Обязанность по оснащению транспортных средств специальными техническими средствами регистрации
С 1 июля 2015 г. перемещение (перевозка) табачных изделий и алкогольных напитков может осуществляться только в транспортных средствах, оснащенных средствами навигации. Такая обязанность введена Декретом Президента Республики Беларусь от 20.02.2015 N 2 «О внесении дополнений и изменений в декреты Президента Республики Беларусь».
В соответствии с подпунктом 3.2 пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» запрещается перевозка табачных изделий, за исключением находящихся под таможенным контролем, до мест хранения юридического лица Республики Беларусь, осуществляющего оптовую торговлю табачными изделиями, в транспортных средствах, не оснащенных специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения этих транспортных средств (далее — специальные технические средства регистрации) в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Аналогичная норма предусмотрена в пункте 2-5 Декрета Президента Республики Беларусь от 29.02.2008 N 3 «О некоторых вопросах государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной продукции и табачных изделий» в отношении алкогольных напитков, а именно запрещается перемещение алкогольных напитков, за исключением находящихся под таможенным контролем, до мест хранения юридического лица Республики Беларусь, осуществляющего оптовую торговлю алкогольными напитками, транспортными средствами, не оснащенными специальными техническими средствами регистрации в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь.
Исходя из приведенных норм обязанность по оснащению транспортных средств специальными техническими средствами регистрации распространяется на любое перемещение (перевозку) алкогольных напитков и табачных изделий до любых мест хранения юридического лица Республики Беларусь, осуществляющего оптовую торговлю этими товарами.
Рассматривая это более детально, следует отметить следующее.
1. К таким местам хранения следует отнести торговые объекты, объекты общественного питания, складские и иные помещения, где предполагается хранение алкогольных напитков и табачных изделий, в том числе по договору хранения.
2. К таким юридическим лицам, осуществляющим оптовую торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями, относятся:
производители, осуществляющие оптовую торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями собственного производства без соответствующего специального разрешения (лицензии) на право оптовой торговли алкогольными напитками и табачными изделиями.
На основании пункта 368 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» производителям алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта для осуществления оптовой торговли такими продукцией и спиртом собственного производства, не требуется получения лицензии для осуществления хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, не являющегося предпринимательской деятельностью;
иные юридические лица, осуществляющие оптовую торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями на основании соответствующего специального разрешения (лицензии).
3. Такое перемещение (перевозка) включает перемещение (перевозку):
- от поставщика алкогольных напитков и табачных изделий до места хранения их покупателя — юридического лица Республики Беларусь, осуществляющего оптовую торговлю этими товарами;
- с одного места хранения в другое место хранения юридического лица (внутреннее перемещение), осуществляющего оптовую торговлю этими товарами;
- от покупателя алкогольных напитков и табачных изделий до мест хранения их поставщика — юридического лица Республики Беларусь, осуществляющего оптовую торговлю этими товарами в случае их возврата.
4. Обязанность по оснащению транспортных средств специальными техническими средствами регистрации не распространяется на перемещение (перевозку) алкогольных напитков и табачных изделий, находящихся под таможенным контролем.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
В пункте 2 статьи 95 ТмК ТС определено, что таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:
- товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с ТмК ТС;
- таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;
- деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;
- лиц, пересекающих таможенную границу.
При этом на основании пункта 3 статьи 95 ТмК ТС таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.
На основании статьи 96 ТмК ТС при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы. Товары, образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории Таможенного союза, которые приобрели статус иностранных товаров, считаются находящимися под таможенным контролем с момента их образования. Товары считаются находящимися под таможенным контролем до:
- помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;
- приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров Таможенного союза;
- помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения;
- обращения в собственность государства — члена Таможенного союза;
- фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза;
- отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования;
- признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.
Товары Таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, и до пересечения таможенной границы.
5. Обязанность по оснащению транспортных средств специальными техническими средствами регистрации не распространяется на перемещение (перевозку) алкогольных напитков и табачных изделий до мест хранения юридического лица Республики Беларусь, осуществляющего только розничную торговлю этими товарами.
Порядок оснащения средствами навигации
Под специальными техническими средствами регистрации для целей соблюдения данной обязанности следует понимать средства навигации.
Средства навигации — технические и программные средства, устройства и системы, предназначенные для формирования навигационных сигналов, определения, обработки, хранения и визуализации навигационной информации (абзац 12 пункта 2 Положения о навигационной деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 21.06.2011 N 260 «О навигационной деятельности» (далее — положение N 260)).
Порядок оснащения таких транспортных средств специальными техническими средствами определен в Положении о порядке оснащения средствами навигации объектов навигационной деятельности, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2012 N 234 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. N 260» (далее — Положение N 234). Для целей определения порядка оснащения специальными техническими средствами регистрации постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2015 N 388 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» внесены соответствующие дополнения в Положение N 234.
Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозку табачных изделий и алкогольных напитков, за исключением находящихся под таможенным контролем, до мест хранения юридического лица Республики Беларусь, осуществляющего оптовую торговлю этими изделиями и напитками, отнесены к субъектам деятельности по оснащению средствами навигации объектов навигационной деятельности (пункт 3 Положения N 234). Транспортные средства, используемые для перевозки таких табачных изделий и алкогольных напитков, отнесены к объектам навигационной деятельности, которые подлежат оснащению средствами навигации (пункт 5 Положения N 234).
Исключение из данного порядка составляют железнодорожные транспортные средства. Железнодорожные транспортные средства, оснащенные определенными законодательством иными специальными техническими средствами регистрации, средствами навигации не оснащаются. Вместе с тем в случае оснащения железнодорожных транспортных средств средствами навигации их установка осуществляется на локомотивы или головные вагоны мотор-вагонного подвижного состава.
Финансовое обеспечение расходов на оснащение объектов навигационной деятельности средствами навигации осуществляется перевозчиками за счет собственных средств и иных источников, не запрещенных законодательством (пункт 7 Положения N 234).
При оснащении транспортных средств, используемых для перемещения (перевозки) алкогольных напитков и табачных изделий, средствами навигации необходимо руководствоваться общими правилами. Оснащение осуществляется в соответствии с рекомендациями технической документации заводов-изготовителей как на транспортные средства, так и на средства навигации.
Особые правила в отношении оснащения транспортных средств средствами навигации, а также формирования навигационных сигналов, определения, обработки, хранения и визуализации навигационной информации в отношении перемещаемых (перевозимых) алкогольных напитков и табачных изделий в настоящее время актами законодательства не установлены.
Требования к средствам навигации
Согласно пункту 4 Положения N 234 для оснащения объектов навигационной деятельности используются средства навигации, работающие по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС, GPS или ГЛОНАСС / GPS, а в перспективе — по сигналам других глобальных навигационных спутниковых систем, и программные средства, устройства и системы, соответствующие требованиям, предъявляемым к Единой системе навигационно-временного обеспечения Республики Беларусь (далее — ЕС НВО).
Оценка соответствия средств навигации требованиям, предъявляемым к ЕС НВО, осуществляется сетевым оператором в сфере навигационной деятельности при осуществлении государственной регистрации навигационных ресурсов и в ходе ведения государственного реестра навигационных ресурсов.
Навигационные ресурсы — совокупность программных и технических средств, навигационных технологий, навигационных систем, искусственных навигационных полей, навигационной информации, навигационных карт, созданных в результате навигационной деятельности (абзац 7 пункта 2 Положения N 260).
Сетевым оператором в соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.01.2013 N 22 «О сетевом операторе в сфере навигационной деятельности» определено ОАО «АГАТ — системы управления» — управляющая компания холдинга «Геоинформационные системы управления».
Задачи и функции сетевого оператора определены в Положении о сетевом операторе в сфере навигационной деятельности, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.01.2013 N 22 «О сетевом операторе в сфере навигационной деятельности» (далее — Положение N 22).
Одной из задач сетевого оператора в соответствии с подпунктом 6.7 пункта 6 Положения N 22 является осуществление государственной регистрации навигационных ресурсов и ведение государственного реестра навигационных ресурсов. Государственная регистрация навигационного ресурса с выдачей свидетельства о государственной регистрации навигационных ресурсов является административной процедурой, осуществляемой сетевым оператором в сфере навигационной деятельности в соответствии с пунктом 5.60 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
Полномочия и обязанности в области оснащения средствами навигации
В Положении о полномочиях государственных органов и организаций в области создания, развития и использования навигационных ресурсов в интересах обеспечения обороны и безопасности государства, социально-экономического развития Республики Беларусь, расширения международного сотрудничества, а также в научных целях, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2012 N 234 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. N 260», определены полномочия республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов, Минского горисполкома в области создания, развития и использования навигационных ресурсов в интересах обеспечения обороны и безопасности государства, социально-экономического развития Республики Беларусь, расширения международного сотрудничества, а также в научных целях, в том числе установлено, что:
Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь устанавливает порядок осуществления государственной регистрации навигационных ресурсов и ведения государственного реестра навигационных ресурсов, включая установление форм документов и перечня навигационных ресурсов, подлежащих государственной регистрации, а также утверждения требований, предъявляемых к ЕС НВО, ее структурным элементам и используемым навигационным ресурсам;
Министерство промышленности Республики Беларусь реализует государственную политику в сфере навигационной деятельности по организации производства, серийного выпуска средств навигации в Республике Беларусь;
Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь реализует государственную политику в сфере навигационной деятельности по использованию навигационных ресурсов в интересах навигационно-временного обеспечения объектов навигационной деятельности Республики Беларусь.
Кроме того, одной из задач сетевого оператора является предоставление потребителям услуг в сфере навигационной деятельности информации о возможностях использования современных технологий в этой сфере (подпункт 6.4 пункта 6 Положения N 22).
В связи с этим сетевой оператор, Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь, Министерство промышленности Республики Беларусь, Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь обязаны давать разъяснения по отнесенным к их компетенции вопросам оснащения транспортных средств средствами навигации.
Также законодательством закреплены обязанности владельцев навигационных ресурсов (пункт 13 Положения N 260).
Владелец навигационных ресурсов — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, реализующие права владения, пользования и распоряжения навигационными ресурсами (абзац 2 пункта 2 Положения N 260).
В частности, владельцы навигационных ресурсов гарантируют потребителям услуг в сфере навигационной деятельности доступ к навигационной информации, искусственным навигационным полям и навигационным картам. Отказ в доступе к указанным ресурсам может быть обжалован потребителем услуг в сфере навигационной деятельности в судебном порядке. В связи с этим в пункте 14 Положения N 260 предусмотрено, что потребители услуг в сфере навигационной деятельности обладают равными правами на доступ к навигационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации, за исключением конфиденциальной навигационной информации. При этом перечни информации и услуг в сфере навигационной деятельности, сведения о порядке и условиях доступа к навигационным ресурсам предоставляются владельцами навигационных ресурсов бесплатно (пункт 15 Положения N 260).
Отчетность в области оснащения средствами навигации
В пункте 8 Положения N 234 предусматриваются правила по представлению отчетности субъектов навигации уполномоченным органам, которые, в свою очередь, распространяются и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку табачных изделий и алкогольных напитков.
Так, субъекты деятельности ежегодно представляют сведения об оснащении средствами навигации транспортных средств в следующем порядке:
- индивидуальные предприниматели представляют сведения в отношении оснащенных средствами навигации транспортных средств, используемых для перевозки табачных изделий и алкогольных напитков, — до 20 января года, следующего за отчетным, в облисполкомы, Минский горисполком;
- юридические лица представляют сведения в отношении оснащенных средствами навигации транспортных средств, используемых для перевозки табачных изделий и алкогольных напитков, а также облисполкомы и Минский горисполком в отношении транспортных средств, сведения об оснащении которых средствами навигации представлены индивидуальными предпринимателями, — до 1 февраля года, следующего за отчетным, в Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь.