Штраф и конфискация выручки за реализацию товаров в нарушение установленного законодательством порядка (отраженная в ТТН отгрузка товара с участием автомобильного транспорта не совершалась). ч. 4 ст. 12.17 КоАП РБ

Название документа: Постановление экономического суда Брестской области от 15.03.2016 (дело N 21-4Ап/2016)

Обстоятельства: Юридическое лицо реализовало товары в нарушение установленного законодательством порядка: отраженная в ТТН хозяйственная операция по отгрузке товара с участием автомобильного транспорта не совершалась.

Решение: На юридическое лицо наложен штраф с конфискацией выручки, полученной от реализации товаров в нарушение установленного законодательством порядка.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ

Экономический суд Брестской области с участием директора Б., начальника юротдела С., адвоката М. — представителей лица, в отношении которого ведется административный процесс, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, поступившее из межрайонного отдела управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по Б. обл., г. Б., ул. С., по части 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в отношении совместного общества с ограниченной ответственностью «Б» (далее — СООО «Б»), г. М., ул. М.,

Установил:

СООО «Б» реализовало товары в нарушение установленного законодательством порядка (при наличии не соответствующего действительности документа), а именно, 26 сентября 2014 г. по месту нахождения СООО «Б»: г. М., ул. М., на счетах бухгалтерского учета СООО «Б» отражена финансово-хозяйственная операция по реализации товарно-материальных ценностей (шкурки песца серебристого невыделанные клеточного разведения, сухосоленые) в количестве 3830 штук на сумму 31 804 320 российских рублей, в том числе НДС в сумме 5 300 720 российских рублей, что по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату отгрузки (26.09.2014) составило 8 777 992 320 белорусских рублей, в адрес представительства ООО «Г», г. Б., ул. С., по несоответствующей действительности товарно-транспортной накладной от 26.09.2014, тогда как фактически отраженная в названной товарно-транспортной накладной хозяйственная операция по отгрузке 3830 штук шкурок песца с участием автомобильного транспорта не совершалась, что установлено протоколом об административном правонарушении от 26.02.2016 и приложенными к нему материалами дела.

Полученная привлекаемым к административной ответственности СООО «Б» выручка от реализации 3830 штук шкурок песца при наличии не соответствующей действительности товарно-транспортной накладной от 26.09.2014 составила 8 777 992 320 белорусских рублей.

Представители привлекаемого к административной ответственности в судебном заседании вину СООО «Б» в совершенном правонарушении не признали по основаниям, изложенным в представленных суду возражениях от 14.03.2016.

Исследовав обстоятельства и материалы дела, заслушав объяснения представителей привлекаемого к административной ответственности СООО «Б», прихожу к выводу, что в действиях привлекаемого к административной ответственности СООО «Б» содержится событие и состав правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктами 1, 9 статьи 10 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. Своевременное и правильное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них сведений обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

В силу пунктов 6, 10 статьи 3 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» бухгалтерский учет и отчетность основываются на принципах правдивости и полноты.

Согласно частям 1, 2 пункта 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192 (в редакции постановления Минфина от 21.04.2009 N 52, от 10.07.2009 N 91), накладные ТТН-1 и ТН-2 применяются юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями и являются основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

Накладная ТТН-1 предназначена для учета движения товаров при их перемещении с участием транспортных средств.

Пунктами 1.9, 1.10 Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 N 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства. Первичный учетный документ обладает юридической силой только в случае действительности совершения отраженной в нем хозяйственной операции.

Отсутствие факта совершения хозяйственной операции, отраженной в представленной СООО «Б» органу, ведущему административный процесс, фотокопии товарно-транспортной накладной от 26.09.2014, подтверждается:

— показаниями (объяснение от 16.10.2015) заведующей складом СООО «Б» Д., указанной в названной накладной в графе «сдал грузоотправитель», которая пояснила, что отгрузку шкурок в количестве 3830 штук по названной накладной она не осуществляла и указанную накладную не подписывала;

— показаниями (объяснения от 22.10.2015) водителя ООО «П» Б., указанного в фотокопии товарно-транспортной накладной от 26.09.2014 в графах «водитель» и «товар к перевозке принял», который пояснил, что перевозку шкурок невыделанных по названной накладной он не производил и указанную накладную не подписывал.

Согласно части 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (при наличии не соответствующих действительности документов) влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере до пятидесяти базовых величин с конфискацией выручки, полученной от реализации или без конфискации.

При таких обстоятельствах, учитывая характер правонарушения, а также принимая во внимание обстоятельства совершения правонарушения, экономический суд Брестской области считает целесообразным применить в отношении привлекаемого к административной ответственности СООО «Б» административное взыскание в виде штрафа в размере двадцати базовых величин с конфискацией 8 777 992 320 белорусских рублей выручки, полученной от реализации товаров при наличии не соответствующего действительности документа.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 11.9 — 11.12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях,

Постановил:

СООО «Б» привлечь к административной ответственности по части 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, подвергнув его штрафу в доход государства в размере двадцати базовых величин в сумме 4 200 000 белорусских рублей с конфискацией в доход государства 8 777 992 320 белорусских рублей выручки, полученной от реализации товаров в нарушение установленного законодательством порядка.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в Верховный Суд Республики Беларусь в течение десяти суток со дня объявления постановления, а лицом, в отношении которого вынесено постановление, отсутствующим при рассмотрении дела, — не позднее десяти суток со дня получения постановления.