Постановление N 1108 <1> в связи с принятием Указа N 380 <2> внесло изменения в постановление N 88 <3>. Рассмотрим наиболее важные из них, касающиеся организации и проведения процедур закупок при строительстве.
1. Случаи, когда необходимо проводить процедуры закупок при строительстве.
Под иным источником финансирования в настоящей статье подразумевается источник, при котором не используются средства республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, кредитов, привлеченных под гарантии органов власти, государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности.
Под бюджетным и приравненным к нему источником финансирования в настоящей статье понимается финансирование полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, кредитов, привлеченных под гарантии Правительства, облисполкомов и Мингорисполкома.
Указ N 380 не ответил:
- нужно ли проводить процедуры закупок при строительстве при ином источнике финансирования;
- нужно ли в не предусмотренных им случаях проводить процедуры госзакупок.
Стоит отметить: Указ N 380 закрепил в подп. 1.1 и 1.2 п. 1 общее положение о том, что для закупки товаров (работ, услуг) при строительстве всегда проводятся подрядные торги (торги, биржевые торги) или переговоры, если только сам Указ N 380 не устанавливает иного. Никакого исключения для иного источника финансирования нет. Вместе с тем нечеткость формулировок повлекла различную трактовку этих положений.
Все вопросы отпали с принятием постановления N 1108. Оно изложило в новой редакции п. 7-2 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов <4> (Положение о закупках при строительстве) и указало, что при ином источнике финансирования закупки при строительстве заказчик осуществляет по своему выбору путем подрядных или биржевых торгов, торгов, переговоров, если иное не установлено Президентом.
Среди таких исключений можно выделить случаи, определенные подп. 1.11 п. 1 Указа N 380, Декретом N 10 <5>, а также случаи, когда Президент издает специальный указ, освобождающий конкретного субъекта хозяйствования от обязанности проводить процедуры закупок при строительстве.
Сложнее ситуация обстоит с госзакупками. Указ N 380 устанавливает, когда при бюджетном источнике финансирования и приравненном к нему требуется провести подрядные либо биржевые торги (торги) <6>.
Вместе с тем Указ N 380 не определяет, какие нужно проводить процедуры (закупок при строительстве или госзакупок) при источнике финансирования бюджет и государственные внебюджетные фонды, если заключается договор о строительстве объектов стоимостью меньше 6000 базовых величин.
Не разъяснило данную ситуацию и постановление N 1108. Так, с одной стороны, оно исключило п. 7-1 Положения о закупках при строительстве. Фактически это означает, что при вышеупомянутом источнике финансирования в случаях, не предусмотренных подп. 1.4, 1.5 п. 1 Указа N 380, необходимо проводить процедуру госзакупок.
С другой стороны, согласно п. 8 Положения о закупках при строительстве, если подрядные или биржевые торги (торги, переговоры) не обязательны, инвестор, застройщик, заказчик, подрядчик, инженер (инженерная организация) вправе назначить и провести процедуру закупки при строительстве вместо процедуры госзакупки.
Обозначенный вопрос является важным и, безусловно, требует официального разъяснения Совмина или Минстройархитектуры.
И еще один вопрос, возникший в результате неудачной формулировки абз. 5 подп. 1.5 п. 1 Указа N 380, не нашел разъяснения в постановлении N 1108. Так, при буквальной трактовке названной нормы ценовой порог в 3000 базовых величин касается лишь видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, но не инженерных услуг.
Другими словами, при строительстве объектов, для которых требуются подрядные торги согласно подп. 1.4 п. 1 Указа N 380, путем проведения подрядных торгов должны закупаться инженерные услуги независимо от стоимости. Опять-таки данная норма нуждается в официальном толковании госорганов.
2. Предусматривается новая преференциальная поправка.
Положение о закупках при строительстве в новой редакции установило дополнительную преференциальную поправку в размере 25%, если участник предлагает товары собственного производства и численность инвалидов в его организации составляет не меньше 50% от списочной численности работников.
Кроме того, постановление N 1108 разъяснило порядок применения преференциальных поправок. Теперь четко указывается, когда участник должен заявить о праве использовать преференциальную поправку, а также когда она не применяется.
3. Ограничивается срок деятельности конкурсной комиссии.
Согласно изменениям, внесенным постановлением N 1108, конкурсная комиссия действует до момента заключения договора по результатам подрядных торгов (торгов), переговоров <7>.
4. Меняется порядок предоставления участниками предквалификационных документов и конкурсных предложений.
В результате изменений, внесенных постановлением N 1108, участники для участия в подрядных торгах (торгах), переговорах должны предоставить <8>:
- предквалификационные документы в электронном виде, т.е. направить на электронном носителе информацию, которую невозможно модифицировать. Электронный носитель (диск, карта памяти и т.п.) используется для записи, хранения и воспроизведения информации, обрабатываемой с помощью средств вычислительной техники. Невозможность модификации информации обеспечивает формат документа (например, формат .pdf), не позволяющий вносить в документ изменения;
- конкурсные предложения на бумажном носителе в отдельных конвертах и (или) в форме электронного документа на электронном носителе;
- предложения для переговоров на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа на электронном носителе.
Важно
Необходимо различать электронную форму документа и электронный документ. Электронная форма — широкое понятие. Оно характеризует прежде всего носитель информации (а именно электронный).
Электронный документ фиксируется на машинном носителе и содержит идентифицированную информацию, подлинность которой удостоверяет электронная цифровая подпись или соответствующий документ <9>.
5. Устанавливается исчерпывающий перечень показателей для предварительного квалификационного отбора участников.
Эта мера позволит прежде всего устранить искусственное ограничение конкуренции заказчиками (организаторами) при проведении процедур закупок при строительстве.
6. Изменяется показатель предварительного квалификационного отбора, касающийся системы управления качеством.
Предыдущая редакция Положения о закупках при строительстве в качестве одного из показателей предквалификационного отбора участников предусматривала наличие у них системы управления качеством (СМК), соответствующей международным стандартам ИСО серии 9000.
Другими словами, чтобы отвечать такому показателю, участник мог не иметь сертификат соответствия СМК. Достаточно было иметь положение (руководство) о СМК, приказ о внедрении СМК и назначении ответственного лица.
Под этот же показатель предквалификационного отбора подпадали сертификаты соответствия СМК, выданные органами по сертификации, не аккредитованными в Национальной системе подтверждения соответствия Беларуси, в том числе проводившими сертификацию СМК не в соответствии с белорусскими государственными стандартами.
В силу новой редакции Положения о закупках при строительстве наличие СМК у участника должно быть подтверждено сертификатом соответствия требованиям СТБ ISO 9001 <10> (за исключением закупок товаров).
Другими словами, участник отвечает рассматриваемому показателю предквалификационного отбора, если имеет сертификат соответствия СМК, в котором прямо указано на соответствие СМК белорусскому государственному стандарту СТБ ISO 9001.
Важно
Законодатель не сделал оговорку, что сертификат соответствия СМК должен выдать именно орган по сертификации, аккредитованный в Национальной системе подтверждения соответствия Беларуси.
Следовательно, принимается сертификат соответствия, выданный органом по сертификации, не аккредитованным в Национальной системе подтверждения соответствия Беларуси.
7. Вводится сокращенный исчерпывающий перечень документов об экономическом и финансовом положении участников.
Чтобы подтвердить свое экономическое и финансовое положение, участник обязан предоставить:
- бухгалтерскую отчетность за последние отчетные год и период;
- справку о задолженности по платежам в бюджет;
- справку о состоянии текущих (расчетных) счетов из обслуживающего банка <11>.
8. Закрепляются антидемпинговые меры.
Постановление N 1108 запрещает участникам подрядных торгов снижать стартовую цену конкурсного предложения больше чем на 15% <12>. При этом в любом случае снижения цены необходимо приложить расчеты и обоснования.
Если цена снижается на 10 — 15%, договор можно заключить только после того, как участник предоставит обеспечение его исполнения. Размер обеспечения должен в 1,5 раза превышать размер обеспечения, указанный в конкурсной документации, и быть не меньше 15% стартовой цены заказа.
Если размер обеспечения исполнения договора в конкурсной документации не устанавливался, заказчик (организатор) вправе сделать это в договоре. Размер такого обеспечения составит от 15 до 30% стартовой цены заказа.
9. Ограничивается удельный вес критерия «цена предложения».
Законодатель, ограничив удельный вес критерия оценки «цена предложения» 50%, снизил возможность злоупотребления им (ч. 12 п. 36 Положения о закупках при строительстве).
10. В переговорах процедуру снижения цены заказа заменила процедура улучшения предложения.
Фактически лишь изменилось название процедуры, а ее содержание осталось прежним.
В заключение отметим: правильное правоприменение некоторых приведенных выше изменений возможно только после дополнительного разъяснения уполномоченными органами.
<1> Постановление Совмина от 29 декабря 2016 г. N 1108 (постановление N 1108), вступило в силу 1 января 2017 г.
<2> Указ от 20 октября 2016 г. N 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (Указ N 380).
<3> Постановление Совмина от 31 января 2014 г. N 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (постановление N 88).
<4> Утв. постановлением N 88.
<5> Декрет от 6 августа 2009 г. N 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь».
<6> Подп. 1.4 и 1.5 п. 1 Указа N 380.
<7> Ч. 2 п. 13, абз. 2 п. 63 Положения о закупках при строительстве.
<8> Абз. 3 ч. 2 п. 15, ч. 6 п. 36, абз. 15 п. 68 Положения о закупках при строительстве.
<9> Закон «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»; СТБ 1221-2000 «Документы электронные. Правила выполнения, обращения и хранения», утв. постановлением Госстандарта от 22 мая 2000 г. N 14.
<10> То есть таким белорусским государственным стандартам, как СТБ ISO 9001-2009 «Системы менеджмента качества. Требования», утв. постановлением Госстандарта от 20 февраля 2009 г. N 8; СТБ ISO 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования», утв. постановлением Госстандарта от 14 декабря 2015 г. N 58.
<11> Ч. 2 подп. 31.1 п. 31 Положения о закупках при строительстве.
<12> Ч. 6 подп. 31.3 п. 31 Положения о закупках при строительстве.