Сравнение перевозки и экспедиции

Правоотношения, возникающие из перевозки и транспортной экспедиции, являются достаточно схожими, сложными и регулируются целым рядом нормативных правовых актов. Перевозку и экспедицию объединяет тот факт, что оба вида деятельности относятся к транспортной.

Справочно. Транспортная деятельность — совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, внутренним водным, городским электрическим транспортом, метро и иным транспортом, а также транспортно-экспедиционная деятельность, другие связанные с перевозкой транспортные работы и услуги, выполняемые (оказываемые) на договорной основе или иных законных основаниях (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.05.1998 N 140-З «Об основах транспортной деятельности»).

Как видим, перевозка — это деятельность по непосредственному перемещению груза от отправителя к получателю. В свою очередь, транспортно-экспедиционная деятельность — это вид предпринимательской деятельности экспедитора по оказанию транспортно-экспедиционных услуг (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13.06.2006 N 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон о ТЭД)). При этом экспедитор является лицом, профессионально осуществляющим транспортно-экспедиционную деятельность.

Состав участников транспортно-экспедиционной деятельности достаточно широк: клиенты (грузоотправители, грузополучатели), экспедиторы, перевозчики и иные юридические и физические лица, которые вступают в отношения в связи с оказанием транспортно-экспедиционных услуг.

Если сравнивать транспортно-экспедиционную деятельность с перевозкой, можно отметить, что деятельность экспедитора шире деятельности перевозчика, так как задачей экспедитора является организация всего процесса перевозки. Он начинает перевозочный процесс и завершает его.

Взаимосвязь транспортной экспедиции и перевозки также выражается в том, что обязанности экспедитора могут исполняться перевозчиком: договорными условиями на перевозчика могут быть возложены отдельные обязанности, присущие экспедитору. И наоборот, при наличии соответствующего подвижного состава экспедитор может сам выполнить перевозку (ст. 23 Закона о ТЭД).

В сфере правового регулирования договор перевозки и договор транспортной экспедиции являются двумя независимыми и не подчиненными друг другу договорами.

Для наглядности основные различия между перевозкой груза и транспортной экспедицией приводятся в таблице.

 

Перевозка

Транспортная экспедиция

Предмет договора

На возмездных условиях груз принимается у отправителя, доставляется в пункт назначения. Выдается груз получателю

За плату и за счет клиента выполняется или организовывается выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза, определенным транспортом и по маршруту

Стороны договора

Перевозчик и заказчик (грузоотправитель или грузополучатель). В юридическом сообществе однозначного мнения по вопросу, является ли грузополучатель стороной договора перевозки, нет, автор придерживается мнения, что грузополучатель будет являться стороной данного договора

Экспедитор и клиент (грузоотправитель или грузополучатель)

Существенные условия договора

При определении существенных условий договора перевозки следует исходить из вида транспорта, которым доставляется груз. Но в любом случае существенными условиями договора перевозки груза является предмет, стороны, маршрут, цена и срок договора

Важным условием является:

— вид услуги экспедитора;

— ответственность сторон (в том числе в случае форс-мажора);

— размер платы экспедитора;

— порядок расчетов;

— срок договора;

— прочие условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто согласие

Лицензирование

Предоставление услуг по перевозке опасных грузов речным, морским, автомобильным (международные автомобильные перевозки грузов), железнодорожным транспортом подлежит лицензированию (специальному регулированию)

Специальных разрешений (лицензий) не требуется

Ответственность

Перевозчик ответственен за груз с момента его принятия к перевозке, за просрочку принятия груза к перевозке, за просрочку его доставки, утрату или недостачу груза при перевозке и за его повреждение. Вина перевозчика презюмируется.

Он также ответственен за иные нарушения договорных обязанностей.

Ответственность перевозчика ограничена (пределы ответственности для каждого вида перевозки установлены нормативными актами)

Экспедитор ответственен за несохранность груза (утрату, недостачу, повреждение (порчу)). Пределы ответственности зависят от принятия груза в ведение. Он также ответственен за нарушение срока исполнения обязанностей по договору транспортной экспедиции; за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору

Исковая давность

1 год

10 месяцев

Если вам предстоит перевезти груз и перед вами стоит выбор компании (перевозчик или экспедитор), следует обратить внимание на следующие моменты.

1. Определите, в какой именно услуге вы нуждаетесь.

Если у вас возникает необходимость перегрузки, хранения товара, его таможенного оформления, специальной упаковки в ходе движения товара и т.д., вам стоит рассмотреть возможность заключения договора транспортной экспедиции. Экспедитор под свою ответственность заключит договоры со складами, таможней, перевозчиками.

2. В договоре транспортной экспедиции обязательно укажите перечень услуг, которые должен оказать вам экспедитор. Примерный перечень транспортно-экспедиционных услуг содержится в ст. 8 Закона о ТЭД, в частности, это: подготовка груза к перевозке, погрузка (выгрузка), оформление перевозочных, грузосопроводительных и иных документов, сопровождение, страхование и хранение груза, таможенное оформление и иные услуги, связанные с перевозкой груза.

Перечень, данный в ст. 8 Закона о ТЭД, не является исчерпывающим. Это значит, что стороны в договоре могут согласовать иные услуги, которые необходимы заказчику, например получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, уплата пошлин, сборов и других расходов и т.д. (ст. 755 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК)).

3. Если вы остановились на выборе компании-перевозчика, в договоре перевозке также можно указать дополнительные услуги, которые может оказать вам перевозчик, доставляя груз грузополучателю.

4. Правильно оформляйте документы. В обязательном порядке при заключении договора перевозки груза составляется транспортный документ или транспортная накладная:

  • при автомобильной перевозке — товарно-транспортная накладная (ТТН) (типовая форма ТТН-1, утвержденная в приложении 1 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная») или CMR-накладная;
  • при морской перевозке груза или перевозке водным транспортом — коносамент;
  • при авиаперевозке груза — грузовая накладная;
  • при железнодорожной перевозке груза — железнодорожная накладная, утвержденная Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (заключено 01.11.1951) (накладная СМГС).

Если в договорные обязательства перевозчика не входят дополнительные услуги, то вышеуказанных документов будет достаточно для того, чтобы считать услугу по перевозке груза оказанной.

В том случае, когда вы заключаете договор с экспедитором, не забудьте потребовать от экспедитора расписку о том, что он принял у вас груз к перевозке, а по окончании — оформить и подписать акт оказанных услуг (выполненных работ).

5. Передавая груз к перевозке, помните об ответственности за сохранность груза. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю (уполномоченному им лицу), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 750 ГК).

При международной перевозке груза ответственность перевозчика ограничивается международными конвенциями. Ограничение ответственности перевозчика не применяется, если ущерб был вызван злоумышленным поступком или произошел по вине перевозчика, его агентов (других лиц, к чьим услугам перевозчик прибегнул) (например, ст. 23 Конвенции Организации Объединенных Наций «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)» (заключена в г. Женеве 19.05.1956)).

У экспедитора больше ответственности, чем у перевозчика.

Ответственность сторон договора транспортной экспедиции определяется общими положениями ГК. В то же время Закон о ТЭД устанавливает более четкие границы ответственности участников экспедиции.

Ответственность экспедитора ограничена только двумя случаями:

  • если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям гражданского оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства;
  • если надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ст. 372 ГК).

Если нарушение условий договора транспортной экспедиции произошло по вине как экспедитора, так и клиента, то суд может уменьшить размер ответственности, но полностью не освободит экспедитора от нее. Суд также может уменьшить размер ответственности экспедитора, если клиент умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, либо не принял разумных мер к их уменьшению.

Экспедитор отвечает перед клиентом и за несохранность груза, принятого в свое ведение (ст. 27 Закона о ТЭД), и за нарушение срока исполнения обязанностей по договору транспортной экспедиции (ст. 28 Закона о ТЭД). Экспедитор несет ответственность перед клиентом по правилам, установленным для ответственности перевозчика в рамках такого вида договора, как договор перевозки груза, если докажет, что нарушение им своей обязанности вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки груза (ст. 26 Закона о ТЭД). При недоказанности таких обстоятельств ответственность экспедитора будет наступать на общих основаниях.