Споры в садоводческом товариществе — что делать?

Летний период многие граждане проводят на своих земельных участках, которые в большинстве случаев размещаются в садоводческих товариществах. Однако во время отдыха гражданам не следует забывать о том, что они являются членами этих товариществ и должны принимать активное участие в их деятельности. В противном случае члены товарищества будут вынуждены решать проблемные вопросы товарищества в суде.

Главной проблемой садоводческих товариществ является наличие в них споров.

Основным видом споров в товариществе являются споры, связанные с решениями, принятыми правлением или общим собранием членов товарищества. После того как член товарищества узнает о том, что решением общего собрания он исключен из членов товарищества либо лично на него возложена обязанность по оплате задолженности за электроэнергию в огромном размере или иные обязанности, в голове возникает ряд вопросов.

Итак, попробуем сформулировать алгоритм простых действий и прав граждан в области деятельности садоводческих товариществ, которые позволят членам товарищества либо вообще избежать проблем, либо на этапе возникновения проблемы самостоятельно и своевременно решить ее. И только в случае неэффективности мер, приведенных в данной статье, членам товарищества потребуется помощь квалифицированного специалиста в области права.

Если гражданин приобрел земельный участок и стал членом садоводческого товарищества, то он должен принимать активное участие в жизни самого товарищества. У каждого члена товарищества существует ряд основных прав, о которых должен знать каждый (п. 18 Положения о садоводческом товариществе, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 N 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» (далее — Положение)).

1. Избирать и быть избранным в органы управления товарищества.

Член товарищества должен ответственно относиться к своему избирательному праву, т.к. от голоса каждого зависит, кто будет управлять их имуществом ближайшие 3 года.

В садоводческом товариществе на постоянной основе функционируют следующие органы:

правление: состав — минимум 5 членов товарищества, срок полномочий — 3 года.

Не могут быть — члены ревизионной комиссии, члены счетной комиссии и уполномоченные товарищества;

председатель правления: им может быть любое лицо (как член товарищества, так и другое лицо), срок полномочий — 3 года.

После избрания с ним должен быть заключен срочный трудовой договор (контракт). От имени садоводческого товарищества контракт подписывает председатель общего собрания;

казначей: им может быть любое лицо (как член товарищества, так и другое лицо), срок полномочий — 3 года.

Казначеем не может быть лицо, состоящее с председателем правления и членами правления в близком родстве или свойстве (супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), дед, бабка, внуки, родные братья и сестры, родители супруга (супруги), тети, дяди);

ревизионная комиссия: состав — минимум 3 члена товарищества, срок полномочий — 3 года.

В состав ревизионной комиссии не могут входить председатель правления, казначей и иные члены правления, лицо, состоящее с ними в близком родстве или свойстве (супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), дед, бабка, внуки, родные братья и сестры и родители супруга (супруги), тети, дяди), а также уполномоченные товарищества;

счетная комиссия: состав — минимум 3 члена товарищества, срок полномочий — 3 года.

Кроме того, в садоводческом товариществе может действовать собрание уполномоченных. Выборы уполномоченных должны производиться не реже 1 раза в 3 года. Состав собрания уполномоченных может быть следующим: либо из расчета по 1 (одному) уполномоченному от каждых 5 (пяти) членов товарищества, либо иным количественным составом согласно уставу.

Контроль за соответствием состава и сроков полномочий требованиям законодательства является принципиально важным моментом для каждого члена товарищества, т.к. именно легитимность каждого органа управления является первым звеном в законности его решения.

Следовательно, если стало известно, что то или иное лицо занимает должность в нарушение указанных требований, то все его решения можно оспорить, а также поставить вопрос о досрочном прекращении его полномочий. В зависимости от того, кто именно занимает должность в нарушение требований законодательства, будет разная процедура досрочного освобождения данного лица от должности.

2. Участвовать в обсуждении вопросов и вносить предложения на общих собраниях (собраниях уполномоченных).

Существует ряд вопросов, которые могут быть решены только общим собранием, а не собранием уполномоченных или правлением. К таким вопросам относятся следующие (п. 29 Положения):

  • внесение изменений и (или) дополнений в устав товарищества;
  • исключение из членов товарищества;
  • определение количественного состава правления, избрание председателя правления, казначея товарищества и иных членов правления, досрочное прекращение их полномочий;
  • предоставление полномочий председателю общего собрания на заключение срочного трудового договора (контракта) с избранным председателем правления;
  • избрание членов ревизионной, счетной комиссии товарищества и досрочное прекращение их полномочий;
  • избрание уполномоченных, а также досрочное прекращение их полномочий;
  • утверждение правил внутреннего распорядка товарищества;
  • установление и утверждение размеров вознаграждений, выплачиваемых членам правления, ревизионной и счетной комиссий;
  • принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, утверждение передаточного акта или разделительного баланса.

Все вышеназванные вопросы относятся к исключительной компетенции общего собрания, а это значит, что даже уставом нельзя закрепить иной порядок их решения, например, на заседании правления или собрания уполномоченных.

Следовательно, если, например, будет установлено, что правила внутреннего распорядка садоводческого товарищества были утверждены собранием уполномоченных, то решение, которым были утверждены данные правила, можно признать недействительным путем подачи соответствующего иска в суд.

3. Участвовать в принятии решений общим собранием — т.е. голосовать.

Следует помнить, что необходимо принимать участие во всех общих собраниях товарищества и голосовать, т.к. голос каждого члена может стать решающим, а вопросы, которые выносятся на повестку дня на таких собраниях, являются, как правило, важными и затрагивающими интересы каждого. Поэтому, чтобы потом не было необходимости обращаться в суды и ждать отмены решения общего собрания, стоит прийти на него и выразить свою позицию.

4. Знакомиться с отчетами председателя правления и ревизионной комиссии товарищества, получать иную информацию о деятельности органов управления товарищества и ревизионной комиссии от председателя правления и ревизионной комиссии товарищества.

Свое право на получение информации каждый член товарищества может реализовать путем письменного обращения (желательно заказной корреспонденцией) в правление, к председателю или в ревизионную комиссию с просьбой представить ему отчет или, например, договор на ремонт дороги, заключенный от лица товарищества. В случае если будет отказано в предоставлении запрашиваемой информации либо не будет вообще дан ответ на такое обращение, то следует письменно обратиться в местный исполнительный комитет с просьбой посодействовать в получении необходимых документов. Такого рода обращения, как правило, никогда не остаются без внимания контролирующего органа в лице исполкома.

5. Пользоваться объектами общего пользования товарищества в порядке, определяемом уставом товарищества, проектом организации и застройки территории товарищества, правилами внутреннего распорядка товарищества и решениями общего собрания (собрания уполномоченных), а также самостоятельно хозяйствовать на предоставленном ему земельном участке в соответствии с Положением, уставом и правилами внутреннего распорядка.

Случается, что члены товарищества вообще не знакомы ни с уставом, ни с правилами внутреннего распорядка товарищества, т.к. председатель правления просто не выдает оба документа даже для обзора, потому они даже не имеют представления, что именно должно соблюдаться, какие, например, существуют нормы размещения забора или на каком расстоянии должны располагаться плодовые деревья от границ со смежным участком. Однако существует обязанность размещать, например, правила внутреннего распорядка товарищества на территории товарищества в местах, доступных для обозрения (п. 2 Типовых правил внутреннего распорядка садоводческих товариществ, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.07.2008 N 1048 «О некоторых вопросах реализации Указа Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. N 50»). Что касается устава, то с ним также имеет право знакомиться любой член товарищества по письменному заявлению на имя председателя правления в рамках реализации своего права на ознакомление согласно п. 4 данной статьи.

Поэтому, чтобы не давать повода товариществу привлекать к ответственности его членов за несоблюдение правил, принятых в данном товариществе, каждому следует самостоятельно заботиться о своей правовой грамотности и требовать те документы, которые должны соблюдаться и строго исполняться.

6. Обращаться в суд.

Активная реализация всех вышеназванных прав каждым членом товарищества не позволит ни председателю садоводческого товарищества, ни другим его членам злоупотреблять своими правами, например, устанавливать необоснованно большие размеры взносов или отключать члена товарищества от электроэнергии.

Однако следует отметить, что председатель и правление товарищества находят варианты обойти мнение самого члена товарищества и вынести в отношении последнего решение без его ведома и участия. Такая возможность есть в случае принятия решения правлением товарищества. В такой ситуации член товарищества узнает о возложенных на него обязанностях в лучшем случае при получении заказной корреспонденции с выпиской из решения правления, в худшем — когда председатель товарищества отключит свет или воду (а возможно, и то и другое одновременно).

Если же все-таки, добросовестно реализуя все свои права, член товарищества обнаружит в действиях органов управления садоводческого товарищества злоупотребления, грубые нарушения законодательства или полное пренебрежение его правами, а равно если общим собранием или членами правления будет принято решение, которым налагается незаконная обязанность или предъявляются необоснованные претензии, то можно предпринять следующие действия.

1. Досрочное прекращение полномочий.

Если члены товарищества узнали о злоупотреблениях со стороны председателя, правления или ревизионной комиссии, то вопрос о досрочном прекращении их полномочий следует рассматривать одним из первых либо хотя бы параллельно с другими вопросами. Решение данного вопроса не следует откладывать на долгое время, т.к. дальнейшее пребывание в должности недобросовестных лиц может способствовать принятию ими новых незаконных решений, отменять которые придется путем обращения в суд.

Итак, если в действиях органов управления имеются злоупотребления, то вопрос о досрочном прекращении их полномочий должен быть включен в повестку общего собрания.

Общее собрание по данному вопросу может быть созвано одним из названных способов:

  • по инициативе 1/4 членов товарищества;
  • по предложению местного исполкома.

2. Заявление в органы внутренних дел.

При выявлении финансовых злоупотреблений или нарушений, причинении убытков товариществу члены товарищества вправе обратиться с соответствующим заявлением в органы внутренних дел для привлечения к ответственности.

Финансовые злоупотребления могут быть выявлены членами товарищества одним из следующих способов:

при ознакомлении с отчетами председателя или ревизионной комиссии;

при ознакомлении с договорами, заключаемыми садоводческим товариществом с другими организациями.

Следует отметить, что сделки, совершаемые от имени садоводческого товарищества, могут быть заключены председателем без согласования с правлением или общим собранием на сумму до 25 базовых величин, правлением — от 25 до 50 базовых величин, председателем после принятия решения о совершении сделки на общем собрании (собрании уполномоченных) — свыше 50 базовых величин.

Таким образом, если станет очевидным, что в товариществе проложен водопровод или установлено иное имущество на значительную сумму, однако никакого согласования с общим собранием не происходило, либо сделка на любую другую сумму заключена в ущерб интересам товарищества, члены товарищества имеют право обратиться с соответствующим заявлением (желательно коллективным) в органы внутренних дел для привлечения лиц, причастных к финансовым злоупотреблениям (как правило, председателя либо казначея), к ответственности.

3. Заявление в налоговые органы.

При наличии фактов нарушения финансового законодательства со стороны казначея или председателя правления садоводческого товарищества, например, казначей или председатель правления принимает в качестве оплаты взносов, либо оплаты услуг электрика, либо на иные нужды товарищества наличные денежные средства от членов товарищества без оформления квитанций, члены товарищества могут обратиться с заявлением в налоговый орган по месту нахождения садоводческого товарищества для проведения внеплановой проверки.

Как правило, по такому заявлению сотрудники налоговых органов проводят соответствующую проверку изложенных в заявлении фактов (как минимум опрашивают членов товарищества и предполагаемых правонарушителей), по результатам которой принимают решение о наличии или отсутствии в действиях должностных лиц садоводческого товарищества нарушений законодательства.

4. Заявление в исполнительный комитет.

При выявлении случаев прокладки водопровода либо подключения электроэнергии без наличия соответствующих проектов члены товарищества имеют право обратиться в местный исполнительный комитет с заявлением о необходимости провести проверку законности проведения тех или иных работ на территории садоводческого товарищества.

Как правило, местные исполнительные органы власти принимают активное участие в решении таких вопросов и привлекают для этого все необходимые органы с последующим составлением протоколов и возбуждением административного производства в отношении председателя садоводческого товарищества как должностного лица.

5. Обращение за разъяснением правильности применения отдельных пунктов Положения.

В случае наличия разных подходов к толкованию того или иного пункта Положения любой член товарищества имеет право обратиться с заявлением, например, в местный исполнительный комитет, с просьбой высказать свое мнение по вопросу правильности применения определенной нормы. Заявление должно быть составлено в письменной форме и отправлено в адрес исполкома.

Например, в садоводческом товариществе между председателем и членами товарищества возникли разногласия в правильности применения п. 33 Положения, в частности, возник вопрос о том, необходимо ли размещать объявление о проведении общего собрания в заочной форме. Председатель полагает, что нет, т.к. в Положении не содержится ответа на данный вопрос. Члены товарищества с ним не согласны. В связи с этим последними было направлено письменное обращение в местный исполнительный комитет. Вскоре был получен ответ, который подробно разъяснил действие п. 33 Положения.

Безусловно, такой ответ не будет однозначным основанием для его исполнения, однако в любом случае он будет прекрасным поводом обратиться в исполком с просьбой обязать председателя соблюдать законодательство.

В случае если члены товарищества использовали все вышеназванные способы самостоятельного решения возникших проблем, а также если ни один из способов не подходит либо не дал желаемого результата, то в таком случае не обойтись без обращения в суд.

Итак, в каждом садоводческом товариществе должна иметься и в большинстве случаев имеется ревизионная комиссия, которая должна заниматься внутренним контролем финансово-хозяйственной деятельности. Однако в данной статье обращение в данный орган преднамеренно не указано как вариант предотвращения финансовых злоупотреблений со стороны председателя правления, т.к., как правило, в таких ситуациях ревизионные комиссии состоят из лиц, отстаивающих интересы самого председателя. Данная ситуация складывается в силу того, что до определенного момента членов товарищества не интересует, кто именно будет входить в состав ревизионной комиссии. При избрании членов ревизионной комиссии председатели активно предлагают в ее состав своих знакомых и друзей с целью держать под контролем и ревизионную область деятельности товарищества. Такие кандидатуры оказываются полезными и самим членам товарищества, которые в свою очередь всячески избегают возможности быть избранными на любую должность в товариществе.