Осмотр — самостоятельное контрольное мероприятие, которое состоит в непосредственном визуальном обследовании соответствующих объектов в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для проверки. Основаниями производства осмотра являются обоснованные предположения лица о возможности в процессе его проведения получить фактические данные, подтверждающие или опровергающие наличие нарушения. Основанием производства осмотра служат и данные о том, что тот или иной материально фиксированный объект (группа объектов) может иметь (имеет) отношение к нарушению и содержать доказательственную и полезную ориентирующую информацию.
Целями осмотра являются: обнаружение следов нарушения; фиксация (отражение) всех действий участников осмотра и всего обнаруженного в той последовательности и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра; перечисление и подробное описание всех материальных объектов, изымаемых при производстве осмотра; принятие мер, обеспечивающих сохранность всех материальных объектов, изъятых в ходе осмотра. Соответственно в ходе осмотра проверяющий решает общую и частную задачи. Общей задачей осмотра является получение фактических данных об обстоятельствах происшедшего события, объектах и лицах, имеющих к нему отношение, их связях и взаимодействиях. К частным задачам относятся обнаружение следов, которые могли остаться после происшедшего события, определение объектов, подлежащих изъятию, и др.
В ходе осмотра осуществляется сопоставление наличия основных средств, оборудования, товарно-материальных ценностей, фактического выполнения работ, услуг с документальными данными, представляемыми проверяемым субъектом проверяющим. Объектами осмотра могут быть производственные, торговые, складские и подсобные помещения (собственные и арендованные), используемые для проведения работ (оказания услуг), для хранения товарно-материальных ценностей, кабинеты, рабочие места должностных лиц и иные территории проверяемого субъекта, предметы, документы и иные носители информации. В случае обнаружения в обследуемом помещении товарно-материальных ценностей, не отраженных в бухгалтерском учете (учете доходов и расходов) проверяемого субъекта, проверяющий вправе опечатать помещение и потребовать от руководителя проверяемого субъекта проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей либо произвести их изъятие.
Технологическая модель осмотра представляет собой динамично развивающуюся систему, элементами которой служат следующие последовательно реализуемые на практике решения и действия:
- построение, анализ, оценка мысленной модели сложившейся ситуации, определение на основе результатов изучения данной модели проблемы (проблем), требующей(их) разрешения путем производства осмотра;
- принятие решения о производстве осмотра;
- определение цели, задач, построение плана производства предстоящего осмотра;
- разработка и реализация программы организационного, информационного, технического, иного обеспечения планируемого осмотра;
- вступление в допредметное информационное взаимодействие с объектом (объектами) осмотра, но до начала самого процесса производства осмотра (стадия общеориентирующего исследования по месту нахождения объекта в целях корректировки намеченного плана, уточнения задач, получения ориентирующей информации, расстановки сил и т.д.);
- реализация намеченного плана в ходе предметного информационного взаимодействия субъекта (субъектов) и объекта (объектов) осмотра — этап производства данного действия;
- заключительный (постпредметный) этап деятельности по месту нахождения объекта осмотра (подведение итогов проделанной работы, оформление необходимых документов, упаковка и удостоверение изымаемых предметов и т.д.).
Осмотр включает четыре стадии: стадию первоначальных действий; обзорную стадию; детальную стадию; заключительную стадию. Подготовка осмотра предполагает систему организационных мероприятий, выполняемых с целью реализации принятого решения о производстве данного действия. В эту систему входят следующие мероприятия: сбор ориентирующей информации; подготовка технических и иных средств; определение круга участников; инструктаж участников; иные мероприятия. Обязательными участниками являются понятые. Обзорная стадия начинается с ориентирования на месте и предварительного обследования помещения или участка местности. По ходу предварительного обследования корректируется подготовительный план (если такового нет, намечается план и составляется схема очередности поисковых работ). Решаются вопросы об использовании технических средств. Определяются исходная точка и способ осмотра. Практика выработала следующие приемы осмотра: по направлению и последовательности исследования — встречное одновременное; параллельное одновременное; плановое исследование (разбитие площадей по квадратам-участкам); последовательное исследование (по часовой стрелке или против часовой стрелки); по охвату объектов — сплошное и выборочное (частичное) обследование. Поисковая стадия состоит в детальном обследовании объекта. Первоначальное обследование объектов без нарушения их целостности предпочтительно производить путем сравнения аналогичных объектов, посредством взвешивания и измерения, прощупывания, просмотра на просвет и т.д. При наличии достаточных оснований допустимо обследование объектов с разрушением отдельных частей (отклейка обоев, взлом стены, снятие обивки и т.п.). После завершения все обнаруженные объекты, подлежащие изъятию, подробно описываются с указанием их количества, веса, объема, материала, других общих и индивидуализирующих признаков.
В соответствии с пунктом 39 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», осмотр используемых для осуществления деятельности территорий или помещений либо иных объектов производится в присутствии проверяемого субъекта или его представителя, а осмотр помещений, где хранятся товарно-материальные ценности, — в присутствии материально ответственного лица. Проверяющие обязаны принимать меры для того, чтобы осмотр производился в присутствии указанных лиц. При невозможности обеспечить присутствие материально ответственного лица осмотр производится с участием работников проверяемого субъекта, определенных его руководителем, и (или) не менее двух понятых. Лица, присутствующие при проведении осмотра, также подписывают документы, составленные по его результатам.
Осмотр предметов производится в следующем порядке. Вначале изучается общий вид предмета. При этом участвующие в осмотре лица могут дать пояснения о назначении и правилах пользования осматриваемым предметом, если это имеет значение для результатов проверки. В необходимых случаях выясняется объем, размер и другие данные, характеризующие осматриваемый предмет. Затем выявляются индивидуальные признаки предмета, его дефекты и признаки, указывающие на связь осматриваемого предмета с исследуемым событием. Непосредственными объектами осмотра могут быть, например, отдельные компьютеры, не являющиеся составной частью локальных или глобальных сетей; рабочие станции (компьютеры), входящие в сеть; серверы; принтеры; модемы; сканеры и пр.
При осмотре работающего компьютера с участием специалиста следует: установить, какая программа выполняется, для чего осмотреть изображение на экране дисплея и детально описать его (а проще произвести фотографирование или видеозапись); по мере необходимости остановить исполнение программы и установить, какая информация получена после окончания ее работы; определить и восстановить наименование вызывавшейся последний раз программы; установить наличие в компьютере накопителей информации, их тип (вид) и количество; скопировать информацию (программы, файлы данных), имеющуюся в компьютере. Если компьютер подключен к локальной сети, то необходимо: установить количество подключенных к серверу рабочих станций или компьютеров, вид связи сети; по возможности организовать параллельный осмотр включенных в локальную сеть рабочих станций и компьютеров (по вышеизложенной схеме осмотра работающего компьютера). Если же такая возможность отсутствует, то надо обеспечить их остановку и далее производить осмотр в режиме неработающего компьютера. При осмотре неработающего компьютера требуется: определить местонахождение компьютера и его периферийных устройств (печатающего устройства, дисплея, клавиатуры, дисководов и прочего) с обязательным указанием в протоколе наименования, номера, модели, формы, цвета каждого из них; установить порядок соединения между собой вышеуказанных устройств, количество соединительных разъемов, их спецификации, виды проводов и кабелей, их цвет и количество; выяснить, подключен ли данный компьютер в сеть, и если да, то в какую именно и каковы способ и средства его подключения; проверить красящую ленту матричного принтера, на которой могут быть обнаружены следы текста.
Осмотр съемных носителей информации производится с целью установления содержания самой компьютерной информации и обнаружения внешних следов, в том числе пальцев рук. Последние могут быть выявлены на упаковках и местах хранения машинной информации. В протоколе осмотра указываются: место обнаружения каждого носителя информации (стол, шкаф, сейф), температура воздуха, при которой он хранился; характер его упаковки, надписи на упаковке, наклейки на носителях информации с соответствующими пометками, цвет материала упаковки и наклейки, наличие штрихового кода и прочие особенности; тип и размер носителя (в дюймах); изготовитель, плотность записи и номер; характерные признаки на носителях (царапины, иные повреждения, гравировки и пр.); тип компьютера, для которого предназначен обнаруженный носитель (его марка, фирма-изготовитель).
Осмотр документов производится с целью получения сведений, имеющих значение для результатов проверки, а также установления тех или иных данных для последующего их сопоставления со сведениями, содержащимися в других документах. Могут быть выделены три основных признака, присущих документу: наличие информации (сведений), носитель которой известен и которая может быть проверена; способность документа удерживать и перемещать эту информацию; содержание официального документа, исходящего от должностного лица, должно подтверждать или удостоверять изложенные в нем обстоятельства или факты, имеющие значение для результатов проверки, соответствовать его компетенции и обладать необходимыми реквизитами (дата и место составления, регистрации документа, фамилия должностного лица, его составившего, необходимые подписи, штампы / печати и т.д.), позволяющими проверять информацию. При этом должен быть соблюден установленный законодательством процессуальный порядок получения документа.
Тактика исследования документа следующая: анализируются форма и реквизиты документов (изучается общее состояние лицевой и оборотной стороны документа на предмет наличия обязательных реквизитов (исследуется их содержание), помарок, повреждений, зачеркиваний и других следов, которые могут иметь значение для дела); изучается логическое и техническое содержание текста (исследуется текст документа: наименование документа; кому, когда, кем, где и для какой цели был выдан; дата его подписи; регистрационные данные, причем выясняется, согласуются ли реквизиты документа с целевым назначением и содержанием); выявляются противоречия и при необходимости документ подвергается экспертизе. При осмотре документа также следует убедиться в законности способа приобщения документа к материалам проверки. Кроме того, он анализируется с точки зрения полноты, внутренней непротиворечивости содержащихся в нем сведений, их соответствия содержанию других имеющихся доказательств. Если для проверки документа недостаточно собранных доказательств, собираются новые доказательства. В целях уточнения, разъяснения содержания документа допустим вызов и опрос его автора. Если документ был представлен по запросу, обязательным элементом его проверки должно быть сравнение содержания и объема изложенных в нем сведений с требованиями запроса. При неполноте ответа запрос может быть повторен.
Акт осмотра составляется в ходе осмотра или непосредственно после его окончания. Во вводную часть акта осмотра целесообразно включать такие реквизиты, как: место и дата производства осмотра; время начала и окончания осмотра; фамилия и инициалы проверяющего; основание производства осмотра; фамилии, имена, отчества и местожительства понятых; процессуальное положение, фамилии и инициалы участвующих в осмотре лиц, ссылка на норму, регламентирующую действия в ходе осмотра; факт разъяснения прав, обязанностей и ответственности понятым; факт объявления участвующим лицам о применении технических средств и каких именно; условия осмотра. Описательная часть акта осмотра должна содержать описание всех действий, а также всего обнаруженного при осмотре в той последовательности, в какой производился осмотр, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра. В описательной части следует указать также, какие предметы изъяты и опечатаны и какой печатью, куда направлены после осмотра предметы, имеющие значение для проверки. Если в ходе осмотра были составлены схемы, планы или фототаблицы, то об этом должна быть запись в описательной части. Основным содержанием этой части является детальное описание обстановки места осмотра. Если в ходе осмотра составляется схема, то в акте осмотра допустимы отсылки к имеющимся на ней обозначениям. Осматриваемые объекты в таком случае нумеруются, а их номера должны быть одинаковыми как на схеме, так и в описательной части. В этой части акта осмотра фиксируются обнаруженные в ходе осмотра негативные обстоятельства, т.е. сведения, которые противоречат обычному для данного события механизму его совершения, а также объяснениям конкретных лиц. В заключительной части акта осмотра целесообразно указать следующие реквизиты: заявления, поступившие перед началом, в ходе либо по окончании осмотра от участвующих лиц с указанием их положения, фамилий и инициалов, а также содержание заявлений; указание на то, что акт прочитан участвующим в осмотре лицам; замечания к акту осмотра либо указание на их отсутствие; подписи понятых и иных участвующих в осмотре лиц; подпись проверяющего.
Важными дополнениями к акту осмотра являются план, схема и чертежи. План и схема отличаются друг от друга тем, что план вычерчивается в масштабе, а схема — произвольно. Планы подразделяются на общие и частные, плоскостные и развернутые. Одним из распространенных методов фиксации является фотографирование. При оформлении фототаблицы рекомендуется внизу на обороте каждого фотоснимка, прилагаемого к акту осмотра, указывать, с какого места произведена съемка. Фотографирование отдельных следов производится с учетом правил измерительной съемки (изображения мелких следов при фотографировании должны занимать всю площадь кадра; отдельные детали следа и его признаки необходимо дополнительно подсвечивать, чтобы по фотоснимкам можно было судить о его размерах, форме и особенностях).
Примеры.
1. Статьей 12.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования, заготовки (закупки) или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов.
В соответствии с абзацами 2, 4 пункта 7 Инструкции о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерства промышленности Республики Беларусь от 15.06.2006 N 98/12/10 (далее — Инструкция N 98/12/10), субъект предпринимательской деятельности обеспечивает: правильную организацию учета черных и цветных металлов, их лома и отходов в соответствии со спецификой собственного производства; соблюдение технологии хранения черных и цветных металлов, их лома и отходов.
В соответствии с абзацами 3, 4, 5 пункта 21 Инструкции N 98/12/10 субъект предпринимательской деятельности обеспечивает: систематическую очистку своих территорий от накопившихся лома и отходов черных и цветных металлов; оборудование специальных площадок для раздельного хранения лома и отходов черных и цветных металлов по классам, видам, группам или маркам; размещение и состояние площадки, позволяющие иметь подъездные пути, удобные для маневрирования транспорта и проведения погрузочно-разгрузочных работ, и твердое покрытие; принятие мер по недопущению загрязнения и смешивания лома и отходов черных и цветных металлов различных классов, видов, групп или марок между собой, а также с ломом и отходами других металлов и неметаллическими примесями.
При проведении осмотра территории общества было установлено, что обществом не оборудована специальная площадка с твердым покрытием для хранения лома и отходов черных и цветных металлов. Лом и отходы черных металлов хранятся не отсортированные по классам и видам, не очищенные от неметаллических примесей (сорная растительность) вперемешку с товарно-материальными ценностями, пригодными для дальнейшего использования, которые числятся на счетах бухгалтерского учета.
2. Частью 2 статьи 12.17 КоАП предусмотрена административная ответственность за реализацию или предложение к реализации товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации.
В соответствии с пунктом 27 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 N 703 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания» (далее — Правила), товары, на которые установлен срок годности и (или) срок хранения, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы они могли быть использованы по назначению до истечения срока годности и (или) срока хранения.
В комплексном пункте приема заказов на момент осмотра 24.03.2015 в 12.00 было установлено, что в реализации находился кондиционер-ополаскиватель для белья «Маг аромат лета» в количестве 1 штуки с истекшим сроком годности (согласно маркировке на упаковке дата изготовления — август 2013 г., срок годности 18 месяцев, срок годности истек в феврале 2015 г.), чем не были соблюдены требования пункта 27 Правил.
В нарушение пункта 27 Правил в магазине 15.05.2015 в 13.40 были допущены в реализацию с истекшим сроком годности (хранения): хлеб «Диетический» с отрубями 1/300, изготовленный в 8.00 09.05.2015, срок годности (хранения) 36 часов, лепешка «Сырная» с кунжутом 1/100, изготовленная в 8.00 10.05.2015, срок годности (хранения) 16 часов.
В то же время приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь влекут применение административной ответственности по части 4 статьи 12.17 КоАП. В частности, будет являться нарушением реализация товара, выразившаяся в его приобретении и продаже без наличия в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов.
Так, при осмотре торгового павильона было установлено, что в нарушение подпункта 1.12 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь, статьи 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», части первой пункта 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», в павильоне осуществлялись хранение и реализация товара в количестве 15 единиц без наличия документов, подтверждающих приобретение (поступление), хранение либо отпуск товара в реализацию. Факт совершения правонарушения подтверждался протоколом осмотра торгового павильона, описью, актом о непредставлении документов, объяснением продавца.
3. Частью 2 статьи 15.63 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение иных требований законодательства об обращении с отходами.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 N 271-З «Об обращении с отходами» (далее — Закон об отходах) юридические лица, осуществляющие обращение с отходами, обязаны обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами. В соответствии с частью 1 пункта 1 статьи 24 Закона об отходах сбор отходов и их разделение по видам осуществляются производителями отходов либо уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами.
В нарушение подпункта 1.1 пункта 1 статьи 17, части 1 пункта 1 статьи 24 Закона об отходах на момент осмотра в обществе на производственном участке не был обеспечен сбор отходов, а на электроучастке при сборе отходов не было обеспечено разделение их по видам. Так, на производственном участке не имелось контейнеров для сбора отходов, на электроучастке осуществлялся сбор отходов пластмассы совместно с макулатурой и стеклом.
4. Статьей 16.8 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.
Согласно пункту 6 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.11.2011 N 110 «Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 декабря 2009 г. N 143″ (далее — СанПиН N 110), территории населенного пункта и организаций, в том числе территории, закрепленные за организациями для обслуживания решением местных исполнительных и распорядительных органов, должны содержаться в чистоте.
Согласно пункту 18 СанПиН N 110 контейнерные площадки для сбора твердых отходов должны соответствовать следующим требованиям:
- содержаться в чистоте;
- иметь удобные подъезды для транспортных средств, осуществляющих вывоз твердых отходов;
- быть оборудованы искусственным водонепроницаемым покрытием;
- иметь ограждение с трех сторон на высоту выше емкостей для сбора твердых отходов. При этом запрещается использовать в качестве строительных материалов для ограждений контейнерных площадок стекло, брезент и сетки;
- размеры контейнерных площадок должны превышать по всему периметру размеры емкостей для сбора твердых отходов.
Согласно пункту 19 СанПиН N 110 емкости для сбора твердых отходов должны соответствовать следующим требованиям:
- изготавливаться из материалов, допускающих проведение мойки и дезинфекции;
- находиться в технически исправном состоянии;
- оборудоваться крышками;
- быть окрашенными и иметь маркировку с указанием вида отходов и данных о собственнике.
На момент обследования территории предприятия не был обеспечен ремонт асфальтированной площадки территории предприятия; не была оборудована контейнерная площадка для сбора твердых отходов (контейнеры для сбора твердых отходов установлены возле здания гаража, не ограждены с трех сторон); емкости для сбора твердых отходов находились в неисправном состоянии (изготовлены из ржавеющего металла, не оборудованы крышками (2 из 3 контейнеров прикрыты деформированными и ржавыми листами металла), не окрашены и не имеют маркировки с указанием вида отходов и данных о собственнике).
Таким образом, предприятием не были соблюдены требования пункта 6, подпункта 7.3, абзаца 2 подпункта 7.5 пункта 7, пункта 16, подпункта 18.4 пункта 18, пункта 19 СанПиН N 110.
5. Статьей 23.41 КоАП предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка. На момент обследования одна часть земельного участка организацией использовалась для содержания и обслуживания дома отдыха, а другая часть — для содержания и обслуживания производственного цеха без документов, удостоверяющих права на них (свидетельств (удостоверений) о государственной регистрации).
В соответствии с частью 1 статьи 20 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее — КоЗ) земельный участок считается созданным, измененным, прекратившим существование с момента государственной регистрации соответственно его создания, изменения, прекращения существования. Право на земельный участок, ограничения (обременения) права на земельный участок возникают, переходят, прекращаются с момента государственной регистрации соответственно их возникновения, перехода, прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 20 КоЗ.
Согласно части 3 пункта 7 Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 N 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее — Указ N 667) право на земельный участок возникает у гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица с момента государственной регистрации этого права в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 72 КоЗ самовольным занятием земельного участка является использование земельного участка без документа, удостоверяющего право на него, за исключением случаев использования гражданами земельных участков, предоставленных им до 1 января 1999 г. для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, строительства и эксплуатации индивидуального гаража для хранения транспортного средства, сведения о которых внесены в земельно-кадастровую документацию, случая, предусмотренного частью первой статьи 44 КоЗ, а также иных случаев использования земельных участков гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, предусмотренных решениями государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией, предусмотренной КоЗ и иными актами законодательства, либо по постановлению суда.
Таким образом, в нарушение части 1 статьи 21 КоЗ, части 3 пункта 7 Указа N 667 организацией на момент проверки использовались земельные участки, на которые не были получены свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации, выдаваемые организацией по государственной регистрации.