Создание крестьянского (фермерского) хозяйства: решение о создании, содержание устава, формирование уставного фонда

Крестьянское (фермерское) хозяйство относится к объединениям предпринимательского типа с особым субъектным составом, действующим в области сельского хозяйства. Отличительной чертой данного образования является его отнесение к индивидуальному или семейному типу предпринимательства, так как в основном фермерское хозяйство объединяет небольшие группы людей, связанных между собой отношениями родства и (или) свойства.

Закон Республики Беларусь от 18.02.1991 N 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее — Закон) предусматривает следующие виды крестьянских (фермерских) хозяйств:

  • а) хозяйство, созданное одним физическим лицом;
  • б) хозяйство, члены которого — дееспособные лица, являющиеся членами одной семьи.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона правом на создание крестьянского (фермерского) хозяйства обладают дееспособные граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь.

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) под дееспособностью гражданина понимается его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В отличие от правоспособности дееспособность связана с совершением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости. В качестве критерия достижения гражданином возможности собственными действиями приобретать права и нести обязанности закон предусматривает возраст.

По общему правилу гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия (по достижении 18-летнего возраста). Предусмотрены два исключения из этого правила, допускающие возникновение полной дееспособности и в более раннем возрасте.

Во-первых, в случае когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет.

Во-вторых, несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия — по решению суда (пункт 1 статьи 26 ГК). После объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным он самостоятельно несет имущественную ответственность по своим обязательствам.

Помимо граждан Республики Беларусь правом на создание фермерского хозяйства обладают также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь.

Формально-юридические определения соответствующих понятий установлены Законом Республики Беларусь от 01.08.2002 N 136-З «О гражданстве Республики Беларусь» (далее — Закон о гражданстве).

Гражданами Республики Беларусь являются: а) лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу Закона о гражданстве; б) лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с Законом о гражданстве (часть первая статьи 8 Закона о гражданстве).

Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства (часть первая статьи 9 Закона о гражданстве).

Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства (часть вторая статьи 9 Закона о гражданстве).

Статус иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов) в Беларуси определяется Законом Республики Беларусь от 04.01.2010 N 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее — Закон о правовом положении иностранцев) и иными актами законодательства.

Как следует из содержания части первой статьи 4 Закона о правовом положении иностранцев, иностранные граждане, лица без гражданства на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, Законом о правовом положении иностранцев, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Здесь речь идет прежде всего о случаях ограничений ряда избирательных и трудовых прав, запретах на нахождение на государственной службе, на военной службе по призыву. Применительно к созданию крестьянского (фермерского) хозяйства правом обладают лишь те иностранные граждане и лица без гражданства, которые в установленном порядке получили разрешение на постоянное проживание и вид на жительство в Республике Беларусь.

При признании дееспособным физическое лицо не должно иметь ограничений по занятию предпринимательской деятельностью. Так, согласно части первой статьи 31 ГК в случаях, предусмотренных законодательными актами, предпринимательская деятельность гражданина может быть ограничена в судебном порядке на срок до трех лет. Такой гражданин в течение всего срока действия ограничения не может: осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя и исполнять обязанности собственника имущества (учредителя, участника) юридического лица; занимать должности в исполнительных органах юридических лиц; выступать в качестве управляющего предприятиями и иным имуществом, которое используется для предпринимательской деятельности.

Дополнительно следует обратить внимание на перечень обстоятельств ограничительного порядка, отсутствие которых обязан подтверждать заявитель в момент регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, изложенный в пункте 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Положение о регистрации).

Законодательство ограничивает право на создание крестьянского (фермерского) хозяйства должностных лиц и специалистов, работающих в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах (см., например, статью 22 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 N 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Из пункта 1 статьи 4 Закона следует, что правом на создание крестьянского (фермерского) хозяйства обладают только физические лица. Юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления не вправе создавать и быть членами фермерских хозяйств.

Создание фермерского хозяйства включает такие этапы, как:

  1. подготовка проекта устава крестьянского (фермерского) хозяйства, согласование наименования;
  2. принятие решения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства и утверждение его устава;
  3. государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства;
  4. формирование уставного фонда созданного крестьянского (фермерского) хозяйства.

Подготовка проекта устава крестьянского (фермерского) хозяйства.

Устав крестьянского (фермерского) хозяйства является единственным учредительным документом, на основании которого хозяйство осуществляет свою деятельность (пункт 1 статьи 5 Закона).

Частью первой пункта 2 статьи 48 ГК, частью первой пункта 1 статьи 5 Закона предусмотрен перечень информации, которая должна в обязательном порядке содержаться в уставе создаваемого крестьянского (фермерского) хозяйства.

Приведем перечень сведений, которые необходимо указать в уставе.

1. Наименование крестьянского (фермерского) хозяйства, которое должно содержать слова «крестьянское (фермерское) хозяйство» либо «фермерское хозяйство» или «крестьянское хозяйство».

Наименование крестьянского (фермерского) хозяйства указывается на русском и белорусском языках (подпункт 1.7 пункта 1 постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 05.03.2009 N 20 «О согласовании наименований юридических лиц» (далее — постановление N 20)). В сокращенном наименовании используются сокращения с учетом требований согласно приложению 1 к постановлению N 20. Законодательство содержит ряд условий, когда наименования создаваемых юридических лиц не допускаются к согласованию (часть вторая пункта 1 статьи 50 ГК, подпункт 1.8 пункта 1 постановления N 20).

Для того чтобы согласовать наименование, учредителю необходимо обратиться в регистрирующий орган с одним или несколькими вариантами наименования (пункт 9 Положения о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2009 N 154). По результатам обращения учредитель получает на руки справку о согласовании наименования, действительную в течение одного месяца с момента ее выдачи.

2. Сведения о главе и иных членах крестьянского (фермерского) хозяйства (фамилия, собственное имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства).

Для граждан Республики Беларусь документом, удостоверяющим личность, является паспорт; сведения об иностранных гражданах и лицах без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, указываются в уставе на основании сведений из вида на жительство в Республике Беларусь.

3. Место нахождения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Основываясь на пункте 2 статьи 50 ГК, место нахождения крестьянского (фермерского) хозяйства можно определить как место нахождения главы крестьянского (фермерского) хозяйства (административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение, если они имеются).

Следует отметить, что местом нахождения крестьянского (фермерского) хозяйства может являться жилое помещение (квартира, жилой дом), принадлежащее главе фермерского хозяйства на праве собственности (в том числе на праве долевой или совместной собственности) либо являющееся его постоянным местом жительства (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда), что прямо предусмотрено частью второй пункта 2 статьи 7 Закона, частью первой пункта 5 Положения о регистрации.

4. Цели деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

Наличие цели деятельности, предусматриваемой в учредительных документах, является обязательным условием существования каждого юридического лица (пункт 1 статьи 45 ГК). При этом в понятие цели деятельности юридического лица вкладывается весьма широкий смысл: получение или неполучение прибыли в процессе своей деятельности (пункт 1 статьи 46 ГК).

Отнесение к группе коммерческих организаций крестьянских (фермерских) хозяйств согласно пункту 2 статьи 46 ГК предопределяет цель их деятельности — извлечение прибыли и (или) ее распределение между участниками. Указание на «осуществление предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации», упомянутое в пункте 1 статьи 1 Закона, следует, по мнению автора, отнести к видам, а не целям деятельности.

5. Размер уставного фонда крестьянского (фермерского) хозяйства, размер вкладов в уставный фонд его членов, состав, сроки и порядок их внесения.

Согласно части первой пункта 2 статьи 6 Закона уставный фонд крестьянского (фермерского) хозяйства формируется из стоимости вкладов его учредителей (членов).

По смыслу статьи 47-1 ГК и статьи 6 Закона уставный фонд крестьянского (фермерского) хозяйства — это некая величина, которая отражает минимальный размер имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, формируемого за счет оплаты учредителями (членами) своих долей и гарантирующего интересы кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства.

Пунктом 1 статьи 47-1 ГК и частью первой пункта 7 Положения о регистрации установлено, что коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов, за исключением коммерческих организаций, указанных в пункте 8 Положения о регистрации (закрытые акционерные общества, открытые акционерные общества), а также коммерческих организаций, для которых с учетом пункта 2 Положения о регистрации соответствующим законодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов (банки, небанковские кредитно-финансовые организации, страховые организации, страховые брокеры, объединения страховщиков, государственные объединения, открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации государственной собственности). Таким образом, учредители крестьянского (фермерского) хозяйства вправе определить размер уставного фонда крестьянского (фермерского) хозяйства в любом размере.

В соответствии с пунктом 2 статьи 47-1 ГК вкладом в уставный фонд коммерческой организации могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие оценку их стоимости.

Вместе с тем законодательство налагает ряд ограничений по составу вкладов в уставный фонд крестьянского (фермерского) хозяйства.

Во-первых, объекты гражданских прав, предполагаемые к внесению в качестве вклада в уставный фонд крестьянского (фермерского) хозяйства, должны принадлежать учредителям на праве собственности (в том числе общей собственности).

Во-вторых, в уставный фонд крестьянского (фермерского) хозяйства не может быть внесено имущество, если право на отчуждение этого имущества ограничено законодательством, договором либо собственником. Частным случаем такого ограничения выступает внесение в качестве вклада объекта гражданских прав, переданного в залог в обеспечение исполнения обязательств.

В-третьих, для формирования и увеличения размера уставного фонда крестьянского (фермерского) хозяйства не могут быть использованы привлеченные средства.

Оценка стоимости неденежного вклада в уставный фонд фермерского хозяйства подлежит экспертизе в случаях и порядке, предусмотренных законодательством. Сведения о стоимости неденежного вклада, а также о составе такого неденежного вклада следует указывать на основании документов, подтверждающих оценку стоимости неденежного вклада.

По общему правилу объявленный в уставе крестьянского (фермерского) хозяйства уставный фонд должен быть сформирован в течение двенадцати месяцев с даты государственной регистрации. При этом учредителям предоставлено право закрепить в уставе меньший срок, чем предусмотрен законодательством, в том числе с указанием на то, что уставный фонд должен быть сформирован до момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Однако такая оговорка влечет для учредителей необходимость открытия временного счета, что может быть сопряжено с дополнительными затратами времени и денежных средств на открытие временного счета и его последующее переоформление в текущий (расчетный) счет после государственной регистрации. В связи с этим рекомендуем учредителям указывать срок, достаточный для внесения вкладов, но не более двенадцати месяцев с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Порядок внесения вклада зависит от того, в какой форме вносится вклад, а именно:

  • денежной (в безналичной форме путем перечисления денежных средств на текущий счет крестьянского (фермерского) хозяйства; в наличной форме путем внесения денежных средств в кассу крестьянского (фермерского) хозяйства);
  • неденежной (путем передачи имущества по акту приемки-передачи; путем зачета требований учредителя к крестьянскому (фермерскому) хозяйству);
  • смешанной (денежной и неденежной).

С точки зрения финансовых затрат и количества подготовительных мероприятий оптимальным является внесение денежных вкладов в безналичной форме путем перечисления денежных средств на текущий счет крестьянского (фермерского) хозяйства.

6. Размер долей членов крестьянского (фермерского) хозяйства в его уставном фонде.

Уставный фонд крестьянского (фермерского) хозяйства делится на доли (за исключением случаев создания крестьянского (фермерского) хозяйства одним лицом, когда уставный фонд формируется за счет единственного вклада такого лица). Размер доли учредителя (члена) крестьянского (фермерского) хозяйства в уставном фонде определяется на усмотрение учредителей (членов) в процентах или в виде дроби.

Размер доли учредителя крестьянского (фермерского) хозяйства на момент формирования уставного фонда крестьянского (фермерского) хозяйства равняется отношению стоимости его вклада в уставный фонд к размеру уставного фонда крестьянского (фермерского) хозяйства (часть первая пункта 5 статьи 6 Закона).

7. Порядок формирования имущества крестьянского (фермерского) хозяйства и условия распоряжения им.

Раскрытие этого положения целесообразно делать в уставе с учетом закрепленных в пункте 1 статьи 16 Закона источников для формирования имущества крестьянского (фермерского) хозяйства. Применительно ко вкладам в уставный фонд учредители должны договориться и зафиксировать порядок внесения дополнительных вкладов в уставный фонд, а также условия использования денежных средств и иного имущества, полученного обществом в качестве вкладов (например, для пополнения оборотных средств либо укрепления материально-технической базы крестьянского (фермерского) хозяйства).

8. Порядок трудового участия членов крестьянского (фермерского) хозяйства в его деятельности.

Поскольку одним из определяющих признаков крестьянского (фермерского) хозяйства является личное трудовое участие его членов в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, то Закон обоснованно требует закрепления в уставе положений о порядке трудового участия. Представляется необходимым уточнить в уставе возможные ограничения (например, работа по совместительству в других организациях), сроки заключения трудовых договоров (контрактов), минимальную продолжительность рабочей недели и иные сведения.

9. Порядок распределения прибыли крестьянского (фермерского) хозяйства.

Член крестьянского (фермерского) хозяйства имеет не только право на вознаграждение за труд, но и право на участие в распределении прибыли и получение ее части. Пунктом 1 статьи 17 Закона установлены следующие подходы к распределению прибыли между членами крестьянского (фермерского) хозяйства:

  • соразмерно долям в уставном фонде крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • соразмерно личному трудовому участию членов крестьянского (фермерского) хозяйства в его деятельности (например, на основе разработанных хозяйством коэффициентов трудового участия);
  • смешанный, включающий в себя оба вышеприведенных подхода.

Кроме этого, в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона членам крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляется возможность самостоятельно установить в уставе иной порядок распределения прибыли, отличный от порядка, предложенного в пункте 1 статьи 17 Закона. Так, представляется возможным закрепить в уставе то, что прибыль между членами фермерского хозяйства независимо от размера доли и личного трудового участия распределяется в равном размере.

Так или иначе во избежание возможных споров порядок распределения прибыли следует регламентировать наиболее детально.

10. Права и обязанности членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

Права и обязанности членов крестьянского (фермерского) хозяйства, которые нашли свое отражение в статье 14 Закона, можно назвать основными, так как они наиболее полно обеспечивают реализацию интересов членов крестьянского (фермерского) хозяйства в предпринимательской деятельности. При этом устав может предусматривать дополнительные права и обязанности членов крестьянского (фермерского) хозяйства, которые следует закрепить в уставе и которые не должны противоречить действующему законодательству.

11. Порядок вступления в состав членов крестьянского (фермерского) хозяйства новых членов, выхода и исключения из состава членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

Общие основы принятия новых членов в состав крестьянского (фермерского) хозяйства, выхода и исключения члена крестьянского (фермерского) хозяйства из состава членов крестьянского (фермерского) хозяйства установлены в статьях 10 — 12 Закона. Следует отметить, что крестьянское (фермерское) хозяйство, созданное одним гражданином, не должно предполагать ни возможность выхода, ни возможность исключения последнего, поскольку в обоих случаях крестьянское (фермерское) хозяйство фактически останется без обязательных органов управления.

12. Порядок управления деятельностью крестьянского (фермерского) хозяйства, его ликвидации.

Общие положения по управлению крестьянским (фермерским) хозяйством приведены в главе 5 Закона.

Структура управления крестьянским (фермерским) хозяйством с двумя и более членами предполагает создание общего собрания членов крестьянского (фермерского) хозяйства как высшего органа управления, а также избрание главы крестьянского (фермерского) хозяйства, являющегося его исполнительным органом. В случае создания крестьянского (фермерского) хозяйства одним гражданином глава крестьянского (фермерского) хозяйства сочетает функции обоих обозначенных выше органов и вправе решать все вопросы, связанные с деятельностью крестьянского (фермерского) хозяйства.

Поскольку порядок ликвидации и конкретные действия, необходимые для исключения субъекта хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регулируются императивными нормами законодательства, в целях соблюдения требований к содержанию устава о порядке ликвидации считаем достаточным продублировать в последнем положения статьи 31 Закона.

13. Указание на учредителя крестьянского (фермерского) хозяйства, который является главой крестьянского (фермерского) хозяйства.

Весьма необычным выглядит требование части первой пункта 1 статьи 21 Закона в части обязательности указания на лицо, которое является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, непосредственно в уставе. Эта особенность прямо вытекает из семейно-родственного характера отношений между членами рассматриваемого юридического лица. Указанная особенность также предопределяет дополнительные регистрационные действия в части смены главы крестьянского (фермерского) хозяйства, в частности регистрацию изменений в устав крестьянского (фермерского) хозяйства в случае смены его главы.

Необходимо отметить, что указанный перечень содержит минимально необходимую информацию для признания устава соответствующим требованиям законодательства. При этом часть вторая пункта 1 статьи 5 Закона предусматривает, что учредители крестьянского (фермерского) хозяйства могут включить в проект устава и иные не противоречащие законодательству положения, связанные с особенностями деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

Принятие решения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства и утверждение его устава.

Согласно пункту 3 статьи 4 Закона решение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства оформляется протоколом собрания учредителей крестьянского (фермерского) хозяйства (кроме случаев его создания одним гражданином). Упомянутый протокол согласно части первой пункта 2 статьи 5 Закона также должен содержать решение учредителей об утверждении устава крестьянского (фермерского) хозяйства.

На наш взгляд, фраза «решение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства» законодателем использована как обозначение некоего более сложного процесса, чем принятие решения по одному из вопросов, рассматриваемых на собрании учредителей крестьянского (фермерского) хозяйства, — вопросу о создании крестьянского (фермерского) хозяйства. Фактически процесс принятия решения об учреждении крестьянского (фермерского) хозяйства и есть сам этап проведения собрания учредителей крестьянского (фермерского) хозяйства и принятия им решений по совершенно конкретным вопросам. Обоснованность такого подхода объясняется тем, что в рамках этого этапа наряду с принятием решения по вопросу об учреждении крестьянского (фермерского) хозяйства должен быть принят и ряд других решений по другим вопросам, определенным законодателем. В связи с этим будет полезно представить этот сложный процесс в его конкретизирующих частях, а именно показать и конкретизировать те вопросы, которые рассматриваются и по которым принимаются решения учредителями крестьянского (фермерского) хозяйства на собрании, основной целю которого является принятие решения об учреждении крестьянского (фермерского) хозяйства. Таких вопросов несколько.

Вопрос 1. Об учреждении крестьянского (фермерского) хозяйства.

В рамках этого вопроса учредители выражают свою волю на учреждение юридического лица в такой организационно-правовой форме, как крестьянское (фермерское) хозяйство. Как правило, в протоколе решение о создании выглядит следующим образом: «Создать крестьянское (фермерское) хозяйство «[наименование хозяйства]».

Вопрос 2. Об избрании главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Поскольку глава крестьянского (фермерского) хозяйства является одним из обязательных органов управления, сведения о котором должны быть указаны в уставе, его избрание следует осуществить до момента утверждения подготовленного проекта устава. В формулировке об избрании главы крестьянского (фермерского) хозяйства следует отразить сведения, которые однозначно идентифицируют конкретное лицо в качестве исполнительного органа (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер).

Вопрос 3. Об определении места нахождения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Решение по этому вопросу целесообразно отразить в протоколе с учетом информации, изложенной ранее в настоящей статье.

Вопрос 4. О формировании уставного фонда крестьянского (фермерского) хозяйства.

Решение по этому вопросу целесообразно отразить в протоколе с учетом рекомендаций, изложенных в настоящей статье.

Вопрос 5. Об утверждении устава крестьянского (фермерского) хозяйства.

Во избежание полного дублирования содержания устава в тексте протокола учредители, как правило, ограничиваются следующей формулировкой: «Утвердить устав «[наименование хозяйства]» согласно проекту, представленному учредителям. Содержание устава оглашено присутствующим».

Проведение собрания учредителей и ведение протокола этого собрания в полной мере Законом не регламентируются, в связи с этим, по мнению автора, можно действовать по аналогии с проведением общего собрания участников в хозяйственных обществах в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII «О хозяйственных обществах», с учетом особенностей голосования и принятия решений, установленных Законом, а также руководствоваться обычаями делового оборота.

На собрании учредителей обычно сначала избирается его председатель или иное лицо, ведущее протокол собрания. В протоколе собрания должны быть отражены результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения крестьянского (фермерского) хозяйства. Согласно части первой пункта 2 статьи 5 Закона протокол собрания учредителей крестьянского (фермерского) хозяйства подписывается всеми учредителями.

Несмотря на то что пунктом 3 статьи 4 Закона исключается необходимость оформления протокола в случае создания крестьянского (фермерского) хозяйства одним гражданином, решение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства одним гражданином целесообразно оформить письменно, включив в него вопросы, аналогичные протоколу учредительного собрания крестьянского (фермерского) хозяйства.

Государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства

По аналогии с другими коммерческими организациями крестьянское (фермерское) хозяйство считается созданным с даты его государственной регистрации. Процедура государственной регистрации урегулирована Положением о регистрации и осуществляется по заявительному принципу.

Формирование уставного фонда

В соответствии с частью второй пункта 7 Положения о регистрации объявленный в уставе крестьянского (фермерского) хозяйства уставный фонд должен быть сформирован в течение 12 месяцев с даты государственной регистрации, если меньший срок формирования уставного фонда не определен уставом. В зависимости от вида вклада (денежный либо неденежный) документами, подтверждающими его внесение в уставный фонд, могут быть квитанции, выписки банка, акты приема-передачи и другие документы. Несмотря на то что такие документы не требуется представлять в регистрирующий орган, учредителю (члену) крестьянского (фермерского) хозяйства следует хранить их для подтверждения факта внесения вклада, его размера и даты внесения.