Не будет преувеличением сказать, что такая процедура экономической несостоятельности, как санация, встречается в практике антикризисных управляющих редко. По данным Министерства экономики Республики Беларусь, на 25 мая 2015 г. в процедуре санации находилось 20 предприятий (из них 16 государственных), что составляет всего 0,25% от общего числа процедур экономической несостоятельности (банкротства) <1>.
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 года N 415-З “Об экономической несостоятельности (банкротстве)” (далее – Закон о банкротстве) санация – это процедура конкурсного производства, которая применяется для обеспечения стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности должника, восстановления его платежеспособности.
Основная цель законодательства об экономической несостоятельности, а значит и проведения процедур банкротства – восстановление платежеспособности должника. Насколько эта цель достигается в конкретных делах о банкротстве, красноречиво свидетельствует статистика. Тем не менее в последнее время заметно выросло количество собственников бизнеса, заинтересованных в инициировании процедуры экономической несостоятельности с последующей санацией.
Причины такого возросшего интереса очевидны: отсутствие возможности уже в краткосрочной перспективе выполнять обязательства перед кредиторами и в первую очередь перед банками по ранее взятым кредитам. При этом собственники стремятся сохранить не только объекты залога, но и бизнес, который испытывает серьезные трудности с наличием оборотных средств и платежеспособностью.
Столкнувшись с реальной угрозой обращения взыскания на объекты залога, ареста имущества и денежных средств на счетах, собственники нередко единственно возможным способом сохранить бизнес видят обращение в экономический суд с заявлением об экономической несостоятельности. В этом случае вполне уместно оперировать таким понятием, как уход под защиту Закона о банкротстве.
Процедуру экономической несостоятельности с последующей санацией, как правило, инициирует сам должник, поэтому при подготовке заявления в экономический суд следует обосновать наличие такого права.
Основания для подачи должником заявления о своей экономической несостоятельности определяет ст. 9 Закона о банкротстве, в соответствии с которой должник вправе подать в экономический суд данное заявление, если неплатежеспособность приобретает или имеет устойчивый характер.
Реализация этого права на практике сопряжена с серьезной проблемой, суть которой сводится к тому, что бухгалтерский баланс должника не позволяет установить признаки неплатежеспособности, приобретающей или имеющей устойчивый характер.
Справочно
Критерии неплатежеспособности, имеющей или приобретающей устойчивый характер, содержит постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. N 1672 “Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования”. Данные критерии определяются на основании коэффициентов платежеспособности, которые рассчитываются как отношение отдельных строк бухгалтерского баланса. Для установления указанной неплатежеспособности необходимо зафиксировать ее в течение четырех кварталов, предшествовавших составлению последнего бухгалтерского баланса.
Нередко экономические суды возвращают заявления должников на том основании, что признаки неплатежеспособности на протяжении четырех кварталов подряд не усматриваются. При этом может быть очевидно, что у должника отсутствуют оборотные средства, он имеет неисполненные обязательства перед контрагентами, работниками и бюджетом и каждый последующий день может стать для него последним либо серьезно затруднить выход из кризисной ситуации.
В подобных ситуациях юридически обоснованного и однозначного ответа на вопрос “что делать?” нет. Вся полнота юридической воли по принятию заявления должника и возбуждению процедуры экономической несостоятельности или по возврату заявления заявителю принадлежит суду.
Можно лишь дать некоторые рекомендации по составлению заявления должника. По нашему мнению, в данном заявлении следует:
- отразить обстоятельства, ставшие причиной резкого ухудшения платежеспособности предприятия;
- указать, что заявление подается в экономический суд в предвидении банкротства с целью его недопущения;
- отразить содержание социальной составляющей в деятельности предприятия;
- отметить негативные последствия возврата заявления должника для него и его кредиторов, включая трудовой коллектив.
Важный элемент в инициировании процедуры экономической несостоятельности – активная и ответственная позиция собственников, менеджмента должника, его основных кредиторов, представителя трудового коллектива.
Пример
В июле 2009 г. ООО “А” подало заявление об экономической несостоятельности в хозяйственный суд города Минска. По данным бухгалтерского баланса, на 1 января 2009 г. коэффициенты платежеспособности К1, К2 и К3 составляли 3,35; 0,70; 0,29 при нормативе >1; >0,1; <0,85 соответственно, т.е. находились в пределах нормативных значений. На дату обращения с заявлением в суд значения указанных коэффициентов намного ухудшились, поскольку налоговый орган по результатам проверки, проведенной Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, обратил взыскание на имущество должника и изъял его из оборота.
В заявлении должник указал, что учредители ООО “А” приняли решение подать в хозяйственный суд города Минска заявление об экономической несостоятельности (банкротстве). Основанием для этого стало наличие обстоятельств, очевидно свидетельствовавших о том, что ООО “А” не сможет в установленный срок выполнить платежные обязательства по причине неплатежеспособности и недостаточности имущества для удовлетворения всех требований кредиторов.
В соответствии с решением управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по Минской области и городу Минску от 1 июля 2009 г. ООО “А” следовало уплатить в добровольном порядке в бюджет Республики Беларусь более Br 600 млн. Принятое решение ООО “А” не обжаловало и размер суммы, подлежавшей взысканию, не оспаривало. Принудительное взыскание согласно вышеназванному решению привело бы к невозможности исполнения ООО “А” своих платежных обязательств перед иными кредиторами.
Хозяйственный суд города Минска дело об экономической несостоятельности (банкротстве) возбудил и установил защитный период. В последующем суд принял решение о санации должника.
Особенность процедуры признания экономической несостоятельности (банкротства) должника, который подал заявление о своей экономической несостоятельности в расчете на последующую санацию, заключается в том, что такой должник является действующим предприятием. В дальнейшем все принимаемые временным (антикризисным) управляющим, кредиторами и судом решения должны исходить из возможности продолжить деятельность должника.
Для этого уже в защитном периоде временный управляющий должен не только провести глубокий анализ финансового состояния и платежеспособности должника, но и сформировать проект плана санации. План санации – это бизнес-план, который содержит анализ положения должника на рынке и предлагает программу действий, направленных на восстановление платежеспособности.
Решение о санации по причине серьезности последствий его принятия важно как для должника, так и для кредиторов. Поэтому рекомендуем кредиторам соблюдать процедуру принятия указанного решения, а именно на первом общем собрании кредиторов принять предварительное решение о санации или ликвидации должника. На этом собрании кредиторы вносят в заранее полученный от управляющего проект плана санации свои замечания и предложения, а после проводится собрание по утверждению плана санации.
Если кредиторы с предложенным планом согласны и большинством голосов проголосовали за его утверждение, экономический суд принимает решение о признании должника экономически несостоятельным с санацией.
В соответствии со ст. 124 Закона о банкротстве суд может начать процедуру санации должника без согласия кредиторов. Если собрание кредиторов ходатайствует об открытии ликвидационного производства, экономический суд вправе вынести решение о санации, в случае если:
- есть достаточные основания полагать, что такое ходатайство собрание приняло в ущерб большинству кредиторов или существуют реальные возможности для восстановления платежеспособности должника;
- после проведения последнего собрания кредиторов сложились обстоятельства, благодаря которым имеются достаточные основания полагать, что платежеспособность должника можно восстановить.
Санация – это процедура конкурсного производства, поэтому после открытия ее в отношении должника действуют общие нормы Закона о банкротстве.
В соответствии со ст. 125 Закона о банкротстве санация вводится на срок, не превышающий 18 месяцев со дня вынесения решения о ее проведении. По ходатайству собрания кредиторов и (или) управляющего экономический суд может сократить или продлить срок санации, но не более чем на 12 месяцев, если иное не устанавливает Закон о банкротстве. На практике встречаются более длительные сроки санации должников. Как правило, это государственные предприятия.
Недостаточность инструментов санации, пожалуй, важнейшая причина небольшого количества таких процедур и еще меньшего числа примеров их успешного завершения. Можно отметить, что Закон о банкротстве не предоставляет должнику, находящемуся в процедуре санации, иных мер защиты, кроме прекращения мер по принудительному взысканию и снятию ареста с имущества. Поэтому в санации можно рассчитывать или на прибыльную работу самого должника, инвестиции со стороны собственника (в том числе государства), достижение между должником и кредиторами мирового соглашения, или на продажу предприятия должника как имущественного комплекса.
Статья 130 Закона о банкротстве позволила повысить привлекательность процедур санации благодаря достаточно серьезной либерализации порядка продажи предприятия должника как имущественного комплекса.
Во-первых, в его состав не включаются платежные обязательства должника, обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, а также требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью.
Во-вторых, в соответствии с подп. 2.30 п. 2 ст. 93 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь обороты по реализации предприятия как имущественного комплекса должника в процедуре конкурсного производства не признаются объектом обложения НДС.
В ходе процедуры санации можно рекомендовать кредиторам проводить общие собрания не реже раза в квартал. В повестке дня следует заслушивать отчет управляющего о ходе санации, расчетах с кредиторами и движении денежных средств, об утверждении сметы доходов и расходов на предстоящий квартал, иные вопросы. Важно не упустить момент, когда в случае неблагоприятного хода процедуры санации начнется фактическая ликвидация должника и его наиболее ликвидных активов.
Процедуру санации можно прекратить в связи с восстановлением платежеспособности должника, заключением мирового соглашения. При невозможности продолжения хозяйственной (экономической) деятельности должника или отсутствии для этого оснований в экономический суд направляется ходатайство об открытии ликвидационного производства.
Платежеспособность должника признается восстановленной в случае отсутствия оснований для открытия конкурсного производства, установленных ст. 84 Закона о банкротстве. Это означает, что для завершения процедуры санации должник не обязан полностью погасить требования кредиторов, необходимо лишь привести коэффициенты платежеспособности в нормативное значение. Требования, не погашенные в процедуре санации, погашаются предприятием после ее завершения в общем порядке.
<1> Перечень организаций, находящихся в процедурах банкротства [Электронный ресурс] / М-во экономики Респ. Беларусь. – Режим доступа: http:// www.economy.gov.by/ru/restructuring-insolvency/perechen-organizaciy-v-procedurah-bankrotstva. – Дата доступа: 08.06.2015.