1 (4). Завышение подрядчиком (субподрядчиком) объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, либо за счет средств государственных внебюджетных фондов, либо за счет отчислений на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем многоквартирного жилого дома или с привлечением льготных кредитов (ст. 21.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП)). В частности, когда:
- в нарушение п. 26 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 N 1450, в акты приемки выполненных работ и расчетные документы были включены и предъявлены к оплате работы, фактически не выполненные либо выполненные не в соответствии с проектно-сметной документацией, в стоимость выполненных строительно-монтажных работ по объекту были включены отдельные материалы, выставленные заказчику для оплаты в составе выполненных этапов (комплексов) работ, фактически не числящиеся по бухгалтерскому учету подрядчика, затраты по которым документально не были подтверждены и в бухгалтерском учете не отражены;
- в нарушение подп. 2.4.3 п. 2.4, п. 7.2 Методических указаний по определению стоимости строительства в текущем уровне цен, расчету и применению индексов цен в строительстве (РСН 8.01.105-2007), утвержденных приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.12.2007 N 444, в расчеты стоимости строительных материалов, изделий и конструкций в текущих ценах сверх установленного нормативного расхода были включены материалы по фактической цене их приобретения, а также неправильно применены индексы изменения стоимости на прочие материалы при определении стоимости выполненных строительных работ;
- в нарушение п. 1.49 раздела 1 и п. 3.156 таблицы раздела 3 технической части сборника 1 «Земляные работы» (РСН 8.03.101-2007), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12.11.2007 N 364 «Об утверждении сборников ресурсно-сметных норм для составления сметной документации в базисном уровне цен на 1 января 2006 г.» (далее — приказ N 364), была применена завышенная расценка Е1-145-4, тогда как следовало применить расценку Е1-145-4 с коэффициентом 0,6 к нормам затрат труда и заработной плате;
- в нарушение п. 4 примечания к приложению Д «Нормы общехозяйственных и общепроизводственных расходов, плановой прибыли для строительных, монтажных, специальных и пусконаладочных работ при возведении, реконструкции, ремонте и реставрации объектов подрядным способом (для применения с 1 января 2015 г.)» к Методическим рекомендациям о порядке разработки и утверждения норм общехозяйственных и общепроизводственных расходов, плановой прибыли, применяемых при определении стоимости строительства и составлении сметной документации, утвержденным постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.12.2011 N 59, при расчете стоимости выполненных работ по капитальному ремонту были необоснованно применены корректирующие коэффициенты к нормам общехозяйственных и общепроизводственных расходов и плановой прибыли;
- в нарушение подп. 39.1.4 п. 39 Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 03.12.2007 N 25, затраты на проведение технического надзора не были уменьшены на 30%;
- в нарушение п. 2 примечания к приложению X к Методическим указаниям по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сметной документации с применением ресурсно-сметных норм (РДС 8.01.105-03), утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2003 N 91 «Об утверждении Методических указаний», в расчеты стоимости выполненных работ по объекту были включены командировочные расходы по нормативной трудоемкости, но по нормам, превышающим действующее законодательство;
- в нарушение п. 5.7, 5.10, 5.14 технического кодекса установившейся практики ТКП 45-1.03-162-2009 (02250) «Технический надзор в строительстве. Порядок проведения», утвержденного и введенного в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 07.12.2009 N 396 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве», не были обеспечены учет и проверка объемов выполненных строительно-монтажных работ, т.е. не были выполнены соответствующие функции, предусмотренные перечнем функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства согласно приложению к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.02.2014 N 4 «Об установлении перечня функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства и утверждении Инструкции о порядке осуществления деятельности заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта»;
- в нарушение подп. 1.1 п. 1 приложения к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 16.01.2008 N 1 «Об установлении норм накладных расходов и плановых накоплений» при определении стоимости строительства жилого дома в акты выполненных работ включаются нормы накладных расходов и плановых накоплений в размере соответственно 159,7% и 172,5% от суммы сметных величин основной заработной платы рабочих и заработной платы машинистов (вместо установленных соответственно 135,6% и 167,1%);
- в нарушение п. 3 Методических рекомендаций о порядке премирования организаций за своевременный ввод объектов в эксплуатацию, утвержденных постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 21.02.2011 N 6, генеральным подрядчиком в акты выполненных работ включаются затраты на премирование за своевременный ввод объекта в эксплуатацию в размере 14,31% от суммы сметных величин основной заработной платы рабочих и заработной платы машинистов в составе затрат на эксплуатацию машин и механизмов;
- в нарушение приказа N 364, которым утвержден и введен в действие с 01.01.2008 сборник 7 «Бетонные и железобетонные конструкции сборные» (РСН 8.03.107-2007) (далее — Сборник 7), применяются иные единичные расценки (так, единичные расценки Е7-13-1 и Е7-16-3 относятся к разделу 01 «Производственные здания и сооружения» Сборника 7; в соответствии с подп. 1.2 п. 1 «Общие указания» технической части Сборника 7 затраты по установке сборных бетонных и железобетонных конструкций определяются по нормам и расценкам из других разделов Сборника 7 в случаях, когда в разделе отсутствует норма и расценка на выполнение необходимой работы; т.к. работы по демонтажу плит перекрытий площадью 9 кв.м и панелей стеновых наружных площадью 6 кв.м производились в жилых зданиях, то для определения стоимости вышеуказанных работ в смете необходимо было применять единичные расценки Е7-45-6 «Установка панелей перекрытий с опиранием на две стороны площадью до 10 кв.м» и Е7-49-3 «Установка панелей стеновых наружных в зданиях бескаркасно-панельных с разрезкой на этаж, площадь до 6 кв.м», которые относятся к разделу 05 «Жилые и общественные здания и административно-бытовые здания промышленных предприятий» вышеуказанного сборника, с применением коэффициента 0,3, как указано выше для единичных расценок Е7-13-1 и Е7-16-3).
Пример фактической основы дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон об архитектурной деятельности) государственные органы, организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, обязаны соблюдать: требования законодательства, в том числе обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов, заключенных договоров, а также внедоговорные обязательства; требования градостроительной документации и проектной документации, утвержденных в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 53 Закона об архитектурной деятельности строительная деятельность на территории Республики Беларусь должна осуществляться с соблюдением требований Закона об архитектурной деятельности, иных актов законодательства, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, градостроительной документации и проектной документации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 698 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с проектной документацией, устанавливающей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, в том числе со сметной документацией (сметой), определяющей цену работы. При отсутствии иных указаний в договоре предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в проектной документации, в том числе сметной документации (проектно-сметной документации).
Согласно пункту 1 статьи 701 ГК оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и порядке, которые установлены законодательством и договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законодательстве или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 665 ГК.
В соответствии с пунктом 1 статьи 665 ГК, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок либо с согласия заказчика — досрочно.
В соответствии с пунктом 1 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 N 51 «О некоторых вопросах по определению сметной стоимости строительства объектов» (далее — Инструкция N 51), устанавливается порядок определения сметной стоимости строительства объекта и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении.
Согласно части 1 пункта 5 Инструкции N 51 сметная стоимость строительства объекта на дату начала разработки сметной документации определяется на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и цен на ресурсы и (или) на основании укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта или стоимости объектов-аналогов.
В соответствии с пунктом 6 Инструкции N 51 для определения сметной стоимости строительства составляется сметная документация, состоящая из:
- локальных смет (локальных сметных расчетов);
- объектных смет (объектных сметных расчетов);
- сводного сметного расчета стоимости строительства (очереди строительства) на стадии «архитектурный проект» при проектировании в две стадии и на стадии «строительный проект» при проектировании в одну стадию;
- сводки средств на стадии «архитектурный проект» при проектировании в две стадии и на стадии «строительный проект» при проектировании в одну стадию;
- ведомости объемов работ и расходов ресурсов;
- ведомости ресурсов;
- информационного блока данных;
- ведомости сметной стоимости строительства зданий и сооружений, входящих в пусковой комплекс.
При составлении сметной документации на работы по текущему ремонту объектов строительства сводный сметный расчет стоимости строительства объекта не составляется. В этом случае составляется локальная смета (локальный сметный расчет) по форме согласно приложению 1 к Инструкции N 51, включающая также средства, перечень и порядок расчета которых предусмотрен главой 5 Инструкции N 51, за исключением средств и работ, которые согласно законодательству, в том числе техническим нормативным правовым актам, не предусматриваются и не выполняются при текущем ремонте.
Согласно акту сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (формы С-2а, установленной согласно приложению 4 к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2011 N 13 «Об установлении форм первичных учетных документов в строительстве» (далее — форма С-2а)) за ноябрь 2014 г. и справке о стоимости выполненных работ и затратах за ноябрь 2014 г. формы С-3, установленной согласно приложению 2 к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 17.10.2011 N 48 «Об установлении форм документов и утверждении Инструкции о порядке заполнения и применения дефектного акта на гарантийный ремонт» (далее — форма С-3), стоимость выполненных УП «Т» работ по текущему ремонту помещений составила в текущих ценах 113581225 руб. Оплата за выполненные подрядчиком работы была проведена в полном объеме (платежное поручение от 15.12.2014 на сумму 113581225 руб.). Выборочной документальной проверкой акта сдачи-приемки выполненных УП «Т» работ формы С-2а и справки о стоимости выполненных работ и затратах формы С-3, а также экономических расчетов к ним за ноябрь 2014 г. по текущему ремонту помещений было установлено, что подрядчиком в акте сдачи-приемки выполненных работ в расчет стоимости материалов включена дверь наружная из поливинилхлоридного профиля ДНЧ 2 15 x 21.4 в количестве 3,21 кв.м по цене 6250000 руб. за 1 кв.м на общую сумму 20062500 руб., а следовало включить по цене 6250000 руб. за 1 штуку по данным бухгалтерского учета подрядчика (завышена стоимость наружной двери из ПВХ на 13812500 руб.); в расчете стоимости командировочных расходов к акту за ноябрь 2014 г. завышена их стоимость на сумму 8277593 руб. (подрядчик выполнял работы с 03.11.2014 по 28.11.2014, то есть 26 календарных дней (в акте сдачи-приемки выполненных работ расчет командировочных расходов выполнен за 30 дней), справка о стоимости выполненных работ и затратах формы С-3 подписана подрядчиком 28.11.2014 (начало работ по договору — с 03.11.2014, их окончание — 28.11.2014)). Таким образом, подрядчиком была излишне предъявлена заказчику стоимость материалов за счет завышения их цены на сумму 13812500 руб. и стоимость командировочных расходов на сумму 8277593 руб.
Согласно подпунктам 1.1.1, 1.1.2 пункта 1 постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28.03.2012 N 12 «О некоторых вопросах стоимости строительства» завышение стоимости строительства объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, составляет фактически принятые и (или) оплаченные работы и (или) услуги, стоимость которых превышает рассчитанную в соответствии с установленным законодательством порядком, не подтверждаемые документально соответствующими расчетами и обоснованиями.
2 (5). Самовольное строительство жилых домов, производственных, хозяйственных, культурно-бытовых или иных строений и сооружений (ст. 21.12 КоАП). В частности, когда в нарушение п. 4 Инструкции о порядке выдачи органами государственного строительного надзора разрешений на производство строительно-монтажных работ, утвержденной постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.02.2008 N 11 (далее — Инструкция N 11), было начато производство строительно-монтажных работ на объекте без наличия разрешения органов государственного строительного надзора на производство строительно-монтажных работ (так, согласно журналу производства работ на объекте были выполнены следующие виды работ: срезка растительного грунта, разработка грунта под фундаменты, устройство ленточных фундаментов, тогда как заключение инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь на подготовительный период было выдано после).
Примеры фактической основы дела.
1. В ходе проверки соблюдения законодательства о строительной деятельности при строительстве молочно-товарной фермы было установлено, что строительные работы по возведению молочно-товарной фермы выполнялись обществом в период с 14 января 2015 г. до конца февраля 2015 г., что подтверждалось табелями учета рабочего времени за январь — февраль 2015 г., справками к путевым листам с 21 по 23 января 2015 г., с 24 по 25 января 2015 г. строительной машины; справками о выполненных работах за периоды с 14 по 16 января 2015 г., с 17 по 24 января 2015 г., на 25 января 2015 г., с 28 по 31 января 2015 г., с 1 по 5 февраля 2015 г.; расчетами стоимости выполненных работ за февраль 2015 г., реестром выполненных работ и затрат за февраль 2015 г., актом сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ за февраль 2015 г. За данный период были выполнены следующие работы: снятие растительного грунта, выполнены бетонные подготовки под фундаменты, смонтировано 27 фундаментов, 20 колонн.
ОАО «М» не были представлены (в связи с их отсутствием) по требованию проверяющих следующие документы: разрешение райисполкома на производство строительно-монтажных работ, разрешение инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, утвержденная в установленном порядке проектно-сметная документация. При этом руководителем общества были представлены только отдельные чертежи проектно-сметной документации на строительство (схема расположения элементов фундаментов, схема расположения элементов каркаса, схема расположения стеновых панелей, схема расположения плит покрытия), которые и явились основанием для начала производства работ обществом (копии прилагаются).
Таким образом, строительство объекта осуществлялось обществом без утвержденной проектно-сметной документации, без получения необходимого разрешения на строительство, чем были нарушены требования абзацев первого — второго пункта 2 статьи 2, пункта 1 статьи 35, пункта 1 статьи 51 и пункта 2 статьи 53 Закона об архитектурной деятельности; пунктов 4, 5 Инструкции N 11; пунктов 16, 18, 19 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 N 223 «О некоторых мерах по совершенствованию архитектурной и строительной деятельности»; пункта 13 Положения о порядке размещения объектов внутрихозяйственного строительства на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.02.2000 N 260.
В соответствии с пунктом 1 статьи 223 ГК самовольное строительство — деятельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения), если она осуществлена без получения необходимых разрешений на строительство, реконструкцию либо без проектной документации в случаях, когда необходимость ее подготовки предусмотрена законодательством, либо с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
2. Согласно пункту 4 Инструкции N 11 производство строительно-монтажных работ на объектах строительства может быть начато только после получения заказчиком, застройщиком разрешения на производство строительно-монтажных работ в органах государственного строительного надзора, за исключением объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ. В соответствии с пунктом 17 Инструкции N 11 в случае прекращения действия такого разрешения выдача нового разрешения производится в порядке, установленном Инструкцией N 11.
В ходе проверки было установлено, что обществом в нарушение абзаца 2 пункта 2 статьи 2 Закона об архитектурной деятельности, пунктов 4 и 17 Инструкции N 11 на объекте производства преформ производились работы по монтажу оборудования линии (инжекционная машина, система сушки и иное оборудование и технологические трубопроводы) без наличия разрешения органов государственного строительного надзора на производство строительно-монтажных работ.