Согласно пункту 1 статьи 31 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 N 225-З «О рекламе» (далее — Закон) за нарушение законодательства о рекламе организации и граждане несут ответственность, предусмотренную законодательными актами.
Правовой анализ показывает, что ответственность за нарушение законодательства о рекламе установлена в статье 12.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) и статьях 249, 250, 343 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Принимая во внимание предписания пункта 5 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 N 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» о необходимости пересмотра существующей системы административной ответственности с целью исключения административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за административные правонарушения, не связанные с получением ими какой-либо выгоды, актуальным представляется разработка принципиально новых подходов, обеспечивающих соблюдение рекламного законодательства.
Важным профилактическим аспектом в свете правовой природы привлечения к ответственности является исключение возможности размещения (распространения) рекламы, подлежащей согласованию с уполномоченным государственным органом, без такого согласования, ведь в таких случаях речь идет о рекламировании видов деятельности, имеющих достаточно высокую степень потенциальной опасности. Это медицинская, ветеринарная деятельность; трудоустройство и учеба граждан Республики Беларусь за границей.
Учитывая, что лицензирование согласно Закону (п. 6 ст. 10, ст. 21, 27) в подавляющем большинстве случаев является необходимым условием осуществления согласования рекламы, целесообразно правовыми средствами связать в единую сцепку различные по своей природе, но сходные по целям административные меры — согласование рекламы с уполномоченным государственным органом и лицензирование.
Эффективной была бы мера по законодательному закреплению правовой нормы о том, что нарушение установленного порядка рекламирования видов деятельности, рекламирование которых имеет особенности, установленные Законом, является грубым нарушением лицензионных требований, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Указ).
Следует отметить, что в редакции Указа, действующей на сегодняшний день, подобная мера предусмотрена только применительно к деятельности, связанной с трудоустройством граждан за границей, сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства (глава 27 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом (далее — Положение)). В частности, пунктом 274 Положения в качестве одного из лицензионных требований и условий предусмотрено согласование с Министерством внутренних дел Республики Беларусь информационных (рекламных) объявлений о трудоустройстве граждан за границей в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Этим нормативным предписаниям корреспондирует пункт 278 Положения, согласно которому введение в заблуждение лицензиатом граждан — потребителей оказываемых услуг, в том числе предоставление им недостоверных сведений о характере трудовой деятельности в государстве трудоустройства, является грубым нарушением законодательства о лицензировании.
Представляется, что сцепка «рекламирование — лицензирование» должна носить не точечный, а комплексный характер. Достижение этой цели возможно путем использования правовой конструкции главы 27 Положения для построения аналогичных конструкций применительно к видам деятельности, рекламирование которых имеет особенности, предусмотренные Законом.
В частности, касательно медицинской деятельности следует подвергнуть корректировке пункты 323, 329 Положения, ветеринарной — пункты 114, 118 Положения. При этом следует учитывать, что требование о согласовании рекламы с соответствующими органами государственного управления может быть выдвинуто к лицензиату, но не к соискателю лицензии.
Несомненны позитивные моменты предложенного выше подхода, так как он не требует осуществления затратных по временным и финансовым параметрам действий, необходимых при привлечении субъекта хозяйствования к административной ответственности по части первой статьи 12.15 КоАП:
1. Составления соответствующего протокола должностными лицами:
- 1.1. областных и Минского городского исполнительных комитетов (пункт 2 части 1 ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП));
- 1.2. органов Министерства торговли Республики Беларусь, управлений (отделов) торговли и услуг местных исполнительных и распорядительных органов (пункт 64 части 1 ст. 3.30 ПИКоАП).
2. Рассмотрения дела об административном правонарушении судьей районного (городского) суда (часть 1 статьи 3.2 ПИКоАП).
Кроме того, позитивным является:
- осуществление контроля за соблюдением рекламного законодательства в рамках уже имеющихся согласно пункту 99 Положения контрольных полномочий;
- наличие причинно-следственной связи между нарушением рекламного законодательства и прекращением действия лицензии.
Однако следует учитывать, что межгосударственные интеграционные процессы оказывают существенное влияние на правовую систему Республики Беларусь. Поэтому анализ законодательства, направленный на снижение вероятности нарушения прав и интересов лиц при рекламировании, будет неполным, если в нем не найдут отражения интенсивные межгосударственные интеграционные процессы, участницей которых является Республика Беларусь.
Вопросы рекламирования отсутствуют в договорно-правовой базе Союза Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза.
Международные соглашения, составляющие основу договорно-правовой базы в областях, аналогичных тем, в которых законодательством Республики Беларусь предусмотрены особенности рекламирования отдельных видов деятельности, не содержат предписаний по данной проблематике.
Так, Соглашением об обеспечении населения лекарственными средствами, вакцинами и другими иммунобиологическими препаратами, изделиями медицинского назначения и медицинской техники, производимыми на территории государств — участников Содружества Независимых Государств (заключено 24 декабря 1993 г. в г. Ашгабате), Соглашением о сотрудничестве в области охраны здоровья населения (заключено 26 июня 1992 г. в г. Минске), Соглашением о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер (заключено 25 января 2008 г. в г. Москве) не регулируются данные вопросы.
Однако правовые тенденции в рамках Таможенного союза нуждаются в отдельном рассмотрении, вызванном наличием решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих осуществление в государствах — членах санитарно-эпидемиологического надзора и оказание ветеринарных услуг.
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе» (далее — Решение N 299) не предусмотрены требования к способам подтверждения достоверности информации, изложенной на потребительских этикетках биологически активных добавок к пище (далее — БАД), что делает неоднозначным процесс согласования рекламы БАД, предусмотренный статьей 15 Закона и подпунктом 22.4 пункта 22 перечня административных процедур, совершаемых Министерством здравоохранения и подчиненными ему государственными организациями, территориальными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2007 N 1430 (далее — перечень). Дело в том, что в качестве обязательного документа при согласовании рекламы БАД перечнем предусмотрено представление образца потребительской этикетки. Это позволяет гарантировать достоверность информации о БАД (состав, рекомендации к применению, природное (неприродное) происхождение и т.д.), поскольку потребительские этикетки одобряются в ходе государственной регистрации на территории Республики Беларусь, что подтверждается соответствующими штампами.
В случае подтверждения гигиенической безопасности БАД посредством Единой формы, утвержденной Решением N 299, затруднительно сделать вывод о наличии (отсутствии) характеристик, заявляемых в их рекламе. Ситуация усугубляется еще и тем, что согласно пункту 2 статьи 15 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 N 433-З «Об основах административных процедур» отсутствует право требования документов и (или) сведений, не предусмотренных перечнем, в том числе выданных в соответствии с договорно-правовой базой Таможенного союза.
Аналогично в рамках Таможенного союза отсутствует регулирование рекламирования ветеринарных услуг: Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе» не содержит предписаний по этому вопросу.
Вместе с тем наличие в законодательстве Республики Беларусь особенностей рекламирования ветеринарных услуг позволяет сделать вывод о проблемных моментах, сходных с теми, что описаны выше.
В частности, статьей 16 Закона предписывается согласовывать рекламу ветеринарных услуг в порядке, установленном Инструкцией о порядке согласования Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь рекламы ветеринарных услуг, утвержденной постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 01.11.2007 N 76 (далее — Инструкция). Согласно пункту 7 Инструкции несоответствие исключительно национальному законодательству Республики Беларусь может быть основанием для отказа в согласовании рекламы ветеринарных услуг.
Как и в случае с рекламированием БАД, согласование рекламы ветеринарных услуг является административной процедурой, поэтому вызывает сомнение правомерность требования документов, отсутствующих в пункте 14 перечня административных процедур, осуществляемых Министерством сельского хозяйства и продовольствия и подчиненными ему государственными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.10.2007 N 1370, но предусмотренных договорно-правовой базой Таможенного союза.
Таким образом, очевидно, что задача по уменьшению количества фактов привлечения к административной ответственности при применении рекламного законодательства должна решаться комплексно путем принятия согласованных нормотворческих решений не только на уровне национального законодательства, но и на уровне Таможенного союза, а также иных межгосударственных объединений, участницей которых является Республики Беларусь. Это будет объективной предпосылкой для минимизации количества исков, которые могут быть поданы в судебные органы согласно пункту 2 статьи 31 Закона.