Штатный работник
Словосочетание «штатные работники» используется во многих правовых актах Республики Беларусь, например:
для конкретизации лицензионных требований к отдельным видам деятельности: в абз. 3 подп. 113.1 п. 113, п. 261, п. 348 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
в статистических целях: в приложении 4 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 11.01.2010 N 2 «Об отдельных вопросах ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности страховыми организациями и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь» и др.;
при установлении отдельных правил оплаты труда:
- в подп. 2.7 п. 2 условий оплаты труда, общих для работников организаций (если иное не предусмотрено условиями оплаты труда, установленными по основному виду экономической деятельности организации) (приложение 1 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 N 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций», в котором определено, что руководители организаций в пределах фонда заработной платы имеют право предусматривать средства на оказание материальной помощи в размере пяти процентов планового фонда заработной платы штатных работников);
- в подп. 9.5 п. 9 Инструкции о порядке оплаты труда работников государственных органов (организаций), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.05.2012 N 59 «Об оплате труда работников государственных органов (организаций) и признании утратившим силу постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 января 2012 г. N 4», согласно которому руководители государственных органов (организаций) устанавливают работникам за ведение воинского учета и бронирование военнообязанных при отсутствии штатных работников по учету военнообязанных доплаты в размере не более 10 процентов их должностных (тарифных) окладов;
- в постановлении Министерства информации Республики Беларусь от 12.03.2003 N 9 «Об утверждении перечня видов приносящей доходы деятельности, осуществляемой штатными работниками учреждения «Национальная книжная палата Беларуси» в основное рабочее время на платной основе» и др.;
при установлении критериев определения размера платы, связанных с арендой недвижимого имущества: в п. 4, 5 Рекомендаций по расчетам расходов по содержанию, эксплуатации, текущему ремонту сданного в аренду (переданного в безвозмездное пользование) недвижимого имущества, затрат на коммунальные и другие услуги, одобренных Межведомственной рабочей группой для обеспечения рассмотрения вопросов распоряжения государственным имуществом, арендных отношений, привлечения инвестиций в реформируемые организации, а также подготовки предложений о совершенствовании нормативной правовой базы в этой сфере, созданной распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь от 20.02.2009 N 18р (протокол от 27.01.2010 N 1);
при установлении требований для формирования различных комиссий и иных организационных структур: в п. 5, 9 Положения о добровольных пожарных командах (приложение 3 к приказу Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 15.09.1999 N 61 «Об утверждении и введении в действие Правил пожарной безопасности Республики Беларусь для предприятий легкой промышленности. ППБ РБ 2.05-99»);
для уточнения правового статуса лиц, работающих по найму: в п. 11 Положения о порядке открытия корреспондентских пунктов юридическими лицами, на которые возложены функции редакции средства массовой информации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.12.2008 N 2015 «О некоторых вопросах регулирования деятельности средств массовой информации», согласно которому работники корреспондентского пункта являются штатными работниками юридического лица;
для уточнения объема полномочий отдельных должностных лиц и органов:
- в п. 72 Положения об организациях застройщиков, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 N 43 «О деятельности организаций застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок» (далее — Указ N 43), и в п. 51 Положения о создании и деятельности гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, утвержденного Указом N 43;
- в п. 28, 42, 47, 50 Положения о садоводческом товариществе, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 N 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ», и др.
На практике не возникает много вопросов по поводу того, кого понимать под штатными работниками, так как в законодательстве не содержится определения такого словосочетания. Под штатными работниками обычно понимаются лица, работающие по трудовым договорам и включенные в штат (должности и профессии, которые включены в штатное расписание). Однако не все так просто. Если исходить из логики законодателя, что есть штатные работники, то соответственно должны быть и внештатные работники. Ведь зачем так активно употреблять словосочетание «штатные работники» и ставить в зависимость от него соблюдение ряда требований и условий (например, лицензионных)? Также можно вспомнить, например, п. 5 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 09.03.1998 N 30 (далее — Инструкция N 30), согласно которой на внештатных работников также ведутся трудовые книжки. При этом в этом же пункте сразу оговаривается, что на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, трудовые книжки не ведутся. Кстати, ранее было интересное определение штатных работников, приведенное в уже утратившем силу инструктивном письме Министерства образования Республики Беларусь от 23.07.1998 N 11-6/195 «О формировании средств на оплату труда работников учреждений образования и порядке определения экономии средств, предусмотренных на оплату труда», согласно которому к штатным работникам относились работники, работающие на должностях (по профессиям), предусмотренных не только штатным расписанием, но и тарификационным списком педработников.
Полагаем, употребление словосочетания «штатные работники», как минимум, нелогично, а словосочетания «внештатные работник» не оправданно с точки зрения трудового законодательства, так как все работники с точки зрения современного трудового законодательства должны быть штатными, а их классификация возможна по другим критериям (например, работающий на постоянной основе или совместитель и т.п.). Ведь согласно ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) трудовой договор — соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату. Также в силу п. 3 ч. 2 ст. 19 ТК обязательным для включения в трудовой договор является условие о трудовой функции работника (работе по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией).
Трудовая функция представляет собой совокупность обязанностей, прописанных в трудовом договоре либо в должностной инструкции, на которую должен ссылаться трудовой договор.
Согласно ст. 25 ТК прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя, изданным после заключения с работником трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) нанимателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.
Таким образом, работник, работающий по трудовому договору, должен состоять в штате организации. То есть заключение трудового договора с внештатными работниками невозможно, поскольку в силу п. 3 ч. 2 ст. 19 ТК обязательным для включения в трудовой договор является условие о трудовой функции работника (работе по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией), даже несмотря на п. 5 Инструкции N 30, согласно которому на внештатных работников трудовые книжки ведутся наряду с общими требованиями при условии, что они подлежат государственному социальному страхованию.
Внештатный работник
Определение. Хотя словосочетание «внештатный работник» (также и его синонимы «нештатный работник», «внесписочный работник») возникло в советский период, в действующем законодательстве отсутствует его легальное определение. Кроме того, данное словосочетание достаточно многозначно и в юридической литературе, и на практике нет единого подхода к определению категории лиц, которые охватываются указанным словосочетанием.
История вопроса.
Во времена СССР под внештатными работниками понимали граждан, выполняющих работу для организации и не числящихся в штате.
Так, например, еще в постановлении Совета Министров СССР от 03.04.1962 N 299 «О сокращении и упорядочении расходования фонда заработной платы работников нештатного (несписочного) состава» и в изданной на его основе совместно Министерством финансов, Госбанком и ЦСУ СССР Инструкции от 10.10.1962 «О порядке расходования и учета фонда заработной платы работников нештатного (несписочного) состава» содержатся следующие разъяснения. В разд. «Условия возникновения нештатных работ» определено, что «за счет фонда заработной платы работников нештатного (несписочного) состава относятся все расходы, производимые предприятиями, учреждениями и организациями (далее — предприятие), на оплату работ, не предусмотренных в фонде заработной платы штатного состава и связанных с производственной и оперативной деятельностью предприятий, которые выполняются сторонними, не состоящими в их штате лицами. Привлечение таких лиц допускается лишь в случаях крайней необходимости и невозможности выполнения этих работ на договорных началах с соответствующими предприятиями. В отдельных случаях разрешается расходование средств из указанного фонда на оплату работ, выполняемых работниками, состоящими в штате данного предприятия, если эти работы не входят в круг прямых обязанностей этих работников, например за преподавание на курсах повышения квалификации персонала этих же предприятий и др.».
В данном постановлении уточняется, например, что «предприятиям запрещено расходовать фонд заработной платы, установленный для работников нештатного (несписочного) состава: на содержание постоянных работников сверх утвержденного штата и на содержание работников, принятых на штатные должности по «внутреннему и внешнему» (в ныне действующем понимании) совместительству». И далее определен порядок регистрации таких выплат в финансовых органах с учетом отраслевой экономической специфики деятельности предприятий, утверждение смет на эти нужды с расценками и нормами выплат этим субъектам производственного процесса, а также определен порядок и форма фиксации возникновения правоотношений. При этом на Госбанк была возложена обязанность только в особом порядке осуществлять выдачу таких средств, а на ЦСУ — вести строгий формализованный учет их расходования.
Также в данном постановлении указано, что за счет фонда заработной платы работников нештатного (несписочного) состава, в частности, относятся начисленные суммы заработной платы (т.е. фактически перечислены виды внештатной работы):
- работникам, принятым для выполнения разовых случайных работ сроком до 5 дней, а также принятым для выполнения работ по основной деятельности предприятия на срок не более одного дня (без трудовых соглашений);
- работникам нештатного (несписочного) состава за выполнение работ по специальным трудовым соглашениям независимо от срока выполнения этих работ;
- работникам штатного (списочного) состава из фонда заработной платы работников нештатного (несписочного) состава за работы, не входящие в круг их прямых обязанностей, например за преподавание на курсах повышения квалификации персонала этих же предприятий и организаций;
- за работы по основной деятельности предприятия, учреждения, организации, но выполняемые лицами, привлекаемыми со стороны (консультации врачей в медицинских учреждениях, оплата выступлений артистов в театрах, концертах, радио и телевизионных студиях, оплата работ по экспертизе и др.);
- за счет этого фонда относятся также начисленные суммы авторского и другого гонорара.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что рассматриваемое понятие в советский период характеризовало взаимоотношения специальных субъектов трудовых отношений в условиях режима тотального планирования, учета и контроля над расходованием выделенных предприятиям финансовых средств.
Заметим, что в кодифицированных нормативных актах словосочетание «внештатный работник» не употреблялось.
Наше время.
С развитием законодательства изменилось понятие и статус внештатного работника (см. табл. 1).
Таблица 1. Варианты использования словосочетания «внештатный работник» в законодательстве и на практике
Критерии сравнения |
Внештатный работник |
||||
Оплата труда |
работающий на общественных началах |
получающий оплату за внештатную работу |
|||
Юридическая форма оформления |
гражданское сотрудничество с правоохранительными органами |
дополнительная работа |
особый вариант трудовых отношений с работниками за границей |
работа по гражданско- правовым договорам |
категория «временных» работников, в том числе совместителей |
Сфера применения (пример) |
правоохранительные органы |
здравоохранение |
ранее представительства Республики Беларусь за границей |
может быть повсеместно |
только как «реликт» прошлого, ошибки на практике |
Внештатная работа на общественных началах с правоохранительными органами
Правовая основа:
- Закон Республики Беларусь от 26.06.2003 N 214-З «Об участии граждан в охране правопорядка» (далее — Закон N 214-З);
- Типовое положение о порядке оформления и деятельности внештатных сотрудников правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, пограничных войск Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2003 N 1354 «Об утверждении Примерного положения о добровольной дружине и Типового положения о порядке оформления и деятельности внештатных сотрудников правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы Республики Беларусь» (далее — Типовое положение N 1354).
Общие положения. Согласно ст. 8 Закона N 214-З внештатное сотрудничество с правоохранительными органами, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, органами пограничной службы Республики Беларусь осуществляется в форме привлечения граждан, не состоящих в штате названных органов, подразделений, к участию в их работе на добровольной основе под непосредственным руководством уполномоченных должностных лиц этих органов, подразделений.
Общие требования к внештатным сотрудникам: граждане Республики Беларусь не моложе 18 лет, положительно характеризующиеся по месту службы, работы, учебы, имеющие, как правило, среднее или высшее образование, активно участвующие в общественной жизни, способные по своим деловым и моральным качествам успешно выполнять поставленные перед ними задачи.
Внештатные сотрудники подбираются из числа служащих, рабочих, студентов высших учебных заведений, учащихся средних специальных учебных заведений, добровольных дружинников, а также из числа пенсионеров, как правило, бывших работников правоохранительных органов, органов или подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы Республики Беларусь, военнослужащих (п. 9 Типового положения N 1354).
Условия привлечения к внештатному сотрудничеству: добровольные начала (т.е. без оплаты), как правило, в свободное от работы время.
Порядок возложения обязанностей внештатного сотрудника в соответствии с Типовым положением N 1354:
1) обращение гражданина с соответствующим заявлением о зачислении во внештатные сотрудники;
2) изучение деловых и моральных качеств кандидата во внештатные сотрудники;
3) доклад сотрудника, ведущего работу с внештатными сотрудниками, о результатах изучения деловых и моральных качеств кандидата во внештатные сотрудники в установленном порядке руководителю соответствующего правоохранительного органа, органа или подразделения по чрезвычайным ситуациям, органа пограничной службы Республики Беларусь с приложением следующих документов:
- личное заявление кандидата с просьбой о зачислении его внештатным сотрудником;
- рекомендация трудового, учебного коллектива, добровольной дружины;
- автобиография;
- две фотокарточки размером 3 x 4 см;
- заключение сотрудника, проводившего изучение кандидата;
4) принятие решения о зачислении кандидата внештатным сотрудником принимает руководителем правоохранительного органа, органа или подразделения по чрезвычайным ситуациям, органа пограничной службы Республики Беларусь после проведенного с кандидатом собеседования в форме приказа;
5) выдача под расписку удостоверения установленного образца по форме согласно приложению 1 к Типовому положению N 1354;
6) закрепление внештатного сотрудника за сотрудником подразделения правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы Республики Беларусь на основании приказа руководителя соответствующего правоохранительного органа, органа или подразделения по чрезвычайным ситуациям, органа пограничной службы Республики Беларусь;
7) заведение личного дела;
8) учет работы внештатного сотрудника учитывается в лицевом счете;
9) при переезде, нежелании работать — обращение с заявлением об освобождении от обязанностей, а также в случаях ненадлежащего исполнения своих обязанностей — отчисление из состава внештатных сотрудников в форме приказа руководителя соответствующего правоохранительного органа, органа или подразделения по чрезвычайным ситуациям, органа пограничной службы Республики Беларусь.
Таблица 2. Специальное законодательство и внештатные сотрудники
Наименование внештатной работы |
Правовое регулирование |
внештатный инспектор Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь |
Положение о внештатном инспекторе Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденное постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 10.10.2006 N 49 |
внештатный пожарный инспектор |
Положение о группах внештатных пожарных инспекторов, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 13.10.1995 N 571 «Об утверждении положений о внештатных пожарных формированиях и смотрах противопожарного состояния жилых домов в населенных пунктах» (далее — постановление N 571 |
внештатный член пожарной команды <*> |
Положение о добровольных пожарных командах, утвержденное постановлением N 571 (далее — Положение о добровольных пожарных командах) |
<*> Заметим, что внештатным членам пожарной команды в некоторых случаях положена оплата их труда. Так, согласно п. 25 Положения о добровольных пожарных командах участие внештатных членов пожарной команды в ликвидации пожара или аварии в рабочее время, а также дежурство по линии пожарной безопасности в нерабочее время оплачивается в размере 2 часовых ставок (окладов) работника на данном предприятии за каждый час работы или дежурства.
Таблица 3. Иные формы внештатной работы на добровольных началах
Наименование внештатной работы |
Правовое регулирование |
сотрудники нештатного корреспондентского пункта органа внутренних дел Республики Беларусь |
Приказ Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 23.08.2004 N 187 «Об утверждении Положения о внештатном корреспондентском пункте органа внутренних дел Республики Беларусь» |
внештатный инспектор по надзору за эффективным использованием ресурсов <**> |
Положение о внештатном инспекторе по надзору за эффективным использованием ресурсов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.07.2007 N 972 «О некоторых мерах по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. N 3″ |
<**> Включение условное. Так как хотя в законодательстве не указано об оплате труда данных внештатных инспекторов, но и не сказано, что они осуществляют эту работу на общественных началах.
Внештатная работа в форме дополнительной работы
Таблица 4. Примеры внештатных работ и правовое регулирование
Наименование внештатной работы |
Правовое регулирование |
главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Республики Беларусь |
Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.12.2008 N 1146 «Об утверждении Положения о главном внештатном специалисте Министерства здравоохранения Республики Беларусь и о составе главных внештатных специалистов Министерства здравоохранения Республики Беларусь» |
главный внештатный гериатр Министерства здравоохранения Республики Беларусь |
Положение о главном внештатном гериатре Министерства здравоохранения Республики Беларусь, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11.03.2008 N 184 «О совершенствовании организации оказания гериатрической медицинской помощи» |
главный внештатный специалист медико- профилактического профиля Министерства здравоохранения Республики Беларусь |
Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.02.2011 N 189 «Об утверждении Положения о главном внештатном специалисте медико-профилактического профиля Министерства здравоохранения Республики Беларусь и состава главных внештатных специалистов медико- профилактического профиля Министерства здравоохранения Республики Беларусь» |
Условия оплаты. Оплата труда главных внештатных специалистов осуществляется в соответствии с п. 10 Условий оплаты труда работников организаций здравоохранения и социального обслуживания (приложения 2 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 N 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями») и устанавливается в размерах до 70 процентов от тарифной ставки 1-го разряда.
Внештатная работа как особый вариант трудовых отношений с работниками за границей
Ранее белорусское законодательство допускало оформление трудовых отношений с внештатными работниками в отдельных случаях при приеме их на работу за границей.
Такая возможность была предусмотрена постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 06.12.1993 N 90 «Об условиях труда работников Республики Беларусь за границей», постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 22.02.1995 N 18 «Аб умовах працы работнiкаў Рэспублiкi Беларусь за мяжой», постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 09.07.1997 N 59 «Об утверждении Положения об условиях труда работников Республики Беларусь за границей», постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 13.05.1999 N 58 «Об утверждении Положения об условиях труда работников Республики Беларусь за границей».
Указанные постановления определяли внештатных работников в учреждениях Республики Беларусь за границей как лиц, работающих без зачисления их в штаты учреждения. В качестве внештатных работников за границей принимались члены семей работников за границей. При этом предусматривалось, что внештатные работники принимались на работу по письменным трудовым договорам, заключенным на определенный срок, с последующим оформлением приказом по учреждению Республики Беларусь за границей, на них распространялись правила внутреннего трудового распорядка, действующие в учреждении Республики Беларусь за границей, они подлежали государственному социальному страхованию. Кроме того, при возвращении таких работников в Республику Беларусь министерство, в системе которого он работал за границей, производит запись в его трудовой книжке о работе на основании соответствующей справки учреждения Республики Беларусь за границей. Полагаем, что именно этим, в частности, можно объяснить установленную в п. 5 Инструкции N 30, возможность ведения трудовых книжек на внештатных работников.
Внештатная работа на основе гражданско-правовых договоров
Как один из вариантов такой внештатной работы, полагаем, можно рассмотреть работу внештатного трудового арбитра. Так, согласно п. 15 Положения о Республиканском трудовом арбитраже, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.1999 N 348 «О Республиканском трудовом арбитраже», выплата вознаграждения трудовому арбитру Арбитража, выполняющему обязанности на внештатной основе, осуществляется за счет сторон спора. То есть в данной ситуации имеет место выполнение работ для третьих лиц на возмездной основе без заключения трудового договора.
Общая характеристика. Отношения организации и гражданина регулируются гражданско-правовым договором возмездного оказания услуг, подряда и др. на выполнение определенных видов работ, оказание услуг. В соответствии с условиями гражданско-правового договора организация получает результат от работы (услуги), а гражданин — вознаграждение.
Достаточно часто встречается, что при заключении гражданско-правового договора стороны не учитывают такую особенность, как длительность отношений. Бывает, что взаимоотношения по гражданско-правовому договору носят длительный характер и по нему производятся систематические, ежемесячные денежные выплаты. В длительности договора для сторон таится опасность, так как деятельность гражданина, оказывающего услуги по такому договору, может подпадать под определение предпринимательской деятельности. Результатом оказания услуг по гражданско-правовому договору является получение физическим лицом вознаграждения в течение длительного периода, то есть прибыли, и, следовательно, он является субъектом предпринимательской деятельности, не зарегистрированным в порядке, установленном законодательством (ст. 1, 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь). В результате гражданин может быть привлечен к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (ст. 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях), а если будет установлено, что данное лицо систематически осуществляло деятельность, направленную на получение дохода в крупном размере (в 1000 и более раз превышает размер базовой величины, установленный на день совершения преступления), то к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство (ст. 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
При неправильно сформулированном гражданско-правовом договоре неблагоприятные последствия могут возникнуть и у организации (по результатам проверки налоговых органов, Департамента государственной инспекции труда и т.п.).
В целях признания законным заключения гражданско-правового договора граждане, заключившие гражданско-правовой договор, не должны подчиняться локальным нормативным правовым актам организации, в том числе и правилам внутреннего трудового распорядка, действующим в организации. При этом выполняемая работа, оказание услуг не должны совпадать с выполнением аналогичной работы штатного работника организации, вознаграждение должно выплачиваться по окончании выполненных работ, оказания услуг. Иначе такой гражданско-правовой договор может быть признан судом трудовым.
Внештатная работа по ошибке нанимателей
Согласно действующему законодательству организация (за исключением бюджетных) самостоятельно устанавливает свою структуру и соответственно штатное расписание исходя из экономической целесообразности. С внедрением в организации современного автоматизированного оборудования (новых методов работы и т.д.), а также в иных случаях возникают ситуации, когда отпадает надобность в каком-либо структурном подразделении. При сокращении ликвидируемого структурного подразделения организация обязана предоставить работникам гарантии и льготы, предусмотренные трудовым законодательством.
Если с большинством работников процесс сокращения регламентирован нормами ТК, то с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, имеющими детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов — до восемнадцати лет), возникает проблема. Например, в ст. 268 ТК предусмотрены гарантии, которые запрещают расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, по инициативе нанимателя (за исключением по основаниям, предусмотренным п. 4, 5, 7, 8 и 9 ст. 42 и п. 1 — 3 ст. 47 ТК). Предприятие встает перед дилеммой, как поступить с этой категорией работников. Подразделение исключено из штатного расписания, но есть работники, за которыми гарантировано сохранение их должности законодательством (ст. 183 ТК). Однако эта должность не может находиться в штатном расписании в связи с тем, что отсутствует объем работы, структурное подразделение не существует и наниматель вынужден «вывести за штат» такую категорию работников, что является нарушением трудового законодательства. Фактически, если исходить из штатного расписания, получается, что за работником не сохранено место работы (должность).
Таким образом, в организации числится работник в подразделении, которого нет. Этому работнику, например, выплачивается через организацию пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Бывают также случаи, когда по решению руководителя ликвидируют подразделение и при принятии мер по трудоустройству работников, помимо перевода на вакантные должности, переводят на должности, на которых уже числятся работники, но предполагается, что данные должности в скором времени освободятся (окончание срочного трудового договора, уход на пенсию и по другим причинам). Оформление перевода осуществляется на основании предложения нанимателя и заявления работника, который зачастую и не предполагает, что пишет заявление о переводе на должность, которую занимает другой работник.
Таким образом, на одной должности в организации числится два работника. Один из них сверх штатного расписания.
Организация такие ситуации не афиширует (не показывает в отчетности перед государственными органами «лишних» работников) и, не осознавая серьезности вопроса, может время от времени по необходимости повторять переводы работников на занятые должности для решения своих текущих задач.
Подводя итоги по приведенным выше примерам, необходимо отметить, что нанимателем не всегда оценивается сложность ситуации при проведении «вывода» работников «за штат».
Внештатные работники (работники несписочного состава) как объект статистического учета
Отдельно следует выделить внештатных работников в качестве объекта статистического учета. В документах статистического учета, правда, данные работники, как правило, именуются работниками несписочного состава (но это не меняет сути).
Так, например, постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 04.08.2011 N 219 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-т «Отчет по труду» и указаний по ее заполнению» выделяет работников списочного состава, несписочного состава и внешних совместителей.
В подп. 62.23 п. 62 Указаний по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденных постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 29.07.2008 N 92, указана заработная плата (вознаграждение) лиц несписочного состава:
- вознаграждение гражданам, не состоящим в списочном составе организации (включая обособленные подразделения), за выполнение работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, если расчеты за выполненную работу производятся организацией с физическими, а не с юридическими лицами и не с индивидуальными предпринимателями;
- оплата труда (вознаграждение, гонорар) лиц несписочного состава за переводы, чтение лекций, консультации, выступления по радио и телевидению, за публикации в периодической печати, не являющиеся объектами авторского права, и другие работы;
- оплата труда лиц, привлеченных на сельскохозяйственные работы (учащиеся, пенсионеры, работники, привлеченные из других организаций);
- премии, вознаграждения, стоимость подарков, услуг, начисленные (предоставленные) освобожденным профсоюзным работникам, членам правления (совета) хозяйственного общества, учредителям и другим лицам, не состоящим в списочном составе организации;
- суммы заработной платы, начисленные с задержкой, уволенным работникам.
Таким образом, можно сделать вывод, что в статистике по труду под внештатными работниками (работниками несписочного состава) понимаются:
- лица, выполняющие работу (оказывающие услуги) на основании договоров гражданско-правового характера;
- лица, выполняющие переводы, читающие лекции, консультирующие, выступающие по радио и телевидению, публикующиеся в периодической печати (при этом переводы, лекции, консультации, выступления и публикации не являются объектами авторского права), выполняющие другие работы и не состоящие в штате;
- лица, привлеченные на сельскохозяйственные работы (учащиеся, пенсионеры, работники, привлеченные из других организаций).
Вывод
Любое лицо, принимаемое на работу по трудовому договору, является штатным работником, т.е. его должность или профессия должны быть включены в штатное расписание. Само же штатное расписание должно составляться с момента создания организации и может изменяться по мере финансовых возможностей и штатно-организационных потребностей нанимателя. Отсюда следует, что у любой нормально функционирующей коммерческой организации не должно быть проблем с изменением в любое время штатного расписания и введением в него должности требуемого специалиста или профессии рабочего. Поэтому нужда в выполнении дополнительных работ без возможности их оформления посредством заключения трудового договора может возникнуть только у бюджетных учреждений и иных некоммерческих организаций, финансируемых собственником имущества или иными разрешенными способами. В этой ситуации следует заключать договоры гражданско-правового характера с надлежащим их оформлением (без подмены их фактически трудовыми отношениями).
Хотелось бы также, чтобы законодатель использовал единообразную и отвечающую природе трудовых отношений юридическую терминологию. В частности, не использовал такие словосочетания, как «штатный работник» и «внештатный работник», т.к. их использование по существу подменяет понятие «работник» и тем самым вносится путаница в правоприменительную практику.