Постановление экономического суда Могилевской области от 18.05.2016 (дело N 108-4/Ап/2016). ч. 4 ст. 12.17 КоАП РБ

Обстоятельства: ИП реализовывал товары в нарушение установленного законодательством Республики Беларусь порядка, а именно: без наличия документов, подтверждавших приобретение (поступление) товаров, а также при наличии не соответствовавших действительности документов.

Решение: На ИП был наложен штраф с конфискацией арестованного товара.

Название документа: Постановление экономического суда Могилевской области от 18.05.2016 (дело N 108-4/Ап/2016)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ

Судья экономического суда Могилевской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, поступившее от инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району (далее — ИМНС по району), по части 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) в отношении индивидуального предпринимателя Д. (далее — ИП Д.) (г. О., ул. П.), с участием представителей

Установил:

19.04.2016 в 11 ч 50 мин в павильоне с торговым залом, расположенном по адресу: г. О., ул. О., район остановки «П», продавцом ИП Д. — Б. осуществлялась реализация товарно-материальных ценностей в нарушение установленного законодательством Республики Беларусь порядка, а именно без наличия документов, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, а также при наличии не соответствующих действительности документов.

Так, в ходе внеплановой тематической оперативной проверки работниками налогового органа в присутствии продавца была составлена сличительная ведомость, согласно которой количество реализуемого в павильоне товара составило 3912,75 ед. на сумму 375 236 450 руб.

Продавцу Б. 19.04.2016 в 12 ч 2 мин предъявлено требование должностного лица налогового органа о представлении товарно-транспортных накладных, товарных накладных и иных документов, подтверждающих поступление товара в павильон, в срок до 12 ч 30 мин 19.04.2016.

В установленный срок продавцом Б. представлены документы, подтверждающие поступление товара в количестве 351 ед. на сумму 41 930 000 руб., в том числе:

  • Товарная накладная от 23.04.2015 на 188 ед. товара на сумму 19 270 000 руб.;
  • Товарная накладная от 19.05.2015 на 101 ед. товара на сумму 14 320 000 руб.;
  • Товарная накладная от 25.11.2014 на 17 ед. на сумму 5 100 000 руб.;
  • Товарно-транспортная накладная от 09.12.2014 на 45 ед. товара на сумму 3 240 000 руб.

Продавцом Б. были представлены также находящиеся в павильоне следующие документы: товарная накладная от 06.03.2016 на материал текстильный и тюль в количестве 1615 м на сумму 18 533 080 руб.; товарная накладная от 07.03.2016 на одежду в количестве 246 ед. на сумму 9 542 056 руб.; товарная накладная от 07.03.2016 на материал текстильный в количестве 924 м на сумму 21 651 400 руб., итого — на 2785 ед. товара на сумму 49 726 536 руб.

По сведениям автоматизированной системы ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, товарные накладные были приобретены ИП Д. 21.03.2016 и 01.04.2016.

Перечисленные накладные приобретены предпринимателем позднее дат, указанных в них.

Таким образом, ИП Д. осуществлялась реализация товаров при наличии не соответствующих действительности документов о поступлении товара. Момент оформления товарных накладных не совпадает с моментом начала совершения указанных в накладных хозяйственных операций. Реализуемый по этим накладным товар арестован налоговым органом и поименован в приложениях к протоколу описи от 19.04.2016, всего — 2336,4 ед. на сумму 174 909 000 руб. (цена товара указана в протоколе описи с учетом наценки, то есть цена реализации).

Кроме того, в ходе проверки налоговой инспекцией выявлен факт реализации ИП Д. товара без наличия документов, подтверждающих приобретение (поступление) товара, а именно: 19.04.2016 в 11 ч 50 мин в павильоне с торговым залом, расположенном по адресу: г. О., ул. О., район остановки «П», осуществлялась реализация товаров, поименованных в протоколе описи арестованного и (или) изъятого имущества от 19.04.2016 и приложениях к протоколу описи, в протоколе описи арестованного и (или) изъятого имущества от 20.04.2016 и приложениях к протоколам описи, в количестве 1225,35 ед. на сумму 158 397 450 руб.; по требованию должностного лица налогового органа в установленный срок документы, подтверждающие приобретение, поступление данного товара, являющиеся бланками строгой отчетности (ТТН-1, ТН-2, иные документы), представлены не были.

19.04.2016 в 14 ч 40 мин по истечении установленного в требовании срока проверяющим были представлены товарные накладные на приобретение товара в Российской Федерации от 05.03.2016 и 06.03.2016 на общую сумму 171 460 рос. руб. Данные накладные правомерно не приняты налоговой инспекцией во внимание, поскольку в момент начала проверки они отсутствовали в павильоне, где реализовывался товар.

По факту нарушения ИП Д. законодательства в области предпринимательской деятельности ИМНС по району составлен протокол об административном правонарушении от 27.04.2016.

В соответствии с подпунктом 1.12 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК), пунктами 1, 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192 (далее — Инструкция N 192), индивидуальный предприниматель обязан обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами, подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации, в местах реализации.

В силу пунктов 1, 3, 5 статьи 10 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон об отчетности) каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом; первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее совершения.

В том случае, если момент оформления первичного учетного документа не совпадает с моментом начала совершения указанной в нем хозяйственной операции, либо если он оформлен на бланке первичного учетного документа, приобретенного в нарушение установленного законодательством Республики Беларусь порядка, либо информация о признании недействительным или об аннулировании которого имеется в электронном банке данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках, либо если в нем указаны сведения, не соответствующие фактически совершаемой хозяйственной операции, такой первичный учетный документ является не соответствующим действительности.

Ответственность за нарушение указанных требований законодательства предусмотрена частью 4 статьи 12.17 КоАП.

В соответствии с частью 4 статьи 12.17 КоАП приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до пятидесяти базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.

В судебном заседании ИП Д. пояснил, что вину в совершении административного правонарушения не признает, считает, что дело подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения либо суд должен освободить его от административной ответственности в связи исполнением возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание. Возражения на протокол мотивированы тем, что в ТН были внесены исправления — ошибочно указанный месяц «март» исправлен на «апрель», что соответствует пункту 8 статьи 10 Закона об отчетности; копии ТН Российской Федерации находились в павильоне, оригиналы были взяты 19.04.2016 домой, чтобы рассчитать НДС по сроку уплаты 20.04.2016, и были доставлены в павильон незамедлительно после начала проверки; наименование и количество товара, указанного в накладных Российской Федерации и в представленных накладных, совпадают, так как ранее налоговая инспекция требовала, чтобы на полученный по российским накладным товар были выписаны накладные на бланках строгой отчетности. ИП Д. считает неправомерным установление срока для представления документов до определенного часа в день проверки, поскольку в соответствии с требованиями Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, НК сроки исчисляются годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. ИП Д. указывает также на то, что сведения в протоколе не позволяют разделить и идентифицировать, какой именно товар был арестован и изъят вследствие несоответствия накладных действительности, а какой — ввиду отсутствия документов, подтверждающих приобретение, поступление товара; считает, что в ходе проверки была допущена пересортица, проверяющими неверно указано наименование товара; в предписание на проведение проверки внесены изменения, что недопустимо.

Доводы лица, в отношении которого ведется административный процесс, не соответствуют законодательству и не могут быть приняты судом во внимание.

Так, согласно заключению налогового органа, представленному в судебном заседании в связи с возражениями ИП Д. на протокол, в ходе проведения внеплановой тематической оперативной проверки заместителем начальника инспекции Ш. на основании докладной записки от 19.04.2016 внесены изменения в предписание по количеству проверяющих в связи с большим объемом товарно-материальных ценностей, находящихся в торговом объекте по адресу: г. О., ул. О., район остановки «П», что допускается законодательством (пункт 24 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510).

Как указано выше, товарно-транспортные накладные установленной формы и отражающие фактически совершенную хозяйственную операцию должны находиться в месте реализации товара. Товар, на который продавцом были представлены соответствующие накладные, не был арестован налоговым органом. В ходе проверки арестован товар, на который отсутствовали документы, подтверждающие его приобретение, а также имелись не соответствующие действительности документы.

Доводы ИП Д. относительно внесения изменений в накладные не могут быть приняты во внимание, так как эти изменения внесены во время проверки и с нарушением требований законодательства.

Согласно пункту 10 Инструкции N 192 исправление ошибочных записей во всех экземплярах накладных ТТН-1 и ТН-2 производится организацией, непосредственно допустившей ошибку, в соответствии с Инструкцией о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 196 (далее — Инструкция N 196).

Пунктом 4 Инструкции N 196 предусмотрено, что исправление ошибочных записей осуществляется методами, позволяющими установить дату, основание исправления и лицо, его осуществившее. Исправление ошибочных записей осуществляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм, текста и надписи над зачеркнутым исправленных текста и суммы таким образом, чтобы можно было прочитать зачеркнутое. Одновременно лицом, осуществившим исправление, производится оговорка «Исправлено» с указанием даты, основания поправки, фамилии и инициалов лица, ее осуществившего.

Требования указанных выше инструкций, регламентирующих аннулирование ТТН и внесение в них исправлений, индивидуальным предпринимателем не соблюдены.

Доводы ИП Д. о неправомерности установленного проверяющими срока для представления документов признаны судом несостоятельными, так как истребованные документы должны находиться в месте реализации товара и для их представления не требуются дни, недели и т. д.

Факт нарушения ИП Д. законодательства подтверждается протоколом об административном правонарушении от 27.04.2016, актом внеплановой тематической оперативной проверки от 21.04.2016 и дополнением к акту от 27.04.2016, актом контрольной закупки товара от 19.04.2016, протоколом осмотра торгового объекта от 19.04.2016, требованием должностного лица налогового органа от 19.04.2016, сличительной ведомостью товара и товарными накладными, объяснениями продавца Б. от 19.04.2016.

По делу собрано достаточно доказательств для признания ИП Д. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 КоАП.

При определении меры административного взыскания судом учтены изложенные выше обстоятельства совершения административного правонарушения, а также то, что предприниматель вину в совершении административного правонарушения не признает, смягчающих либо отягчающих административную ответственность обстоятельств не имеется.

На основании изложенного следует применить к ИП Д. административное взыскание в виде штрафа в размере 10 базовых величин (2 100 000 руб.) с конфискацией товара на сумму 333 306 450 руб.

Применение дополнительного взыскания в виде конфискации товара обусловлено прежде всего характером совершенного административного правонарушения — требования законодательных актов о необходимости наличия в местах реализации товаров документов, подтверждающих их приобретение (поступление), отпуск товаров для реализации, направлены на уменьшение теневого оборота товаров; предприниматель же осуществлял реализацию товара на сумму, превышающую 300 млн. руб., без наличия документов, подтверждающих приобретение (поступление) товара, а также при наличии не соответствующих действительности документов. Кроме того, административное правонарушение совершено в области предпринимательской деятельности, которая в соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь осуществляется гражданами на свой риск и под свою имущественную ответственность; совершенное предпринимателем административное правонарушение было закончено после обнаружения и пресечения его налоговым органом.

Руководствуясь статьями 11.9 — 11.12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП),

Постановил:

Наложить административное взыскание на ИП Д. по части 4 статьи 12.17 КоАП в виде штрафа в размере 10 базовых величин, что составляет 2 100 000 руб., с конфискацией товара на сумму 333 306 450 руб., поименованного в протоколе описи арестованного и изъятого ИМНС по району имущества от 19.04.2016 и приложениях к нему.

Штраф должен быть уплачен в срок не позднее одного месяца со дня вступления постановления в законную силу в местный бюджет. Платежный документ (оригинал) необходимо представить в экономический суд.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток лицом, привлекаемым к административной ответственности, в Верховный Суд Республики Беларусь через экономический суд, вынесший постановление, в порядке, предусмотренном статьями 12.1 — 12.4 ПИКоАП.

По истечении срока, установленного для добровольного исполнения постановления о наложении административного штрафа, если оно не исполнено либо не представлено в суд сообщение об исполнении постановления, постановление подлежит принудительному исполнению.