Объектами осмотра в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении могут быть вещественные доказательства, которые уже подвергались осмотру на стадии подготовки дела к рассмотрению; впервые представленные вещественные доказательства; предметы, ставшие объектом экспертного исследования, и др. Если осматривается предмет, который не исследовался в ходе подготовки дела к рассмотрению, то необходимо выяснить обстоятельства, при которых он был обнаружен, где хранился, а также установить обстоятельства, свидетельствующие о его действительном отношении к делу, и то, по каким причинам этот предмет не был исследован ранее.
Тактика производства осмотра следующая. До начала производства осмотра необходимо определиться с кругом его участников. Субъекты осмотра подразделяются на обязательных, участвующих в проведении этого действия в силу закона, и необязательных, привлекаемых к участию в осмотре в зависимости от конкретных обстоятельств дела (свидетели, специалист, эксперт). Свидетели могут быть привлечены к осмотру, когда их показания касаются объекта осмотра или отдельных его деталей, а также для оказания помощи в воссоздании первоначальной обстановки или для показа изменений, наступивших в ней в результате правонарушения. Как правило, вещественные доказательства осматриваются в конце рассмотрения дела об административном правонарушении либо при опросе лиц, сообщающих информацию о соответствующих предметах. Сначала объявляется, какой предмет (или предметы) подвергается осмотру, одновременно называются основания и время его приобщения к материалам дела. При этом протокол осмотра обычно не оглашается, за исключением случаев заявления об этом соответствующего ходатайства либо при наличии существенных противоречий между тем, что отражено в протоколе осмотра, произведенного в стадии подготовки дела к рассмотрению, и результатами осмотра в стадии рассмотрения дела. До начала осмотра следует внимательно осмотреть упаковку вещественного доказательства, проверить ее целостность и сохранность содержимого. Следует в первую очередь произвести общий осмотр предмета (определить его наименование и назначение, форму, размер, цвет, основные составные части, назначение и общее состояние); затем отметить его характерные особенности, индивидуальные признаки (дефекты), имеющиеся на нем следы (их наименование, род, вид, размер, форма и особенности), после чего выявить свойства предмета, определяющие его отношение к делу и доказательственное значение. Вещественные доказательства сначала осматривает уполномоченное на рассмотрение лицо, а затем они представляются для осмотра участникам разбирательства. Лица, которым предъявлены вещественные доказательства, вправе обращать внимание на обстоятельства, имеющие значение для дела. В ходе осмотра лицам, участвующим при его проведении, могут быть заданы вопросы относительно признаков вещественных доказательств, а также по другим обстоятельствам, связанным с тем или иным предметом. Если осмотру подлежит предмет, который будет направлен на экспертизу, и при этом присутствует эксперт, то он вправе задать интересующие его вопросы участникам процесса. Если осмотру подлежит предмет, непосредственно представленный в стадии рассмотрения, то до начала осмотра следует рассмотреть соответствующее ходатайство о приобщении предмета к материалам дела в качестве вещественного доказательства, после чего осмотреть этот предмет (предметы) и вынести постановление о приобщении предмета к делу в качестве вещественного доказательства или об отказе в этом.
Осмотр документов производится с целью получения сведений, имеющих значение для дела, а также установления тех или иных данных для последующего их сопоставления со сведениями, содержащимися в других документах. Содержание документа — характер и объем заключенных в нем сведений об административном правонарушении — ограничено пределами компетенции его автора и относимостью к делу об административном правонарушении излагаемых в документе данных. Специфика содержания документов связана с тем, что, отражая обстоятельства, имеющие значение для дела об административном правонарушении, они не порождаются событием правонарушения, а создаются в процессе обычной, нормальной деятельности государственных органов, должностных лиц, организаций или граждан. Кроме того, содержание документа всегда образуют сведения об относимых к делу обстоятельствах, имеющих юридическое значение. В зависимости от вида документа его обязательными реквизитами могут являться изложение текста на определенном бланке, наличие печати, порядок расположения текста, регистрационный номер. Отсутствие одного из реквизитов может породить сомнения в допустимости документа.
Тактика по исследованию документа следующая: анализируются форма и реквизиты документов (изучается общее состояние лицевой и оборотной стороны документа на предмет наличия обязательных реквизитов (исследуется их содержание), помарок, повреждений, зачеркиваний и других следов, которые могут иметь значение для дела); изучается логическое и техническое содержание текста (исследуется текст документа — наименование документа; кому, когда, кем, где и для какой цели был выдан; дата его подписи; регистрационные данные, причем выясняется, согласуются ли реквизиты документа с целевым назначением и содержанием); выявляются противоречия, и при необходимости документ подвергается экспертизе. При осмотре документов также следует убедиться в законности способа приобщения документов к материалам дела (в деле должны содержаться данные о том, каким образом документ попал в материалы дела об административном правонарушении). Оглашение любых документов всегда должно осуществляться в полном объеме. При этом вопрос об относимости к делу того или иного документа решается путем тщательного анализа его содержания, установления объективных связей с обстоятельствами рассматриваемого дела с учетом результатов проверки соблюдения требований процессуального закона при приобщении его к материалам дела. Он анализируется с точки зрения полноты, внутренней непротиворечивости содержащихся в нем сведений, их соответствия содержанию других имеющихся в деле доказательств. Если для проверки документа недостаточно собранных доказательств, собираются новые доказательства. В целях уточнения, разъяснения содержания документа допустим вызов и опрос его автора. Если документ был представлен по запросу должностного лица органа, ведущего административный процесс, обязательным элементом его проверки должно быть сравнение содержания и объема изложенных в нем сведений с требованиями запроса. При неполноте ответа запрос может быть повторен.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дулов, А.В. Тактические операции при расследовании преступлений / А.В.Дулов. — Минск: Изд-во БГУ, 1979. — 128 с.
2. Шиканов, В.И. Теоретические основы тактических операций в расследовании преступлений / В.И.Шиканов. — Иркутск: Изд-во Ирк. ГУ, 1983. — 200 с.
3. Волчецкая, Т.С. Криминалистическая ситуалогия: дис. … д-ра юрид. наук / Т.С.Волчецкая. — М., 1997. — 395 с.
4. Марочкин, Н.А. Теоретические проблемы тактических операций в криминалистике: учеб. пособие / Н.А.Марочкин. — Саратов: Изд-во СГАП, 1999. — 29 с.
5. Якушин, С.Ю. Тактические средства расследования преступлений: вопросы теории и практики / С.Ю.Якушин. — Казань, 2002. — 120 с.
6. Ландау, И.Л. Ситуационный подход в технико-криминалистическом обеспечении предварительного расследования и судебного следствия: автореф. дис. … канд. юрид. наук / И.Л.Ландау. — Калининград, 2002. — 20 с.
7. Румянцева, И.В. Ситуационный подход в судебном следствии суда первой инстанции: автореф. дис. … канд. юрид. наук / И.В.Румянцева. — Калининград, 2004. — 20 с.