Для понимания сущности проблем функционирования субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства проведем характеристику их правового статуса согласно действующему законодательству Республики Беларусь.
В настоящее время деятельность субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь регламентируется Законом Республики Беларусь от 01.07.2010 N 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (далее — Закон N 148-З), Указом Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 N 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» (далее — Указ N 255), Указом Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 N 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2010 N 1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (далее — постановление N 1911), а также постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 08.02.2011 N 15 «О некоторых мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. N 1911» (далее — постановление N 15).
Деятельность иных организаций, осуществляющих поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства в Республике Беларусь регламентируется Законом N 148-З, Указом Президента Республики Беларусь от 18.03.1998 N 136 «О Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей», постановлением N 1911.
Согласно ст. 19 Закона N 148-З центром поддержки предпринимательства (ЦПП) является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению экономической и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Полагаем, что в указанной статье законодатель раскрывает суть экономической и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства через определение основных задач ЦПП. Такими задачами являются оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров, проведение маркетинговых исследований, а также оказание иного содействия в осуществлении субъектами малого и среднего предпринимательства их деятельности.
Исходя из ст. 19 Закона N 148-З центры поддержки малого и среднего предпринимательства бывают двух видов:
1) базовые центры поддержки предпринимательства;
2) центры поддержки предпринимательства.
Базовым центром поддержки предпринимательства области (г. Минска) является центр поддержки предпринимательства, обеспечивающий координацию деятельности расположенных на территории области (г. Минска) центров поддержки предпринимательства и реализующий совместно с областным (Минским городским) исполнительным комитетом мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.
По состоянию на 29 декабря 2011 г. базовые центры поддержки предпринимательства действовали в Витебской, Гомельской, Могилевской и Гродненской областях (ЦПП УКП «Могилевский городской центр развития малого предпринимательства», ККУП «Витебский областной центр маркетинга», ЗАО «Гомельский бизнес-инновационный центр», базовый ЦПП «Гродненское областное учреждение финансовой поддержки предпринимателей»).
Центры поддержки предпринимательства, в том числе базовые центры поддержки предпринимательства областей (г. Минска), ежегодно в порядке и сроки, установленные законодательством, представляют областному (Минскому городскому) исполнительному комитету информацию о своей деятельности в качестве центра поддержки предпринимательства.
Более четкое разграничение между указанными видами проводит п. 9 Положения о центрах поддержки предпринимательства, утвержденного постановлением N 1911 (далее — Положение о ЦПП), согласно которому в целях реализации основных задач базовый центр помимо деятельности, указанной в части второй ст. 19 Закона N 148-З, осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
— анализ тенденций развития малого и среднего предпринимательства;
— организация взаимодействия центров, расположенных на территории области (г. Минска), по проведению мероприятий, оказанию субъектам малого и среднего предпринимательства услуг, связанных с организацией и осуществлением предпринимательской деятельности;
— участие в разработке программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
— информирование субъектов предпринимательства о системе поддержки предпринимательства в регионе.
В соответствии с вышеизложенным можно утверждать, что статус ЦПП присваивается уже действующему (прошедшему в установленном порядке государственную регистрацию) юридическому лицу, которое приняло решение оказывать содействие в осуществлении субъектами малого и среднего предпринимательства их деятельности, вернее, обеспечивать экономическую и организационную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.
Тем не менее в Положении о ЦПП речь идет о регистрации в качестве ЦПП, а также об условиях и порядке такой регистрации.
Следует заметить, что в ранее действовавших нормативных правовых актах, касающихся деятельности ЦПП, определялась процедура присвоения юридическим лицам и лишения указанных лиц статуса центра поддержки предпринимательства (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.08.1997 N 1111 «О центрах поддержки предпринимательства в Республике Беларусь»; Порядок Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 09.09.1997 «Приобретения юридическими лицами статуса Центра поддержки предпринимательства»; постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10.01.2003 N 14 «Об утверждении Положения о порядке присвоения юридическим лицам статуса центра поддержки предпринимательства»; постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.06.2008 N 825 «О центрах поддержки предпринимательства в Республике Беларусь».
Регистрация ЦПП производилась посредством записи в Реестре юридических лиц, имеющих статус центра поддержки предпринимательства, и подтверждалась выдачей свидетельства установленного образца.
Согласно п. 3 Положения о ЦПП, действующего в настоящее время, юридическое лицо, претендующее на регистрацию в качестве ЦПП, должно соответствовать следующим условиям:
- иметь на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании помещения, оборудование, в том числе средства связи, доступ к глобальной компьютерной сети Интернет;
- иметь соответствующий персонал для реализации основных задач ЦПП;
- не иметь задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды на первое число месяца, в котором осуществляется подача заявления о регистрации юридического лица в качестве ЦПП;
- в отношении юридического лица не должны быть приняты решения о реорганизации, ликвидации либо вынесено решение о возбуждении процедуры экономической несостоятельности (банкротства).
Юридическое лицо для регистрации в качестве ЦПП представляет в Министерство экономики Республики Беларусь:
- заявление;
- копию документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица;
- копии документов, подтверждающих право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, безвозмездного пользования или аренды помещений (копии регистрационного удостоверения, договора аренды или купли-продажи);
- копии документов, подтверждающих наличие у юридического лица квалифицированного персонала и оборудования для реализации задач центра поддержки предпринимательства или базового центра поддержки предпринимательства.
На основании представленных заявления и документов Министерство экономики Республики Беларусь в течение пятнадцати дней с даты регистрации заявления принимает решение о регистрации либо об отказе в регистрации юридического лица в качестве ЦПП.
Если юридическое лицо не соответствует указанным условиям и (или) не представило перечисленные документы, Министерство экономики Республики Беларусь отказывает в регистрации юридического лица в качестве ЦПП.
Если Министерство экономики Республики Беларусь приняло решение о регистрации юридического лица в качестве ЦПП, оно выдает свидетельство о регистрации юридического лица в качестве центра поддержки предпринимательства (базового центра поддержки предпринимательства) по форме, установленной постановлением N 15, и вносит в Реестр центров поддержки предпринимательства, форма которого установлена постановлением N 15, запись о регистрации юридического лица в качестве ЦПП, а также в течение пяти дней с даты принятия решения направляет информацию облисполкому (Минскому горисполкому) и юридическому лицу о регистрации либо отказе в регистрации в качестве ЦПП.
Министерство экономики Республики Беларусь осуществляет контроль за выполнением юридическим лицом задач ЦПП. ЦПП ежегодно до 15 февраля года, следующего за отчетным, представляет в Министерство экономики Республики Беларусь план работы центра поддержки предпринимательства (базового центра поддержки предпринимательства) на финансовый год, согласованный облисполкомом (Минским горисполкомом), по форме, установленной постановлением N 15, а также информацию о выполнении плана работ за истекший год, а до 1 февраля года, следующего за отчетным, — информацию о результатах работы центра поддержки предпринимательства (базового центра поддержки предпринимательства) по форме, установленной постановлением N 15.
В свою очередь облисполкомы (Минский горисполком) ежегодно до 15 февраля года, следующего за отчетным, представляют в Министерство экономики Республики Беларусь аналитическую информацию о реализации ЦПП задач, определенных в Законе N 148-З, а также о соответствии ЦПП условиям регистрации юридического лица в качестве ЦПП.
Прекращение действия свидетельства о регистрации юридического лица в качестве ЦПП осуществляется в случаях:
- подачи юридическим лицом заявления о прекращении деятельности в качестве ЦПП;
- если в отношении юридического лица приняты решения о реорганизации, ликвидации либо вынесено решение о возбуждении процедуры экономической несостоятельности (банкротства);
- несоответствия условиям регистрации в качестве ЦПП;
- непредставления плана работы на финансовый год и информации о его выполнении в установленные сроки.
После принятия решения о прекращении действия свидетельства юридическое лицо исключается из Реестра центров поддержки предпринимательства и его деятельность в качестве ЦПП прекращается. Свидетельство подлежит сдаче в Министерство экономики Республики Беларусь в течение пятнадцати дней со дня принятия решения о прекращении действия свидетельства. Обжалование решения Министерства экономики Республики Беларусь об отказе в регистрации юридического лица в качестве ЦПП, о прекращении действия свидетельства производится в соответствии со ст. 30 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 N 433-З «Об основах административных процедур» (далее — Закон N 433-З).
Необходимо отметить, что ранее в законодательстве содержалась норма, согласно которой ЦПП «создаются при содействии Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов». В настоящее время подобные формулировки в законодательстве отсутствуют.
Статус инкубаторов малого предпринимательства (ИМП) впервые был определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.06.1997 N 640 «Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь», согласно которому инкубатором малого предпринимательства являлась организация, создаваемая на основе любой формы собственности и предоставляющая на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, в целях оказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела и приобретения ими финансовой самостоятельности.
Согласно ст. 20 Закона N 148-З инкубатором малого предпринимательства является юридическое лицо, имеющее на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании специально оборудованные под офисы и производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) помещения и находящееся в них имущество и предоставляющее их в соответствии с законодательством в пользование начинающим свою деятельность субъектам малого предпринимательства в целях оказания им помощи в развитии и приобретении финансовой самостоятельности.
Основными задачами инкубатора малого предпринимательства являются создание организационно-экономических условий для развития субъектов малого предпринимательства путем предоставления им помещений и имущества, информационных и консультационных услуг, оказание содействия в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, а также осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и направленной на выполнение основных задач инкубатора малого предпринимательства.
Положением об инкубаторах малого предпринимательства, утвержденным постановлением N 1911 (далее — Положение об ИМП), определяются условия и порядок регистрации юридического лица в качестве ИМП, а также особенности его деятельности.
В частности, юридическое лицо, претендующее на регистрацию в качестве ИМП, должно:
- иметь помещения для размещения офисов и производства товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- иметь соответствующий персонал для реализации основных задач инкубатора малого предпринимательства;
- не иметь задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды и не находиться в стадии ликвидации, реорганизации, процедуре банкротства.
Согласно ст. 20 Закона N 148-З и п. 4 Положения об ИМП инкубаторы могут быть двух видов в зависимости от целевого назначения:
- многопрофильные;
- специализированные (однопрофильные).
В многопрофильном инкубаторе могут находиться субъекты малого предпринимательства, осуществляющие различные виды деятельности.
В свою очередь специализированный (однопрофильный) инкубатор предоставляет свои помещения субъектам малого предпринимательства, осуществляющим определенный вид деятельности, или оказывает услуги определенной социальной группе субъектов малого предпринимательства.
Также в Положении об ИМП определены перечень документов, представляемых юридическим лицом для регистрации в качестве инкубатора малого предпринимательства, сроки их рассмотрения, а также основания для отказа в такой регистрации и прекращения действия свидетельства.
Так, юридическое лицо для регистрации в качестве ИМП представляет в Министерство экономики Республики Беларусь:
- заявление;
- копию документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица;
- концепцию функционирования ИМП на три года, определяющую основные положения деятельности, согласованную с облисполкомом (Минским горисполкомом);
- копии документов, подтверждающих право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, безвозмездного пользования или аренды помещений (копии регистрационного удостоверения, договора аренды или купли-продажи);
- копии документов, подтверждающих наличие у юридического лица квалифицированного персонала и имущества для реализации задач ИМП.
На основании представленных заявления и документов Министерство экономики Республики Беларусь в течение пятнадцати дней с даты регистрации заявления принимает решение о регистрации или отказе в регистрации юридического лица в качестве ИМП.
Основаниями для отказа в регистрации юридического лица в качестве инкубатора являются:
- несоответствие юридического лица установленным требованиям;
- непредставление указанных документов.
На основании принятого решения Министерство экономики Республики Беларусь выдает юридическому лицу свидетельство о регистрации юридического лица в качестве инкубатора малого предпринимательства по форме, установленной постановлением N 15; вносит в Реестр инкубаторов малого предпринимательства, форма которого установлена постановлением N 15, запись о регистрации в качестве ИМП; в течение пяти дней с даты принятия решения направляет информацию облисполкому (Минскому горисполкому) и юридическому лицу о регистрации в качестве ИМП; осуществляет контроль за выполнением юридическим лицом задач ИМП.
В своей деятельности ИМП должны руководствоваться установленными законодательством предписаниями. Так, ИМП разрабатывает и утверждает положение о порядке отбора субъектов малого предпринимательства для предоставления площадей в аренду (субаренду), безвозмездное пользование для размещения офисов и производства товаров (выполнения работ, оказания услуг).
При этом указанные площади предоставляются инкубатором малого предпринимательства субъекту малого предпринимательства на условиях, определяемых заключенным между ними в соответствии с законодательством договором, на срок не более пяти лет.
Кроме того, в Положении об ИМП предусмотрено, что ИМП предоставляют помещения в аренду (субаренду), безвозмездное пользование субъектам малого предпринимательства, срок деятельности которых с даты государственной регистрации не превышает трех лет, а субъекты малого предпринимательства используют предоставляемые помещения для размещения офисов и производства товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Положением об ИМП установлено, что в ИМП не допускается размещение субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса; лотерейную деятельность; деятельность по организации и (или) проведению электронных интерактивных игр; деятельность по производству и (или) реализации подакцизных товаров; деятельность по производству и (или) реализации ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней; деятельность по добыче полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; риэлтерскую и страховую деятельность.
ИМП в течение десяти дней обязан письменно уведомлять Министерство экономики Республики Беларусь об изменении своего местонахождения со дня его изменения, внесении изменений и (или) дополнений в учредительные документы с даты их государственной регистрации, обстоятельствах, приведших к несоответствию установленным требованиям.
ИМП, так же как и ЦПП, ежегодно до 15 февраля года, следующего за отчетным, представляет в Министерство экономики Республики Беларусь план работы инкубатора малого предпринимательства на финансовый год, согласованный облисполкомом (Минским горисполкомом), по форме, установленной постановлением N 15, а также информацию о выполнении плана работы за истекший год и ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляет в облисполком (Минский горисполком) информацию о результатах работы инкубатора малого предпринимательства по форме, установленной постановлением N 15.
В свою очередь облисполкомы (Минский горисполком) ежегодно до 15 февраля года, следующего за отчетным, представляют в Министерство экономики Республики Беларусь аналитическую информацию о реализации ИМП задач и направлениях деятельности, определенных в Законе N 148-З, а также о соответствии ИМП установленным требованиям.
Прекращение действия свидетельства о регистрации в качестве ИМП осуществляется в случаях:
- подачи юридическим лицом заявления о прекращении деятельности в качестве ИМП;
- если в отношении юридического лица приняты решения о реорганизации, ликвидации либо вынесено решение о возбуждении процедуры экономической несостоятельности (банкротства);
- несоответствия инкубатора установленным требованиям;
- непредставления ежегодной информации в Министерство экономики Республики Беларусь;
- невыполнения условий и требований порядка предоставления площадей субъектам малого предпринимательства.
После принятия решения о прекращении действия свидетельства юридическое лицо исключается из Реестра инкубаторов малого предпринимательства и его деятельность в качестве ИМП прекращается.
Свидетельство подлежит сдаче в Министерство экономики Республики Беларусь в течение пятнадцати дней со дня принятия решения о прекращении действия свидетельства.
Обжалование решения Министерства экономики Республики Беларусь об отказе в регистрации юридического лица в качестве ИМП и о прекращении действия свидетельства производится в соответствии со ст. 30 Закона N 433-З.
Учитывая закрытый перечень субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и иных организаций, осуществляющих поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, указанных в ст. 4 Закона N 148-З, сложно однозначно отнести к системе содействия развитию малого и (или) среднего предпринимательства организации, которые включают в число задач своей деятельности содействие предпринимателям.
Кроме того, в нормативных правовых актах, регулирующих порядок оказания конкретных видов поддержки субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, такие организации названы.
Например, согласно п. 2 Указа N 255 государственная финансовая поддержка за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства, оказывается не только Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей, облисполкомами и Минским горисполкомом (по их решению — городскими, районными исполнительными комитетами и (или) местными администрациями, учреждениями финансовой поддержки предпринимателей, созданными в областях (г. Минске)), но и банками (подп. 2.1.3 п. 2 Указа N 255).
В соответствии со ст. 13 Закона N 148-З информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем создания доступных условий для получения субъектами малого и среднего предпринимательства информации, необходимой для эффективного осуществления и развития предпринимательской деятельности. Доступность указанной информации обеспечивают государственные органы и иные организации.
Согласно ст. 14, 15, 16 Закона N 148-З государственные органы и иные государственные организации реализуют меры, направленные на предоставление возможности участия в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг), обеспечивают создание условий для осуществления субъектами малого и среднего предпринимательства внешнеторговой деятельности, содействуют созданию и развитию системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как видим, перечень «иных организаций, осуществляющих поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства» нельзя считать закрытым, как это следует из ст. 4 Закона N 148-З.
Проблемным является вопрос об отнесении в настоящее время торгово-промышленных палат к организациям, осуществляющим поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства.
Ранее в ст. 5. Закона Республики Беларусь от 16.10.1996 N 685-XIII «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» было указано: «Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат».
В Законе N 148-З нет упоминаний о торгово-промышленных палатах ни среди субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, ни среди иных организаций, осуществляющих поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства.
Согласно Закону Республики Беларусь от 16.06.2003 N 208-З «О торгово-промышленной палате» торгово-промышленной палатой признается добровольное объединение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющееся негосударственной некоммерческой организацией, созданное в целях содействия развитию предпринимательской деятельности в Республике Беларусь, интегрирования ее экономики в мировую хозяйственную систему, создания благоприятных условий для упрочения внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами.
Данная формулировка все-таки позволяет считать торгово-промышленную палату организацией, содействующей развитию малого и среднего предпринимательства.
Надо заметить, что в Российской Федерации в соответствии со ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя центры, агентства, фонды, технопарки, научные парки, бизнес-инкубаторы, палаты, компании, микрофинансовые организации и иные организации. В целом перечисленные коммерческие и некоммерческие организации называются в указанном Законе как организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как видим, российский законодатель, во-первых, не проводит разделения организаций, осуществляющих поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, на субъектов инфраструктуры и иные организации, во-вторых, в состав инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает все организации, целью деятельности которых является содействие развитию предпринимательской деятельности вообще, а не только малого и среднего предпринимательства. Тем не менее ряд российских авторов отмечают недостатки сложившейся системы инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
При наличии определенной специфики в большинстве стран Европейского союза имеются похожие институты поддержки:
- торговые палаты, действующие главным образом в области тренинга и обучения, технологического консультирования, поддержки экспорта, сертификации, налаживания кооперации между предприятиями;
- финансовые учреждения (банки, общества венчурного капитала, строительные общества), обеспечивающие доступ малому и среднему бизнесу к капиталу и финансированию;
- частные консультационные и юридические фирмы, осуществляющие консультирование менеджмента и администрации, технологическое, маркетинговое консультирование и др.
Министерством экономики Республики Беларусь в рамках реализации Мероприятий по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. N 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 28.02.2011 N 251/6, подготовлена Концепция государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2011 — 2015 годы и на период до 2020 года.
Указанная Концепция представляет собой основополагающий документ, содержащий мероприятия по развертыванию на территории Республики Беларусь в течение 2012 — 2015 годов сети субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, которая должна включать:
- на уровне областного центра: научно-технологический парк; инновационный центр; инкубатор малого предпринимательства; индустриальную зону; агентство поддержки и развития малого и среднего предпринимательства; центр трансфера и коммерциализации технологий; центры поддержки предпринимательства;
- на уровне города областного подчинения с численностью населения от 50 до 250 тыс. человек: инкубатор малого предпринимательства; индустриальную зону; центры поддержки предпринимательства;
- на уровне райцентра с численностью населения от 25 до 50 тыс. человек: инкубатор малого предпринимательства; центры поддержки предпринимательства;
- на уровне райцентра с численностью населения до 25 тыс. человек: центр поддержки предпринимательства.
Помимо изложенного предусматривается проработка вопросов выделения бюджетных средств на реализацию инвестиционных проектов, направленных на развитие материально-технической базы инфраструктуры поддержки предпринимательства; развитие государственно-частного партнерства посредством взаимодействия между органами государственного управления всех уровней, субъектами малого и среднего предпринимательства, некоммерческими объединениями предпринимателей и субъектами инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Можно предположить, что в случае реализации данных концептуальных подходов организации деятельности субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства не только расширится ее состав, но и действия ее составляющих будут более скоординированными и равномерно распределенными. Кроме того, единые классификация и терминология отдельных элементов государственной и негосударственной инфраструктуры поддержки предпринимательства позволят использовать определенные законодательством льготы и повысят качество услуг, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, действующая система инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства претерпит существенные изменения. С одной стороны, расширится сама инфраструктура, ее функции и возможности, с другой стороны, такая стратегия развития позволит четко сбалансировать интересы государственной и негосударственной составляющих инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.