Тактические аспекты ведения административного процесса по делам об административных правонарушениях в сфере технического нормирования и стандартизации (часть 1)

К основным совершаемым в сфере технического нормирования и стандартизации административным правонарушениям относятся нарушения, перечисленные в ст. 23.11 — 23.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях в сфере технического нормирования и стандартизации составляют обстоятельства, устанавливаемые уполномоченными органами, в основном в ходе непосредственного обнаружения правонарушения, в частности проверок (фактическая основа дела), и касающиеся содержания нормы либо комплекса норм материального права, регулирующих соответствующие материальные правоотношения (в частности, норм Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 N 262-З «О техническом нормировании и стандартизации», Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 N 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее — Закон N 269-З), Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 N 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закона Республики Беларусь от 29.06.2003 N 217-З «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека», Закона Республики Беларусь от 05.09.1995 N 3848-XII «Об обеспечении единства измерений», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2012 N 635 «О некоторых вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия населения», постановления Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.12.2008 N 60 «Об утверждении перечня продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь» (далее — постановление N 60), постановления Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.05.2011 N 23 «Об утверждении Правил подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь» (далее — постановление N 23), постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.07.2012 N 101 «О некоторых вопросах проведения государственной регистрации продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения», постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 05.06.2012 N 57 «Об установлении перечня продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь», постановления Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 07.05.2007 N 28/35/38/27 «О порядке подтверждения наличия документов о качестве и безопасности товаров при их продаже» (далее — постановление N 28/35/38/27) и т.д.).

Субъектами административных правонарушений в рассматриваемой сфере являются физическое лицо (работник, ответственный за соблюдение отдельных требований нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону их состава.

Объективная сторона совершаемых в сфере технического нормирования и стандартизации административных правонарушений, по которым наличие состава необходимо доказывать, включает следующие основные нарушения.

1. Реализация продукции (выполнение работ, оказание услуг), в том числе импортируемой, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, без наличия сертификата соответствия и (или) декларации о соответствии и (или) с неправомерным использованием знаков соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь (ч. 1 ст. 23.11 КоАП). В частности, когда:

  • в нарушение требований подп. 46.1, 46.2 п. 46 Перечня продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, установленного постановлением N 60 (далее — Перечень N 60), оказываются услуги по ремонту транспортных средств, подлежащие обязательной сертификации в Республике Беларусь и не включенные в сертификат соответствия;
  • в пункте приема заказов без сертификата соответствия на право осуществления (оказания) услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов для населения допускается оказание услуг по ремонту ноутбуков и фотоаппаратов, включенных в подп. 47.7 п. 47 Перечня N 60;
  • в нарушение ч. 1 п. 15 Правил подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденных постановлением N 23, подп. 1.1.1 п. 1 постановления N 28/35/38/27 реализация консервов мясных, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в форме сертификации в соответствии с подп. 40.4 п. 40 Перечня N 60, осуществлялась без подтверждения наличия сертификата соответствия в установленном порядке;
  • в нарушение требований постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 N 1748 «Об утверждении технического регламента Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY)» выполняются работы по устройству тепловой изоляции и ограждающих конструкций зданий и сооружений, а также работы по монтажу наружных сетей и сооружений в отсутствие сертификата соответствия;
  • в нарушение п. 2 ст. 7 технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 769, осуществляется производство и реализация ящиков из гофрокартона для упаковывания непищевой продукции (парфюмерно-косметической, промышленного и бытового назначения, включая продукцию легкой промышленности и игрушек) без документов об обязательной оценке (подтверждении) соответствия;
  • в нарушение п. 1, ч. 1 подп. 3.1 п. 3 ст. 11 технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 876, реализовывалась импортированная обувь без сертификатов соответствия;
  • в нарушение п. 1 ст. 3, п. 1, ч. 1 п. 2 ст. 6 технического регламента Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 798, осуществляется выпуск в обращение на территории Республики Беларусь игрушек пластмассовых с жидким наполнителем без сертификата соответствия;
  • в нарушение подп. 1.1.1 п. 1 постановления N 28/35/38/27 с учетом примечания 2 к Единому перечню продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 620, осуществляется торговля молочным шоколадом, подлежащим обязательному подтверждению соответствия в форме сертификации, без сертификата соответствия.

Примеры фактической основы дела.

1. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 59 принят технический регламент Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (ТР ТС 030/2012) (далее — ТР ТС 030/2012).

Пункт 1.1 статьи 1 ТР ТС 030/2012 устанавливает требования к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям (далее — продукция), к отработанным смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям (далее — отработанная продукция), к продуктам, полученным в результате переработки отработанной продукции, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей), а также в целях ресурсосбережения и распространяется на:

а) смазочные материалы, в том числе:

— смазочные масла органического происхождения, в том числе:

  1. масла моторные (универсальные, карбюраторные, дизельные, для авиационных поршневых двигателей);
  2. масла трансмиссионные;
  3. масла гидравлические;
  4. масла индустриальные;
  5. масла компрессорные;
  6. масла турбинные;
  7. масла антикоррозионные;
  8. масла электроизоляционные;
  9. масла базовые;

— пластичные смазки;

б) специальные жидкости:

  • охлаждающие жидкости (в том числе смазочно-охлаждающие жидкости);
  • тормозные жидкости;

в) отработанную продукцию.

Согласно пункту 3.1 статьи 3 ТР ТС 030/2012 продукция, выпускаемая в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, должна соответствовать требованиям ТР ТС 030/2012, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

Пунктом 3.2 статьи 3 ТР ТС 030/2012 установлено, что допускается выпуск в обращение и обращение продукции, соответствие которой подтверждено требованиями ТР ТС 030/2012.

Согласно пункту 3.4 статьи 3 ТР ТС 030/2012 каждая партия смазочных материалов, масел и специальных жидкостей, выпускаемая в обращение и (или) находящаяся в обращении, должна сопровождаться паспортом качества продукции.

Согласно пункту 6.1 статьи 6 ТР ТС 030/2012 перед выпуском в обращение на рынок продукция должна быть подвергнута процедуре подтверждения соответствия в форме декларирования соответствия. При подтверждении соответствия заявителем может быть юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющееся изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом) или импортером (продавцом).

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.10.2012 N 180 «О порядке введения в действие технического регламента Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям (ТР ТС 030/2012)» (далее — Решение N 180) установлено следующее: документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза и Единого экономического пространства или законодательством государства — члена Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее — Сторона), выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования ТР ТС 030/2012, до дня вступления в силу ТР ТС 030/2012, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 сентября 2015 г., за исключением таких документов, выданных или принятых до дня официального опубликования Решения N 180, и действительных до окончания срока их действия.

Со дня вступления в силу ТР ТС 030/2012 выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза и Единого экономического пространства или законодательством Стороны, не допускается (подп. 2.1 п. 2 Решения N 180)

До 1 сентября 2014 г. допускается производство и выпуск в обращение на таможенной территории Таможенного союза продукции, не подлежавшей до дня вступления в силу ТР ТС 030/2012 обязательной оценке (подтверждению) соответствия согласно нормативным правовым актам Таможенного союза и Единого экономического пространства или законодательству Стороны, без документов об обязательной оценке (подтверждении) соответствия продукции и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) (подп. 2.1 п. 2 Решения N 180).

ООО «М» проверке были представлены сертификаты соответствия на масла в потребительской упаковке, подлежащие обязательному подтверждению соответствия до вступления в силу ТР ТС 030/2012 в соответствии с Перечнем N 60.

Также была представлена декларация о соответствии техническим регламентам Таможенного союза от 27.11.2014, полученная ООО «Л», г. Москва (уполномоченное изготовителем лицо), на масло Toyota Sinthetic 5W-40, подтверждающая соответствие его требованиям ТР ТС 030/2012, и декларация соответствия согласно требованиям ТР ТС 030/2012, полученная 17.07.2014 ООО «Т» на масло моторное 75W-90.

Проверкой было установлено, что ООО «М» реализовало продукцию на общую сумму 2524644526 руб., в т.ч.:

  • в период с 03.05.2014 по 08.12.2014 — масло моторное марки Toyota Advanced Fuel Economy 0W-20 API SN на сумму 56531884 руб.;
  • в период с 03.05.2014 по 26.11.2014 — масло моторное марки Toyota Sinthetic 5W-40 API SL/CF на сумму 200697393 руб.;
  • в период с 03.05.2014 по 16.07.2014 — масло моторное марки Toyota Universal 75W-90 APL GL-4/ GL-5 на сумму 25403981 руб.;
  • в период с 30.09.2014 по 08.12.2014 — масло моторное марки Toyota Sinthetic 0W-30 API SL А5/В5 на сумму 7258004 руб.;
  • в период с 01.09.2014 по 12.12.2014 — смазочные материалы, масла и специальные жидкости (жидкость для АКПП WS 1 л, смазка ГТЦ 100 г, жидкость для АКПП D-III 1 л, жидкость для вариатора CVT 20l, жидкость для АКПП T-IV 5 л, масло моторное Toyota 0W-2020 8 л) на сумму 1198527096 руб.;
  • в период с 01.09.2014 по 26.11.2014 — масло моторное SAE 5W-4020 8 л на сумму 1036226168 руб.
  • при отсутствии декларации о соответствии согласно требованиям ТР ТС 030/2012.

Указанные смазочные материалы, масла и специальные жидкости согласно требованиям ТР ТС 030/2012 перед выпуском в обращение на таможенной территории Таможенного союза подлежали оценке соответствия требованиям технических регламентов в форме декларирования. По решению изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) импортером подтверждение соответствия осуществлялось в форме сертификации. Кроме того, у общества в указанных периодах отсутствовали действующие документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами законодательства Республики Беларусь, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования ТР ТС 030/2012.

Таким образом, в нарушение требований статьи 26 Закона N 269-З, пунктов 3.1, 3.2 статьи 3, пункта 6.1 статьи 6 ТР ТС 030/2012 ООО «М» реализовало в 2014 году импортируемые товары (масла моторные, смазочные материалы и специальные жидкости), подлежащие обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации без наличия сертификата соответствия и (или) декларации о соответствии на сумму более 2 млрд.руб.

2. В соответствии со статьей 26 Закона N 269-З обязательному подтверждению соответствия подлежат объекты оценки соответствия, в отношении которых установлены требования технических регламентов, а также объекты оценки соответствия, в отношении которых требования технических регламентов не установлены и которые включены в перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь. Реализация продукции, выполнение работ, оказание услуг и функционирование иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, без прохождения всех необходимых процедур подтверждения соответствия и наличия документов об оценке соответствия запрещаются. Порядок подтверждения наличия документов об оценке соответствия определяется правилами подтверждения соответствия, утверждаемыми Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь.

В соответствии с подпунктами 46.1, 46.2 и 46.3 пункта 46 Перечня N 60 обязательному подтверждению соответствия подлежит техническое обслуживание транспортных средств M1, M2, M3, N 1, N 2, N 3, а также ремонт транспортных средств категорий M1, M2, M3, N 1, N 2, N 3 методом замены и (или) восстановления агрегатов, узлов и деталей, прочие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств категорий M1, M2, M3, N 1, N 2, N 3.

ООО «М» органом по сертификации продукции, работ, услуг и персонала РУП «Белорусский государственный институт метрологии» (БелГИМ) был выдан сертификат соответствия на услуги по обслуживанию транспортных средств сроком действия до 03.01.2017 на обслуживание следующих транспортных средств.

Обслуживание транспортных средств TOYOTA, LEXUS категории М1:

1.1. Техническое обслуживание:

а) регламентные работы:

  • по видам технического обслуживания;
  • по талонам сервисной книжки;
  • контрольно-осмотровые работы;

б) смазочно-заправочные работы:

  • замена масел и технических жидкостей;
  • замена фильтров;
  • заправка систем кондиционирования воздуха;

в) контрольно-диагностические работы:

  • двигатель (определение содержания окиси углерода (СО), углеводородов (СН) в отработанных газах и дымности отработавших газов, угла опережения подачи топлива, компрессии в цилиндрах тепловых зазоров в клапанном механизме);
  • подвеска (контроль углов установки колес);
  • сцепление (определение хода педали сцепления);
  • определение суммарного люфта рулевого управления;
  • тормозная система (проверка эффективности действия, определение предельно допустимого износа тормозных барабанов (дисков) и тормозных колодок);
  • внешние световые приборы (определение направления пучка света фар, сила света фар);
  • диагностика электронных систем управления;

г) регулировка фар (направление пучка света фар);

д) регулировка углов установки колес;

е) регулировка топливной аппаратуры бензиновых двигателей (содержание окиси углерода (СО), углеводородов (СН) в отработавших газах);

ж) регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей (угла опережения подачи топлива, частоты вращения коленчатого вала);

з) регулировка тормозной системы (хода педали тормоза, привода тормоза стояночного тормоза, привода регулятора давления);

и) регулировка сцепления (хода педали сцепления);

к) регулировка рулевого управления (суммарного люфта рулевого управления, натяжения ремня гидроусилителя);

л) регулировка системы зажигания (угла опережения зажигания, искрового зазора свечей зажигания).

1.2. Ремонт методом замены и (или) восстановления:

а) ремонт двигателей, подвески и рулевого управления, сцепления, тормозной системы;

б) ремонт коробок переменных передач (автоматических, механических, раздаточных);

в) ремонт ведущих мостов и приводов ведущих колес (в том числе приводных карданных валов, шарниров, полуосей, редукторов, мостов, ступиц и подшипников);

г) ремонт электрооборудования:

  • электропроводки;
  • элементов электропривода;
  • элементов световой и звуковой сигнализации;
  • стартеров и генераторов;
  • электронных и электрических систем управления;

д) ремонт кузова:

— с заменой и восстановлением несущих элементов;

е) ремонт топливной аппаратуры бензиновых двигателей (карбюраторов, топливных насосов, топливопроводов, топливных баков);

ж) ремонт деталей (проточка тормозных дисков);

з) монтажные и крепежные работы, связанные с заменой компонентов и установкой дополнительного оборудования.

1.3. Ремонт методом замены ремней, цепей и шестерен привода газораспределительного механизма, насосов системы охлаждения, топливных насосов, топливных форсунок, насос-форсунок, стартеров, генераторов, колес, радиаторов, элементов системы отопления, вентиляции, деталей и элементов интерьера кузова.

1.4. Прочие услуги по техническому обслуживанию и ремонту:

а) установка дополнительного оборудования (акустических и мультимедийных систем, дополнительных фар, механических и электронных охранных систем, механических сцепных устройств и их элементов, защита картера двигателя, коробки передач и раздаточной коробки, передних и задних защитных дуг, защита передних и задних фонарей, защита порогов, спойлеров);

б) предпродажная подготовка;

в) установка стекол;

г) ремонт системы выпуска отработанных газов.

Обслуживание транспортных средств категории М1, М2:

2.1. Техническое обслуживание:

контрольно-диагностические и ремонтные работы:

  • двигатель (определение содержания окиси углерода (СО), углеводородов (СН) в отработанных газах и дымности отработавших газов);
  • тормозная система (проверка эффективности действия);
  • внешние световые приборы (определение направления пучка света фар, силы света фар);
  • определение суммарного люфта рулевого управления.

2.2. Ремонт методом замены и (или) восстановления:

а) шиномонтажные работы, включая снятие и установку колес, балансировка колес (кроме колес с разборным ободом и колесным диском с фиксирующим кольцом);

б) ремонт местных повреждений шин и камер;

в) ремонт кузова:

— без замены и восстановления несущих элементов.

Обслуживание транспортных средств категорий М1, М2, перечень моделей и год выпуска по базе данных «Kar Graber (G-Tronix)», «AUTODATA» (размер кузовов автомобилей):

3.1. Ремонт методом замены и (или) восстановления:

ремонт кузова:

— с заменой и восстановлением несущих элементов.

Обслуживание транспортных средств категорий М1, М2, N 1, перечень моделей, года выпуска по базе данных диагностического оборудования «Geoliner 680»:

4.1. Техническое обслуживание:

а) контрольно-диагностические работы:

— подвеска (контроль углов установки колес);

б) регулировка углов установки колес.

Обслуживание транспортных средств категорий М1, М2, перечень моделей и год выпуска по базе данных установки «WAECO ACS 1000»:

5.1. Техническое обслуживание:

смазочно-заправочные работы:

— заправка кондиционирования воздуха.

В ходе выборочной проверки было установлено, что ООО «М» в период с 01.02.2012 по 18.12.2014 оказывало услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств TOYOTA категории М2 и N 1 (модели «HIACE», «TUN DRA», «Hilux») без получения сертификата соответствия на автомобили категории М2 и N 1 (услуги не были указаны в сертификате соответствия).

3. В соответствии с подпунктами 19.1 — 19.6 пункта 19, подпунктами 21.1, 21.2 пункта 21, подпунктом 22.1 пункта 22, подпунктом 23.1 пункта 23, подпунктом 24.1 пункта 24 Перечня N 60 обязательному подтверждению соответствия подлежат:

  • колодки тормозные для барабанных и дисковых тормозов с накладками;
  • диски тормозные, барабаны тормозные;
  • трубки гидропривода тормозов;
  • рукава гидравлических тормозов;
  • цилиндры главные и колесные дисковых барабанных тормозов;
  • манжеты и кольца резиновые уплотнительные для гидропривода тормозов;
  • фары, сигнальные осветительные фонари, световозвращатели и светоотражающие устройства;
  • лампы накаливания и газоразрядные источники;
  • провода высоковольтные (с наконечниками);
  • стекла безопасные многослойные и закаленные (обрамленные и необрамленные);
  • глушители, коллекторы, резонаторы,

а также в соответствии с подпунктом 54.1 пункта 54, подпунктами 55.1 — 55.3 пункта 55 Перечня N 60 обязательному декларированию соответствия подлежат:

  • бамперы, спойлеры, передние и задние защитные устройства;
  • ремни безопасности;
  • устройства противоугонные механические;
  • устройства тягово-сцепные.

ООО «М» органом по сертификации транспортных средств, предметов их оборудования и частей, систем управления был выдан сертификат соответствия на запасные части и предметы оборудования для автомобилей TOYOTA, LEXUS согласно приложению, в том числе:

  • колодки тормозные для барабанных и дисковых тормозов с накладками;
  • диски тормозные, барабаны тормозные;
  • трубки гидропривода тормозов;
  • рукава гидравлических тормозов;
  • цилиндры главные и колесные дисковых, барабанных тормозов;
  • манжеты и кольца резиновые уплотнительные для гидропривода тормозов;
  • фары, сигнальные осветительные фонари, световозвращатели;
  • лампы накаливания;
  • высоковольтные провода;
  • стекла безопасные многослойные и закаленные (обрамленные и необрамленные);
  • глушители, коллекторы, резонаторы;
  • бамперы, спойлеры, передние и задние защитные устройства;
  • ремни безопасности;
  • устройства противоугонные механические.

Указанный сертификат удостоверял, что требованиям технических нормативных правовых актов соответствует продукция, изготовленная Toyota Motor Europa N V/SA (Бельгия) — серийное производство. Также в сертификате был перечислен перечень стран происхождения запасных частей для автомобилей: Австрия, Австралия, Бельгия, Болгария, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Германия, Гонконг, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Китай, Корея, Люксембург, Малайзия, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Парагвай, Польша, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, США, Таиланд, Тайвань, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, ЮАР, Япония. Сертификат был выдан на транспортные средства, указанные в одобрении типа транспортного средства с соответствующими регистрационными номерами.

В то же время в период с 01.02.2012 по 16.12.2014 ООО «М» реализовало запасные части и предметы оборудования для автомобилей TOYOTA, LEXUS, не указанные в одобрении типа транспортного средства.

Также в период с 01.02.2012 по 19.12.2014 ООО «М» реализовало запасные части и предметы оборудования для автомобилей TOYOTA, LEXUS, изготовленные в Японии, США, Австралии, Бразилии, Гонконге, Канаде, Израиле, Корее, Малайзии, Мексике, Норвегии, Парагвае, Сингапуре, Таиланде, Тайване, ЮАР, Африканской Республике (изготовителем которых не является «Toyota Motor Europa N V/SA» (Бельгия)), подлежащие обязательному подтверждению соответствия, без сертификата соответствия.

4. ООО «К» импортировало в Республику Беларусь 24 сентября 2014 г. оборудование — станки металлообрабатывающие сверлильно-присадочные. Указанное оборудование было реализовано обществом на территории Республики Беларусь. На импортированное обществом оборудование в момент его реализации имелась декларация согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 (далее — ТР ТС 010/2011), на серийный выпуск, зарегистрированная 14.10.2014 уполномоченным изготовителем данного оборудования лицом (резидентом Российской Федерации). У ООО «К» имелось официальное разрешение владельца этой декларации на ее применение. При этом в ходе проверки было установлено, что на дату реализации данного оборудования в Таможенном союзе не регистрировались декларации о соответствии согласно требованиям технического регламента Таможенного союза «Электромагнитная совместимость технических средств» (ТР ТС 020/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 879 (далее — ТР ТС 020/2011), технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 768 (далее — ТР ТС 004/2011). Данные декларации о соответствии были зарегистрированы уполномоченным изготовителем данного оборудования лицом (резидентом Российской Федерации) только 17.02.2015.

Согласно требованиям технических регламентов Таможенного союза:

1) положения ТР ТС 020/2011 распространяются на выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза технические средства, способные создавать электромагнитные помехи и (или) качество функционирования которых зависит от воздействия внешних электромагнитных помех. Перед выпуском в обращение на рынке техническое средство должно пройти подтверждение соответствия требованиям по электромагнитной совместимости, включенным в Перечень технических средств, подлежащих подтверждению соответствия в форме сертификации в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «Электромагнитная совместимость технических средств» (ТР ТС 020/2011), приведенный в приложении 3 к ТР ТС 020/2011 (далее — Перечень ТР ТС 020/2011), подлежат подтверждению соответствия в форме сертификации (схемы 1С, 3С, 4С (приложение В к Положению о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 621 (далее — Положение N 621)).

Технические средства, не включенные в Перечень ТР ТС 020/2011, подлежат подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия (схемы 1Д, 2Д, 3Д, 6Д (приложение Г к Положению N 621)). Выбор схемы декларирования соответствия технических средств, не включенных в Перечень ТР ТС 020/2011, осуществляется изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом), импортером;

2) положения ТР ТС 004/2011 распространяются на низковольтное оборудование, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза. К низковольтному оборудованию, на которое распространяется действие ТР ТС 004/2011, относится электрическое оборудование, предназначенное для использования при номинальном напряжении от 50 до 1000 В (включительно) переменного тока и от 75 до 1500 В (включительно) постоянного тока. Перед выпуском в обращение на рынке низковольтное оборудование должно пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности, установленным ТР ТС 004/2011. Низковольтное оборудование, включенное в Перечень низковольтного оборудования, подлежащего подтверждению соответствия в форме сертификации в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011) (далее — Перечень ТР ТС 004/2011), приведенный в приложении к ТР ТС 004/2011, подлежит подтверждению соответствия в форме сертификации (схемы 1С, 3С, 4С (приложение В к Положению N 621). Низковольтное оборудование, не включенное в Перечень ТР ТС 004/2011, подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия (схемы 1Д, 2Д, 3Д, 4Д, 6Д (приложение Г к Положению N 621)). Выбор схемы декларирования соответствия низковольтного оборудования, не включенного в Перечень ТР ТС 004/2011, осуществляется изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом), импортером. По решению изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера подтверждение соответствия низковольтного оборудования, не включенного в Перечень ТР ТС 004/2011, может осуществляться в форме сертификации в соответствии с пунктом 5 статьи 7 ТР ТС 004/2011;

3) ТР ТС 010/201 распространяется на машины и (или) оборудование, выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза. Подтверждение соответствия машин и (или) оборудования требованиям ТР ТС 010/2011 осуществляется в форме сертификации либо декларирования соответствия.

Таким образом, ООО «К» в нарушение требований вышеуказанных нормативных правовых актов реализовало в октябре, ноябре, декабре 2014 г. импортируемые товары (оборудование), подлежащие обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации без наличия сертификата соответствия и (или) декларации о соответствии.