Рассмотрим пример из судебной практики.
По результатам проведенной плановой проверки в отношении лесохозяйственного учреждения (лесхоза) инспекцией охраны животного и растительного мира был составлен протокол об административном правонарушении по статье 15.21 «Нарушение порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). Как следовало из содержания протокола, «проект организации и развития лесного хозяйства лесхоза на 2000 — 2009 гг. свое действие утратил и в 2010 году лесхозом в нарушение части второй статьи 26 Лесного кодекса Республики Беларусь ведение лесного хозяйства осуществлялся без проведения лесоустройства (проект лесоустройства отсутствует)».
В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Республики Беларусь (далее — ЛК) лесоустройство проводится государственной лесоустроительной организацией специально уполномоченного республиканского органа государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов по единой системе в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.
Ведение лесного хозяйства и осуществление лесопользования без проведения лесоустройства запрещаются.
Впоследствии при рассмотрении административного дела инспекцией вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 50 базовых величин.
Данное постановление в порядке, предусмотренном статьей 12.3 Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП), было обжаловано в районный суд. В ходе обжалования решения инспекции представителями лесхоза были заявлены следующие доводы:
1. В ходе рассмотрения административного дела не установлены и не подтверждены ряд обстоятельств, подлежащих доказыванию: наличие деяния, предусмотренного КоАП (время место, способ и другие обстоятельства совершения административного правонарушения), т.е. конкретные признаки состава правонарушения, составляющие объективную сторону (пункт 1 части первой статьи 6.2 ПИКоАП); виновность юридического лица (пункт 3 части первой статьи 6.2 ПИКоАП).
2. В распоряжении лесхоза на период проведения базового лесоустройства имеется лесоустроительная записка, утвержденная приказом Министра лесного хозяйства Республики Беларусь, в которой указано, что данный документ замещает проект базового лесоустройства и действует на период до проведения базового лесоустройства и вступления в силу нового проекта.
Свои доводы представители лесхоза подкрепляли положениями действующего законодательства: ЛК, постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.07.2001 N 1030 «Об утверждении Порядка проведения лесоустройства лесного фонда» (далее — N 1030).
Так, в соответствии с пунктом 18 Порядка проведения лесоустройства лесного фонда, утвержденного постановлением N 1030 (далее — Порядок проведения лесоустройства) контроль за проведением лесоустройства, т.е. деятельности, в ходе которой разрабатывается и утверждается проект базового лесоустройства, возложен на Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь.
В соответствии с частью второй статьи 25 ЛК лесоустроительные проекты и другие документы лесоустройства (в т.ч. лесоустроительная записка, планы проведения базового лесоустройства) утверждаются специально уполномоченным республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и являются обязательными нормативно-техническими документами при ведении лесного хозяйства, текущем и перспективном планировании и прогнозировании пользования лесным фондом и финансирования лесохозяйственных работ.
Вместе с тем пояснения представителей лесхоза о том, что лесхоз осуществляет свою деятельность обоснованно, судом первой инстанции во внимание приняты не были и жалоба была отклонена.
В соответствии с частью третьей статьи 12.3 ПИКоАП решение суда первой инстанции было обжаловано в областной суд. В распоряжение суда наряду с вышеизложенными обстоятельствами были представлены утвержденные в Министерстве лесного хозяйства Республики Беларусь планы проведения лесоустроительных работ, согласно которым проект базового лесоустройства будет подготовлен и вступит в силу с 01.01.2012. Также на рассмотрение суда было представлено официальное разъяснение приказа Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь, в котором было указано, что лесоустроительная записка, находящаяся в распоряжении лесхоза и утвержденная Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь, является документом, дополняющим проект базового лесоустройства, имеет срок действия до вступления в силу нового проекта базового лесоустройства.
Результатам рассмотрения жалобы областным судом стала отмена постановления инспекции охраны животного и растительного мира и суда первой инстанции. Дело было направлено на новое рассмотрение в инспекцию по охране животного и растительного мира.
При новом рассмотрении дела инспекцией вновь было вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа в отношении лесхоза. Указанное постановление вновь было обжаловано в суд в порядке статьи 12.3 ПИКоАП.
В результате нового рассмотрения дела в суде первой инстанции суд учел доводы представителей лесхоза, а также положения официального разъяснения Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь, состоящие в том, что лесоустроительная записка является документом лесоустройства и дополняет проект базового лесоустройства на срок до введения в действие нового проекта.
В основу судебного постановления вошли следующие положения статьи 12 ЛК о том, что специально уполномоченный республиканский орган государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в пределах своей компетенции в том числе:
- проводит единую государственную политику в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
- разрабатывает на научной основе нормативные правовые акты по ведению лесного хозяйства в лесном фонде;
- по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь утверждает расчетную лесосеку;
- принимает решения о предоставлении участков лесного фонда для осуществления лесопользования в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
- ведет государственный учет лесного фонда, государственный лесной кадастр и мониторинг лесов;
- организует ведение лесоустройства и охотоустройства, а также участвует в ведении государственных кадастров и мониторингов животного и растительного мира;
- осуществляет государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
- принимает в случаях и порядке, предусмотренных лесным законодательством Республики Беларусь, законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды, решения о полном или частичном приостановлении до устранения выявленного нарушения хозяйственной и иной деятельности юридических и (или) физических лиц, оказывающей вредное воздействие на лесной фонд;
- осуществляет иные полномочия в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Суд постановил следующее: в связи с тем что имеется решение специально уполномоченного республиканского органа государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, принятое в пределах его компетенции о разрешении лесхозу ведения лесного хозяйства и осуществления лесопользования до 01.01.2012, постановление инспекции охраны животного и растительного мира о привлечении лесхоза к административной ответственности отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия в действиях состава правонарушения.