Рассмотрим следующую ситуацию: общество с ограниченной ответственностью намерено реорганизоваться в закрытое акционерное общество.
Комментарий. В данном случае реорганизация имеет место в форме преобразования юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида, то есть изменение организационно-правовой формы (п. 5 ст. 54 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
В соответствии с частью первой ст. 20 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон) хозяйственное общество одной формы или одного вида может преобразовываться в хозяйственное общество другой формы или другого вида.
Принимая решение о реорганизации, необходимо учитывать, проведена (завершена) ли в отношении реорганизуемого юридического лица плановая проверка, поскольку в соответствии с законодательством на дату государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в форме преобразования) юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, должна быть проведена (завершена) плановая проверка (абзац восьмой п. 18 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Декрет N 1)).
После этого необходимо:
- принятие общим собранием участников преобразуемого хозяйственного общества (ООО) решения о преобразовании (в решении необходимо указать на то, что по результатам голосования участников общества на общем собрании при наличии кворума принято решение о преобразовании ООО в ЗАО), порядке и условиях преобразования (то есть необходимо определить судьбу имущества, обязательств преобразуемого юридического лица и указать на то, что в порядке правопреемства они подлежат передаче возникающему в результате преобразования обществу, определить порядок уведомления кредиторов (уведомление лиц, являющихся на дату принятия решения о реорганизации хозяйственного общества его кредиторами, осуществляется не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации этого общества — (часть вторая ст. 23 Закона), назначить лиц, ответственных за реорганизацию, указать на то, что локальные нормативные правовые акты преобразуемого юридического лица, заключенные им трудовые договоры (контракты) продолжают свое действие для возникшего в результате преобразования юридического лица и т.д.);
- подготовка и последующее утверждение общим собранием участников возникающих в результате преобразования хозяйственного общества другой формы или другого вида учредительных документов (устава), образование органов возникшего юридического лица;
- составление передаточного акта, в соответствии с которым права и обязанности реорганизуемого общества переходят к вновь возникшему хозяйственному обществу другой формы или другого вида, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему хозяйственному обществу другой формы или другого вида либо юридическому лицу иной организационно-правовой формы (часть третья ст. 20 Закона).
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного хозяйственного общества в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.
Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются общим собранием участников хозяйственного общества или органом, принявшим решение о реорганизации этого общества (часть третья ст. 22 Закона).
Однако обратим внимание на то, что п. 15 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом N 1 (далее — Положение), устанавливает норму о том, что в связи с реорганизацией в форме преобразования и присоединения государственной регистрации подлежат изменения и (или) дополнения, вносимые в уставы коммерческих и некоммерческих организаций. Это принципиально по той причине, что в ст. 20 Закона речь идет об утверждении общим собранием участников возникающих в результате преобразования хозяйственного общества другой формы или другого вида учредительных документов (устава). Между тем при перечислении документов, необходимых для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих и некоммерческих организаций, законодатель разрешает данный вопрос. Так, в соответствии с п. 15 Положения в регистрирующий орган представляются:
- заявление о государственной регистрации;
- изменения и (или) дополнения в двух экземплярах, которые должны быть оформлены в виде приложений к уставу (учредительному договору — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), без нотариального засвидетельствования, их электронная копия (в формате .doc или .rtf). По желанию коммерческой, некоммерческой организации устав (учредительный договор) может быть представлен в новой редакции. Иными словами, для непосредственной реализации нормы в ст. 20 Закона желание коммерческой, некоммерческой организации должно иметь место;
- оригинал свидетельства о государственной регистрации в случае реорганизации организации в форме преобразования;
- легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) — в случае смены собственника имущества, изменения состава участников, если новым собственником имущества, участником является иностранная организация;
- копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) — в случае смены собственника имущества, изменения состава участников, если новым собственником имущества, участником является иностранное физическое лицо;
- оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
Вопрос о действии специальных разрешений (лицензий) решается на основании п. 69 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с которым в случае реорганизации лицензиата — юридического лица в форме преобразования, слияния, выделения или разделения вновь созданное юридическое лицо при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности реорганизованного юридического лица в месячный срок со дня своей государственной регистрации обязано обратиться за выдачей новой лицензии в установленном порядке.
В рассматриваемой ситуации также необходимо учитывать, что должна быть изменена структура уставного фонда: вместо долей должны быть акции. При этом следует руководствоваться как положениями Закона, так и специальными нормами законодательства о ценных бумагах. Так, акция свидетельствует о вкладе в уставный фонд акционерного общества и удостоверяет в соответствии с Законом и уставом акционерного общества права ее владельца на участие в управлении этим обществом, получение части его прибыли в виде дивидендов и части имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, или его стоимости в случае ликвидации акционерного общества. Номинальная стоимость всех выпускаемых акционерным обществом акций должна быть одинаковой (ст. 70 Закона).
Тем самым уставный фонд реорганизуемого ООО, в котором распределены доли участников, в уставе созданного ЗАО будет обозначен в том же объеме (если нет необходимости его увеличивать, например, с тем чтобы соблюсти установленный абзац второй части первой п. 8 Положения минимальный размер уставного фонда ЗАО в 100 базовых величин), но по структуре представлен акциями равной номинальной стоимости, которые будут распределены между участниками в соответствии с размерами их вкладов. Акции должны быть именными с указанием о том, простые или привилегированные (их доля не должна превышать 25% от уставного фонда), и необходимо учитывать, что акции выпускаются в бездокументарной форме, что влечет необходимость заключения договора с депозитарием для их учета, поскольку акционерное общество обязано заключить с депозитарием договор на депозитарное обслуживание акционерного общества, в соответствии с условиями которого по требованию этого общества депозитарий осуществляет формирование реестра владельцев ценных бумаг (часть седьмая ст. 71 Закона). Следует помнить, что утверждение депозитария и условий договора с депозитарием акционерного общества отнесены к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества (абзац тринадцатый ст. 85 Закона).
Порядок и особенности выпуска акций регламентируются нормами Инструкции о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11.12.2009 N 146, а последующее совершение сделок с акциями регулируется положениями постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 12.09.2006 N 112 «О регулировании рынка ценных бумаг».
Кроме этого, потребуется решение о выпуске акций и последующее обращение с ним и пакетом иных документов в Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь или в отделы (управления) по ценным бумагам главных управлений Министерства финансов Республики Беларусь по областям (г. Минску) (определяется в зависимости от эмитента акций) для государственной регистрации ценных бумаг в Государственном реестре ценных бумаг. Государственная регистрация осуществляется в порядке административной процедуры на основании п. 15.19 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».