Становление законодательства о коммерческой тайне в Беларуси

В статье освещается вопрос развития законодательства о коммерческой тайне, исследуются источники, регулирующие отношения, связанные с сохранением тайны коммерчески ценной информации. Автор анализирует этапы формирования правового института охраны коммерческой тайны, а также условия развития законодательства о коммерческой тайне в Беларуси.

Для построения эффективной системы охраны коммерческой тайны важную роль играет исторический анализ законодательства и процессов, оказавших влияние на формирование данного института.

Цель настоящей работы — изучить процессы, которые оказали влияние на развитие института правовой охраны коммерческой тайны в Беларуси, и выделить основные этапы его нормативного становления.

Основная часть

Владение информацией всегда давало преимущества той стороне, которая располагала более точными и обширными сведениями. Причем обладатели часто стремились сохранить важные сведения в тайне. Тайна присутствовала на всех этапах человеческого развития, однако точно определить момент ее зарождения вряд ли возможно.

Предпосылки правового регулирования отношений по поводу охраны конфиденциальной информации впервые возникли в период расцвета Римской империи. Так, в римском частном праве защита предоставлялась только сведениям, составляющим тайну завещания. Иная конфиденциальная информация (например, судебные формулы, секреты ремесла и коммерческих дел) объектами, нуждающимися в правовой охране, не признавались [1, с. 216, 255].

Подобный подход ученые объясняют по-разному: одни считают, что в тот период отсутствовала потребность в защите результатов творчества и труда, которые производили главным образом рабы [1, с. 579]; другие полагают, что все римское право отличалось публичностью, открытостью и доступностью сведений о торговых делах [2, с. 28].

В период Средневековья цеховые производственные организации, гильдии купцов и индивидуальные ремесленники, преследуя свои хозяйственные интересы, активно стремились сохранить секреты промысла. Регулировались эти отношения обычаями и цеховыми традициями и обеспечивались моральными, а не правовыми запретами [3, с. 24].

Для сохранения тайны изобретатели эпохи Средневековья нередко требовали у своих учеников принесения клятвы. При этом, для того чтобы секреты не были раскрыты, учитель брал за обучение значительную сумму и выдвигал условие, что ученики будут жить вместе с ним. Кроме того, ученики обязались не передавать иным лицам секреты приобретенного мастерства и не разглашать имя своего учителя [4, с. 16].

В период вхождения Беларуси в состав Великого княжества Литовского основными кодифицированными источниками права были статуты 1529, 1566, 1588 гг. Издание Статута 1566 г. стало свидетельством высокого уровня развития белорусского права: в нем были отражены теоретические разработки права римского и западноевропейского [5]. Однако среди норм гражданского и уголовного права не нашли отражения положения о сохранении и охране коммерческой тайны.

На локальном уровне в указанный период нормы о сохранении секретов промысла закреплялись во всеобщем уставе цеха золотых дел мастеров, кузнецов, котельщиков, латунщиков, слесарей, часовщиков, оружейников и ножевщиков Минска от 1 декабря 1591 г. Статья 10 данного устава предусматривала следующее: «Очень важно, чтобы то, о чем говорится в цехе, не выносилось за порог и не разглашалось. Этого единодушно требует цех. Если же кто-либо осмелится это требование нарушить и у него будет чесаться язык, то, когда это будет доказано, он должен будет уплатить в цех полкамня воска столько раз, сколько раз им допущено нарушение, без какого-либо снисхождения» [6, с. 283 — 284].

Основное развитие законодательства о коммерческой тайне произошло после раздела Речи Посполитой, в период включения Беларуси в состав Российской империи.

Во второй половине XIX в. защита коммерческой тайны обеспечивалась в основном с помощью уголовного права. Впервые нормы о защите коммерческой тайны появились в ст. 1626 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Позднее данная норма была детализирована в ст. 1173, 1187, 1192, 1193 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. Устанавливалась уголовная ответственность служащих промышленных торговых предприятий (купеческих приказчиков, сидельцев, лиц, принятых на обучение), иногда — служащих кредитных учреждений и должностных лиц публичных учреждений, получивших доступ к тайне в силу служебного положения, за разглашение «содержимого в тайне средства, употребляемого для изготовления чего-либо», а также за «открытие тайны торговых книг», причинившее «явный кредиту хозяина подрыв» [7, с. 16 — 17]. Кроме того, это Уложение предусматривало ответственность биржевых маклеров за преждевременную огласку торговой сделки против воли продавца или покупателя [8, с. 345].

В начале XX в. российская правовая наука рассматривала кражу коммерческих секретов как одну из форм недобросовестной конкуренции [2, с. 9].

Развитие идей об имущественно-правовом характере отношений, связанных с охраной коммерческой тайны, обусловило признание секретов «правильной и выгодной фабрикации изделий» самостоятельным объектом передачи по гражданским договорам, активом и нематериальным элементом имущества предприятия.

Данные идеи получили закрепление в ряде актов российского законодательства: Уставе о промышленности фабричной, заводской и ремесленной 1893 г., Уставе торговом 1903 г., Уставе торгового судопроизводства 1903 г. [9, с. 17]. Также предполагалось, что Уголовное уложение 1903 г. будет включать целую главу, посвященную ответственности за разглашение различного рода тайн (гл. XXIX «Об оглашении тайн»). Эта глава должна была содержать шесть статей, предметом трех из них была тайна фабричная, коммерческая и тайна кредитная.

Фабричная тайна определялась как «особые, употребляемые на заводе, фабрике или в заведении или предложенные к употреблению приемы производства». Под кредитной тайной понимались «сведения, заведомо составляющие тайну сих (кредитных) учреждений, не подлежащие огласке». Понятие коммерческой тайны в вышеупомянутом Уложении не раскрывалось, но предположительно речь шла о тайне торговых книг [10, с. 299 — 301]. Однако в действие эта глава так и не была введена.

Налаженная в правовом отношении система защиты производственной и коммерческой тайны царской России и обеспечивавшие ее законы были отменены в связи с принятием ВЦИК Положения о рабочем контроле от 14 (27) ноября 1917 г.

Согласно данному Положению для выборных представителей органов рабочего контроля должны быть без изъятия открыты все книги и документы, а также все склады и запасы материалов, орудий и продуктов. Виновные в умышленном сокрытии запасов, подделке отчетов и других подобных деяниях карались тюремным заключением до пяти лет и конфискацией всего имущества [11, с. 135]. Фактически коммерческая тайна была отменена.

Как следует из резолюций и постановлений I Северо-Западной областной конференции РСДРП(б), для предотвращения экономического краха страны была необходима передача в руки государства крупных и важных отраслей промышленности, введение хлебной монополии, переход банков в ведение государства, контроль рабочих организаций над всей областью распределения [12, с. 282 — 283].

Внутри страны в условиях плановой экономики конкуренции существовать не могло. В рамках Советского государства, где основой экономической системы была социалистическая собственность, которую никто не вправе был использовать в целях личной наживы и других корыстных целях, конкуренция появлялась только во внешнеторговых отношениях.

Например, соглашения Правительства СССР с другими странами об избежании (устранении) двойного налогообложения доходов и имущества (в частности, с Королевством Норвегия, Королевством Швеция, Канадой) предусматривали обмен необходимой информацией между государствами, за исключением информации, раскрывающей торговую, промышленную, коммерческую или профессиональную тайну или торговый процесс.

Информация, предоставлявшая преимущества СССР как партнеру во внешнеторговых отношениях, защищалась в качестве государственной или ведомственной тайны и подпадала под ее правовой режим, что вело к излишнему засекречиванию и, как следствие, к значительным потерям для государства. Как указывает Р.Б.Иванченко, «трансформировавшись в государственные, коммерческие секреты достаточно надежно охранялись уголовно-правовыми средствами» [13, с. 46].

Во внутригосударственных отношениях использование, передача, охрана информации осуществлялись предприятиями в рамках выполнения госзаказа и под постоянным контролем государства. Передача охраняемой информации контрагентам по госзаказу либо использование ее при выполнении работ допускались исключительно по разрешению министерства как полномочного органа по распоряжению такой информацией. Отношения между министерством и предприятиями регулировались административно-правовыми методами.

Использование охраняемой информации было напрямую связано с размещением госзаказа и выполнением работ, обеспечивавших получение прибыли в рамках социалистической системы хозяйства. Использовать такую информацию в частных интересах предприятия не могли.

Были приняты постановления ЦК КПСС (отдельные или совместные с Советом Министров СССР) от 1 октября 1970 г. N 840-285 «О мерах по усилению режима секретности», от 15 ноября 1976 г. N 941-323 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы сохранения государственных секретов» и др.

На уровне Правительства СССР были приняты перечни сведений, составлявших государственную тайну, инструкции по обеспечению сохранения государственной тайны и режима секретности проводимых работ в учреждениях и на предприятиях (последняя из них — 12 мая 1987 г. N 556-126), положения о порядке установления степени секретности категорий сведений и определения степени секретности сведений, содержавшихся в работах, документах и изделиях (последнее из них было принято 3 декабря 1980 г. N 12-378) [14, с. 71 — 75].

А.Бондаренко отмечает, что практика замены ликвидированного института коммерческой тайны институтами государственной, служебной и военной тайны не только не обеспечила полной защиты государственных секретов, но и во многих случаях повредила как отдельным отраслям экономики, так и государству в целом. Потери из-за лишнего засекречивания информации в 1970 — 1980-х гг. доходили до нескольких десятков миллиардов рублей. Эти потери возникали в результате упущенной выгоды при внедрении и продаже советских технологий, военной техники и вооружений, а также по причине отсутствия необходимого для промышленного прогресса взаимодействия и координации между предприятиями, разрабатывавшими новую технику и технологии. Институт коммерческой тайны с присущей ему гибкостью в свободе принятия решений по распоряжению информацией был бы в тот период очень уместным [15].

На рубеже 1980 — 1990-х гг. в связи с меняющейся общественно-политической и экономической обстановкой был взят курс на упорядочивание и регламентацию отношений по поводу охраны коммерческой тайны. Непосредственно в отечественном праве понятие коммерческой тайны было закреплено в Законе Республики Беларусь от 14 декабря 1990 года N 462-XII «О предприятиях» [16], который утратил силу в 2004 г.

Данный Закон содержал отдельную главу (ст. 96 — 98), посвященную коммерческой тайне предприятия. В соответствии со ст. 96 под коммерческой тайной предприятия понимались не являвшиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых могло нанести ущерб его интересам.

Последующее развитие законодательства о коммерческой тайне связано с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 г. N 670, утвердившего Положение о коммерческой тайне [17]. Данное Положение содержало определение коммерческой тайны и закрепляло перечень сведений, которые не могли ее составлять. Это предоставило субъектам хозяйствования право самостоятельно определять содержание и объем информации, составлявшей коммерческую тайну, а также порядок ее защиты.

Закон Республики Беларусь от 15 декабря 1992 года N 2038а-XII «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Республики Беларусь» [18] предусмотрел обязанность работника не разглашать коммерческую тайну нанимателя, однако какой-либо ответственности или мер воздействия, связанных с разглашением коммерческой тайны, не устанавливалось.

Гражданский кодекс Республики Беларусь [19] (далее — ГК) закрепил отдельные нормы, связанные с охраной коммерческой тайны. Изначально охраняемая информация названа в качестве самостоятельного объекта гражданских прав; нормы, устанавливающие правовой режим нераскрытой информации (в том числе секреты производства (ноу-хау)), содержались в разд. V «Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность)».

Однако, несмотря на вышеприведенное нормативное регулирование, субъекты хозяйствования не могли в полной мере защищать свои права в области коммерческой тайны. Принятие Закона Республики Беларусь от 5 января 2013 года N 16-З «О коммерческой тайне» [20] (далее — Закон о коммерческой тайне) направлено на решение данной проблемы.

Закон о коммерческой тайне комплексно регулирует отношения, связанные с охраной информации, составляющей коммерческую тайну. В нем определяются критерии охраноспособности информации, уточняется перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, регулируются отношения владельца коммерческой тайны с его контрагентами и т.д.

Кроме того, Закон о коммерческой тайне внес изменения в систему объектов гражданских прав: вместо охраняемой информации таким объектом признается нераскрытая информация, которая при этом исключается из числа объектов интеллектуальной собственности. В то же время секреты производства (ноу-хау) как разновидность нераскрытой информации сохраняются в числе объектов интеллектуальной собственности, однако интересы владельца ноу-хау будут обеспечиваться за счет охраны в режиме коммерческой тайны, а не за счет признания за ним исключительного права.

Законодательная практика многих постсоветских государств пошла по пути принятия специальных законодательных актов, посвященных охране коммерческой тайны.

Заключение

Становление института коммерческой тайны в Беларуси шло под влиянием в первую очередь экономической и политической обстановки, а также технического развития.

Можно выделить следующие этапы нормативного становления института коммерческой тайны в Беларуси.

1. Дореволюционный (позднее Средневековье — ноябрь 1917 г.), в пределах которого можно условно выделить два периода:

  • до раздела Речи Посполитой, когда в связи с развитием ремесла коммерческая тайна защищалась обычаями и внутренними уставами ремесленников и их объединений;
  • время нахождения Беларуси в составе Российской империи, когда коммерческая тайна охранялась преимущественно уголовно-правовыми средствами.

2. Советский (ноябрь 1917 г. — 1990 г.), который характеризуется упадком института коммерческой тайны и тенденцией к построению системы защиты только государственных секретов.

3. Постсоветский (1990 г. — до настоящего времени), в течение которого происходит становление и развитие института коммерческой тайны в рамках права Республики Беларусь.

Институт охраны коммерческой тайны в стране в целом сформирован. Необходимость дальнейших изменений в правовом регулировании будет выявляться в том числе по результатам практической реализации положений Закона о коммерческой тайне.