимых органами и учреждениями государственного санитарного надзора, нередко выявляются нарушения действующего санитарно-эпидемиологического законодательства. При этом особенно важным представляется соблюдение порядка оформления результатов проводимых проверок, установленного Положением.

Оформление результатов проверки.

В случае выявления по результатам проверки нарушений действующего законодательства составляется акт проверки. Следует отметить, что акт проверки должен быть составлен не менее чем в двух экземплярах и подписан проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки.

Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой проверки.

В случае проведения совместной проверки ее результаты оформляются проверяющими каждого контролирующего (надзорного) органа в отдельном акте (справке) проверки. В случае, если совместная проверка проводится по инициативе контролирующего (надзорного) органа, один экземпляр акта (справки) проверки после вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю передается контролирующему (надзорному) органу, инициировавшему проведение проверки (часть третья пункта 59 Положения).

Справочно. Совместная проверка — проверка, проводимая несколькими контролирующими (надзорными) органами (абзац 12 пункта 2 Положения).

В соответствии с требованиями Положения в акте проверки не допускаются общие формулировки, а также включение в него не подтвержденных документально фактов и сведений. Закрепляется ясность и точность в изложении выявленных сведений.

Перечень реквизитов, которые должен содержать акт проверки, определен пунктом 60 Положения.

Как уже отмечалось выше, как правило, в ходе плановой проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства проводятся соответствующие исследования, в том числе лабораторные, связанные с отбором проб.

В таком случае к акту проверки должны быть приложены акты об отборе таких образцов (проб) и соответствующие протоколы проведенных исследований (испытаний) и экспертиз (при их наличии).

В соответствии с частью второй пункта 63 Положения акты об отборе таких образцов (проб) должны быть подписаны проверяющим (руководителем проверки), проверяемым субъектом (его руководителем), при его отсутствии — представителем проверяемого субъекта в день проведения отбора образцов (проб).

Более того, к акту проверки могут прилагаться и другие копии документов, справки и т.д., безусловно, заверенные в установленном порядке.

Пунктом 66 Положения установлен перечень лиц, уполномоченных подписывать акт (справку) проверки. Применительно к сфере государственного санитарного надзора это, во-первых, проверяющий (то есть должностное лицо органов государственного санитарного надзора, уполномоченное на проведение проверки по вопросам, отнесенным к их компетенции), во-вторых, руководитель проверяемого субъекта либо индивидуальный предприниматель, при их отсутствии — иной представитель проверяемого субъекта, лицо, осуществляющее частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.

Вместе с тем пунктом 67 Положения установлены исключения из указанного правила.

Следует отметить, что в случае, если у проверяющего (руководителя проверки) есть основания полагать, что нарушение может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности лиц, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение проверяемым субъектом законодательства, проверяющим (руководителем проверки) до окончания проверки составляется отдельный промежуточный акт проверки. Перечень его реквизитов определен пунктом 70 Положения.

Важно отметить, что на основании промежуточного акта проверки уполномоченным должностным лицом органов и учреждений государственного санитарного надзора может быть вынесено решение и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении. Такое право закреплено частью четвертой пункта 70 Положения.

В соответствии с частью второй пункта 73 Положения и применительно к сфере государственного санитарного надзора в случаях выявления в ходе проверки нарушений законодательства, создающих угрозу жизни и здоровью населения, руководителем соответствующего территориального органа государственного санитарного надзора выносится требование (предписание) об устранении нарушений, которое вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю не позднее трех рабочих дней со дня выявления нарушений.

Кроме того, в соответствии со статьей 41 Закона N 2583-XII и постановлением N 22 главным государственным санитарным врачам, их заместителям предоставлено право приостанавливать до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения прекращать:

  • работы по проектированию и строительству объектов и их пусковых комплексов;
  • эксплуатацию действующих объектов, отдельных производственных цехов, участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных видов работ;
  • разработку, производство, применение (использование) и реализацию продукции;
  • производство, хранение, транспортировку и реализацию продовольственного сырья и пищевых продуктов, контактирующих с ними материалов и изделий, использование воды (источников воды) для питьевых, хозяйственных и культурно-оздоровительных целей.

Применительно к проверочной деятельности в сфере государственного санитарного надзора требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования может выноситься в день выявления нарушения. Указанное требование (предписание) подписывается проверяющим (руководителем проверки) с последующим его утверждением соответствующим главным государственным санитарным врачом (его заместителем) не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем вынесения требования (предписания), и вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю в день выявления нарушения (часть четвертая пункта 73 Положения).

Приостановление (запрет) деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования является мерой административно-правового пресечения и достаточно широко применяется органами государственного санитарного надзора. Указанная мера не допускает дальнейшее развитие правонарушения.

После устранения нарушений, повлекших приостановление (запрет) деятельности проверяемого субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования, проверяемый субъект в сроки, установленные в требовании (предписании), направляет главному государственному санитарному врачу (его заместителю), подписавшему это требование (предписание), соответствующее уведомление.

Главным государственным санитарным врачом (его заместителем) не позднее двух рабочих дней со дня получения уведомления принимается решение о выдаче разрешения на дальнейшую деятельность проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования либо о проведении контрольной проверки устранения проверяемым субъектом выявленных нарушений, по итогам проведения которой не позднее двух рабочих дней со дня ее окончания выносится решение о выдаче (невыдаче) разрешения на дальнейшую деятельность проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования. Алгоритм действий в данном случае установлен пунктами 73 — 74 Положения.

Положением устанавливается обязательность всех решений, принимаемых по акту проверки, требований (предписаний) об устранении нарушений.

Возражения по акту (справке) проверки.

Следует отметить, что при наличии у проверяемого субъекта или его представителя возражений по акту (справке) проверки об этом делается соответствующая отметка в нем (ней) перед подписью с последующим их направлением в течение 15 рабочих дней с даты подписания акта (справки) в территориальный орган государственного санитарного надзора, проводивший проверку.

Указанные возражения изучаются в течение 15 рабочих дней с последующей подготовкой по результатам их рассмотрения письменного заключения. При этом Положением допускается назначение дополнительной проверки по указанным фактам. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.

В соответствии с частью первой пункта 73 Положения на основании акта, составленного по результатам проведения проверки, в течение 30 рабочих дней со дня его вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю, а в случае подачи возражений — со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по этим возражениям должностным лицом органа государственного санитарного надзора, уполномоченным в соответствии с его компетенцией рассматривать материалы проверки, выносится решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки. По решению руководителя государственного органа (в данном случае Министра здравоохранения Республики Беларусь или его уполномоченного заместителя) указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней.

Первый экземпляр решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) под роспись проверяемому субъекту или его представителю для принятия мер по устранению выявленных нарушений, второй экземпляр остается для осуществления контроля у соответствующего территориального органа государственного санитарного надзора.

Следует отметить, что при установлении в ходе проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства фактов причинения вреда в размере более 1000 базовых величин, установленных на момент причинения вреда, а при длящемся правонарушении — на момент его окончания (составления акта проверки), а также при установлении иных фактов, указывающих на признаки преступления, органам государственного санитарного надзора предоставлено право передавать материалы проверки в органы уголовного преследования в 10-дневный срок со дня вынесения решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений.

Такие материалы должны направляться в органы уголовного преследования с сопроводительным письмом, в котором указываются наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения — адрес его места нахождения), его местонахождение (место жительства), выявленные нарушения, требования законодательства, которые нарушены, должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение проверяемым субъектом законодательства.

К сопроводительному письму должны быть приложены копии следующих документов:

  • акта проверки;
  • документов, регламентирующих должностные обязанности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства (при их наличии);
  • возражений по акту проверки (при их наличии) и заключений по результатам их рассмотрения, акта дополнительной проверки (при его наличии);
  • решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений, постановления о наложении административного взыскания в отношении проверяемого субъекта;
  • объяснений лиц по фактам выявленных нарушений (при их наличии). В случае обжалования (опротестования) решения по акту проверки, и (или) требования (предписания) об устранении нарушений, и (или) постановления о наложении административного взыскания решения, принятые по результатам рассмотрения жалоб (протестов), должны быть направлены в органы уголовного преследования в течение 10 рабочих дней со дня их принятия (часть четвертая пункта 76 Положения).

Действующая в настоящее время Инструкция о порядке оформления и представления документов в следственные органы для возбуждения уголовного дела в связи с нарушением санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, утвержденная постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 01.02.2000 N 6, безусловно, требует актуализации с учетом норм Указа N 510.

В сфере государственного санитарного надзора достаточно активно используется информирование по результатам проведенных проверок вышестоящих контролирующих (надзорных) органов, собственников имущества проверяемых субъектов или их представителей о выявленных фактах нарушений законодательства и внесение предложений о предотвращении их в будущем.

Главой 9 Положения очень детально определен порядок обжалования решений контролирующих (надзорных) органов, требований (предписаний) об устранении нарушений, действий (бездействия) проверяющих.