Расчеты посредством международных аккредитивов

Один из основных вопросов, который стороны должны согласовать при использовании аккредитивной формы расчетов, — определение состава документов, необходимых для получения платежа по аккредитиву. При этом важно учитывать отдельные особенности, касающиеся существа сделки, ее сторон, а также условий поставки товара.

После вступления в силу постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 11 ноября 2008 г. N 165 «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт» использование аккредитивной формы расчетов стало актуальным способом реализации внешнеторговых договоров.

Полагаем обоснованным подход, когда отечественные импортеры при разработке условий внешнеторгового договора и проведении переговоров с нерезидентами-экспортерами привлекают специалистов обслуживающих белорусских банков, которые впоследствии открывают и сопровождают аккредитив. На практике белорусские импортеры при нежелании включить те или иные положения в текст договора ссылаются именно на позицию обслуживающего банка.

В соответствии с условиями внешнеторгового договора поставка оборудования производится на условиях FCA (EU) Инкотермс 2000. При этом покупатель обязан вывезти его из места поставки в течение 30 дней с момента получения уведомления поставщика. Стандартная форма договора поставки, предложенная поставщиком, содержала положение, которое могло обеспечить защиту его интересов в том случае, если бы покупатель нарушил свое обязательство по своевременному вывозу оборудования. В частности, речь шла о получении платежа по аккредитиву после предъявления в банк инвойса, упаковочного листа, а также датированного ранее 30 дней до момента предъявления в банк уведомления поставщика о готовности оборудования к поставке.

Однако импортер сослался на то, что банк-эмитент не может согласовать включение указанного положения в договор поставки. В обоснование он привел положение п. 17 Инструкции о порядке совершения банковских документарных операций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. N 67 (далее — Инструкция), а именно требование о том, что открываемый для осуществления расчетов за товары аккредитив должен предусматривать представление транспортных документов, подтверждающих отгрузку, или документа, подтверждающего прием-передачу товара экспедитору или представителю приказодателя.

Необходимо отметить, что согласно Банковскому кодексу Республики Беларусь и Инструкции различаются международные и внутренние аккредитивы. Если расчеты посредством аккредитива осуществляются с нерезидентом, то аккредитив считается международным. Поскольку как минимум одна из сторон в сделке (поставщик оборудования) будет определена в качестве нерезидента для целей белорусского валютного регулирования, аккредитив в рамках договора поставки будет считаться международным.

Положение Инструкции, на которое ссылался импортер, относится к внутренним аккредитивам и не должно применяться к международным.

Банковский кодекс Республики Беларусь четко определяет, что стороны при осуществлении операций по международным аккредитивам должны руководствоваться нормами международных договоров, международными правилами и обычаями в сфере аккредитивов, а также положениями права, применимого к международному аккредитиву.

Национальный банк Республики Беларусь пошел дальше, специально предусмотрев в части второй п. 8 Инструкции применение Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов (публикация Международной торговой палаты в редакции, действующей на дату открытия аккредитива) в отношении всех международных аккредитивов.

Таким образом, право Республики Беларусь устанавливает отдельное правовое регулирование в отношении расчетов с помощью международных аккредитивов и особо выделяет применение соответствующей публикации Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов (в нашем случае — Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов 2007 года, публикация Международной торговой палаты N 600 (далее — UCP N 600)).

UCP N 600 (в отличие от Инструкции) не содержат особого перечня документов, которые бенефициар должен представить банку-эмитенту, оставляя это на усмотрение сторон. Более того, п. e, f ст. 14 UCP N 600 позволяют бенефициару представить другие документы, нежели транспортные, страховые документы, коммерческие счета-фактуры или описание товаров, работ, услуг, определяя особые критерии их проверки банком-эмитентом. Конечно же, это должно быть указано в условиях аккредитива.

Таким образом, уведомление поставщика, подтверждающее готовность оборудования к поставке, на основании положений UCP N 600 может быть расценено в качестве «другого» документа и должно удовлетворить банк-эмитент.

Тем не менее некоторые белорусские банки, действуя в качестве эмитентов аккредитивов, не соглашаются с приоритетом Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов и настаивают на применении положения Инструкции для внутренних аккредитивов к международным. Часто это касается поставки товара, приобретаемого в рамках реализации государственных программ и (или) с привлечением бюджетного финансирования. Более того, предложенный пакет документов и порядок проведения расчетов вызывают у белорусского банка дополнительные вопросы в связи с тем, что платеж, осуществленный банком-эмитентом экспортеру на основании уведомления о готовности оборудования к отгрузке, может быть расценен в качестве авансового платежа.

Несмотря на доводы о различиях в правилах для международных и внутренних аккредитивов, белорусский банк потребовал от поставщика включить в договор положение о представлении транспортных документов, свидетельствующих об отгрузке, или документа о приеме-передаче товара экспедитору или представителю приказодателя для целей подтверждения оснований осуществления платежа по аккредитиву.

Таким образом, учитывая нежелание белорусского банка-эмитента отступать от сложившейся практики открытия и обслуживания аккредитивов, стороны по договору поставки были вынуждены обсуждать иные условия поставки товара и порядок его оплаты.

В качестве способа разрешения сложившейся ситуации можно рассматривать включение в договор положения о том, что в случае если в течение определенного времени после направления поставщиком уведомления о готовности оборудования к отгрузке покупатель не исполнит обязательство по вывозу оборудования, то поставщик будет вправе передать оборудование на хранение организации-складу, предварительно назначенному покупателем и расположенному в месте нахождения поставщика.

Таким образом, документ(ы), посредством которого будет оформлена передача на хранение, будет являться документом, подтверждающим прием-передачу товара представителю приказодателя, что соответствует положениям Инструкции и не противоречит позиции белорусского банка-эмитента.

Альтернативой такому варианту исполнения обязательств поставщика может стать согласование иных условий поставки (базисов Инкотермс), при которых ее осуществление не будет зависеть от фактических действий покупателя по вывозу оборудования.