Тактические основы рассмотрения дел об административных правонарушениях. Теоретическая сущность и процессуальные основы рассмотрения дел об административных правонарушениях

Познание в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении — это деятельность, осуществляемая в предусмотренном административно-процессуальным законодательством порядке, направленная на приобретение знания о прошлом противоправном событии путем проверки и оценки представленных доказательств в целях решения задач административного процесса. Специфика познания в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении состоит в следующем: его ретроспективном характере, т.е. обращенности в прошлое; одновременно объективном и субъективном характере процесса отражения в сознании субъекта свойств и сущности исследуемого явления с точки зрения истинности (ложности).

Субъектами познания являются орган (должностное лицо), рассматривающий дело по существу и полномочный вынести по нему соответствующее решение, а также участники административного процесса. Объектом познания является подвергающаяся исследованию совокупность всех доказательств, собранных в ходе производства по делу, представленных и истребованных в процессе разбирательства, на основании анализа и оценки которых при активном участии участников уполномоченный орган должен решить вопрос о виновности лица и назначении ему справедливого наказания. Предмет административно-процессуального познания составляет решение вопроса об относимости, допустимости, достоверности и достаточности представленных доказательств в зависимости от конкретных условий и обстоятельств противоправного события, нашедших свое отражение в материалах дела, и определение пределов исследования доказательств. Объем определяется кругом вызванных лиц, а также числом доказательств, привлеченных для исследования по данному делу. Объем по конкретному делу может меняться в связи с заявлением различных ходатайств (о проведении экспертиз, вызове свидетелей, истребовании и (или) приобщении дополнительных доказательств и др.). Рассмотрение не должно загружаться проверкой и исследованием обстоятельств, не имеющих значения для дела, равно как не должно быть поверхностным в отнесении каких-либо фактов к числу второстепенных либо бесспорных и не требующих изучения.

Пределы административно-процессуального познания — это то количество доказательств в той степени их исследованности, которое необходимо и достаточно для установления предмета познания. Условия познания можно подразделить на: объективно существующие (полнота, всесторонность и объективность исследования, непосредственность, устность, публичность, официальность), личностно обусловленные (наличие и особенности физических и интеллектуальных предпосылок к познанию у конкретного лица) и условия организационного порядка (осуществление его в присутствии и при установленном законом одновременном участии нескольких лиц). Полнота означает, что должны быть рассмотрены все имеющиеся в деле доказательства, как представленные, так и привлеченные. Исследование доказательств должно быть всесторонним и объективным. Каждое из заявленных ходатайств подлежит обсуждению и разрешению, а их отклонение должно быть оформлено мотивированным постановлением. Все доказательства подлежат непосредственному исследованию в устной форме. Важнейшим условием познания является публичность, то есть осуществление его во благо государства и одновременно во имя интересов каждой личности, вовлеченной в этот процесс. Публичность процесса заключается в том, что в нем решаются общественно-государственные задачи по защите публичных интересов, которые сами по себе служат критерием при принятии соответствующих решений уполномоченными государственными органами — субъектами административно-процессуальных отношений. Познание осуществляется в условиях официальности — той торжественной обстановки, в которой происходит рассмотрение конкретного дела.

Любая познавательная деятельность может быть исследована в двух аспектах — статическом и динамическом. Первый позволяет увидеть ее как процедуру со сложным внутренним устройством, выделить составляющие ее элементы, уяснить их сущность и провести их дифференциацию. С точки зрения динамического подхода познание являет собой поэтапный процесс накопления знаний об изучаемом объекте, последовательно развивающийся от низших ступеней к высшим. Различаются два уровня любого, в том числе административно-процессуального познания, — эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень познания характеризуется опытными способами получения знания, которое приобретается посредством чувственного восприятия объекта. Проверка и оценка доказательств — составляющие теоретического уровня познания, где решающее значение приобретают мыслительные, логические операции познающего субъекта по сопоставлению имеющихся доказательств друг с другом, направленные на получение посредством умозаключений новых выводных знаний о части или обо всем правонарушении в целом.

Вовлекаемые в рассмотрение дела об административном правонарушении носители познавательно значимой информации — это все привлеченные для участия в слушании дела участники, в той или иной степени информированные об имеющих значение для разрешения дела обстоятельствах (личностные носители), а также правомерно приобщенные к материалам дела предметы, документы и иные материальные объекты, содержащие сведения об имевшем место в прошлом исследуемом событии (материально фиксированные (вещные) носители — первоначальные и производные). Предложенное определение распространяется на носителей сведений особого рода — процессуально значимой информации, которая должна быть получена в пределах административного процесса в установленном законом порядке и должна быть надлежаще оформлена (иметь доказательственное, а не ориентирующее значение, т.е. содержаться в доказательствах, а не в непроцессуальных источниках). В связи с этим недопустимо привлекать в процессе доказывания фактические данные, не закрепленные и не приобщенные к делу в виде одного из источников. Также нельзя использовать в качестве доказательства фактические данные, содержащиеся в источниках, не предусмотренных процессуальным законом.

Технология познания в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой процедуру установления обстоятельств, предусмотренных в Процессуально-исполнительном кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП), в виде системы определенных алгоритмов планирования (в целом и отдельных действий) в организации деятельности участников административного процесса, осуществляемой в предусмотренных административно-процессуальным законодательством порядке, последовательности и объеме, направленной на приобретение знания о прошлом противоправном событии путем проверки и оценки представленных и истребованных доказательств в целях успешного решения задач административного процесса. Средства и способы познания в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении — это конкретные алгоритмы проверки и оценки доказательств, осуществляемые в порядке, регламентированном нормами ПИКоАП.

Проверка доказательств предполагает выяснение юридических свойств (качеств) доказательств (удостоверение в правильности собранной информации) с помощью исследования (анализа) самого доказательства, сопоставления его с уже собранными доказательствами, а также посредством установления их источников и получения иных доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство. Субъект в целях проверки доказательств может прибегнуть к ряду методов, составляющих технологию познания: наблюдение (лежит в основе производства осмотров, освидетельствования и др.); моделирование (в основе его лежит воспроизведение свойств объекта в специально изготовленной для этого модели — материальной или идеальной); реконструкция обстановки, предметов материального мира и др. Характер, направленность, объем проверки доказательства, применяемые при этом методы в значительной мере определяются объективными факторами: особенностями административного правонарушения; видом проверяемого доказательства; его качеством — полнотой (неполнотой), внутренней непротиворечивостью (противоречивостью), соответствием (несоответствием) другим, уже собранным доказательствам; количеством и качеством собранных доказательств, связанных с проверяемыми через отображаемые факты; соотношения известных и предполагаемых по делу фактов. На проверку доказательства существенное влияние оказывает и квалификация субъекта административного процесса, принимающего решения о характере действий по проверке, их последовательности, направленности, учете или отклонении ходатайств, заявленных участниками административного процесса в связи с проверкой доказательства, и т.п. Важную роль в проверке доказательств могут играть и иные участники административного процесса (не наделенные властными полномочиями), которые могут реализовывать ее путем дачи объяснений, представления предметов и документов, которые могут послужить основой для формирования доказательств, заявления различного рода ходатайств, связанных прямо или косвенно с проверкой собранных или собираемых доказательств (о признании доказательств недопустимыми, об участии в процессуальных действиях и т.д.); постановки вопросов опрашиваемым (свидетелю, потерпевшему и т.д.); принесения жалоб на действия (бездействие) и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.

Оценка доказательств — эта мыслительная, логическая деятельность по определению относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства и построение системы доказательств для определения их достаточности. Под относимостью доказательств понимают их связь с предметом доказывания и с иными обстоятельствами, имеющими значение для дела. Относящимися к делу об административном правонарушении признаются доказательства, посредством которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для данного дела. Не являются относящимися к делу доказательства, которые не способны устанавливать или опровергать подлежащие доказыванию обстоятельства. Допустимость доказательств означает их законность, правомерность их использования для установления истины. Она определяется, прежде всего, законностью способа получения доказательства, допустимостью тех источников, в которых доказательства содержатся. ПИКоАП дает исчерпывающий перечень видов этих источников, поэтому фактические данные, почерпнутые из источника любого иного, не предусмотренного законом вида, не могут по действующему закону приниматься во внимание и допускаться в качестве доказательств. Кроме того, допустимость источника доказательств определяется еще и тем, были ли соблюдены при его получении, формировании все необходимые требования закона. Недопустимыми также будут признаны доказательства, полученные с нарушением требований законодательства, а также объяснения, основанные на догадке, предположении, слухе, либо объяснения свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности. В соответствии с положениями статьи 6.14 ПИКоАП доказательство признается недопустимым, если оно получено с нарушением конституционных прав и свобод гражданина или требований ПИКоАП, связанным с лишением или ограничением прав участников административного процесса или нарушением иных правил административного процесса. Данные, собранные до их проверки и подтверждения процессуальными действиями, имеют лишь ориентирующее значение (указывают на местонахождение доказательств, возможное наличие обстоятельств, существенных для оценки доказательств, и т.д.). Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу вынесения решения по делу об административном правонарушении, а также использоваться для доказывания любого обстоятельства, подлежащего доказыванию по делу об административном правонарушении. Достоверными признаются доказательства, если они соответствуют действительности. Достаточными признаются доказательства, когда их совокупность позволяет установить обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу об административном правонарушении.

В то же время рассмотрение дела об административном правонарушении — это самостоятельная, характеризующаяся специфическими чертами и преследующая особые цели стадия разбирательства, следующая за стадией подготовки дела к рассмотрению и предшествующая вынесению постановления по делу, в ходе которой осуществляется исследование представленных и истребованных доказательств, имеющих решающее значение для вынесения законного и обоснованного решения. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении — главная в процессе, поскольку по итогам ее реализации принимается акт, в котором компетентный орган официально дает правовую оценку совершенному деянию, признает лицо виновным или невиновным в совершении правонарушения и определяет меру административного воздействия с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Под процессуальными основами рассмотрения дела об административном правонарушении понимается совокупность законодательных положений и осуществленных в соответствии с ними процессуальных действий, составляющих основу для исследования доказательств и создающих предпосылки для успешного и правомерного проведения разбирательства по установлению обстоятельств административного правонарушения и формированию доказательственной базы.

Рассмотрение дела об административном правонарушении можно разделить на следующие три основные части:

  • действия до исследования доказательств по делу (подготовительная часть) — в данной части должен быть решен вопрос о планировании исследования доказательств;
  • собственно исследование доказательств по делу — все доказательства по делу подлежат непосредственному исследованию (проверке) и оценке (за исключением производства по делу в упрощенном порядке): заслушиваются показания лиц, изучается заключение эксперта, осматриваются вещественные доказательства, оглашаются документы, производятся другие процессуальные действия;
  • действия, связанные с окончанием рассмотрения (заключительная часть) — опрашиваются лица на предмет того, желают ли они дополнить разбирательство, предлагается представить дополнительные доказательства, после разрешения ходатайств рассмотрение объявляется оконченным.

Соответственно с учетом определенной ПИКоАП нормативно-правовой регламентации судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, при подготовке к рассмотрению дела (статья 11.1 ПИКоАП):

  • устанавливают, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела (подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях установлена в главе 3 ПИКоАП с учетом следующих правовых критериев: статуса субъекта административного правонарушения, процессуальных особенностей рассмотрения дела об административном правонарушении, вида административного взыскания);
  • выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие административный процесс (при выявлении на стадии подготовки к рассмотрению дела хотя бы одного из обстоятельств, исключающих административный процесс, предусмотренных статьей 9.6 ПИКоАП, судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, при его рассмотрении выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении);
  • истребуют необходимые дополнительные материалы (при подготовке к рассмотрению дела судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, решается вопрос о достаточности имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, но они не вправе оценивать доказательства, предрешать вопрос о виновности; их полномочия ограничиваются только проверкой наличия в материалах дела соответствующей информации, которая может стать предметом исследования в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении);
  • извещают лиц, участвующих в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения (при подготовке к рассмотрению дела при наличии соответствующих сведений об участниках административного процесса должны быть приняты меры по извещению или вызову лиц, участвующих в деле, и иных участников административного процесса любыми способами — кроме почтовых отправлений, извещение может быть сделано посредством телефонограмм, телеграмм, факсимильной связи или по электронной почте либо с использованием иных средств связи).

В соответствии с частью 1 статьи 11.4 ПИКоАП при рассмотрении дела об административном правонарушении обязательным является участие следующих лиц:

  • физического лица, в отношении которого ведется административный процесс;
  • законных представителей несовершеннолетнего или недееспособного, в отношении которых ведется административный процесс;
  • представителя юридического лица по делам об административных правонарушениях, если статьей Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрена административная ответственность юридического лица.

Дело об административном правонарушении может быть рассмотрено без указанных лиц, если:

  • физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, признает свою вину или письменно ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие;
  • физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, законный представитель лица, в отношении которого ведется административный процесс, извещенные надлежащим образом, уклоняются от явки в суд, орган, ведущий административный процесс. Привод таких лиц осуществляется, если не представляется возможным рассмотреть дело по существу в их отсутствие;
  • физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, получило повестку и не уведомило суд, орган, ведущий административный процесс, которые его вызвали, о наличии уважительных причин, препятствующих его явке по вызову в назначенный срок;
  • постановление о наложении административного взыскания выносится в порядке, предусмотренном частью 3-1 статьи 10.3 ПИКоАП (фиксации превышения скорости движения транспортного средства работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами).

Защитник участвует в деле об административном правонарушении, если об этом ходатайствуют физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, или его законный представитель. При неявке защитника рассмотрение дела откладывается, но не более чем на 5 дней. Если представитель юридического лица, извещенный надлежащим образом, уклоняется от явки либо юридическое лицо письменно ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, дело об административном правонарушении может быть рассмотрено и без их участия. Другие участники административного процесса могут участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, если их участие признают необходимым судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, по своей инициативе или по ходатайству лиц, заинтересованных в исходе дела. Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение, может участвовать в его рассмотрении, если ходатайствует об этом.

Таким образом, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается ряд вопросов: назначается время и место рассмотрения дела, определяются лица, которых необходимо вызвать, а также дополнительные материалы, которые необходимо истребовать; о необходимости назначения экспертизы (часть 3 статьи 11.2 ПИКоАП); о возврате протокола об административном правонарушении в случае его неправильного составления (статья 11.3 ПИКоАП), а также о передаче протокола по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, должностного лица органа, к которым он поступил. По поступившему делу об административном правонарушении целесообразно выяснить и иные обстоятельства: нет ли оснований для самоотвода; правильно ли составлены наряду с протоколом об административном правонарушении и другие документы, предусмотренные ПИКоАП, а также правильно ли оформлены материалы по делу в целом (дело об административном правонарушении должно быть подшито, пронумеровано, по нему обязательно наличие описи документов, заполнение в них всех необходимых граф, строк, учинение соответствующих подписей), имеются ли ходатайства и отводы. Субъект, уполномоченный рассматривать дело, обязан также выяснить, имеются ли основания для передачи дела на рассмотрение прокурору, органу предварительного следствия или дознания. Кроме того, в одном административном процессе могут быть соединены дела об административных правонарушениях (статья 11.3-1 ПИКоАП):

  • о нескольких административных правонарушениях, совершенных одним лицом, если они подведомственны одному и тому же суду, органу, ведущему административный процесс;
  • о совершении одного и того же административного правонарушения физическим и юридическим лицом;
  • о совершении одного и того же административного правонарушения совместно двумя или более физическими лицами;
  • начатые по встречным заявлениям о совершении административных правонарушений, ответственность за которые наступает по требованию потерпевшего либо законного представителя.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой определенную последовательность процессуальных действий, направленную на защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в административном процессе, и установление объективной истины. Субъект, уполномоченный рассматривать дело: объявляет, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению и в отношении кого, устанавливает факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела, разъясняет им их права и обязанности, удаляет до начала дачи объяснений свидетелей из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении, разъясняет право отвода, оглашает протокол об административном правонарушении, разрешает ходатайства, устанавливает порядок дачи объяснений и исследования доказательств (исследование доказательств при рассмотрении дела об административном правонарушении осуществляется в соответствии с положениями статей 10.10, 10.11, 10.13 — 10.24 ПИКоАП, которые определяют порядок опроса лиц, участвующих в административном процессе, осмотра, освидетельствования и назначения экспертизы).

Важным условием рассмотрения дела по существу является наличие участников административного процесса. Факт присутствия лиц подтверждается удостоверением личности, служебным удостоверением, доверенностью либо иными документами. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законодательством. Полномочия представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Полномочия защитника удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, либо доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством. В случае их неявки необходимо принять решение либо о рассмотрении дела, либо об отложении рассмотрения дела.

Решение о рассмотрении дела в отсутствие некоторых участников административного процесса (лица, в отношении которого ведется административный процесс, его законного представителя, защитника, представителя юридического лица) возможно лишь в том случае, если имеются данные о надлежащем извещении данных лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от этих участников не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Основанием принятия решения об отложении рассмотрения дела может быть также поступление заявления о самоотводе или отводе лица, рассматривающего дело; отвод специалиста, эксперта или переводчика; необходимость явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов, назначения экспертизы. По итогам проверки наличия условий, необходимых для рассмотрения дела, возможно также принятие решений о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела; о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должны быть выяснены следующие обстоятельства (статья 11.6 ПИКоАП):

  • было ли совершено административное правонарушение;
  • виновно ли данное физическое лицо в его совершении;
  • подлежит ли физическое лицо административной ответственности;
  • имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
  • причинен ли вред административным правонарушением;
  • виновно ли юридическое лицо в совершении административного правонарушения;
  • подлежит ли юридическое лицо административной ответственности, если статьей Особенной части КоАП за данное правонарушение установлена административная ответственность юридического лица;
  • иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

К иным обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения дела, относится, в частности, установление сроков наложения административного взыскания, определенных статьей 7.6 КоАП. При рассмотрении дела об административном правонарушении также обязательно наличие полномочий лица на составление протокола об административном правонарушении (статья 3.30 ПИКоАП); выяснение обстоятельств, определенных статьей 6.2 ПИКоАП (обстоятельства, подлежащие доказыванию), главой 5 «Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением» КоАП; главой 8 «Основания для освобождения от административной ответственности» КоАП. При рассмотрении дела необходимо проверить факт наличия или отсутствия обстоятельств, исключающих административный процесс (статья 9.6 ПИКоАП). Обстоятельства, не совместимые с производством по делу, как правило, подлежат выяснению на стадии подготовки к рассмотрению дела, но некоторые из них могут быть установлены только при рассмотрении дела (в частности, квалификация состава административного правонарушения).

Реализация центральной части рассмотрения дела об административном правонарушении достигается путем алгоритмизации деятельности по исследованию доказательств, предполагающей разработку и применение алгоритмов решения основных и сопутствующих задач, определение оптимальных средств, приемов и методов исследования доказательств, а также наилучшей последовательности их применения на всем протяжении разбирательства.

Заключительная часть рассмотрения дела об административном правонарушении состоит в том, что суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, выносят одно из следующих постановлений (статья 11.10 ПИКоАП):

  • о наложении административного взыскания;
  • о наложении административного взыскания с прекращением дела об административном правонарушении в части;
  • о прекращении дела об административном правонарушении;
  • о передаче материалов дела об административном правонарушении по месту работы (службы) физического лица, привлекаемого к административной ответственности, для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Постановление о прекращении дела об административном правонарушении выносится при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 9.6 ПИКоАП, а также в случае освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьями 8.2, 8.3, 8.5, 8.7, 8.8 КоАП. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. По ходатайству лица, в отношении которого оно вынесено, потерпевшего, их представителей, защитника им под расписку вручается копия постановления по делу об административном правонарушении. Копия постановления по делу об административном правонарушении в течение 5 дней должна быть вручена или выслана заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено, в случае отсутствия указанного лица при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также органу, направившему дело об административном правонарушении на рассмотрение в суд.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Дулов, А.В. Тактические операции при расследовании преступлений / А.В.Дулов. — Минск: Изд-во БГУ, 1979. — 128 с.

2. Шиканов, В.И. Теоретические основы тактических операций в расследовании преступлений / В.И.Шиканов. — Иркутск: Изд-во Ирк. ГУ, 1983. — 200 с.

3. Волчецкая, Т.С. Криминалистическая ситуалогия: дис. … д-ра юрид. наук / Т.С.Волчецкая. — М., 1997. — 395 с.

4. Марочкин, Н.А. Теоретические проблемы тактических операций в криминалистике: учеб. пособие / Н.А.Марочкин. — Саратов: Изд-во СГАП, 1999. — 29 с.

5. Якушин, С.Ю. Тактические средства расследования преступлений: вопросы теории и практики / С.Ю.Якушин. — Казань, 2002. — 120 с.

6. Ландау, И.Л. Ситуационный подход в технико-криминалистическом обеспечении предварительного расследования и судебного следствия: автореф. дис. … канд. юрид. наук / И.Л.Ландау. — Калининград, 2002. — 20 с.

7. Румянцева, И.В. Ситуационный подход в судебном следствии суда первой инстанции: автореф. дис. … канд. юрид. наук / И.В.Румянцева. — Калининград, 2004. — 20 с.